Пятилетка и удешевление строительства

Строительное производство за текущее пятилетие должно снизить стоимость стройки на 47%.
Понятно, что выполнение директив о снижении в указанных размерах мыслимо только при максимальном напряжении всех творческих сил. Совершенно оче
видно также, что силами одного руководящего состава выполнить поставленную задачу нельзя, а отсюда —
настойчивые директивы партии о вовлечении трудовых масс в эту работу.
В особенности трудна задача по реальному осуществлению пятилетнего плана снижения в строитель
стве как вследствие требуемого размера снижения, превышающего задание для всех остальных отраслей промышленности, так и вследствие новизны работы по развитию и регулированию строительства в небывалых масштабах. К тому же и сам пятилетний план строительства, как самостоятельной отрасли промыш
ленности, составлен в текущем операционном году впервые.
Все указанные обстоятельства, казалось, должны были бы вызвать энергичную кампанию по ознакомлению широких масс с плановыми задачами строитель
ства и способами их осуществления. К сожалению,
приходится констатировать, что не только широкие массы строителей, но часто и руководящий персонал весьма плохо осведомлены о поставленных задачах и еще менее о конкретных методах их осуществления.
Чтобы осуществить директивы о снижении стоимости строительства, прежде всего, надо знать ме
тодологию расчетов, определивших задание о размере снижения в 47% за пятилетие и в том числе 15% в строительном сезоне текущего 1929 г.
Реальность снижения указанных размеров подтвердилась анализом проектов и смет целого ряда новых строительств и существующего состояния организации производства работ. Снижение намечено по двум основным разделам: за счет проектировки и за счет органи
зации производства работ. Изменение стоимости как за счет проектировки, так и за счет организации, в свою очередь, слагается из удешевления стоимости материалов и организационных расходов. По анализу из
менений стоимости перечисленных элементов построен весь перспективный план снижения стоимости строительства за пятилетие.
Намеченный общий размер снижения стоимости строительства за пятилетие в 47% предполагается выполнить в размере 22% за счет рационализации проектирования и в размере 25% за счет организационных расходов.
Представление о том, за счет чего именно должно быть произведено снижение в отношении проектиро
вания, видно из следующих двух таблиц для промышленного и жилищного строительств (см. табл. № 1 и 2).
Из приведенной таблицы снижения стоимости жилстроительства видно, что наибольшее снижение падает на проектировочную часть—замену неэкономичного типа одноэтажных домов домами блочной системы предель
ной этажности и, главным образом, на введение в строительстве домов с квартирами коллективного типа, взамен однокомнатных и двухкомнатных квартир с обособленными помещениями подсобного назначения.
Снижение стоимости по разделу организации производства слагается, как отмечалось уже выше, из поднятия производительности труда, в связи с рационализацией производства, снижения стоимости мате
риалов и собственно-организационных расходов, со
стоящих, главным образом, из стоимости содержания административно-технического персонала и обслуживания.
Снижение стоимости строительства за счет поднятия производительности труда и лучшей организации использования рабочей силы намечено к Концу пяти
летия в размере около 10%, в том числе в текущем году около 2,6%.
Снижение стоимости строительства за счет материалов с транспортом и начислениями намечено к концу пятилетия в размере около 14,5%, в том числе в текущем году около 3,5%. Снижение стоимости ма
ТАБЛИЦА № 1 г
снижения стоимости отдельных элементов промышленного строительства
ТАБЛИЦА № 2
снижения стоимости отдельных элементов жилищного строительства