АВГУСТА 1943 Г.
СУББОТА
№ 185 (5933)
Цена 20 коп.

От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 6 августа

В течение 6 августа наши войска на БРЯНСКОМ направлении, преодолевая сопротивление противника, продолжали наступление и, продвинувшись вперед от 6 до 10 километров, заняли свыше 70 населённых пунктов, в том числе город КРОМЫ на юга и населенные пункты СТУДЕНКА, ГНЕЗДИЛОВО, ЖДИМЕР, БОБРОВКА на севере.
4 августа наши войска, расположенные в район* севернее БЕЛГОРО ДА, перешли в наступление на ХАРЬКОВСКОМ направлении и, прор
вав сильно укрепленную оборонительную полосу противника протяжением по фронту 70 километров, за три дня напряженных боев продви
нулись вперед от 25 до 60 километров и заняли свыше 150 населенных пунктов, в том числе город и железнодорожную станцию ЗОЛОЧЕВ, районный центр и железнодорожную станцию ТОМАРОВКА, районный центр и железнодорожную станцию КАЗАЧЬЯ ЛОПАНЬ и железнодорожные станции КУЛИКОВКА, НОВОБОРИСОВКА, ХОТМЫЖСК, КА ЗАЧЕК, ОДНОРОБОВКА.
В Донбассе, в районах юго-восточнее ИЗЮМА и юго-западнее ВОРО ШИЛОВГРАДА велись разведывательные поиски.
На ЛЕНИНГРАДСКОМ фронте в районах северо-западнее и восточнее Мга проводились усиленные поиски разведчиков и интенсивная артиллерийско-минометная перестрелка е обеих сторон.
В течение 5 августа наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 66 немецких танков. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 114 самолетов противника.
Советские войска, овладев городом Орёл, продолжали продвигаться на аапад. Противник, прикрываясь сильными заслонами танков и neioты, пытался вывести свои потрёпан
ные дивизии из-под ударов наших
войск. Преследуя противника, наши войска наносят немцам тяжёлые потери. Только на одном участке бой
цами Н-ского соединения за день боёв уничтожено свыше 1.500 не
мецких солдат и офицеров, подбито н сожжено 14 танков, уничтожено 18 орудий, 90 пулемётов и более 150 автомашин. Захвачены трофеи и пленные.
Северо-западнее Орла противник предпринял несколько контратак. Отбив все контратаки гитлеровцев, наши части заняли несколько населённых пунктов. На поле боя осталось до 700 вражеских трупов.
Юго-западнее Орла наши войска вели упорные бои за расширение плацдармов на северном берегу реки Кромы и за речные переправы.
Немцы оказывали сопротивление и контратаковали советские части. Ночью наши войска с нескольких направлений атаковали противника и в результате ожесточённого боя наняли город Кремы. В бою за го
род уничтожено много немецких солдат и офицеров. Захвачены трофеи. Н-ское соединение, действующее наг соседнем участке, успешно
продвигалось вперёд и уничтожило два батальона немецкой пехоты, 6 танков и несколько десятков автома
шин. Захвачены у немцев 4 танка, П орудий и большой склад боеприпасов.
Наша авиация днём и ночью бомбардировала и штурмовала скопле
ния пехоты, автомашин н техники противника на дорогах западнее Орла. В воздушных боях советские летчики сбили 53 немецких самолёта.
На Харьковском направлении наши войска успешно развивали наступление, заняли ряд населённых
пунктов, в том числе город Золочев, районные центры Томаровка и Ка
зачья Лопанъ. Советские танковые подразделения овладели нескольки
ми железнодорожными станциями и
перехватили важную магистраль противника. Части Н-ского соедине
ния, продвигаясь вперёд уничто
жили до 2.000 немецких солдат и офицеров, 26 танков, 39 орудий, 22
миномёта и 83 пулемётов. Захвачеио у противника 8 танков, 17 орудий, более 1.500 винтовок и автоматов, 5 складов боеприпасов и другие трофеи. Только одна стрелковая часть пленила свыше 200 немецких
солдат и офицеров. Нашими лётчиками в воздушных боях в течение дня сбито 36 самолётов противника.
