Лауреат Сталинской премии, народный художник СССР скульптор С. Меркуров (справа) со своим ближайшим помощником скульптором И. Ледневым работает над проектом статуи Н. В. Гоголя для памятника.
Фото Ал. ЛЕСС.

У скульптора С. Д. Меркурова

Измайлово. Тихая окраина Москвы. За высоким забором, утопая в 8едени и цветах, находится мастер
ская лауреата Сталинской премия скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова. Уже больше двадцати лет здесь живет к работает С. Д. Меркуров — блестящий представи
тель старшего поколения русских скульпторов, один из первых, кому советское правительство присвоило почётное звание народного художника СССР.
Сергей Дмитриевич показывает нам свою мастерскую. Она занимает большой участок и расположена в
нескольких помещениях. В них — наброски и этюды, близкие к окончанию и уже законченные скульптурные композиции, портреты, ба
рельефы, высеченные из гранита пи отлитые в гипсе.
Вот комната, в которой собрано больше 100 посмертных масок, сняли скульптором за 40 лет его жиз
ни в искусстве. Маски В. И. Ленина, Н. К. Крупской, М. И. и А. И. Ульяновых, Я. М. Свердлова, Ф. Э. Дзержинского, Г. К. Орджоникидзе,
В. Р. Менжинского, JL Н. Толстого, В. В. Маяковского...
В соседнем помещении ученики и помощники С. Д. Меркурова, с копрыми скульптора связывает не один десяток лет совместной жиз
ни и деятельности, заняты текущей работой. Тут — х проект памятника
Н. В. Гоголю для Москвы, барельеф К. С. Станиславского и мемориальная доска, которые будут установлены на доме, где жил и работал за
мечательный мастер русского театра, и многие другие работы.
...Несмотря на свой преклонный возраст — Сергею Дмитриевичу не
давно исполнилось 60 лет, — он много и (плодотворно работает. Уже в шесть часов утра его можно за
стать в мастерской. Скульптор полон творческих планов и замыслов. Он
находит время, чтобы писать давно задуманную н уже близкую к окончанию книгу мемуаров. Ото — кпи
га о скульптуре, о встречах автора со знаменитыми скульпторами, ху
дожниками. писателями, артистами:
Водяном, Куинджи, Кропоткиным, Толстым, Маяковским, Станиславским.
Сергей Дмитриевич находит время и для большой общественной рабо
ты, которую он ведёт как депутат Московского совета.
С особенной любовью показывает нам скульптор свой сад и огородный участок.
— Здесь всё сделано собственными руками, — улыбаясь, говорит он.
Мы прощаемся о гостеприимным хозяином я, покидая этот тихий уголок Москвы, уносим с собой тёплые воспоминания о часах, проведенных в обществе Сергея Дмитриевича Меркурова,

Ал. Лесс.

В ста театрах

СМОТР СПЕКТАКЛЕЙ РУССКОЙ КЛАССИКИ
Как уже сообщалось, предстоит смотр спектаклей русской классики. Управление по делая искусств при
СНК РСФСР и Главное управление театров Комитета но делам ис
кусств при СШС СССР обратились с специальным письмом к театрам, которые примут участие в смотре.
— За последнее время, — говорится в письме, — наши театры выпустили ряд значительных спектаклей русской классики: «Варвары* — в Горьковском республикан
ской театре драмы. «Ревизор* — в Свердловском, «Маскарад* и «Го
рячее сердце» — в Казанском, «Волки и овцы и «Варвары» —
в Саратовском, «Старик* — в Яро
славском. «Без вины виноватые» — в Калнннноком, «Гроза» — в Молотовоком. «Последняя жертва* — в Иркутском облдрамтеатре и др.
Чтобы повысить художественное качество спектаклей русской классической драматургии, более чем в 100 театрах РСФСР будет проведен в ноябре-декабре 1943 года смотр этих постановок. В нём при
мут участие театры, имеющие в репертуаре спектакли русской классики. Кроме того они должны бу
дут подготовить по одной новой постановке.
Во время смотра состоятся творческие вечера ведущих актеров, а также доклады о классиках рус
ской драматургии. Всероссийское театральное общество проводит кон
сультации, подбирает необходимые
справочные материалы для театров, готовящихся к смотру.
На местах создаются комиссии из представителей партийных н обще
ственных организаций и творческих
работников. По окончании смотра на заседаниях этих комиссий вместе с коллективами театров будут обсуж
даться показанные спектакли, принципы режиссёрской трактовки и игра актёров.

ГОРЬКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ

Кинопередвижки в Подмосковном бассейне

15 стационарных я передвижных газоустановок обслуживают в на
стоящее время горняков Скопинского и Сталиногорского районов. Согласно решению Комитета по де
лам кинематография при СНК СССР,
Главкинопрокат регулярно высылает для горняков копии каждого нового фильма, выходящего на экран. Для того, чтобы облегчить доставку кар
тин на шахты и создание фильмофонда, на от. Узловой открыта меж
районная прокатная киноконтора для шахтёров Подмосковного угольного бассейна.
Сейчас в кинотеатрах Огалиногорска и Бобрика-Донсжого проходит молодёжный кинофестиваль на тему
— .советская молодежь в великой отечественной войне.
Композитор и историк музыки профессор Б. В. Асафьев (Игорь Глебов) ведёт сейчас большую твор
ческую и музыковедческую работу в Москве. Наряду с музыкальной консультацией постановок Большого театра Союза ССР он руководит работой по выпуску монументаль
ного юбилейного издания сочинений П. И. Чайковского и готовится к научной конференции, созывае
мой в связи с 50-летнем со дня смерти великого русского композитора.
Б. Асафьевым написано за последнее время несколько крупных музыкальных произведений. Балет «Милица» — из жизни югославских партизан—принят к постановке Большим театром. Работа над балетом шла параллельно с исследова
тельской деятельностью Б. Асафьева в области славянской музыки.
— Недавно мною закончен, — сказал в беседе с нашим сотрудником Б. Асафьев, — русский национальный балет под названием «Лада», который принят к иостанодке Свердловским театром оне
ры и балета. Либреттисты Г. Бояджиев и А. Гозенпуд написали бы
лину-сказку, олицетворяющую в образе Лады вечную тему жизнеутверждения и любви.
Последнее мое крупное произведение, тоже из балетной музыки, — это об единёнпые в одном спектакле четыре хореографических новел
лы, написапные на сюжеты четырёх пушкинских миниатюр: «Каменный гость», «Граф Нулин», «Гробовщики «Домик в Коломне». Основная те
ма их: жизнь, побеждающая смерть. Музыка «Каменного гостя» построе
на на мелодиях семнадцати записанпых Глинкой испанских песен.
В области литературно-музыковедческой я продолжаю цикл работ, написанных в форме драматических диалогов. Первой из пих явилась ра
бота о Мусоргском, прочитанная мной недавно в Доме актёра. Другая, посвященная Моцарту, назы
вается «Комедия о музыканте». Она уже закончена и будет прочитана мной в ближайшие дни
Закончена также лирическая монография о «Евгении Онегине», с которой музыкальная общественность столицы познакомится на на
учной конференции в дни 50-летия со дня смерти II. И. Чайковского.

„Блокнот агитатора“ №№ 21 и 22

Вышли из печати №№ 21 и 22 «Блокнота агитатора».
В «Блокноте агитатора» 21 помещены Приказ Верховного Главно
командующего Маршала Советского Союза И. Сталина от 5 августа 1943 года и сообщение Советского Ин
формбюро о ликвидации Орловского плацдарма немцев и взятии советскими войсками городов Орла и Белгорода.
В разделе «Беседы в цехе» помещена статья начальника цеха Н-ского завода тов. Непструева о ритмичной работе конвейера. Статья называется «Конвейер не ждёт». П разделе «Беседы с молодыми рабочимиприводятся примеры изучения исто
рии своего предприятия. «Люби свой завод» — так озаглавлена первая беседа.
Часть материала, помещённого в № 21 «Блокнота агитатора», рассчи
тана на агитатора и беседчика, ра
ботающего в колхозе или совхозе. «Беседы в полевом стане» посвяще
ны вопросам умелого использования машин, борьбе с потерями ж т. д.
В блокноте дан международный обзор — «Банкротство итальянского фашизма».
22 «Блокнота агитатора» открывается большим разделом о ста
линской авиации в боях за родину. Материалы посвящены предстоящему 15 августа Дню авиации. В материалах приводятся интересные циф
ры: в первый день нападения па СССР — 22 июня 1941 г. — наши лётчики и зенитная артиллерия сби
ли на всем фронте 76 самолётов противника. В июле 194.3 года на одном только Орловско-Курском направлении в первый день немецко
го наступления сбито 203 самолёта врага. Свыше 70 частям и соединениям военно-воздушных сил Красной Армии и Военно-Морского Фло
та присвоено звание гвардейских. Указами Президиума Верховного Со
вета СССР за время отечественной войны 400 бойцам, офицерам и генералам военно-воздушных сил Красной Армия и Военно-Молского Фло
та присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
ГАСТРОЛИ В МОСКВЕ
Четыре жаиболее крупных периферийных драматических театра — Горьковский, Свердловский, Казан
ский и Саратовский — переданы в непосредственное ведение Управле
ния по делам искусств при ( НК РСФСР. Одпим из ведущих вреди них по своим творческим, достиже
ниям является Горьковский республиканский театр драмы под художественным руководством Н. искровского. Художественным консультантом этого театра является народ
ный артист РСФСР Н. Собольщнков- Самарин. В труппе — заслуженные артисты РСФСР В. Соколов
ский, Н. Левкоев, С. Юрепев. В. Разумов, П. Юдин, артисты М. Про
копович, А. Дубенский, Н. Мокровский и др.
Коллектив Горьковского театра во второй половине «густа приезжает в Москву, где покажет свои лучшие спектакли русской классической и советской драматургии. Те
атр приедет в полном составе, со всеми декорациями, костюмами и т. д.
Всероссийское театральное общество организует творческое обсужде
ние постановок Горьковского театра.

