опираться на эту смычку. Особенно это справедливо для работников театра. Без широкой подготовительной работы в казарме, в уезде, проф
союзе, кооперации — работа в деревне не сумеет быть налаженной. Общеизвестно какую огромную роль в жизни деревни играют даже са
мые незначительные общественные организации.
Потребность культурного роста велика и ищет естественного выхода. Нам не приходится вызывать к жизни даже в деревенской массе стремле
ния к грамотности, как это было раньше — оно имеется налицо, нам не приходится преодолевать общественное и политическое равнодушие, — крестьянин общественно и политически уже акти
вен; мы должны использовать пробуждающиеся запросы в желательном для нас направлении. Создание литературы для деревенского театра, с его случайной, неустроенной сценой, с его неопытным и малочисленным составом кружка любителей — является первоочередной задачей, которая
посильно разрешается, но на которую, к сожалению, критика, даже в театральных журналах, не обращает никакого почти внимания. Имеется до 500 агитпьес, но много-ли сделано, чтобы выделить из них ценные и вообще повысить художественное качество деревенской драм-литературы?
Второй задачей является организация и воспитание деревенского любительского актива и руководящей для него литературы. И в этом направлении делается очень мало помимо официальных учреждений. А между тем, актив драмкружков в полмиллиона человек обслуживает 45 миллионов крестьян!
Город приковывает все внимание, деревня, несмотря на смычку, попрежнему ютится на за
дворках. Лицом к деревне надо суметь стать не на словах, а в живом общении с деревенскими силами, как этого и требует XV партсъезд в своих
решениях об усилении и улучшении культ- и полит работы в деревне.

СКАЗКА про БЕЛОГО бычка

(В порядке обсуждения).
Совкино утвердило новую тарификацию проката фильм для деревни. С его помощью Совкино сулит местам практически разрешить вопрос скорейшей кинофикации деревни.
Посмотрим, так ли это, и к чему в действительности приводит новый прокатный тариф.
Остановимся вскользь на прокате фильм на короткие сроки (до 3-х и более месяцев). В этом, по сравнению со отарой тарификацией, Совкино имеет «козырь» некоторого снижения. Если раньше за полнометражную фильму взималось в месяц 140 рублей, то теперь взимается 120. Это сни
жение, явно недостаточное, произведено лишь после упорного давления политпросветорганов, но не об этом речь. Нас интересует вопрос о «фильме исключительного пользования».
Опыт Московской губернии показывает, что наиболее целесообразной формой снабжения кино-передвижек является форма снабжения фильмами исключительного пользования и вот почему: 1) в деревню отпускаются те фильмы, кото
рые отвечают интересам крестьянского населения и политико-просветительного обслуживания; 2) фильмы обходятся кино-передвижке на 50%
дешевле, чем их прокат у Совкино; з) деревня снабжается технически водной фильмой; 4) филь
мы тематически подобраны; 5) кино-работники ограждены от бюрократических проволочек с по
лучением фильмы и 6), что всего важнее, при выдаче фильмы есть возможность инструктиро
вать деревенских кино-работников но вопросам организации кино-авансов, маршрута и т. п.
Переговоры, с Совкино об отпуске фильм в исключительное пользование до сих пор не имели успеха. Такая косно иг, вынуждает обходить Совкино и приобретать фильмы у других кино-производственных организаций, при чем иногда опла
чивать их несколько дороже. Совкино же свой отказ мотивирует «отсутствием пленки», хотя «принципиально» оно согласно их отпускать.
Между тем, качалось бы, что Совкино выгоднее отпускать именно фильмы исключительного пользования по 36 коп. за метр, получая за полнометражную 720 руб., чем отпускать ту же филь
му в прокат на 6 месяцев, получая только 480 руб. Так как, по свидетельству того же Совкино (циркуляр № 27907 от 6 апр.), максималь
ный срок жизни фильмы — 150 экрано-дней, то если фильма в 6 месяцев сделает 150 экрано
дней, она должна возвратиться в Совкино на 100% технически негодной.
Но Совкино ообъявляет, что в деревенский прокат новые фильмы будут даны только через 3 ме
сяца после их выпуска в коммерческий прокат.
Иначе говоря, деревня получает фильмы с весьма низкой технической годностью.
Далее, Совкино обратилось в Коллегию Наркомпроса с ходатайством, чтобы вся работа кино
передвижек проводилась и отроилась низовыми, волостными организациями (т.-е. волость должна приобретать кино-передвижку, получать у Совкино картину и демонстрировать ее в деревнях).
Правильно ли будет такое решение? Не сузит ли это рост сети кино-передвижек? Опыт рабо
ты в Моск. губ. говорит, что из 135 имеющихся в деревне кино-передвижек — 116 кино-передви
жек волостные и уездные организации получили через Губполитпросвет по цене 200—250 руб. за комплект. Только 19 кино-передвижек приобре
тены низовыми организациями непосредственно у торгующих кино-аппаратурой организаций по цене 740 руб. за комплект, при чем находятся в распоряжении деревенских профорганизаций.
Это показывает, что рост сети кино-передвижек в деревне не может дойти исключительно
через «проявление инициативы мест», а лишь с помощью уездных и губернских организаций.
К этому можно добавить, что большинство волостей не справится с работой, так как дефицит, могущий возникнуть от работы кино-передвижки, нечем покрыть; получение л провозка фильм обходятся дороже; снабжение запасными частями
и ремонт кино-аппаратуры на месте проводить нельзя; оборотных средств в волости нет, и пр.
Только тогда можно ставить вопрос о децентрализации работ кино-передвижек, когда их работа будет подкреплена средствами низовых об
щественных организаций, в первую очередь, культсредствами кооперации.
Совкино в погоне за извлечением прибылей превратилось в сухую коммерческую организацию и потеряло облик культурно-просветительной ор
ганизации, к чему оно, на ряду с «объединеннем кино-промышленности», было призвано.
Необходимо реально подсмотреть всю хозяйственную политику Совкино в деревенской ра
боте. Разбору идеологической политики Совкино мы предполагаем посвятить самостоятельнуюстатью.
ЯН