Xудожник-мыслитель

НA СВОЁМ портрете, подаренном
одному из актёров Художественного театра, К. С. Станиславский написал:
«Я люблю вас за то, что вы любите искусство в себе, а не себя в искусстве».
Вряд ли возможно назвать деятеля театра, к которому эта надпись шла бы больше, чем к самому Станиславскому.
Он любил искусство пламенной, могучей, самоотверженной любовью, и свою жизнь, мысль, волю, творческий гений — всё отдал он искусству. Никакого другого названия не может быть у его жизнеописания, как «Моя жизнь в искусстве», потому что никакой другой жизни не было у Ста
ниславского, кроме жизни, целиком отданной театру.
Он был наделён огромным талантом актёра. Увидев Станиславского в «Докторе Штокмане» Ибсена, величайшая русская артистка Ермолова писала: «Играет, как великий актёр». Посмотрев Стани
славского в «Отелло», один
на самых прославленных исполнителей произведений Шекспира — Эрнесто Росси сказал ему: «У вас
есть всё для этой роли». Станиславский был актё
ром без амплуа, потому что он был художником лозной правды, глубокой простоты и ясности. Всё—от низменной стра
стн до высокой мечты, от унылого бытования до воз
вышенного горения сердца и разума — всё было доступно Огскпиславскому
актбру — вот почему в его репертуаре рядом с благородным мечтателем Верши
ниным («Три сестры»)
стоит тупой генерал Крутипкий («На всякого муд
реца довольно простоты»),
а мольаровский «Мнимый больнойуживается рядом с Сатиным («На дне»).
Огромный талант актёра давал Станиславскому почётное место на любой нз лучших сцен мирового театра, но в этом актёре жил вели
кий искатель правды, ненавистник
театральной фальши, в нём жил освободитель театра от вековых пут рутины. Станиславский мог играть лишь на подмостках нового театра, освобождённого от плена слепых традиций и тупых шаблонов, и ои создал такой театр, Новый от самого основания.
Сорок пять лет назад Художественный театр, возглавляемый Станиславским, начал новую главу в истории мирового театра.
Станиславский был тениальным режиссером: его пытливый дух не шал усталости в искании новых
форм театрального искусства, его творческая фантазия была пойстнпе неисчерпаема. Но его строгость к себе как в. художнику возрастала с каждым годом, к все ревностней проявлялся в нём суровый критик собственных творческих путей, все пламенней разгорался в цём огонь искательства.
Созданные Станиславским постановки пьес Грибоедова, Гоголя, Островского, Чехова, Горького, Мольера, Шекспира являются клас
сическими образцами искусства режиссёра-реалнста, и в то же время
любая из этих постановок может служить примером творческой пыт
ливости и неутомимых поисков правды жизни.
Великий режиссёр, Станиславский ва свою долгую жизнь создал не
сколько студий, этих лабораторий искусства. До последних своих дней оставался он отважным и мудрым экспериментатором, утверждая в те
атре тот же дух смелого новаторст
ва, который свойственен великим русским учёным — Ломоносову, Менделееву, Павлову.
Могучий художник, Станиславский, был великим мыслителем в области искусства театра. Вдумчиво и зорко
искал он в человеческой природе ваконы актёрского творчества, и в лености их формулировки, в просто
те их выражения у Станиславского нет соперников во всей мировой литературе о театре. Книги Станиславского «Моя жизнь в искусстве», «Ра
бота актёра над собой» давно стали достоянием мировой культуры. Инте
рес к ним в Англии, Америке н Других странах исключительно ве
лик. Влияние мысли Станиславского на мировой театр столь же могуче и не менее благотворно, чем влияние его художественного творчества.
С особой силой творческий гений Станиславского проявился в годы советской власти.
«Театр входит неот емлемой частью в строительство новой жизни, — го
ворил Станиславский. — II в этом— коя радость, моя гордость и —- моя молодость».