В Донбассе, в районе юго-занаднее Ворошиловграда, продолжались раз
ведывательные поиски. Преодолевая сопротивление противника, наши подразделения улучшили свои позиции, заняв несколько господствующих над местностью высот. На одном участке немцы бросили в контр
атаку свыше батальона пехоты и 8 танков. Артиллеристы и бронебойщики Н-ской части подбили и уничтожили 5 немецких танков. Лишен
ная танкового прикрытия, немецкая пехота понесла большие потери и откатилась в исходное положение.
*
На Ленинградском фронте огневыми начётами нашей артиллерии разрушено 34 ДЗОТ а, подбито 3 немецких танка, уничтожены 3 артилле
рийских и 5 миномётных батарей, разбиты 6 складов противника с боеприпасами. Наши подразделения уничтожили до батальона немецкой пехоты.
На Карельском фронте немецкий разведывательный отряд пытался приблизиться к нашему переднему краю. Бойцы подразделения, под командованием лейтенанта Дегтяре
ва,-.устроили засаду и, подпустив
не>мцец на близкое расстояние, открыли ружейно-пулеметный огонь. Застигнутые врасплох, гитлеровцы
побросали оружие и обратились в бегство. Наши бойцы, преследуя немцев, полностью уничтожили разведывательный отряд противника.
Советские лётчики потопили в Черном море транспорт водоизмеще
нием в 2.000 тонн, две десантные баржи и сторожевой катер противника.
Партизанские отряды, действующие на территории Станиславской области, в середине июля нанесли немецким захватчикам ряд серьёз
ных ударов. Советские патриоты взорвали два склада боеприпасов, сожгли 600 тонн горючего, вывели пз строя несколько нефтяных вы
шек, два нефтеперерабатывающих завода и насосную нефтяную станцию. Кроме того, партизаны подо
рвали и сожгли 23 железнодорожных и шоссейных моста. Немцы направили против партизан крупные вой
сковые частя. В ожесточённых боях Станиславские партизаны уничтожили до 700 немецко-фашистских ок
купантов. Партизанами захвачены большие трофеи.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7. (Спец. корр. ТАСС). С каждым днём
становятся известными всё новые и новые имена героев сражений на Орливщине.
Пулемётчик Растопчин в разгар танковой контратаки сидел с руч
ным пулемётом в хорошо замаски
рованном окопчике. По вражеским танкам через его голову били пуш
ки гвардейцев. Один вражесаий танк, стреляя на ходу, промчался мимо окопчика. По бегущим за ним автоматчикам Растопчин дал длин
ную очередь из пулемёта, сразив до десятка фашистов. Гвардейца заме
тили из другого танка. Вражеская машина устремилась на окоп пулемётчика и развернулась на нём гусеницами, раздавив пулемёт. Над головой Растопчина пробежали враже
ские автоматчики, уверенные в его неминуемой гибели. Однако пулемёт
чик подпялся со дна разрушенного окопчика и открыл по гитлеровцам огонь из автомата. Во время наступ
ления Н-ское подразделение огнём станкового пулемёта поддерживал гвардеец Бурков. Немцы пошли в контратаку и стали теснить пехо
тинцев. Бурков быстро выдвинулся с пулемётом вперёд и ударил по гитлеровцам с правого фланга, отвлекая на себя внимание контратакующих. Пулемётчика окружили не
сколько десятков фашистов, но он отбивался до последнего патрона. Контратака врага была отбита.
Гвардии сержант Пачкай с четырьмя бойцами ворвался в траншею противника. Немцев было в несколь
ко раз больше. Гвардейцы гранатами истребили 17 вражеских солдат.
Ю мпнут опустя на пятерку храбре
цов навалился целый взвод немцев, выскочивших из соседних траншей. Один за другим вышли из строя четверо бойцов. Гвардии сержант Пачкай один продолжал отбиваться огнём из ручного пулемёта от насе
давших гитлеровцев. Он истекал уже кровью, когда на помощь к нему пробились бойцы его роты. Завоёванный пятью гвардейцами рубеж остался за нами.

