чтобы эта работа была завершена и дала максимальный результат, — мы должны напрячь все усилия, чтобы отобрать все яркое, талантливое и сильное в сценическом искусстве из клубной молодежи и дать ей законченное художественное образование.
И, конечно, это будет достигнуто не жалким паллиативом, прибавкой «небольшого количества актеров профессионалов, которые социально идеологически близки рабочей молодежи», а си
стематическим, квалифицированным обучением и практикой при огромном напряжении материальных средств и человеческих усилий.
Итак, театр-мастерская для обслуживания наших клубов и для накопления человеческого материала для наших ВУЗ’ов, в которых мы
должны занять свое место и обеспечить свое влияние! Только в такой увязке поставленная задача будет разрешена с успехом, и при наименьшей затрате сил даст наибольшие результаты.

ЗА ТЕАТР РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ

В порядке обсуждения
Необходимо, прежде всего, отметить возрастающую роль художественных элементов в нашей восптитательной работе. Все больше и больше чувствуется необходимость колесами нашей воспитательной системы зацепить эстетические, эмоциональные переживания молодежи. Пробле
му художественной работы можно расчленить на целый ряд частей, — из них наше особое внимание сейчас привлекает вопрос о театре рабочей
молодежи.
Мысль о создании трама зародилась уже давно — сама идея трама сложилась, по нашему мнению, под влиянием следующих факторов:
1) Общий культурный рост масс молодежи и проявление особого интереса к вопросам искусства в целом — театральной культуры в частности.
2) Рост творческих сил молодежи —
а) рабочий драмкружковец перерастает рамки драмкружка своего клуба, эти рамки уже не могут удовлетворить его и мешают ему развиваться, совершенствоваться дальше;
б) известный процент рабочей молодежи в существующих драм-техникумах, теа-студиях и т. д. — необходимость использовать этот слой, не
оставлять его на произвол судьбы, необходимость сплотить его для влияния на окружающую (ча
сто аморфную и даже чуждую нам) среду, а не оставлять беспризорным для перерождения в чуждой обстановке;
в) необходимость дать дорогу этому молодняку к живому, непосредственному, практическому делу, а не обрекать его на безработицу, безделье, мариновать его в собственном соку, порождая жалобы (часто законные) на то, что молодежь-де зажимают, не дают хода и т. д.
3) Созрела потребность в какой-то дополнительной форме художественной агитации и пропаганды близких, острых, волнующих массы мо
лодежи тем (в основном — из ее быта, работы и борьбы).
4) Все это усугубляется малой (по ценам и территориальному расположению) доступностью проф-театра для рабочих окраин — их среднего бюджета.
Трамовское движение уже вышло из своего зачаточного состояния, в крупнейших пролетар
ских центрах уже существуют театры рабочей молодежи: в Ленинграде, Харькове, Баку, Днепропетровске, Иваново-Вознесенске, на Урале и т. д.
Дискуссия, которая сейчас развертывается, поэтому должна иметь в виду опыт уже существующих трамов, т. к. огульное отрицание трама — приклеивание ярлычков юношеского синдикализма — не поможет делу выяснения установки трамов, выяснения перспектив их дальнейшего существования.
Прежде, чем перейти к формулировке задач, установки трама — надо разделаться с рядом не
верных, вредных заблуждений и предрассудков.
1) Нам нужен театр рабочей молодежи, а не театр рабочей молодежи, — говорят некоторые «псевдо-защитники» трама. Нет, нам нужен театр рабочей молодежи, конечно, он будет в то же самое время и театром для рабочей молодежи. Товарищи, которые ратуют за создание какого-то особого театра для рабочей молодежи исходят из неверной предпосылки. Нам не нужен специальный театр взрослых профессиональных актеров, — театр, который работает только для молодежи.
Разве существующие профессиональные театры, революционные театры и даже аки, мы не можем, не должны использовать для молодежи?
Разве театр МГСПС, театр Революции, театр В. Мейерхольда [*)] не есть и театры для рабочей молодежи?!
Нам не нужен новый специальный театр взрослых профессионалов- актеров, приспособивший свою продукцию только для рабочей молодежи, отгородившийся от взрослых.
2) Давайте строить трамы повсюду, — говорят другие услужливые товарищи. Нет, говорим мы, строительство трама надо обеспечить соответствующей материальной, силовой и социальной базой, только тогда мы будем стоять на верном пути, но и тогда мы не застрахованы от ошибок,
неизбежных во всяком новом деле. Размахнуться широко, гнаться за количеством трамов, а не за качеством небольшой, но крепкой сети — значит, погубить трамовское движение, — значит, скомпрометировать его на корню.
Вот поэтому мы даже в Москве против создания районных трамов, а за создание одного обще-московского трама.
3) Да, мы за трам, — говорят третьи, — но мы трамом называем показательный драм-кружок.
Эта странная позиция совсем не понятна. Как же можно самодеятельный кружок называть те
атром. Можно ли отрицать всякие элементы профессионализма в траме, как это делают эти заблуждающиеся товарищи? Это межеумочная платформа. Это «ни то ни се».
Заменить, подменять трамовское движение показательным драмкружком, значит санкционировать кустарщину, утверждать халтурный шаб
лон, который и без того надоел в нашем клубе и взрослому и молодому рабочему.
Нам нужен профессионально - самодеятельный театр рабочей молодежи. Этот театр должен сто
ять на стыке профессионального театра и театра клубного. Театр рабочей молодежи должен активно участвовать в формировании комсомольской
[*)] Кстати сказать, даже в этих революционных театрах комсомол и молодежь находит свое отражение и кривом зеркале, даже в этих театрах молодежь изображается только в отрицательных тинах.