О ЗАМОСКВОРЕЦКОМ

ТЕАТРЕ

Почему-то у нас не в обычае внимательное и
чуткое критическое наблюдение за жизнью наших районных театров. Принято писать об отдельных постановках, лишь вскользь упоминая о самом
театре, о его путях, о его работе, о тенденциях его развития.
А ведь такие театры, как Замоскворецкий, стоят теснее, чем другие, лицом к лицу с самой широкой рабочей массой.
За этот сезон Замоскворецкий театр дал пять премьер: «Рельсы гудят», «Квадратура круга», (Цилиндр», «Шахта №10» и «Ревизор».
Если сравнить тематику репертуара этого сезона и прошлогоднего, то нужно отметить, что За
москворецкий театр идет в ногу с современностью. И прошлом году на подмостках гремела граждан
ская война («Разлом», «Любовь Яровая», «Дом на перекрестке»). В этом сезоне отражается наше мирное строительство («Цилиндр», «Шахта № 10»).
Как в прошлом году, так и в этом, — театр дал по одной классической премьере («Горе от ума», Ревизор»), дал очень неплохо. На будущий сезон предполагается поставить «Бориса Годунова» Пушкина. Стремление районного театра показывать лучшие образцы классической литературы надо только приветствовать.
В общем с тематикой у Замоскворецкого театра дело обстоит вполне благополучно. Вызывает только недоразумение включение в репертуар «Квадратуры круга», этого дешевого водевиля, извращающего нашу действительность в угоду обывательщине.
Но не в одной тематике дело. Шагнул-ли вперед Замоскворецкий театр в своих формальных исканиях, были .... ти.... искания вообще?
Существует мнение, что театрам, обслуживающим широкую рабочую массу, театрам районным по штату не положено экспериментировать, что это дело Мейерхольда и Таирова, что широкий
рабочий зритель до экспериментов не дорос, что ему надо давать фотографию жизни, делая основ
ной упор на тематику. Конечно, это мнение не выдерживает ни малейшей критики, если вспомнить слова Ленина, хотя сказанные и не по дан
ному поводу, но вполне уместные и здесь: «ведь, вы господа радетели о рабочем середняке в сущности скорее оскорбляете рабочих своим желанием непременно нагнуться».
Мы не хотим сказать, что руководители Замоскворецкого театра придерживались этой куцой
теории. По, так или иначе театр до сих пор шел по линии наименьшего сопротивления, ни в одной из постановок не отходя смело и решительно от пресловутого натурализма. Рабочему районному
театру, в особенности такому, как Замоскворецкий, театру культурному, и далекому от какой бы то ни было халтуры, пора такому театру серьезно призадуматься над вопросом формальных исканий, пора отойти от штампа. Все условии для этого налицо: сочувствие общественности и партий
ного руководства театром, молодой актерский состав, отнюдь не чурающийся экспериментов.
Подводя итоги сезона, следует отметить несомненный качественный рост актерского состава За
москворецкого театра. Прошлые два сезона были годами учебной практики. Этот год показал определенную дифференциацию способностей. Из ше
ренги коллектива выдвинулся целый ряд молодых, многообещающих в будущем актеров: Тямин, Мей, Вовси («Цилиндр»), Костромин, Гарбузов («Ревизор»), Перемышлева («Любовь Яровая»), Краше
Театр муз. буффонады. Шарж С. Подобедова.
«Цыганский барон» арт. Браиловский
нинников («Рельсы»), Кабатченко, Ионов, Кашинова, Плотникова, Попова («Шахта № 10»). Не ударил в грязь перед своими собратиями Замоскворецкий театр и на поприще привлечения рабочей общественности. В театре третий год актив
но работает художественно-политический совет,
наполовину состоящий из коммунистов, на три четверти из рабочих-представителей крупных предприятий района.
В этом сезоне Худполитсовет не только обсуждал пьесы и проекты постановок, но выделил из своего состава ряд секций и подготовил районную конференцию рабочего зрителя.
В декабре 1928 г. театр принял культшефство над машино-строительным заводом «Красный Пролетарий». В апреле с большим успехом был про
веден диспут о «Шахте № 10» в 17 группкоме строительных рабочих.
Замоскворецкий театр это театр во всех отношениях молодой, очень близкий к широкому ра
бочему зрителю, театр, выростающий из школьного возраста в подлинный революционный театр.

л. нид.

От редакции. Соглашаясь в общем с оценкой работы театра, редакция считает необходимым от
мстить, что утверждение автора статьи о приверженности театра к натурализму и об отсутствии у него формальных исканий неверно.