териалов в текущем году слагается: а) из снижения отпускных цен по промышленным материалам, произ
водимым ВСНХ, при чем это снижение удешевляет
стоимость материалов для деревянного строительства на 3,5%, для кирпичного—на 4%, для железо-бетонного— на 3%; б) из снижения цен по нерудным иско
паемым, удешевляющего стоимость материалов для кирпичного строительства на 1%, для железо-бетон
ного—на 2%; в) из снижения вследствие экономии в расходовании и замены дорогих материалов дешевыми,
и особенно местными, что даст около 4% удешевления стоимости материалов.
Удешевление строительства за счет снижения административно-хозяйственных расходов намечено к концу пятилетия около 1%, в том числе в текущем году около 0,5%.
Выше было отмечено, что каждый из принятых разделов снижения стоимости строительства—проек
тирование и организация—должны дать снижение по каждому из основных элементов стоимости строитель
ства: материалам и административно-хозяйственным расходам. Допуская, например, более высокие напря
жения или упрощая конструкции при проектировке, тем самым уменьшается не только расход материалов, но и рабочей силы, а отсюда и административно-хозяйственные расходы.
Переходя к вопросу о методологии выявления произведенного снижения стоимости по оканчиваемым работам, прежде всего необходимо отметить основное затруднение в выявлении вообще всякой стоимости по производству строительных работ, заключающееся в узаконенном несоответствии интересов технической и бухгалтерской отчетности. Элементы технической калькуляции стоимости отдельных строительных работ не находят себе отражения в бухгалтерских отчетах. Учет расхода рабочей силы и материалов по отдель
ным работам поставлен настолько неудовлетворительно, что учесть фактические колебания стоимости по отдельным сооружениям в пределах размеров на
меченного снижения основных элементов практически на большинстве работ невозможно.
Для суждения о произведенном снижении можно применить три основных метода сравнений:
1) сопоставление стоимостей построек в целом или их полных покубатурных или поквадратных стоимостей;
2) сопоставление расценок на отдельные строительные работы, как, например, стоимости куба кладки стен, куба бетона, квадрата полов и т. д.,
3) сопоставление стоимостей отдельных элементов строительства, как, например, стоимостей рабочей силы, материалов, транспорта, административно-хо
зяйственных расходов и т. д., при чем при последнем методе сравнения можно сравнивать как стоимость отдельных элементов, приходящихся на единицу из
мерения постройки, так и стоимости тех же элементов суммарно по всему строительству, приходящихся на 1.000 рублей затрат.
Первый из указанных методов может получить распространение с изданием порайонных справочни
ков цен на различные виды построек и переходом нашей договорной практики на сдачу строительных ра
бот по аккордным и покубным ценам. В настоящем году он встретит, вероятно, редкое применение. Вто
рой и третий методы вполне применимы для суждения о производимых снижениях как по законченным, так и незаконченным работам уже в текущем году, при
чем третий способ, в целях единообразия и поверни наших плановых предположений по снижению стоимо
сти отдельных элементов, надо сделать обязательным для отчетов строительства.
С. РОМАНОВ.

Подготовка к стройсезонам 1930 и 1931 гг.

В передовой статье № 5 «Строительства Москвы» тов. Попов-Сибиряк своевременно заострил вопрос о
подготовке к строительным сезонам 1930 и 1931 годов.
Как же обстоит дело с этой работой у московских строительных организаций?
Подготовка к строительству прошлых лет у нас шла с большим запозда
нием; даже в 1929 году, как-будто несколько лучшем, и то мы имеем це
лый ряд строительных организаций, которые до июня 1929 года не имели окончательной загрузки своих программ. Эти ненормальности в подготовке прошлых лет и заставили Строи
тельный комитет Моссовета взять жесткую линию на проведение своевременной подготовки к сезону 1930 г.
Если в прошлом году, в данное время мы имели только разговоры о подго
товке, то в текущем году по линии муниципального строительства на 15-е июня мы имели уже отведенные земельные участки, с отбивкой красных линий по всем районам Москвы.
Идет полным ходом работа по составлению проектов и т. д. Такое положение дает возможность с наступлением санного пути приступить к завозу строительных материалов.
В отношении промышленного строительства 1930 года мы имеем, правда, еще не совсем окончательно, но основ
ные объекты работ, которые к 10— 15 июля должны были быть оконча
тельно рассмотрены и утверждены МСНХ.
В отношении коммунального строительства в настоящее время выявле
ны все объекты работ и составлены титульные списки.
По строительству московской потребительской кооперации мы имеем утвержденную программу и в настоя
щее время идет работа по составлению проектов и смет на ремонтные работы. Слабее идет подготовка к школьному и больничному строительству. Окон
чательно не утверждена программа больничного строительства. И еще слабее обстоит дело у рабочей жилищно-строительной кооперации, которая
до сих пор не знает, сколько, в каких районах и что будет строиться.
Таким образом, подготовка к строительству 1930 года начата, если и не совсем своевременно, то все же забла
говременно. Однако, успокаивать себя этим совершенно не следует, это лишь начало работы, задача же хозяйственных и строительных организа
ций—эту работу усилить во всех ее направлениях.
Что касается подготовки к строительству 1931 года, на чем вполне правильно тов. Попов-Сибиряк в своей статье также фиксирует внимание строителей, то Строительным коми
тетом Моссовета и в этом отношении начаты работы, но пока только по линии муниципального строительства, под которое на 1931 год уже теперь отводятся и освобождаются земельные участки.
При усиленной энергичной работе всех организаций вполне возможно изжить многие недочеты в строитель
стве, которые до сих пор еще мы имеем от несвоевременной подготовки.
Кожмяков.