перейти к удлиненному строительному сезону, имея установку на непрерывную работу в тече
ние всего года. Это даст возможность создать постоянные кадры строительных рабочих из
состава городского пролетариата. Удлинение строительного сезона, работа круглый год—тесно связаны с обслуживанием строительных рабочих постоянным жилищем, культурно-быто
выми учреждениями. Этому вопросу надлежит уделить максимум внимания. Здесь должна быть проявлена особая чуткость со стороны хозяйственных организаций.
Необходимость восполнить недостаток технического персонала требует срочной перебро
ски излишних инженерно-технических сил из канцелярий разных учреждений на постройки. Кроме того, путем организации краткосрочных курсов можно увеличить количественно и улучшить качественно низший технический состав.
Особо способных квалифицированных рабочих следует пропустись через эти курсы, С тем, чтобы подготовить из них десятников и даже техни
ков. Само собой понятно, что указанными полумерами нам не изжить недостатка в инженернотехническом составе. Только лишь усиление ра
боты высших технических учебных заведений и строительных техникумов разрешит эту проблему полностью.
Обслуживание строительства местным транспортом в настоящее время вызывает немало за
труднений у строительных организаций. Пятилетний план предусматривает широкое развитие автомобильного транспорта в городах Обла
сти для обслуживай нужд строительства, с одновременным вытеснением гужевого транспор
та. Указывается на необходимость «введения специальных видой автомобильного транспорта, обеспечивающих механизацию и удешевление погрузочно-разгрузочных операций». Должны быть приняты конкретные меры к равномерному завозу массовых-материалов, в первую очередь строительных, в течение года к местам их по
требления. Переход на автомобильный транспорт предполагает полное приведение в порядок подъездных путей к железнодорожным станциям, водным пристаням, промышленным центрам, местам построек и т. п.
Осуществление пятилетнего плана в отношении общих размеров строительства и темпов его развития находится в зависимости от выполне
ния директив о снижении стоимости строительства-основной задачи в этой области. В пятилетием плане по этому вопросу мы имеем следую
щую предпосылку: «Размеры строительства по Московской области, его сконцентрированность на сравнительно небольшой территории, боль
шая обеспеченность по сравнению с другими районами квалифицированной рабочей силой и, в частности, инженерно-техническими кадра
ми, широкая постановка научно-исследовательской работы, обеспечивают на ближайшее
пятилетие относительно - большее удешевление
Строительства, чем по РСФСР». Исходя из этой предпосылки, по пятилетнему плану Московской области для промышленного и торгового строи
тельства предусматривается снижение на 50% (по РСФСР—43,4%) и для жилищного—на 43% (по РСФСР—39,4%).Указанные размеры сниже
ния по элементам строительства должны быть реализованы не менее, чем на 22% за счет уде
шевления стоимости строительных материалов и их транспортирования, на 6% за счет повышения производительности труда, главным образом, по линии рационализации производства, на 22%
для промышленного и торгового и на 15%для жилищного строительства—за счет организа
ционно-технических мероприятий в области строительства.
В строительстве необходимо решительно встать на путь рационализации проектирования, самой широкой стандартизации и облегчения конструкций, усиленного внедрения машины в производство, расширения фабрик и заводов по выпуску отдельных элементов зданий, применения конвейерной системы по передвижению строительных материалов, сокращения радиуса перевозок их, приближения мест производства и добычи материалов к месту потребления, механизации добычи нерудно-ископаемых материалов и т. д.
Удешевление строительства в запроектированных размерах настоятельно выдвигает тре
бование о переносе максимального количества
строительных процессов с построек на заводы и хозяйственно - производственные строительные дворы, с тем, чтобы на месте постройки за
нимались исключительно монтажей и сборкой зданий из полуфабрикатов, доставленных на постройку. Эту задачу мы должны выполнить в пятилетием плане во что бы то ни стало. Само собой понятно, что в таком сложном деле необходимо больше, чем где-либо использовать широко техническую иностранную помощь и опытно - показательной строительство, направленное к выполнению поставленной задачи.
Таковы в общем установки по строительству в пятилетием плане развития хозяйства Московской области. Задача работающих в строитель
ном деле—приложить все усилия к тому, чтобы строительный план был выполнен с превыше
нием в части удешевления строительства. К этому в строительном, еще отсталом, производстве
имеются все данные. Внедрение машины в строительное дело, несомненно, даст возможность поднять производительность труда в больших процентах, чем запроектировано по пятилетке. Машина внесет больше порядка и в орга
низацию работ, чем снизит непроизводительные накладные расходы.
Машина произведет революцию в строительстве. Наше дело—расчистить путь к этой революции и ускорить ее ход.
Н. ПОПОВ-СИБИРЯК.