Пять лет

со дня смерти

К. С. Станиславского

Он, действительно, обрёл новую молодость в советские годы. Его творческая свежесть н неисчерпае
мость поражали даже тех, кто знал, как умел он, «упорствуя, волнуясь

ЗАВТРА

ПО РАДИО

Государственный оркестр русских народных инструментов и хор Всесоюзного радиокомитета выступят у микрофо
на в 12 часов 30 минут. В программе — «На посиделках» М. Ипполитона-И Панова и «Сельские работы в песнях
композитора Кастальского. Эпиграфы русских поэтов читает артистка Малого театра В. Обухова.
В 15 часов состоится выступление лауреата Сталинской премии, заслуженного артиста РСФСР А. Батурина и лауреата Всесоюзного конкурса музыканте в-исполнителей Герца Цомыка.
В 17 часов 30 минут будет передаваться музыка к трагедии Шекспира «Гамлет» лауреата Сталинской премии Д. Шостаковича. Исполнитель — Малый симфонический оркестр Всесоюзного радио комитета* под управлением Николая Аносова.
В 18 часов 40 мПнут — концерт по заявкам бойцов и командиров Краевой Армии. В программе — украинские и русские народные песни и старинные матросские песни.
Писатель И. Эренбург прочтет в 20 часов 15 минут свою поэму «Париж*.
Концерт-вальс состоится в 21 час 20 минут. В программе — вальсы; Чайковского, Глазунова, Шопена и др. Исполнители — лауреат международного кон
курса пианистов Я. Флиср, скрипачка Г. Баринова и солистка Всесоюзного радиокомитета Р. Пурыжинская.
В ?2 часа будут транслироваться популярные арии и дуэты из оперетт композитора Кальмана в исполнении солистбв и оркестров Всесоюзного радиокомитета.
и спеша», итти к высоким целям любимого искусства.
Реформатор драматического театра, Станиславский со времени революции перенёс стою деятельность но
ватора ещё и в оперный театр. В оперном театре его имени он с но
вой силой возродил Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Россини. Станиславский оказался таким же зачинателем нового театра художественной правды в опере, каким он был в драме.
Незадолго до смерти Станиславский стал во главе новой опернодраматической студии. С её учащимися — советской молодёжью 1—
великий художник театра связал свои новые надежды на расцвет искусства.
«Я счастлив, — говорил Константин Сергеевич, — тем, что идею моей жизни ооуществлшет в совет
ской стране целая театральная семья — от прадеда (Художественный театр) до правнуки».
Советскому театру Станиславский ставил одну задачу — служение родине искусством.
«Артист, — учил Станиславский,— это tot, для кого театр — его сердце. Его текущий день — дело теат
ра. Служение родине — его сцена.
Любовь и постоянный творческий огонь — его роли. Здесь его родина, здесь его уноепне, здесь его источник вечной бодрости».
С суровой прямотой утверждал Станиславский пред лицом всех деятелей театра — от режиссёра до рабочего сцены: «Если нет едине
ния в красоте, — пет истинного театра, и такой театр не нужен. Если
нет элементарного понимания себя н всего комплекса своих сил. как радостных слуг отечества, то и такой театр Тоже не нужен,—он не будет одной нз творческих единиц среди всех творящих сил страны».
С неумолимой строгостью и с горячей заботой предупреждал Стани
славский: «Артист, наблюдающий окружающую его жизнь со стороны, испытывающий на себе радости н тяготы окружающих явлений, но не вникающий в сложные причины их
и не видящий за ними грандиозных событий жиз
ни, проникнутых величайшим драматизмом, вели
чайшей героикой, — такой артист умирает для истинного творчества... Для исполнения всего, что требуется от подлинного арти
ста, ему необходимо вести содержательную, интересную, красивую, разнообразную. Волнующую и возвышающую его жизнь/
ТакоВа и была жизнь Станиславского. Вот отчего приведенные сейчас слова его звучат так, как буд
то они сказаны в ипшн дни, возлагающие на служителей искусства высо
кие патриотические задачи, пред являющне к художникам театра суровые и почётные требования.
Все, что требовал Станиславский от других, он прежде всего требовал от самого себя . Его жизнь до последнего дыхания была насыщена великим, одушев
лённым трудом на благо родины, на процвета
ние искусства. Этот труд был так упорен, так богат результатами, что вот прошло уже пять лет со дня кончины Станиславского, а он словно не, ухо
дил от нас: его творческое присутствие постоянно чувствуется п нашей жизни.
С живым вдохновением работают основанные нм театры. Его «правнук» — его молодая студия — ра
дует своими бодрыми, уверенными шагами на том пути, который проложен Станиславским к художественной правде. Много новых, пре
красных достижений занёс в свою
славную летопись и «прадед» — Художественный театр: одним из них является блестящая попятная постановка Станиславского «Тартюф».
За пятилетие, протекшее со дня смерти К. С. Станиславского, вышли его книги: «Работа актёра», «Бесе
ды», «Художественные записи», и каждая из них стала верным другом, руководителем, наставником советского актёра на путях к искусству мужественной правды и прекрас
ной простоты. Невозможно указать актёра, режиссёра, драматурга , кото
рый ле обрёл бы новых творческих сил в общении с гениальной мыслью н артистическим опытом Станиславского, запечатленными в его книгах.
Образ Станиславского — .прекрасный, чистый, мужественный — всегда будет, подобно Щепкину и Ермоловой, ведущим образом на славных путях русского театра.

