НАЗАД К РАБКОРСТВУ!

Для всякого, кто пристально следит за деятельностью рабкоров в области театра, становится ясным, что этому авангардному пролетарскому корпусу настала, наконец, пора как-то «самоопре
делиться» на театральной работе. Во всяком слу
чае, участие рабкоров в строительстве получает иногда совершенно неожиданный уклон.
Резкое падение - в театральной среде и у широкого читателя — авторитета запутавшейся и «беспринципной» руководящей части нашей кри
тики — с одной стороны — и поднявшаяся волна активного интереса к театру со стороны рабочего
класса — с другой, — все это, естественно, прибило к самому театральному берегу рабкоровскую рать... Работы здесь рабкорам — непочатый край. И вот как-то и почему-то случилось, что великолепная энергия рабкоров растрачивается здесь не по прямому ее назначению.
Какова роль рабкора на заводе? Он является недреманным оком пролетарской общественности: он, как чувствительный барометр, сигнализирует делегировавшему его классу как о крупных, так
и о мельчайших недостатках, неправильностях и перебоях общественно-производственного механиз
ма. Возьмем грубый схематический пример. Пишет рабкор в газету, например, такую заметку: «На на
шем паровозном заводе засела шайка вредителей, завком состоит из растратчиков, красный дирек
тор — пьяница, в партячейке тон задают склочники, прогулы и хулиганство дошли до немыслимых границ; немудренно, что наши паровозы, по
сле первого же рейса, поступают в капитальный ремонт». Правильно и отлично написано.
Но если бы рабкор вместо того, чтобы следить за «механизмом» производства (т.-е. стоять на страже социалистического способа производства), вздумал входить в обсуждения самой продукции завода, вряд ли что нибудь путное из этого получилось. Он. вероятно развязно написал бы: «Еще одна победа советского строительства... Новень
кий, блестящий паровоз... Разубранный красными флагами...» и т. д. А глядишь через месяц этот «новенький, разубранный» свалился под откос и перекалечил десятки людей!..
К счастью, в области нашего хозяйственного строительства такого уклона рабкоровской работы не существует. Но такой уклон явственно обозна
«Союз честных людей
Проф. Ноулакс — Кречетов
чается на фронте театрального строительства (любопытно: в области литературы этого уклона не наблюдается!).
За истекший сезон журналы много и охотно печатали рабкоров о спектаклях: была сделана
явная ставка на рабкора-теакритика... Увы, надо сознаться — ставка эта бита. Рабкоры пишут теа
тральные рецензии куда-как плохо: их суждения
сбивчивы, нечетки, необоснованы, поверхностны, субъективны и импрессионистичны до крайности: стиль и метод их — просто сколок с «буржуазныхрецензий. А главное, рабкоры постоянно расхо
дятся друг с другом в идеологической оценке того или другого спектакля!
Для того, чтобы быть критиком буржуазным или пролетарским надо обладать известной сум
мой знаний, квалификацией. И если плоха совре
менная профессиональная критика, то значит-ли это, что мы должны множить ее ряды нашими по происхождению, но тоже плохими рецензентами?
Право же спектакль есть не менее сложное явление, чем паровоз; критически воспринять и охватить его — процесс сложный, тонкий, «путанный» и требующий солидной и широкой идеологической базы. Какой любопытный разнобой по
лучился недавно во взглядах на «Блокаду» двух культурнейших критиков-коммунистов!..
Рабкор вовсе не есть какой-то «прирожденныйтеакритик — вот что. нужно очень четко устано
вить. Ссылка на «классовый инстинкт» никуда не годится: от нее недалеко и до меньшевистской доктрины о пролетарской «благодати». Никакой инстинкт не поможет самому чистокровному и потомственному пролетарию «догадаться», что стен
ки котла в «новеньком» паровозе не выдержат установленного давления. Для этого нужна не «благодать», а специальное и серьезное знание!..
На этой почве иногда развивается худший вид пролетчванства. Чтобы недалеко ходить за примерами, вот недавнее заседание худсовета ГОТОБ’а, посвященное обсуждению «Сына солнца». Рабко
ры смело высказывались и об «оформлении», и об игре, и даже о музыке (!). А самое содержание этой фальшиво-подрумяненной, а по существу старой-престарой вампукистой оперы объявили и «нашим» и «революционным»! При этом либрет
тист оперы М. П. Гальперин был объявлен «нашим пролетарским писателем»!..
Конечно, теакритика переживает жесточайший кризис. И, конечно, на смену нынешнему буржуаз
ному рецензентскому наследству и случайным в теакритике гражданам придет из рядов пролета
риата (больше неоткуда) настоящая профессиональная теакритика. Но она будет комплектоваться в порядке отчасти рационального выдвижен
чества, отчасти, путем «естественного подбора» из всех слоев квалифицированной пролетарской интеллигенции: и из окончивших вуз, и из журналистов, и из рабкоров.
Одним словом, как говорится на 12 году революции — «ученье свет, неученье — тьма»... Везде и всегда нужна квалификация и спецификация.
Квалификация и спецификация рабкоров
вовсе не по рецензентской линии. Она совсем иная — гораздо более почетная и нужная сейчас. Увлекшись критиканством и игрой в эстетство, рабкоры совершенно забросили социально-быто
вой сектор теастроительства. А тут им и книги в руки. Сюда в рабкорство — и должны вернуться наши теарабкоры, если они не хотят превратить
ся в ухудшенное издание буржуазных рецензентов...
А. МОЛЧАЛИН.
В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