ПО ЧУЖИМ ГРАНКАМ

Проводимая по всему СССР кампания по снижению цен не могла, конечно, не коснуться и театрального хозяйства. В этом отношении «Прав
да» статьей Вл. Сарабьянова «Налоги, театры, пивная, церковь» сразу, что называется, берет быка за рога.
«Необходимо облегчить доступ в театры, цирки, на физкультурные зрелища. Необходимо перестать видеть в них объект для налогового ведомства».
«Сколько театры выплачивают разнообразнейших налогов, едва ли кто скажет. Но имеются подсчеты, говорящие о том, что 25—50% валовой выручки идут на оплату этих нало
гов... Но данным НКФ РСФСР, в 1925—26 г. с зрелищных предприятий было собрано на
логов 3,2 милл. рублей» (курсив наш. Ред.).
В самом деле, если посмотреть на калькуляцию каждого билета большинства наших театров, то мы воочию убедимся в той неслыханной налоговой тяжести, которая, в итоге, падает на того же зрителя.
Слов нет, нэповскую публику можно «стричь». Но ведь театры-то у нас рассчитаны не на нэпма
нов. Ведь, кажется, нет такой теа-публицисти
ческой статьи, в которой бы не было жгучих фраз, посвященных необходимости приближения советского театра к широким слоям трудящихся и активному вовлечению рабочего зрителя в театральное строительство.
Можно ли говорить о фактической возможности осуществления этого насущного дела при существующих ценах на билеты? Разумеется, нет. Сравнительно высокая цена на билеты отпугивает широкие слои советской демократии от театра. Но так как жажда к зрелищу неизбежна, то это порождает второе и на этот раз уже отрицатель
ное явление. Зритель обращается к источникам,
правда, материально для него более доступным, но зато уже в смысле качества... большей частью обоюдоострым. Зритель ищет компенсации в пивных в пр. тому подобных увеселительных местах. Тов. Сарабьянов, ссылаясь на падение религиозности среди трудящихся, в то же время констатирует, что, в виду этого, многие трудящиеся идут даже в церковь.
Ненормальность положения более, чем очевидна.
В виду этого т. Сарабьянов заявляет:
«Мы думаем, что СССР не так уж нищ, чтобы не отказаться от нескольких миллионов рублей, поступающих в качестве налогов со зрелищных предприятий».
Не вдаваясь сейчас в детальную оценку сделанного т. Сарабьяновым предложения, — может местами оно и действительно грешит... — тем не
менее, лишний раз выслушать и задуматься над ним считаем более, чем рациональным.
***
«Известия» поместили в одном из номеров обзор провинциальной оперы, из которого мы, между прочим, узнаем, что:
«В настоящее время уже определенно можно констатировать, что провинциальная опера достигла у нас «довоенного уровня». В худо
жественном отношении провинциальная опера значительно даже шагнула вперед». (Счастливая, обогнала даже столицы. Ред.).
В то же время провинциальная опера, естественно, упирается все в тот же Гордиев узел:
дороговизну зрелищ и отдаленность их, в силу этого, от широких масс зрителя. В заключение обозреватель заявляет:
«К сожалению, на местах до сих нор сделано очень мало для приближения оперы к рабочему зрителю, как в смысле репертуара, так и в смысле доступности ее для рабочего (курсив наш. Ред.). Над этим вопросом сле
дует задуматься именно теперь, когда опера в провинции начинает становиться на крепкие ноги».
Другими словами, все тот же злополучный вопрос: необходимо задуматься над вопросом о сни
жении цен в театрах, а, следовательно, в первую голову, о налогах на зрелищные предприятия.

ЗА РУБЕЖОМ

МАГДЕБУРГСКАЯ TEA-ВЫСТАВКА
От нашего корреспондента
Происходящая в Германии театральная выставка (Магдебург) вызывает большой интерес среди деятелей искусств.
По примеру последних международных выставок, одно из первых мест занимает советское искусство. В данном случае это особенно харак
терно, с одной стороны, в виду того, что магдебургская выставка носит, сравнительно, узко
национальный характер, а с другой — поскольку она посвящена, специфически театру, т.-е. тому виду искусств, который за последнее столетие занимал наиболее высокую ступень развития
именно в Германии. Для иллюстрации приводим характерный отрывок из одного немецкого журнала.
«Устроители выставки захотели показать ту связь взаимной зависимости, которая существует между современным театрально-декоративным искусством Германии и одной из наиболее передовых к отношении искусства театра стран — России.
Для этого они не побоялись нарушить чисто немецкий характер выставки. И этот шаг оказался вполне правильным.
Представленные на выставке экспонаты Московского театра Таирова рядом с немецкими экспонатами, наглядно показывают жизненность и плодотворность подобного рода художественного обмена идей.
Гастроли театра Таирова всем нам памятны. Его четко намеченная линия театрального мастерства, идущего от таящего к себе богатые воз
можности примитива с его воздействием при по
мощи элементов краски и формы, связывает имя театра Таирова неразрывными узами с тем направлением в искусстве, которому суждено указать пути театру будущего.
Те же пути искусства связали с направлением этого театра работы целого ряда немецких
театров, имена которых, несомненно, войдут в историю развития современных форм театральнодекоративного искусства».
Между прочим, к числе посланных макетов, имеются экспонаты и последних постановок Моск. Камерного театра, как известно, отмеченных советской прессой, как переломные в сторону к революции. В связи с этим восторг Запада перед образцами русского театра становится еще более интересным.
И. А.