С. Дурылин.

Концертные

бригады

В ТЕАТРЕ им. К. С. СТАНИСЛАВСКОГО и ВЛ. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО
Закончились спектакли в Государственном музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл, И. Неми
ровича-Данченко. С ейчас здесь идёт ремонт зрительного зала н фойе. Труппа разбита на концертные бригады, которые направляются в различные районы страны.
Большая бригада артистов будет обслуживать москвичей, работающих в лесозаготовительных районах и леспромхозах Дмитрова и Нкши. Балетная группа несколько раз выступит в Пензе.
В частях действующей армии выступает концертная бригада театра, в которую входят заслуженный артист РСФСР П. Пермяков, заслуженный артист Уз ССР А. Томский, артистка А. Луконина и другие. Сейчас в действующую армию направ
лена вторая концертная бригада — народная артистка РСФСР М. 1 ольдйиа> артисты Л. Виноградская,
A, Клейн и джаз-голл во главе с заслуженным артистом РСФСР B. Канделаки.
Спектакли театра в Москве возобновятся в конце августа. Коллектив будет продолжать работу над поста
новкой онеры «Нйдежда Светлова* Дзержинского и над возобновляемыми спектаклями «Травиата» и «Бахчисарайский фонтан».

ПАМЯТИ

К. С. СТАНИСЛАВСКОГО

ДНЕВНИК

ИСКУССТВ

* 15 АВГУСТА состоится пертвое занятие творческой группы композиторов — бойцов и командиров Красной Армии, организованной при союзе композито
ров под руководством Н. Мясковского. На первом занятии будут овсуждетх м сочинения участников группы — бойцов частей Московского военного округа.
* ВЕЧЕР, посвящённый 5-летию со дня смерти К. С. Станиславского, со
стоится в клубе союза писателей 10 августа Участвуют: писатели, поэты, артисты МХАТ и Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. Й. Не* лире вича-Ддччепко.
* К 55-ЛЕТИЮ со дня смерти П. И. Чайковского, отмечаемому в ноябре это
го года. Комитет по делам искусств при СИ К СССР и оргкомитет союза советских Композиторов созывают научную конференцию, Посвящённую проблемам, связанным с творчеством Чай
ковского. Руководство конференцией поручено R. Асафьеву.
* ВЕЧЕР выпускников художественных учебных заведений столицы устраивает 13 августа Центральный дом работников искусств. В нём примут участие выпускники Московской государст
венной консерватории. Государственного института театрального искусства, музыкальных училищ им. Глазунова и
Ипполитова-Иванова. Вступительное олово скажет профессор И. Бэлза.
ХРОНИКА
КИНО
* КИНОТЕАТР «Метрополь в порядке культурного обслуживания зрителей устраивает встречи их с деятелями со
ветского искусства. На общест
венном просмотре фильма «Миссия в Москву», устроенном для рабочих Н-ского аапода, зрители встретились е од
ним из алторов руоского вариант* фильма, лауреатом Сталинской премии И. ТСопалюным, рассказавшим о работе советских режиосброп над подготовкой фильма л выпуску на советский экран.
МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА
В СВЯЗИ С 5-летием со дня смерти К. С. Станиславского на доме в бывшем Леонтьевском переулке, ны
не улице Станиславского, где жил великий мастер русской сцены, устанавливается мемориал),ная доска.
На доске надпись: «Здесь жнл, работал и 7 августа 1938 года скончался народный артист Союза СОЕ Константин Сергеевич Станиславский, основатель Московского Художественного театра».

Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы Брянск, Харьков, станцию Карачев

и аэродромы противника

В изостудии детского Дома культуры Бауманского района столицы. Юные художники с увлечением работают сейчас над картинами на конкурсную тему — «Родная Москва». В залах Дома культуры собрано около 100 работ, посвященных ве
ликой отечественной пой не. На снимке: руководитель студии М. Главной со своим учеником Володей
Гаврил иным осматривает последние работы юных студийцев.
Фото С. ЛАРИЧЕВА.

