может стать театром не для детей, а театром самих детей.
Следующим шагом (подростки, первые годы юношества) должно явиться приближение к общественности, при сохранении условного
сценического театра с главными посетителями детьми, создание театра молодежи раннего возраста (преимущественно будущих проф-художников для себя и для более молодых сверстников).
Затем — уход от изображающего искусства сделает приемлемой импровизацию, благодаря
гармоническому воспитанию и, — прежде всего, для одаренных организация самой действительности.
Итак — на всем своем протяжении пролетарский детский театр есть театр не для
детей, а театр детей и юношества для более молодых товарищей.
Дело педагогики — дать научные и практические указания, общее руководство и соответствующий подбор материалов.
Поскольку детская фантазия оскудевает за отсутствием разнообразна целей и мате
риала, постольку здесь должны поддержать детское и юношеское творчество, еще вита
ющее в облаках фантазирования (особенно у будущих профессионалов, как наиболее
даровитых), знания и практическое умение художников педагогов.
Точно также (с поправками на возрастные периоды) — сказки будут сочиняться, со
бираться и оформляться в среде детей, подростков и юношества с поправками воспи
тателей; точно также и с музыкой, пением, танцами, с живописью, рисунком,скульптурой.
Художественно - историческое образование сможет начаться лишь в первой пope юношества (15 — 16 лет), когда обычно начи
нается период преодоления изобразительнохудожественных тенденций. Можно думать, что подвижные музеи театра вскоре станут
возникать в результате нынешнего практикоопытного течения в театроведении.
Резюмирую: никаких взрослых театров, пьес, постановок для рабочих детей Планомерное управление театральным творчеством самих детей с курсом от крайней условности через натурализм и условный театр, к реальной организации жизни; систематическое воспитание поголовно всех детей по линии гармонического развития в целях создания возмож
ностей импровизационного творчества в эпоху полной зрелости; производственное обучение художественно-одаренных.
Б. АРВАТОВ
Ленингр. Малый Ак. Оперный театр Р. Г. Горская
„Похищение из Сераля“
например), но не отвлеченный, оторванный от жизни, а внедряющийся в быт и связанный не
посредственно со школой, с детскими играми. Кукольный театр приемлем еще тем, что он
нос уважаемого Всеволода Эмильевича Мейерхольда к физиономии драгоценнейшего Константина Сергеевича Станиславского,
а бороду милейшего Владимира Ивановича Немировича-Данченко к уважаемому подбо
родку незаменимого и заслуженного Алек
сандра Яковлевича Таирова. С этого самого момента и исчезли в Москве всяческие фронты и все споры сразу же прекратились. В особенности был доволен уважаемый Анатолий Васильевич, по сему случаю сказавший:
— Ах, как хорошо стало теперь у нас на театре, левые поправели, правые полевели, у Мейерхольда — натурализм, у академиков конструктивизм, в Малом — марксизм, а в Большом — декабризм! И везде юбилеи, юби
леи и юбилеи! И везде ставят „Яд“! Ах, как приятно быть наркомом и драматургом!
И, действительно, сезон был приятен для всех во всех отношениях. Да, хорош был покойничек, царство ему небесное!
МОМУС
***