К. Пухов.

Подвиг минометчиков

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7. (Спец. корр. ТАСС). В разгаре боя на одну из наших минометных батарей немцы произвели огневой налёт. Осколками мины ранило коман
дира взвода младшего лейтенанта Аникина. Одновременно от разрыва загорелись ящики с боеприпасами.
Раненый Аникин, превозмогая боль, поднялся и стал тушить пожар. На помощь ему поспешили
младший сержант Задворнов и старшина Содылев. Не обращая внимания яа усиленный огонь противни
ка, они растаскивали я тушили ящики.
Через несколько минут пожар был ликвидирован. Аникян и его по
мощники спасли склад мин от взрыва и не одни десяток бойцов от смерти.
На приказ Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина рабочие московских фабрик и заводов отвечают новыми производственными достижениями, с каждым днём увеличивают ко
личество и повышают качесггвЬ выпускаемой продукции. На снимке: стахановец Н-ского завода столицы токарь-лекальщик Н. Воронов, выполняющий сейчас нормы на 200 и более процентов.
Фото Л. СМИРНОВА.

Трудовой подъем станкостроителей

ХРАБРОСТЬ СОВЕТСКИХ

ВОИНОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7. (Спец. корр. ТАСС). Их справедливо называют орлами — автоматчи
ков из взвода, которым командует гвардии лейтенант Варламов. Их смелые набеги на тылы противника вызывают восхищение всех бойцов подразделений.
Во главе оо своим командиром автоматчики незаметно просочились в расположение гитлеровцев и с ты
ла атаковали сильно укреплённый противником пункт. В короткой схватке были уничтожены Ь пуле
метных точек и до 40 гитлеровцев. Немцы бросили против автоматчиков роту солдат. Гитлеровцам удалось взфгь горсточку бойцов в коль
цо. Автоматчики смело вступили в бой с численно превосходящим противником и, разорвав кольцо, благополучно вернулись в своё подразделение.
В этой же части героическим поступком прославил себя ездовой красноармеец Кузнецов. Противник вывел из строя весь расчёт одного нашего орудия. В это время враг крупными силами контратаковал подразделение. Кузнецов подцепил пушку, выкатил её на открытую по
зицию и прямой наводкой ударил по немцам. Бесстрашный красноар
меец был ранен, но не отошёл от орудия, ни на минуту не прекратил огня и во многом содействовал отражению вражеской контратаки.
Ездовой Кузнецов уничтожил 46 немецких солдат.

Н. Кузовкин.

В освобождённом Орле. На Кооперативной улице.
Фото А. ГРИБОВСКОГО (ТАСС).
Новым трудовым под’ёмом отвечают работники станкозавода им. Орджоникидзе на блестящую победу наших войск.
В цехе, где начальником тов. Дугин, группа режущем инструмента лимитировала работу всего коллектива, Выступая на митинге по слу
чаю освобождения Красной Армией Орла и Белгорода, молодой рабочий тов. Гейдунас предложил организо
вать на этом участке Комсомольске молодёжную бригаду.
После митинга такая бригада была создана. В нее вошло восемь то
карей: тт. Чумакова, Семенова, Павлова, Иванов и др. Бригадиром назначен тоф. Гейдунас.
Бригада тут же стала на стахаг.овскую вахту. В первую же смену сна намного перевыполнила задание.

Агрегат сдан досрочно

Все эти дни коллектив завода, где главным инженером тов. Макарук, трудится с особым под’ёмом. В ночь, когда над Москвой прогремел салют в честь славных советских воинов, в цехах и отделах завода ещё сильнее закипела работа.
Рабочие многих цехов пересмотрели взятые ранее обязательства. Ме
ханический цех, где начальником тов. Сахарой^ обязался досрочно за
кончить августовскую программу, выдать фронту больше сверхплановой оборонной, продукции.
Примеру этого коллектива последовали и рабочие цеха, где начальником тов. Уша. Они дали слово в
28 августа завершить месячное задание. *
Больших успехов добилась фронтовая бригада сборщиков тов. Носова. Недавно ей было поручено собрать один ответственный агрегат. Сжатый срок предусматривал окончание сборки через 4 дня. Налряя;ёпно работали сборщики и сдали агрегат досрочно. Сегодня его принял военный представитель.
— Это наша трудовая благодарность фронту, — говорит тов. Носов.
Отличилась в эти дни и лучшая бригада литейщиков тов. Пескова, в 2,5 раза перевыполнившая производственное задание.