В городе

Ленина

ТВОРЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ РАБОТНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
И ИСКУССТВ
Вчера в Доме Маяковского открылось творческое совещание писателей. поэтов, художников, музыкан
тов и композиторов, посвящённое итогам творческой работы, проделанной за время .войны.
С докладом о развитии поэзии выступила писательница Вера Икбор. Доклад о прозе сделал Ииссарион Саянов. Докладчики отметила большую работу писателей и поэтов города.
НОВЫЕ ПРЕМЬЕРЫ
ТЕАТРОВ
В течение августа театры города покажут новые постановки. Опер
ный коллектив театра нм. Кирова ставит онеру «Царская невеста» . Драматический коллектив театра нм. Кирова покажет пьесу «Русские люди» К. Симонова, балетный кол
лектив того же театра — «Конек1 орбунек».
Ближайшей премьерой театра нм. Горького явятся «Волки и овцы
Островского. 29 августа впервые в роли Труфальдино в комедии «Слу
га двух господ» Гольдони выступит народный артист республики Ваграм Паиазян.
ЛЕНИНГРАД, 6. (По телефону. Наш корр.).

ТВОРЧЕСКО-КРИТИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ

О РЕПЕРТУАРЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Качество репертуара отдельных самодеятельных коллективов страдает крупными недостатками. Худо
жественный уровень репертуара нх ещё очень низок, не отражаются местные производственные темы, ма
ло откликов на великие события нашего времени.
Вопросам репертуара художественных коллективов будет посвящено
творческо-критическое совещание, со
зываемое на 20 августа московским Домом художественной самодеятельности.
К участию в совещании привлечены руководители самодеятельных коллективов, отдельные исполнители, балетмейстеры, драматурги, композиторы, писатели и поэты.
Первый день совещания посвящается репертуару музыкальной самодеятельности: хоров, инструментальных ансамблей и сольного нения, второй день — репертуару те
атральной самодеятельности столицы к последний — репертуару хореографических кружков.
провождавшихся сильными взрывами.
В ту же Ночь наша авиация подвергла бомбардировке ряд аэродро
мов противника. Уничтожено я повреждено значительное число не
мецких самолётов, находившихся на этих аэродромах.
Два наших самолёта не верну
лись на свои базы.

Военные действия на острове Сицилия

ЛОНДОН, 7. (ТАСС). Штаб союзных сил в Северной Африке сообщает, что английские и американ
ские войска находятся примерно в 50 милях от Мессины. В Мессин
ском проливе потоплено много бэрж противника.
ЛОНДОН, 7. (ТАСС). Как сообщает специальный корреспондент агентства Рейтер, находящийся нри штабе союзников в Северной
Африке, английская бригада, занявшая Катанию, взяла в плен 434-й итальянский батальон береговых
ЛОНДОН, 7. (ТАСС). Штаб союзных сил в Северной Африке пере
дает, что 5 августа в результате воздушных атак в районе Милаццо было потоплено 14 барж, 2 судна и 2 гидросамолета противника.

