НА ЭКРАНЕ

Об идее 1-го Всероссийского совещания по сценарному делу лучше всего говорит та горь
кая статистика, которую привел в своей речи докладчик от Главискусства тов. Бляхин: — хорошие (т.-е. в идеологическом отношении выдержанные и в художественном смысле полноценные) фильмы советская кинематография на
считывает единицами, а плохие... изготовляет сотнями. Сценарный кризис является здесь основным звеном.
Докладчик от Совкино тов. Рафес выступил с благими намерениями и миролюбивыми обещаниями... К чему они сводятся?
Они повторяют старые «истины»: 1) привлекать к литературной работе в кино молодняк, главным образов рабселькоров и пролетписателей; 2) опираться в сценарном деле на под
держку и критику общественности; 3) улучшить условия труда (повысить оплату сценариев — либретто — тем); 4) искоренить недочеты аппарата (множественность заказывающих, оцениваю
щих, принимающих и утверждающих сценарии инстанций). Однако, проскользнули тут и новые мысли: о ставке на фабрично-организованное производство и на систему творческих коллективов, об укреплении положения сценариста путем введения его в штатный состав постановочных групп, и т. д., и т. п.
Странное впечатление произвело выступление в качестве докладчика тов. Силлова (от АРК а), который речь свою заострил намеками и недомолвками по адресу тех непорядков в постановке сценарного дела (в Совкино), ответственное участие в которых он принимал еще недавно сам... Отсюда именно и начался тот полемический задор, с которыми выступили: тт. Та
расов-Родионов, Перцов, Денисов, Трайнин и др.—до сих пор «делавшие» сценарный кризис.
Деловые выступления, пролившие свет на причины кризиса, принадлежали москвичам тт. Туркину, Юкову, Соколову, Гейману и др., которые, в противовес ленинградской делегации (тт. Пиотровский, Блейман, Бродянский и др.), выдвинули продуманные аргументы по поводу сценарного кризиса. Москвичи дали исчерпывающий анализ сценарному кризису, тогда как ле
нинградцы ограничились лишь поверхностными фразами и случайными примерами...
Но центр дискуссионного «боя» шел не по этой линии: боролись между собою не совкиновцы, межрабпомовцы, арковцы или отдельные сценаристы; — я схватились «молодые» и «старые», новички и опытные... Но, увы, в самый жаркий момент на «поле сражения» не осталось почти никого: каждая из сторон осталась «при своем мнении»...
Несколько неожиданным для собравшихся было выступление В. Киршона. Его установка вызвала недоуменные возгласы: «РАПП пропове
дует искусство для искусства!», «смена вех, тов. Киршон!». И, действительно, двукратное выступление тов. Киршона давало полное основание к такого рода умозаключениям.
Выходом из положения не явятся ни декларированная «надбавка» сценаристам, ни обеспеченные по той же линии авторские права и т. п. Дело вовсе не в этом. Нужна четкая уста
новка советской кинематографии на требования массового зрителя и на максимально современ
«За ваше здоровье» Произв. Межрабпомфильм
Рабочий — арт. Чистяков
ную тематику. Но эти вопросы, к сожалению, не были освещены на совещании, да и сам зри
тель не участвовал в обсуждении сценарного кризиса. А он бы мог сказать много поучительного.
Далеко не разрешен совещанием кардинальный вопрос о кино-учебе сценаристов. Глухо и вскользь об этом упоминает резолюция.
Сценарный кризис больше всего происходил, происходит и будет происходить вследствие художественной неграмотности (одних) и политиче
ской близорукости (других) наших специалистов сценарного дела. Секрет ликвидации кризиса заключается в значительной степени также и в учебе. А на совещании прежде всего спорили и домогались... двухтысячной оплаты и упрощения бухгалтерских расчетов, или прожектирова
ли такие организационные формы сценарной, работы, которые сами нуждаются в проверке и в изучении (например институт ассистентов-сценаристов и т. п.).
Первый опыт коллективного разрешения тяжелого кризиса нашей кинематографии на его сценарном участке нас не совсем удовлетворяет.
Но начало положено. Будем надеяться, что жизнь принудит руководство нашей кинематографии учесть ее требования в своих дальнейших опытах такого же рода.
н. ю—н

ПОСЛЕ СЦЕНАРНОГО СОВЕЩАНИЯ

КИНОХРОНИКА

МОСКВА
Кино-оператор Н. Анощенко выехал по командировке Цебриза ВСНХ за границу. Его изобретение — кинопроектор с непрерывным движением пленки — запатентовано в Америке.
На 3-ей фабрике Совкино режиссер К. Гаврюшин ставит фильму «Хаос и порядок» по сценарию Виктора Геймана.
Тема фильмы — стандартизация в промышленности, сельском хозяйстве и быту.
Закончены павильонные съемки по картине «Иуда». Режиссер Иванов-Барков. В главных ролях артисты: Клюквин, Юренев, Штраух, Рогожин, Цесарская, Ковалева и Ильющенко.
В начале апреля режиссер Иванов-Барков выедет на Кубань для съемки натуры.
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ
В Ростов-на-Дону прибыла агит-киноэкспедиция, организованная Совкино вместе с обще
ством борьбы с алкоголизмом. Цель экспедиции— пропаганда лозунгов культурной революции и борьба с алкогольным и религиозным дурманом.