Оружие для родной Красной Армии

Этот цех передового завода столицы готовит автоматы. Большинство рабочих здесь — молодёжь. Новые
производственники гордятся тем, что оружие, над сборкой которого они трудятся, пойдёт на фронт.
Вчера коллектив цеха собрался на митинг, посвящённый приказу товарища Сталина.
— В ответ на приказ Верховного Главнокомандующего в честь Крас
ной Армии, освободившей Орел й Белгород, становимся ’ на стаханов
скую вахту, — заявил тон. Щеголахпн, лучший мастер завода.
Группа, которой руководят тов. Щеголихин, взяла обязательство — за смену дать количество автоматов,
превышающее задание по крайней мере в полтора раза.
Стахановская вахта прошла с исключительным под ёмом. Слесарь тов. Колпачков, протирщицы тт. Смирнова и Воробьева уже через несколь
ко часов выполнили норму. За смену группа выполнила задание на 172 процента.
Вторая смена также стала на стахановскую вахту. Этой группой ра
бочих, собирающих автоматы, руководил тов. Кузнецов.
Свое слово стахановцы сдержали. Задание было намного перекрыто.

Во имя

победы

Весть о взятии нашими войоками Орла и Белгорода вызвала огромное воодушевление на заводе, где главным инженером тов. Нилендер.
Цех, которым руководит инженер Кондрашова, получил важное задание — перестроить производствен
ный процесс для выпуска другого
вида продукции. Были даны крайне сжатые сроки: ночь и половина сле
дующего дня. Работницы, которых в цехе большинство, по-фронтовому справились с боевым заданием. Монтажница Нина Холодилкина—дочь фронтовика — выполнила в ночную смену норму на 300 процентов.
Утром к монтажному столу стала Лариса Бондина. За первые четыре часа она смонтировала 100 изделий, выполнив задание на 278 процентов. Выдающегося результата доби
лась и другая стахановка — Нина Малярова. При дневной норме в 150 изделий она смонтировала к 12 часам дня 145.
В обеденный перерыв работницы собрались на митинг.
— Мы славно поработали эти полгода, —- сказала начальник цеха тов. Кондрашова. — Недаром орден Ленина, которым награжден завод, передан на хранение нашему цеху. Но теперь мы обязаны удесятерить свои усилия. Красная Армия победоносно движется вперёд. Мы должны сделать и сделаем всё, чтобы поддержать её своим стахановским трудом.

Стахановская вахта

Работницы фабрики - «Красная швея» отмечают славную победу
Красней Армии сверхплановым выпуском продукции. Как только в цехах узнали об изгнании немецких захватчиков из Орла и Белго
рода, передовые бригадиры решили сдать во-зможно больше изделий сверх задания. Радостное волнение не мешало работать более произ
водительно, чем обычно. К концу смены бригада Карининой сдала сверх плана обещанные ею 300 изделий. По 40 изделий) сверх про
граммы сделали бригады Гамзиной и Савотиной.
Дневная смена вчера начала работать по новому графику, который также предусматривает выпуск сверхплановой продукции. Цех, где начальником тов. Бурилова, стад на двухдневную стахановскую вахту и обязался выпустить кроме планового задания ещё soo сумок, 80 шаровар и 200 штук погонов. Шцеи-стахановки Бакатина, Супря
кова, Суховеркова, Борисова за весь день ни на минуту не нару
шили часовой график. Бригады Богдановой и Чубаровой (цех началь
ника тов. Мишиной), несмотря на то, что их производственное зада
ние требует серьёзного напряжения, сумели увеличить выпуск готовых изделий: бригада Богдановой — на 155 единиц, бригада Чубаровой — на 40 единиц.
Воодушевлённые героическим наступлением Красной Армии, рабочие и работницы всех цехов шорно
седельной фабрики «Пролетарийстали на стахановскую вахту.
В первый же день вахты коллектив цеха, где начальником тов. Су
харев. выполнил сменное задание на 120 процентов. . Все изготовлен
ные для фронта изделия приняты контролёрами ОТК с оценками «отлично» и «хорошо».
Значительно перевыполняет сменное задание и цех, где начальником тов. Кузнецов, выпускающий специ
альное снаряжение для Красной Армии.
Вчера на заводе, где главным инженером тов. Гаврилов, высокую выработку дал цех (начальника тов.
Галишникова. Стахановская смена мастера тов. Иванова выполнила задание на 150 дроц. Молодой токарь этой смеягы тов. Дронов, всег
да выполняющий норму не выше чем на 150 процентов, выдал ободонаой продукции до процентов
плана. Так же хорошо работали токари тт. Сыров, Осипова, Карасев. Горелов. Их выработка — полтора сменных задания.
Высокий производственный под’- ём. вызванный успешным наступлением Кфаоной Армии, беспре
рывно нарастает. Даже отстававшие участки справились оо своими заданиями.

