общественности. Он должен отражать в художественно-театральных формах — вскрывать в них конкретные вопросы — проблемы труда, быта и борьбы рабочей молодежи. Трам по своему составу и работе — показательный драм-коллектив, который не чурается элементов профессионализма — мастерства и который ставит себе следующие задачи:
1) Трам — это профессионально-самодеятельный театр-школа, готовящий в процессе своего становления, развертывания учебной и производ
ственной работы — актера-любителя-общественника.
(Оговариваемся, что это не значит, что каждого трамовца мы хотим сделать актером-профессионалом — это будет происходить в процессе естественного отбора наиболее талантливых и склонных именно к такой работе. Есть ведь не мало таких талантливых ребят, которые рамки драмкружка переросли давно, хотят совершен
ствоваться дальше, но идти сразу в профтеатр или теа-школу — отрываясь от производства — не решаются).
2) Трам на близкой острой теме продвигает в низы рабочей молодежи театральное художество, культурно воспитывает ее, подготовляет к вос
приятию и более высоких театральных форм— теа-содержания.
3) Трам, самодеятельный коллектив рабочей молодежи (не порванной от производства), не преследует дели синеблузного коллектива—производителя агиток и в то же самое время не отказывается от элементов художественной агитации
Какова же установка трама (Производственноучебная и воспитательная)?
Трам — коллектив рабочих-производственников в возрасте от 16 до 25 лет. Состав его добровольный, но с отбором — привлечением лучших моло
дых рабочих драм кружковцев различных клубов, юнсекций. Трам разбивается на секции или отделения.
(Например, ленинградский трам имеет следу
ющие отделения: актерское, режиссерско-драматургическое, оркестрово-хоровое, эстрадное. Каждое отделение избирает свою тройку, из которой
один ведает работой учебно-производственной, другой бытовой работой, третий хозяйственной. Эти тройки отделений составляли свой учебный секретариат, бытовую и хозяйственную комиссию).
Участники трамовского коллектива сами актеры и постановщики. Сами в процессе проработки, разучки пьесы работают над ее улучше
нием, изменяют ее, сами работают над новыми темами, сюжетами новой пьесы, над либретто.
Отдельные участники по мере своего опыта и таланта вырабатываются, как драматурги (опыт Ленинграда). Трам обслуживает передвижными спектаклями рабочие районы (клубы, юнсекции, красные уголки) — по ценам не выше кино. Только на 6-м году существования, ленинградский трам сейчас ставит вопрос о постоянной стацио
нарной теа-площадке с зрительным залом. Трам работает при участии и руководстве опытных теаспецов, близких нам но духу и знающих быт, жизнь, работу рабочей молодежи. Это и говорит о стыке профтеатра с клубной сценой. Клуб создает резервуар живых драмсил, проф-театр вы
деляет, кристаллизует в людях-спецах свой опыт, свое уменье, профмастерство и переносит его на этот самодеятельный коллектив (и результате процесс взаимного самодеятельного оплодотворения).
Итак, трам хочет занять свое место в рядах революционного театра. Он борется за новое революционное содержание. Он ищет новые теат
ральные формы. Он создает нового актера-общественника. Он воспитывает нового активного зрителя.
Типы трамов Ленинграда, Харькова, Баку, Иваново-Вознесенска, Перми могут отличаться друг от друга, но основная целеустремленность всего трамовского движения должна быть направлена именно но указанному выше руслу.
И. Чичеров
ЭрмитажДраматический театр
„Мендель Маранц“ Зельда — засл. арт. М. М. Блюменталь- Тамарина, Мендель Маранц — А. Е. Хохлов