На театральном фронте, как и отчасти на фронте производственном, налицо лихорадка па
дения трудовой дисциплины. В последнее время мы отмечаем ряд явлений, говорящих, что советский театр, бывший до сих пор примером организованности, в данное время, продолжая, с од
ной стороны, давать значительные спектакли, в нормальном ходе производства дает значительно сниженную продукцию, весьма невысокую по качеству и резко отличающуюся от «премьер».
Все чаще и чаще допускаются замены исполнителей без предварительной подготовки. Наблю
дается плохое знание ролей. Некоторые актеры позволяют себе не приходить на спектакль, изве
щая о болезни за пять минут до начала. Число технических неполадок растет с каждым днем, и нередки случаи, когда на сцене падают плохоприкрепленные части декораций.
Актеры позволяют себе смеяться во время исполнения и пересыпать текст ролей репликамиотсебятинами. Опоздание на выход становится нормальным явлением.
Этим самым формальная четкость ряда крупных спектаклей нарушается вплоть до того, что режиссеры отказываются от них, заявляя через некоторое время, после премьеры: «да, это не мой спектакль, не мой замысел».
Читатель может задать вопрос: да, в каком же театре все это происходит? Укажите факты! Конкретно скажите, в каком театральном производственном коллективе так нала дисциплина.
И на это приходится ответить: это явление общего порядка. Это наблюдается даже в лучших театрах республики.
В целом, таким образом, перед нами большой опасности явление, с которым необходимо повести самую активную борьбу. Нельзя допу
стить, чтобы советский театр, которому в общей схеме культурной революции отведено значительнейшее место, которому надлежит в таком крупном вопросе, как борьба за трудовую дисциплину, занять место пропагандиста и агитато
ра за культуру труда, за его дисциплину—сам являл собою образ расхлябанности.
Указание на то, что за последнее время театр дал ряд крупных спектаклей, значительных по своим художественным и идеологическим достижениям, бьет мимо цели, ибо... взгляните на эти же спектакли спустя месяц после премьеры и вы поразитесь до чего падает лучший спектакль в своем художественном рисунке, как снижается его идеологическая ценность.
Серьезность создавшегося положения ставит на повестку дня вопрос о борьбе с снижением
трудовой дисциплины на театре, о подъеме качества продукции.
Мало выпускать хорошие спектакли, надо уметь их сохранять, ведя кривую художественного роста спектаклей кверху, а не книзу.
Какими же мерами можно повести борьбу с указанными явлениями?
С одной стороны, в порядке административного воздействия, соответствующий декрет правительства открывает большие возможности в отношении налаживания нормального хода производства, но одних административных мер мало. Необходимо более тщательное наблюдение и корректирование спектакля со стороны режиссуры и усиление воспитательной работы с актером.
В этом направлении пока сделано мало и. нам необходимо проделать большую работу по воспитанию актеров, развивая в них навыки новой общественности.
Помимо этого, необходимо улучшение бытовых условий актера за кулисами и в его домашнем быту, необходимо также установить и более тесную связь актера со зрителем.
У нас почти в каждом театре существуют художественные советы, в которых работают лучшие представители нашей рабочей общественности.
Но близко ли они стоят к актерам своего театра, знают ли они своего актера, помогают ли они театру в воспитании актера, выправляют ли они производственную линию театра в его рядовой повседневной работе? [*)].
И последнее—сами актеры должны повести борьбу за подъем качества рядового спектакля.
Эпоха культурной революции поставила перед театром огромную задачу — перевоспитания человека. И актеру, прежде чем начать воспитывать других, необходимо воспитать в себе сознание собственной ответственности. Поэтому:
«Мы—за проверку рядовой работы театра, за участие в этой проверке худсоветов, нашей общественности, и, особенно, нашей критики, «почивающей на лаврах», «отбыв» премьеру.
Мы за «налеты» в театр во время рядовых спектаклей, и за отражение результатов этих налетов в печати.
Театральная критика — даешь «легкую кавалерию»!
А. ВИНЕР

ДАЕШЬ „ЛЕГКУЮ КАВАЛЕРИЮ !

[*)] Редакция считает вопрос, поднятый тов. Винером, очень важным и просит работников театра откликнуться.