Обострение внутриполитических

трудностей в Румынии

Рост нищенства и бродяжничества, *Крестьяне саботируют
уборку урожая, *В деревнях утаивают хлеб.
СТАМБУЛ, 7. (ТАСС). Нищенство и бродяжничество в Румынии приняли, по признаниям самих румынских газет, «опасные размеры». Га
зеты требуют от властей принятия «радикальных мер» к ликвидации такого положения. Газета «Видасообщает, что полиция ежедневно производит в городах и сёлах массовые облавы с целью из ятиа нищих и бездомных. Только в одну
ночь 21 июля в Бухаресте было арестовано 139 человек. Хотя полиция арестовывает согни людей, лишившихся крова и занимающихся
нищенством, число их не уменьшается. Но словам газеты «Универеул
площади румынской столицы наводнены бездомными и нищими, готовыми согласиться на любую аккордную работу, лишь бы заработка хватило на самое необходимое про
питание. Румынский министр труда вынужден был даже издать специ ильный приказ, запрещающий «загромождать столичные площади». Министр предлагает бездомным об
ращаться на биржи труда, одигко биржи труда пустуют, так как широко известно, что всех обратив
шихся туда за работой посылают на .принудительные работы, где за непосильный труд платят такие жалкие гроши, которых нехватаст даже на полуголодное существование.
На почве нищенства и голода растёт воровство. Корруппия и взяточничество разлагают весь админи
стративный аппарат Румынии сверху донизу. Газета «Аргус» опубликовала заявление дирекции румын ских железных дорог, в котором говорится о «чрезвычайном увеличе
нии числа краж в товарных поез
дах, в чём заметаны железнодорож
ные служащие». Дирекция дорог напоминает в связи с этим о су
ществовании правительственных декретов относительно борьбы с воровством и угрожающе подчёркивает,
что «меры наказания будут усилены».
Армия бездомных усиление пополняется за счет батраков в малоземельных крестьян, которые мас
сами уходят в города в надежде найти Там средства к с/щеегвова
нию. По сообщению газеты «Аргус», в этом году уборка урожая затруднена тем, что хлеба полегли и почти невозможно в связи с этим применять в широких масштаба! сель
скохозяйственные машины. Земле
владельцам Приходится нанимать больше батраков, чем обычно, что
бы проводить уборку вручную. Вследствие этого стоимость уборки сильно повысилась. Чтобы избежать сокращения своих прибылей, землевладельцы ещё больше сократили и без того нищенскую зарплату сельскохозяйственных рабочих. Поэтому последние бросают работу в деревнях и уходят в города.
Румынские крестьяне саботируют уборку урожая на своих полях, опа
саясь, что. как и в прошлом голу, весь хлеб будет у них из ят реквизиционными отрядами. Гитле
ровская газета «Букарестер тагеблатт», стремясь «стимулировать
уборку урожая, обещает крестьянам В своих статьях, что в этом году румынские крестьяне получат воз
можность продать часть своего хле
ба на выгодных условиях. Однако крестьянам хорошо известно, что та
кое «продажа» хлеба в нынешних условиях, когда фактическими хо
зяевами страны являются немцы. Они знают, что «продажа» равно
сильна конфискации хлеба. Поэтому крестьяне стремятся под всеми предлогами саботировать уборочные работы н всячески укрывают оставшиеся ещё у них продукты от вла
стей. В связи с этим румынские власти предпринимают ряд новых репрессивных мер.

Борьба бельгийских

патриотов

ЛОНДОН, 6. (ТАСС). В Бельгии не прекращаются нападения вооружён
ных бельгийских патриотов на бюро продовольственных карточек. Захваченными карточками снабжаются укрывающиеся от оккупационных властей члены подпольных патриотических организаций, а также бельгий
цы, уклоняющиеся от мобилизация на принудительные работы в Германию.
По сообщению газеты «Нуво журналь», недавно в Шапелль-ле-Эрле
мон группа бельгийцев напала на двух служащих продовольственного бюро и отняла у них свыше полумиллиона талонов.
ЭКРАНИЗИРОВАТЬ пьесу К. Си
монова «Русские люди» было одновременно и легко и трудно. Удачно разрешенная драматургом одна из важнейших тем великой отечественной войны — тема о высоком патриотизме, мужестве, о ве
личии души русского человека — открывала неограниченные возможности для перевода её литератур
ных образов на язык кино. Чёткие характеры персонажей пьесы, напряжённость её сюжета значитель
но облегчали работу постановщиков фильма. Но это была лишь внешняя Легкость. Величайшая трудности их работы заключалась в ог
ромном успехе пьесы Симонова, образы героев которой стали родными и близкими для миллионов советских людей . Последние, естественно, ждали и требовали от мастеров кино ещё более глубокого раскрытия темы пьесы н артистического воплощения на экране её художественных образов.
К большому сожалению, фильм «Во имя родины», поставленный ре
жиссёром В. Пудовкиным совместно с режиссёром Д. Васильевым, не оправдал этих ожиданий. Зритель не может не заметить, что фильм Начинается с несомненного противоречия. В подробном, как обычно, перечне авторов картины отсут
ствует фамилия сценариста. Экран глухо* сообщает, что фильм поста
влен но пьесе К. Симонова «Русские люди», тем самым как бы предваряя .зрителя, что в фильме и сюжет пьесы и характеры её персонажей не подверглись никаким изме
нениям. Но вместе с тем фильм не сохранил названия пьесы, что, несомненно, подчёркивает существен
ное отличие киноварианта пьесы от её литературного текста.
Отсутствие фамилия сценариста ничем не оправдано. Серьёзные недостатки картины вытекают прежде