Ликвидация Орловского плацдарма

немцев и взятие советскими

войсками городов Орла и Белгорода

В результате упорных наступательных боёв войска Брянского фронта, при содействии с флангов войск Западного и Центрального фронтов раз
громили отборные части немецкой армии, сосредоточенные германским командованием в районе Орла, ликвидировали Орловский плацдарм врага и 5 августа заняли город Орёл, в течение почти двух лет находившийся в руках немецких оккупантов. В этот же день, 5 августа, войска Степ
ного и Воронежского фронтов прорвали фронт противника и овладели городом Белгород.
Вся эта операция, блестяще осуществлённая Красной Армией по плану Верховного Главнокомандования, распадается на два этапа:
1. Успешная ликвидация нашими войсками летнего наступления немецко-фашистских войск, начатого ими 5 июля с. г. на Орловско-Курском и Белгородско-Курском направлениях с целью окружить и уничтожить советские войска, находящиеся в Курском выступе, и занять Курск.
2. Успешное наступление Красной Армии на Орловском и Белгородском направлениях, завершившееся поражением Орловской и Белгород
ской группировки противника и занятием нашими войсками городов Орла и Белгорода.

Первый этап боев

Провал немецкого наступления на Орловско

Курском и Белгородском направлениях

С утра 5 июля крупные силы танков и пехоты противника, при поддержке многочисленной авиации, перешли в наступление на Орловско- Курском и Белгородском направлениях. Накануне Гитлер издал приказ, в котором говорилось, что «германская армия аереходит к генеральному наступлению на Восточном фронте», что удар, который нанесут немец
кие войска, «должен иметь решающее значение и послужить поворотным пунктом в ходе войны», и что «это последнее сражение за победу Германии».
Немецкая армия, предприняв «решающее наступление», израсходовав огромное количество людской силы, танков, орудий, самолётов, не только не добилась оперативных, но не добилась даже тактических успехов. Более того, наши войска, перемолов дивизии врага, брошенные в наступление, сами нанесли ответный мощный удар по наступающей армии против
ника. Советские войска, действующие на Орловско-Курском направлении, уже к 17 июля полностью восстановили положение, занимаемое ими до начала немецкого наступления, т. е. до 5 июля 1943 г. Советские войска, действующие на Белгородском направлении, развивая контрнаступление, к 23 июля вышли на рубежи, которые они занимали до начала немецкого наступления, т. е. до 5 июля 1943 года.
Таким образом, летнее наступление немецких войск, на которое гитлеровцы возлагали большие надежды, провалилось. Красная Армия развеяла созданную гитлеровцами сказку о том. что лето якобы является сезоном успехов и побед немецкой армии, а советские войска летом вынуждены будто бы находиться в отступлении.
В бесплодных попытках завладеть Курским плацдармом и тем самым подготовить условия для наступления с Орловского плацдарма на Москву, немецко-фашистские войска, за время с 5 по 23 июля, потеряли 2.900
танков, 1.039 орудий, из них 195 самоходных, 1.392 самолёта, свыше 5.000 автомашин и более 70 тысяч солдат и офицеров убитыми.
Так окончилась очередная авантюра гитлеровцев.

