КИНО В ДЕРЕВНЕ

С ростом крестьянского хозяйства в деревне возрастает спрос на кино, являющееся прекрас
ным агитационно-просветительным орудием культурной работы. Ближайшие годы предпола
гают еще больший рост деревенского кино, рост стационарных кино-установок и кино-передвижек. Главной задачей в настоящее время являет
ся организационное урегулирование недочетов, мешающих правильному развитию кино-работы.
На 1 апреля сего года имеется 2403 кинопередвижки, но из них работает лишь 1212. В чем же причина бездеятельности остальных? Одна из основных причин — это тяжелое положе
ние с динамо-машинами, которые производят 2 частные кустарные мастерские по цене в 240 р.; их плохое качество, быстрая изнашиваемость и
отсутствие запасных частей. Государственному Электрическому Тресту необходимо заняться из
готовлением подходящего типа динамо-машины и достаточного количества запасных частей.
Деревенские кино-передвижки не выдерживают чрезмерно дорогого проката Совкино — 7 к. с метра. Доход в месяц средней передвижки 200 руб., а прокат забирает 120—140 руб., т.-е. 70%; к этому необходимо добавить, что на дере
венском прокате Совкино старается заработать свыше 200% чистой прибыли. Необходимо уре
гулировать вопрос о снижении прокатных цен Совкино до 3-х коп. с метра.
В настоящее время заслуживает внимания мера, проводимая отдельными политпросветами— покупка фильм в собственное пользование. Кар
тина, купленная политпросветом, хранится на складах Совкино и выдается лишь по разрешению политпросветов. Этим достигается значительное снижение стоимости проката.
Развитию более широкой сети кинопередвижек мешает громадное повышение стои
мости аппарата Гоза, стоившего ранее 590 руб., а ныне продаваемого за 812 руб.
В ближайшее время продажа кино-аппаратуры должна перейти в ведение Совкино. Но тут мы сталкиваемся с чрезмерной узостью коммерческого подхода Совкино, берущего аппа
ратуру у Госшвеймашины на комиссионных началах. Это обгоняется нежеланием Совкино вкладывать деньги в дело, несмотря на полную рентабельность и громадный опрос рынка.
В отношении снабжения деревни фильмой, имеется ряд достижений. Для проката в деревне допускаются лишь картины, одобренные специальными просмотровыми комиссиями. Была выделена броня в размере 1.200 тыс. метров исключительно для деревенского проката. Острый кри
зис зимой заставил поколебать эту броню. В
связи с выпуском новых фильм и получением пленки, Совкино необходимо эту броню закрепить.
Очень серьезно стоит вопрос с восприятием монтажа: чередующийся параллельный монтаж
деревенским зрителем не воспринимается. Бывает так: движение воспринял, а суть действия не дошла; часто резкое движение вызывает смех. Деревенские фильмы нуждаются в перемонтировке, приспособлении их к восприятию крестьянина.
Перед политпросветами, ведающими организационной и идеологической стороной деревенского кино, лежит ряд неотложных задач: создание
единого управления зрелищными предприятиями, в ведении которых и находилась бы киноработа, создание в аппарате ОНО самостоятель
ных кино-секций, не связанных с хозяйственной
стороной кино-работы, кино-секций, ведущих и направляющих идеологическую сторону работы.
Единая сеть кино-передвижек, находящихся в руках политпросветов, придала бы делу кино
работы закономерность и плановость. Политпросветам необходимо созывать кино-совещания из всех организаций, имеющих отношение к деревенской работе, для проработки вопросов кинофикации и для урегулирования работы передвижек, заранее подготовляя маршруты рейсов пе
редвижек, давая местам подготовиться к приезду передвижки.
Перед политпросветом лежит также важная задача осуществлять лозунг: «Доходы кино на
кино». При переходе всей сети кинотеатров к ОНО, доходы города от кино должны пойти в деревню (один из путей осуществления смычки города и деревни).
В деревне нет помещений для работы кинопередвижек, а тем более стационарных киноустановок. Построенные здания для кино также пригодились бы и для другой культурной рабо
ты (для собраний, докладов, библиотеки, избычитальни и т. д.). Из-за отсутствия помещений трудно развернуть шире сеть стационарных кино, имеющих громадную тенденцию роста.
Для успешного разрешения вопросов кинефикации деревни, политпросветы и ОДСК дол
жны развернуть общественную и политико-просветительную работу вокруг деревенской кинопередвижки. Местные ячейки ОДСК создают деревенский актив (комсомольцы, передовое кре
стьянство, врач, учитель, агроном, избач и т. д.), изыскивают средства, разъясняют роль кино в хо
зяйственной и культурной жизни деревни. Члены ОДСК должны облегчать зрителям восприя
тие картины: вступительное слово, руководство беседой, чтение надписей, использование для разъяснений либретто и конспектов картины.
Одна из важнейших задач ОДСК подготовка кино-механиков, объяснителей-лекторов, механиков ремонтных мастерских и организаторовинструкторов. При организации кино-курсов должно быть стремление к сочетанию кино-механика и лектора в одном лице, что было бы наибо
лее рациональным. При подготовке кино-работников серьезное внимание следует обратить на изучение политграмоты и методов деревенской кино-политпросветработы. Перед местными ячей
ками ОДСК лежит широкая задала изучения зрителя, изыскание методов работы, ибо в этом направлении сделано чрезвычайно мало; фото-снимки зрителей и дневники механиков не много дали для изучения этого вопроса.
Б. Горн
ПРИЕМ В РЕДАКЦИИ:
Отв. ред. М. И. Розен — четверг с 4 до 6 ч. Техн. секр. М. И. Ильин — ежедневно с 2 до 5 ч.