Русский народный

оркестр

КОНЦЕРТЫ НА УРАЛЕ И В СИБИРИ
Из полуторамесячной гастрольной поездки но Уралу и Сибири вернулся в Москву Государственный русский народный оркестр.
В беседе с нашим сотрудником художественный руководитель орке
стра заслуженный артист РСФСР Н. Осипов рассказал об этой поездке;
— В промышленных центрах Урала и Сибири — в Златоусте, Челя
бинске^ Свердловске, Новосибирске— оркестр дал 25 концертов. Свыше десяти выступлений состоялось на крупнейших оборонных предприятиях, а также в частях Красной Армии. <
В гастрольной поездке оркестр исполнял четыре программы, состав
ленные из русских народных песен — хороводных, плясовых, протяж
ных, шуточных, обрядовых и др., в том числе таких песен, как хоро
водная Тверской губернии «Посажу ли я калинушку», шуточная «Я с комариком плясала», старинная обрядовая «Как во городе невеста гу
ляла», популярные народные песни: «Вдоль по Питерской», «Полосынька», «Не брани меня, родная», и др.
Лучшие образцы русской народной песни исполнялись не только в оркестровом изложении, но и солистами. В концертах принимали .участие заслуженный артист РСФСР
С. Смирнов, артистка Большого те
атра Союза ССР И. Масленникова и солистка Московской государственной филармонии Л. Ельчанилова.

ПЕРЕВОДЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

УЗБЕКСКИХ ПОЭТОВ

ВЕЧЕР В СОЮЗЕ
ПИСАТЕЛЕЙ
В клубе союза советских писателей состоялся творческий вечер поэта-переводчика Л. Пеньковского— одного из авторов перевода (вместе с С. Линкиным и М. Тарловскнм)
киргизского народного эпоса «Манас». Л. Пеньковский известен так
же своими переводами произведений узбекских поэтов.
С вступительным стопом выступил П. Скосырев, отметивший высокое качество и поэтическую индивиду
альность переводов Л. Ыеньковекого. Заслуга переводчика и в том, что он впервые нозпакомил советских читателей с лирическими стихотворениями замечательного узбекского поэта Бабура, оставившего хотя и неболь
шое по об ёму, но разнообразное и яркое поэтическое наследство.
На вечере Л. Пеньковский прочёл главы из переведенной им поэмы «Фархад и Ширин», отрывки из ге
роического узбекского эпоса «Алпамыш» и несколько стихотворений узбекского поэта Бабура.

В ЛИТЕРАТУРНОМ МУЗЕЕ

К юбилейным датам, посвящённым классикам русской литературы, Государственный литературный му
зей .подготовляет для лекторов, докладчиков, агитаторов особые альбомы. В них входят: указатели лите
ратуры. биографические и библио
графические данные о писателе и его произведениях, его высказывания о родине и русском народе,
фотографии и методический план лекции.
Сейчас научные сотрудники музея готовят три таких альбома: к столетию со дня рождения Г. И. Успенского (25 октября с. г.), к 125-летию со дня рождения - И. О. Тургенева (9 ноября) и к 70-летию со дня .рождения В. Я. Брюсова (13 декабря).
Готовится также серия альбомов с материалами, посвященными городам-геронм: Ленинграду, Сталинград}-, Севастополю.