Второй этап боев

Успешное наступление советских войск

на Орловском и Белгородском направлениях

Советские войска не только сорвали летнее наступление немцев, но и сами перешли в решительное наступление против группировок вражеских
войск, расположенных в Орловском выступе и в районе Белгорода, нанеся немцам тяжёлое поражение.
Немецкое командование придавало Орлу огромное значение. Гитлеровские генералы рассматривали Орёл как плацдарм для наступления немец
ких войск на Москву и, в то же время, как бастион немецкой обороны яа центральном участке фронта.
За двадцать два месяца своего пребывания в Орле немцы превратили Орловский плацдарм в мощный укреплённый район, создали здесь глубоко эшелонированные долговременные оборонительные сооружения, опиравшиеся на многочисленные водные рубежи. Ещё только на-днях немец
кая печать и радио об’являли Орел символом незыблемости германской обороны.
Советские войска, расположенные севернее, восточнее и южнее Орла, 12 июля перешли в решительное наступление в общем направлении на Орел. Немецкое командование приказало своим войскам, оборонявшим Орловский выступ, не отступать ни на один шаг и сражаться до последнего солдата. В район Орла непрерывно прибывали подкрепления из Германии, спешно перебрасывались войска с других участков советско-германского фронта.
Выполняя приказ Верховного Главнокомандующего, Красная Армия, несмотря на проливные дожди и бездорожье, преодолевая упорное сопро
тивление противника, неуклонно продвигалась вперёд, прорвала на всю глубину немецкие оборонительные линии и 5 августа после ожесточённых уличных боёв овладела городом Орел.
На Белгородском направлении наши войска 4 августа перешли в наступление, прорвали оборону противника и, нанеся поражение немцам, овладели городом Белгород.
За время боёв наших войск на Орловском направлении с 24 июля по б августа и на Белгородском направлении с 4 по б августа налпи войска уничтожили солдат и офицеров противника свыше 50.000, самолётов — 1.100, танков—1.705, орудий всех калибров—584, автомашин — 6.000.
Всего за месяц боёв на Орловском и Белгородском направлениях с 5 июля по 6 августа Красная Армия нанесла противнику следующие потери: убито солдат и офицеров — 120.000, подбито и уничтожено танков — 4.605, орудий — 1.623, автомзшпп — 11.000, сбито самолётов —• 2.492.
За это же время наши войска захватили танков — 521, орудий разного калибра, в том числе самоходных — 875, пулемётов — 2.521, разных складов — 325. Взято в плен 12.418 немецких солдат и офицеров.
Таким образом, Красная Армия, выполняя план Верховного Главнокомандования, за месяц боёв ликвидировала наступление немцев на Курск,
нанесла крупное поражение группировке отборных немецко-фашистских войск, ликвидировала Орловский плацдарм врага и освободила от немецких захватчиков города Орел и Белгород.
Проват летнего наступления немцев п поражение немецких войск под Орлом и Белгородом говорят о том, что Красная Армия в условиях лета сумела не только закрепить, но п развить свои наступательные успехи.
Теперь окончательно рухнула надежды немцев и их прихвостней на благоприятный поворот военных действий в условиях лета.
Тем самым разоблачена сказка немцев о том, что будто бы советские войска не в состоянии вести летом успешное наступление.
Успешные боевые действия Красной Армии приковати к советско-германскому фронту все основные силы гитлеровской армии, лишили немец
кое командова.ние возможности свободно маневрировать войсками и тем еа-. мым создали ешё более благоприятные условия для .развёртывания актив
ных наступательных военных действий наших союзников на континенте Европы.
Таковы итоги месяца летних боёв на советско-германском фронте.
СОВИНФОРМБЮРО.

Гвардейцы в бою

Новыми производственными

успехами отвечают трудящиеся столицы на приказ вождя

Все участки выполнили задание