„НОЧНЫЕ ПАУКИ

Театр продолжает с настойчивостью, заслуживающей гораздо большего сочувствия со стороны общественности и прессы, вспахивать цели
ну «советской оперетты». В этой работе, если угодно, есть доля подвижничества — поскольку требования к этому советизирующемуся жанру
предъявляются исключительно повышенные. Вот «Блокаду», например, приняли, как сверхсоветский спектакль, только за развевающиеся в фи
нале 3-го акта красные знамена, за один момент «простили» МХТ l-му целый классово и идеологически чуждый нам спектакль, а в постановках театра оперетты с пристрастием подстере
гают каждую трудность, каждый промах... В этом «максимализме», право же, есть доля лицемерия: проваливайтесь, дескать, вы поскорее с вашей «советской» — хотим видеть на сцене шикарную жизнь, герцогов, проституток, импотентных мышиных жеребчиков — и чтобы все время пели про «лубовь»...
Новая советская оперетта «Ночные пауки» — не явится новой страницей в истории этого жан
ра, но в ней закреплены кой-какие достижения прежних постановок. Это, во-первых,—а во-вто
рых, и этого не надо недооценивать—спектакль решительно освежил и обновил самый стиль му
зыкального оформления. Неплохо сделана была музыка в «Амулете» и «Луна-парке», но это бы
ла музыка вчерашнего музыкального дня. Интересна и остроумна музыка «Людовика ...надцатого», но это—суховатая стилизация не для широкого слушателя. И впервые в «Ночных пау
ках» зазвучала современная культурная, хотя и «легкая» музыка Оранского.
Гораздо менее удовлетворяет содержание новой оперетты.
Мы не принадлежим к числу «максималистов», требующих от советской оперетты сейчас же сквозного и беспрерывного действия, а вен
ской оперетте прощающих какую-угодно бессмыслицу и бессодержательность. Но в спектакле советской оперетты должна быть какая-то... «большая идея». В «Женихах» обследована мелкомещанская стихия, в «Джокере» звучит политический мотив, «Амулет» каким-то боком приле
гает к пропаганде Коминтерна, «Людовиком» дан просветляющий сознание подзатыльник обыва
тельскому «романтизму», в «Луна-Парке» четко противопоставлены две культуры, два миросозерцания (странным образом, не были оценены за
мечательно поставленные Бравиным и Новиковой фигуры советских людей заграницей — такие не
ходульные, легкие, непошлые и настоящие «свои»)...
А в «Ночных пауках»? Бухгалтер Сандунов направлялся со своим помощником в баню, по дороге зашел в пивную, здесь попал в сети мошенников, обменял свой набитый бельем портфель на чужой, в поисках, портфеля попал в квартиру палаточника, портфель нашелся. И все... Никакой «большой идеи» отсюда не выжмешь... Получился в лучшем случае, трехактиый, длинноватый водевиль в манере Лабиша — и, несмотря на советскую фразеологию и типаж, какой-то весь «вне времени и пространства».
Театр честно проработал над легковесным либретто, пытаясь осмыслить его, если не в целом, то по частям, по кускам... Режиссер спектакля А. Г. Алексеев, не без темпераментной полеми
ки, вывернул наизнанку традиционное «весельеопереточного ресторана: он смело показал пив
нушку, со всем ее пьяным свинством. Хорошо задуман и сделан, например, явно вставной но
мер, оплевывающий пошлость салонно-мещанской «экзотики»... Но кое-что и совсем не вышло: эпи
зод о Париже в 1-м акте протекает очень тяжело (и вверху и внизу), он довольно-таки ску
ден, а главное — «идеологический» текст своей слишком уже тонкой иронией никак не может покрыть «разложения буржуазии».
Мало помощи и опоры имел режиссер в декоративной и танцевальной (очень важно для оперетты) частях. Оформление, будем прямо говорить, из рук вон плохо—ни формы, ни коло
рита, ни целесообразности. Такие «декорацииприемлемы для провинциального балагана, а ни
как не для показательного столичного театра. Даже, не верится, что этот тот самый Е. Соко
лов, который в свое время нашел принцип, стиль и краски для «Женихов»... Мало выразительны и неостры поставленные Цаплиным танцы, — упор на акробатику не спасает еще положения.
Конечно, «спасают» спектакль, дружно помогая в этом отношении постановщику, актеры... Актеры оперетты и являются мерой роста, про
деланного театром на его еще таком коротком советском пути. Разве в венской оперетте мыслима. была такая четкость и законченность разработки образа, какую показал на этот раз Воло
дин? Этот смешной бытовой человек, так планомерно «раздуваемый» актером до финального (роль кончается, собственно, с 2-м актом) гротеска — настоящий маленький шедевр актерского мастерства. А как выросла Власова! Резвость
жизнерадостность, мальчишество, — но все это «наше», здешнее, советское: никакой пошлости и каскадного эротизма, очаровательная и легкая угловатость... комсомолки, впервые надевшей физкультурные трусики. Или, например, «выдви
женец» театра (из хористов) молодой т. Друц— сколько разнообразия, содержательного комизма и искренне заражающего веселья он проявил к своих двух микроскопических рольках!..
Последний акт «Ночных пауков» построен по принципу «Амулета»: утомленное двумя длинными актами внимание зрителя «доппингируется
как бы новой одноактной пьесой, пришитой к спектаклю белыми нитками и возлагаемой все
цело на плечи Ярона. В «Пауках» это удалось лишь наполовину: остался недоработанным мотив о фальшивом Николае II, — а это значит, что выпала наиболее значительная половина ро
ли Ярона. Но зато в другой — хронологически в первой — половине Ярон достаточно сумел за
нять зрителя; моментами в своих трюках он доходил до чисто-аристофановской сочности.
Менее заметна на этот раз Новикова, еще не вполне овладевшая ролью и еще не нашедшая для нее (деклассированная «дамочка» Катишь) основной характерной черточки. Мало одной физической легкости и «обще-опереточного» порха
ния и для роли Гедеонова, нужен сценический рисунок,—а об этом Церетелли как раз и не по
заботился. Зритель это очень ощутил—и вот еще одна мера роста театра.
Прекрасное впечатление оставляет хор, очень чисто и оживленно, при трудной музыке, прово
дящий массовые сцены. Побольше хотелось бы видеть только заботы о характерности для его внешнего оформления (костюмы и гримы).
Как видит читатель, в новой постановке есть минусы — и очень существенные.
На пути советизации оперетты были и будут впредь более удачные и менее удачные спектакли,—и измерять «шаги» надо не от постановки к постановке, а более крупными периодами, не теряя общей перспективы и линии развития. «Ночные пауки» показали, что прежние достижения закреплены прочно. А теперь—дальше!
А. МОЛЧАЛИН.
ТЕАТР
ОПЕРЕТТЫ