„Во имя родины“

всего из сценария, в котором многое н.з того, что обусловливало название пьесы «Русские люди», ока
залось упущенным, а частично и произвольно изменённым.
Сценарий фильма значительно обеднил образы центральных гереей.
Больше всего пострадал Васин — старый, кадровый русский офицер, умноживший в рядах Красной Армии свои боевые дела во славу рус
ского оружия. В фильме пачисто выпала сущвствеивая Для понима
ния характера Валина история его взаимоотношений с племянником Козловским — предателем, пошед
шим на службу к злейшим врагам нашей родины. Эта сюжетная деталь пьесы обогащала характеристику Васина, показывала, что у него над всеми другими-чувствами, над родственными привязанностями доминируют чувство любви к отчизне, сознание русского человека, гордого , своим национальным достоинством. Скомканы и другие эпизоды пьесы, в которых ярко вставал пе
ред нами обаятельный образ Васи
на — простого и скромного, но сильного духом русского патриота.
Необоснованно и неоправданно изменён в фильме характер отноше
ний между капитаном Сафоновым — начальником гарнизона, окружённого немцами, — и разведчицей Валей. В пьесе мы видим, как возни
кает между ними ещё не вполне осознанное чистое и светлое чув
ство. Суровость жизни осаждённого гарнизона, напряжённость многодневных непрерывных боев не рас
полагают Сафонова к об’яснению с Валей. И он даёт право отправляющемуся в логово врага военфельд
КИНОФИЛЬМ

ПО ПЬЕСЕ К. СИМОНОВА

„РУССКИЕ ЛЮДИ“
шеру Глобе сказать ей о своих чувствах только при условии, если и ей, и ему будет грозить неминуемая гибель, и картине всё это. не
известно почему, переделано. Постановщики фильма заставляют Сафонова сближаться с Валей, стать её Мужем, вводят сцены, совсем не соответствующие духу пьесы и образам её героев.
Искажён и облик Глобы, выведенного в фильме каким-то Дон-Жуа
ном. Именно в таком плане и играет его артист М. Жаров, вынужденный к этому режиссёрской трактовкой образа.
В картине .нет мпагих эпизодов, характеризующих быт осаждённого
гарнизона, мужество и бесстрашие русских людей. «Фильм — не пьеса, ’— могут возразить нам, — и метраж киноцроизведения не позво
ляет воплотить из экране все то, что драматург хотел показать на сцепе. Против этого нельзя спорить. Но в данном случае речь идёт о другом.
Коли постановщики фильма и должны были пожертвовать каки
ми-то сценами пьесы, какими-то деталями в образах её героев, то это нужно было делать глубоко продуманно, не нарушая творческого замысла автора. С другой стороны, это исключало всякую воз
можность произвольного соавторства, когда в художественно цель
ный сюжет дописываются сцены, не имеющие к теме прямого отно
шения. Между тем именно это мы и видим в фильме «Во имя родины».
В картине появляется новая роль — немецкого генерала, совсем отсутствующая в пьесе. Генерала иг
рает Пудовкин. Играет с присущим ему блеском и дарованием. Но зачем все-таки понадобилось поста
новщикам фильма дописывать за Симонова текст его пьесы и, вводя большую роль немецкого генера
ла, тем самым з резывать метраж плёнки, нужный для наиболее пол
ного изображения основных героев картины?
В фильме значительное место занимают батальные сцены, Как и вся картина, они засняты главным образом в павильонах и ни в ма
лейшей мере не способствуют рас
крытию характеров персонажей фильма, их чувств, мыслей и переживаний. Более того, никак не связанные с ходом действия, эти батальные эпизоды только задержи
вают развитие сюжета и утомляют внимание зрителя.
Манера же, в которой снято большинство кадров, вызывает во
споминания о былых увлечениях 1!. Пудовкина чисто формалистическими приёмами, от которых следовало бы давно н полностью отказаться.
С Другой Стороны, в картине, как это уже справедливо указывалось, полностью отсутствуют пейзаж, кра
сота русской природы, те самые «берёзки», о которых .упоминают ге
рои. Обидно, что постановщики фильма не сумели оживить камер
ные сцены, рассказать на языке кино, как понимает Валя великое слово: родина. В пьесе это —- одно из удачнейших мест, которое прочно запечатлевается в сознании
зрителя. В фильме это проходит бледно н невыразительно.
Хороша игра исполнителен некоторых ролей, в частности О Жиз
невой, правильно раскрывающей образ честной русской женщины, волей обстоятельств почти доведенной до измены родине, но в реши
тельный момент нашедшей в себе иравственпую силу для подвига
Нс отдельные актерские удачи не могут повлиять на оценку «фильма в целом.
Кппо по сравнению с театром располагает почти неограниченными
возможностями художестненвого раскрытия идей и образов литературных произведений. Чтобы ус
пешно осуществить это, необходимо бережное и вдумчивое отношение к экранизации литературных текстов, особенно заслуживших уже всеобщее признание. Совершенно недопу
стимо рассматривать этот Текст лишь как некий материал Для свободного истолкования его постановщика ч и
«фильма. 1Г. чему приводит такое истолкование. наглядно видишь по фильму «Во имя родины».
В целом фильм — это серьёзная неудача для такого талантливого режиссёра, как Пудовкин, от которого з^есь мы вправе были ожидать того же, если не большего, мастерства, с каким нм были поставлены лучшие из прежних его работ.
Тимофей Рокотов.

