ЛЕТНИЙ ВОПРОС

Еще со старых антрепренерских времен известно, что в летнюю пору на серьез
ный репертуар зрителя трудно заманить. В этом, конечно, есть известная доля исти
ны. Жара, отпуска, общая установка на отдых, стремление уйти из-под крыши на воздух — все это в значительной мере усиливает тенденции развлекательного характера. Это явление законное и понятное.
Самое важное - это качество преподносимого сценического материала. И легкость бывает разная. То, что у нас преподносится под видом легкого репертуара, большей частью — старая заваль, которую ни одно предприятие не решилось бы показать зимой и которая отпускается со скидкой посетителю летних театров В лучшем случае — несколько более легких, беззаботно воспри
нимаемых комедий из зимнего репертуара и уже, как верх совершенства и серьезного подхода, какое-нибудь новое переводное изделие.
Еще более печально обстоит дело с качеством нашей эстрады (по части драматической). Пошлятина, обывательщина, в лучшем случае — мещанская проповедь под ви
дом советского благочестия льются из каждого куплета, из каждого юмористического рассказа. Можно прямо сказать — в летнее время большинство садов почти во всем нашем Союзе, как будто, ставят своей задачей, главным образом, удовлетворить эстетические потребности мелкой буржуазии, являющейся пока что одним из небольших, но весьма назойливых заказчиков театра. От этих заказов, от этого напора не всегда театры ухитряются сберечь себя и зимой, когда руководство стоит на высоте, — тем паче, не могут и не желают уберечься летом, когда руководство ослабляется.
А, ведь, нельзя забывать,что кроме театральных летних увеселительных учреждений, обслуживающих более или менее состоятель
ную непролетарскую часть населения, у нас имеется еще множество рабочих садов, эстрад и клубов.
Если можно отмахнуться, оставить на произвол судьбы обычного посетителя Эрми
тажа, если здесь можно ограничиться мерами контроля и цензуры, то там наша задача усложняется, ибо там, где мы имеем перед собою аудиторию рабочую, мы должны явиться организаторами (поставщиками) доброкачественного, идеологически выдержанного, художественно ценного материала.
Необходимо самое строгое отношение к труппам, формируемым для окраин, для районных театров, на фабрики, заводы, самое стро
гое отношение к посылаемым туда актерам, самое строгое отношение к репертуару, ко всяким выступлениям.
Из всего этого неизбежно вытекает и вторая сторона летнего вопроса: не только нужно выбирать самое лучшее из старого, не только нужно следить за качеством этого старого, но и поставить перед нашими дра
матургами, перед нашими авторами вопрос о создании нового, легкого репертуара. Тем и материала более чем достаточно.
И, наконец, третья сторона „летнего вопроса“, как нам кажется, наиболее важная.
Это — момент общественного контроля над постановкой, момент критики.
К величайшему сожалению можно отметить, что летняя легкость, своеобразная снисходительность отражается на театральных отделах газет и на наших театральных журналах. Мы не может удлинять своей статьи многочисленными примерами, мы это обстоятельно сделаем в следующий раз, так