НАШ ТЕАТР

Пять лет существования театра им. МГСПС— знаменательная дата в истории нашего социалистического строительства. Театр им. МГСПС —
подлинное детище нашей революции, рожденное в момент перехода Республики к мирному строи
тельству. Успехи окрепшего и ставшего на ноги театра есть частица общих успехов рабочего класса в деле культурного строительства.
Как создался театр им. МГСПС? Пришел известный лишь провинции и мало знакомый Мо
скве провинциальный режиссер, сколотил труппу из провинциальных артистов, и коллектив стал работать. Но работа сразу была поставлена на особые, чуждые нашим старым театрам пути. Худо
жественный руководитель и режиссер, ныне заслуженный артист Республики т. Любимов-Лан
ской, понял, что советский новый рабочий театр может быть создан лишь силами и энтузиазмом масс, организацией не только труппы, но и зри
тельного зала, привлечением в созданию нового дела рабочих и общественных организаций.
Тов. Любимов-Ланской оказался незаурядным, энергичным и инициативным организатором. Он сумел привлечь к делу не только Культотдел МГСПС, но также культотделы отдельных союзов, фабзавкомов крупнейших фабрик. Художествен
ный совет театра, пленум которого достигает 50-ти человек, являет собой крепко спаянную группу подлинных друзей театра, обсуждающих проек
ты репертуара и постановок с точки зрения тех общественных групп, которые делегировали их.
И эта связь с общественными организациями дала возможность театру медленно, но неизменно расти, совершенствоваться и итти вперед по пути создания подлинного рабочего театра, близкого и понятного широкой рабочей массе.
Исключительна скромность художественного руководителя, который неизменно заявляет, что, мол, «мы Америк не открываем, мы стремимся быть театром сегодняшнего дня, театром современ
ным, понятным широкой рабочей массе». Но дело в том, что это самое трудное, это и есть та Аме
рика. которую дано было открыть театру имени МГСПС.
Тов. Сольц обронил как-то меткую фразу: «Не будь «Шторма» — не было бы и «Любви Яровой». Постановка «Шторма» Билль-Белоцерковского, действительно, утвердила театр им. МГСПС и за
ставила считаться с ним даже академические театры, которые поняли, что пути репертуара, театрального оформления и общей установки, кото
рый избрал театр им. МГСПС неизбежны и для них, если они не хотят оторваться от масс.
Последние постановки театра им. МГСПС позволяют нам уже говорить о стиле этого театра. По
пытаемся проследить, откуда он пошел, этот стиль, где он зародился и каким образом он достиг нынешней четкости и определенности.
Лабораторные изыскания великого мастера театра — т. Мейерхольда, завершившиеся рядом удачных революционных постановок, созвучных совре
менности, показали, что т. Мейерхольд правильно нащупал пути революционного театра. Тов. Мейер
хольд явился зачинателем подлинно советского театра. Но неугомонный мастер не мог вырваться из своей лаборатории, его увлекло разрешение сложнейших формальных задач, он, не находя и не умея создать современного репертуара, вынужден свое мастерство и присущий ему революционный пафос изощрять на классиках!.
А жизнь требовала своего. Методы, найденные т. Мейерхольдом, требовали популяризации, они перекинулись в театр Революции, где мы имели ряд спектаклей, проведенных под руководством тов. Мейерхольда.
Театром-завершителем явился театр имени МГСПС. Он использовал лучшие достижения ма
стера Мейерхольда, отнюдь не подражая ему, и «Шторм» явился тем спектаклем, который претворил правильные идеи т. Мейерхольда в художественно самостоятельную форму, чуждую подра
жательности. Стиль театра, таким образом, был найден. Он- пришелся по вкусу рабочей массе, те
атр от постановки к постановке закреплял и
уплотнял свои достижения. И последние работы театра — «Мятеж» Фурманова и в особенности «Рельсы гудят» Киршона свидетельствуют о том, что театр, как художественный коллектив, созрел для плодотворной творческой работы в области создания подлинно советского зрелища, доступного, близкого и понятного рабочей массе.
Кем то было брошено по адресу театра им. МГСПС презрительное слово — «театр популяризатор». Что же, это не так уж плохо. Пусть в экспериментальных лабораториях театрального искус
ства занимаются опытами оживления классиком и поисками любопытнейших и интереснейших формальных находок. Театр популяризатор, обладающий вкусом и связанный с массой, сумеет от
сеять все нужное и ценное, чтобы воплотить это в советский спектакль, близкий и понятный рабочему.
Если мы возьмем последнее достижение театра им. МГСПС — постановку «Рельсы гудят», мы убедимся, как совершенная форма, -приведшая в художественный раж больших мастеров театра, вос
принимается рабочим зрителем. — «Наш спектакль, наша пьеса», — услышите вы в фойэ.
— Наш театр, — подтвердим и мы.
В. АШМАРИН