Всеобщая забастовка

в Салониках

ЛОНДОН, 7. (ТАСС). Агентство Рейтер сообщает, что сопротивление греческого населения мероприятиям оккупационных властей особенно сильно в северной части страны. На
диях в Салониках была проведена всеобщая забастовка протеста про
тив бесчинств оккупантов. Многие греки уходят в горы, где вступают в партизангкио отряды.

Действия авиации

союзников

ЛОНДОН, 6. (ТАСС). По сообщению штаба союзников в Северной Африке, вчера днём авиация союз
ников продолжала атаковать центры коммуникаций и позиции противни ка на Сицилии.
В течение дня самолёты союзников подвергли бомбардировке элек
тростанции в Сардинии. В ночь на 5 августа самолёты союзников дей
ствовалй над Южной Италией. В ночь на 8 августа бомбардировщики атаковали войска и торговые суда противника близ Мессины. И-з всех этих онераплй не вернулись на базы 8 самолётов.
ЛОНДОН, 6. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, штаб союзни
ков в Северной Африке сообщил, что только неблагоприятные условия погоды помешали авиации со
юзников бомбить Рим в ночь на 5 августа. Атаки но Рим, говорится в
сообщении штаба, возобновятся при первой же возможности.

Война на Тихом

океане

ЛОНДОН, 6. (ТАСС). Штаб объединенного командования вооруженными си
лами союзников н юго-западной ЧАСТИ Tttloro океана сообщает, что японский гарнизон в Му идя (остров Новая Георгия) в настоящее время полностью окружён и постепенно уничтожается.
Авиация союзников атаковала японские об’екты на Ноной Гвинее и острове Тимор. На Новой Гвинее происхо
дило ожесточенное сражен не в районе Сила мяу а, где контратаки японцев были отбиты с большими для них потерями.
ОТОВСЮДУ
* ВОЕННЫЙ министр США Стимсон заявил, что последний налет на Пло
ешти. совершённый американским!* бомбардировщиками Ллберейтор» с баз на Ближнем Востоке, является «сокру
шительным ударом по германским жнанениым ресурсам*. 14 налёте участвовало 177 бомбар ифоьгпяков «Лнберейтог».
* КАК ПЕРЕДАЕТ вашингтонский корреспондент аг«чГгстпа Гейтер, руководитель управления по делам военно
го производства ГИТА Нельсон заявил, Что в США уже выполнено 80 процен
тов программы строительства военны* заводов.
* АГЕНТСТВО Рейтер передает wa Каира, что, как официально сообщаете#, немцы силой захватили в некоторых районах Балкан итальянские самолёты и переделали итальянские еоозиавательные знаки жа гермавскжз.
В ночь на 6 августа наша авиация произвела налёты на желез
нодорожные узлы Брянск-1, Брянск-2, Харьков и станцию Карачев. Бомбардировке были под
вергнуты эшелоны с войсками и техникой противника. Разбито не
сколько железнодорожных составов, возникло много очагов пожаров, со

Телеграммы из-за границы

Кадр из фильма «Во имя родины». Артистка М. Пастухова в роли Вали и артист Н. Крючков в роли Сафонова.