ким расчетом, чтобы при надобности установить разные часы торговли в соответствующих отделениях. Будучи связанными между собою достаточно широкими проходами, основные отделения магазина пред
ставляют собой изолированные торговые залы в соответствии со специфическими особенностями каждо
го из них. К каждому отделению примыкает относящееся к нему под
собное помещение. Независимо от подсобных помещений в первом эта
же, под всем магазином имеется подвал, куда товар поступает через наклонные люки-трапы (спуски) и по
дается наверх в приготовленном для продажи виде посредством электрических подъёмников.
Тип № 2—отличается от описанного размерами площади и состоит из двух торговых зал при одном, расположенном в центре, входе и выходе.
Специальные магазины обычно состоят из одной торговой залы,
мало чем отличаясь от типовых зал большого магазина. В общей распланировке типовых магазинов предусмотрено одностороннее оборудо
вание в форме буквы П. Фасадная сторона предназначена для размещения касс. Благодаря такому размещению касс достигается правильное распределение потока покупателей внутри магазина и исключаются «пробки и толчея» потребите
лей, неизбежные при двухстороннем оборудовании и размещении касс посредине торговых зал.
К весьма существенным недостаткам магазинов в муниципальных домах относится расположенный в под
вале ледник канадского типа; при нем неизбежны сырость, отсутствие вентиляции, крайнее неудобство с транспортом продуктов, в особенности
мясных туш. Холодильник надземного типа, несомненно обладает большими преимуществами перед ледником канадского типа. При неко
торых первоначальных затратах на машинную установку (около 10.000 р.) и самом мизерном увеличении эксплоатационных расходов на обслуживание машины, эти холодильники оказываются все же на 23% выгод
нее в эксплоатации и, таким образом, быстро окупают затраты на перво
начальное оборудование. Введение же автоматического обслуживания, применяемого сейчас за границей, еще более уменьшит эти расходы.
Большое внимание советской общественности, проявленное к торговому обслуживанию потребителя, заставило организовать при МСПО специальную группу работников, занимающихся вопросами рационализа
ции торговых предприятий, как в части планировки их (архитектура), так и торговой техники и оборудования. Отсутствие каких-либо материалов по этому вопросу как в на
шей, так и в западной печати, заставило работников начать с исследовательской работы. В виду незаконченности работы, а также ряда спорных моментов, считаем преждевре
менным опубликование результатов обследования, и, тем более, Делать какие-либо выводы. Можно лишь указать на некоторые цифры, полу
ченные в результате наблюдения, как над существующими предприятиями, так и над проектами. Были подсчи
таны площади, кубатура, торговые месячные обороты и взяты некоторые отношения их. Результаты оказа
лись самые различные, но все же, до некоторой степени, характеризу
ющие предприятие в отношении его рентабельности, с точки зрения эксплоатации. Например, отношение
среднего месячного торгового оборота к кубатуре строения колеблется в пределах от 8,9 до 27,3, при этом высота внутри помещения 3,6 м. Наибольшие показатели относятся к сельским лавкам небольшого типа, что указывает на насыщенность здесь торгового оборота при небольшой кубатуре, несмотря даже на неболь
шую среднюю стоимость покупки. Отношение площади, отведенной покупателю, к общей площади торго
вого зала выражается в пределах от 0,40 (для сельских лавок) до 0,66 для городских универмагов. Это показывает, что в небольших лавках оборудование расположено наиболее разумно и выгодно. Отношение площади подсобного помещения к тор
говому залу колеблется от 0,24 до 0,52. Это отношение, впрочем, совсем не показательно и характеризуется отсутствием норм. Повторяем, указанные цифры приводятся не в ка
честве норм, а взяты из наблюдения над существующими объектами. Не
которые нормы, принятые МСПО в качестве временных для проектирования, приводятся в конце статьи.
К сожалению, размер статьи не позволяет достаточно подробно оста
новиться на затронутых вопросах, в частности, не удалось коснуться вопроса освещения и проч.
Приводимые проекты магазинов не являются в сущности официаль
но принятыми типами МСПО, а представляют собой лишь разработанные различными авторами проекты, утвержденные правлением и рекомендуемые первичной кооперации,
впредь до официально изданного альбома типовых проектов.
Сельская лавка (рис. 3). Наименьшая по кубатуре и торговому обороту; деревянная рубленая; размер сруба 6,5*8 м, т.-е. наиболее
1-й этаж
2-й этаж
☛Рис. 4. Универмаг городского типа
☛ Рис.5. Молочный магазин