КНИГИ УЗБЕКСКИХ

ПИСАТЕЛЕЙ

В Ташкенте впервые вышли полностью на русском языке, две поэмы великого узбекского поэта Алишера Навои: «Фархад и Ширин* в переводе Л. Пеньковского и «Лейли и Меджнунв переводе С. Липкина.
Госиздат Узбекистана выпустил книгу стихов молодой узбекской поэтессы
Зульфия под названием «Сюзанне» и сборник стихов поэта Уйгуна. В этом же издательстве вышел роман одного
из крупнейших современных узбекских писателей Айбека «Священная кровь».

ЛИТЕРАТУРНАЯ

ХРОНИКА

* 11 АВГУСТА в клубе союза писателей — творческий вечер поэта С. Кир
санова. Вступительное слово скажет В. Шкловский. С. Кирсанов прочтёт свою новую поэму «Эдем» и лирические стихотворения.

ДНЕВНИК

ИСКУССТВ

*ОБСУЖДЕНИЕ спектаклей Центрального театра Красной Армии «Давным-давно» и «Бессмертный» устраивает завтра Всероссийское театральное общество в Доме актера. Доклады сделают заслуженный артист РСФСР Н. Волконский и Г. Штайн.
* ВЧЕРА в Центральном доме работников искусств состоялся творческий вечер лауреата Сталинской премии поэта В. И. Лебедева-Кумача.
В ночь на 7 августа наша авиация бомбардировала воинские эшелоны противника на железнодорож
ных узлах Харьков, Брянск-1 и Брянск-2. Прямыми попаданиями бомб разбито несколько железнодорожных составов. Возникло до 30
пожаров, многие из которых сопровождались сильными взрывами.
В ночь на 8 августа наша авиация произвела налёты на железно
дорожные станции Карачев, Люботин, Мерефа и Основа. Бомбардировке были подвергнуты эшелоны противника с войсками и техникой. Возникли пожары, многие из кото
рых сопровождались взрывами большой силы.
В освобождённом Орле. Немецкие дорожные указатели на одной из улиц города. Как видно из надписей, гитлеровские вояки обозначили путь и на Мненск-Тулу, и на Курск, и на Новосиль. Однако, доблестная
Красная Армия заставила немецкофашистских захватчиков поспешно отправиться в путь-дорогу как раз
в обратном направлении!
Фото специального военного корреспондента «Известий* О. ГУРА- РИЙ.

В освобожденных

городах и районах

СПЕКТАКЛИ
И КОНЦЕРТЫ
Некоторые театры, в свое время эвакуированные и-з городов и райо
нов, занятых немецко-фашистскими оккупантами, ныне возвращаются в родные места, освобождённые Красной Армией.
Гастролирующий в настоящее время в Иванове Ростовский област
ной театр переводится в Ростов* иа-Дону. Из Минусинска, Красноярского края, в Ставрополь возвра
щается Ставропольский драматиче
ский театр, из Майкопа в Краснодар — коллектив Краснодарского кра
евого драматического театра. В городе Шахты, Ростовской области, возобновил свою деятельность местный драматический театр. Сталин
градский театр музыкальной коме
дии по окончании гастролей гг Астрахани вернётся в свой роднэй город.
Одновременно с переводом театров развёрнуто художественное об
служивание освобождённых городов и районов театральными и кон
цертными бригадами. Артисты Москвы и Саратова дали десятки кон
цертов в Сталинградской области. В
Ростовской области выступали бригады работников искусств Баш
кирской АССР, в Кр&снода рском крае — бригады куйбышевских те
атров и концертных организаций. На Отаврополыцине побывали артисты Татарской АССР.
В ближайшее время в освобождённые города и районы Орловской области выедут; бригады театров и
конпертных организаций г. Иваново, в Курскую область направятся артисты ярославских театров, в Воро
нежскую область поедут концертные бригады из Свердловска.

ЗАВТРА

ПО РАДИО

В 17 часов передаётся камерный концерт из произведений Рахманинова и Таирова. В программе — трио для двух скрипок и альта, фортепианные произведения и романсы, в концерте участ
вуют заслуженная артистка РСФСР Ф. Петрова, солистка Всесоюзного ра
диокомитета О. Туровская и профессор И. Серебряков.
Вечером состоится передача по заявкам бойлов и командиров Красной Армии и Военно-Морского Флота. У микрофона выступит ансамбль песни Все
союзного радиокомитета. В программе— русские народные песни и песни советских композиторов.
Вечером же транслируется большой эстрадный концерт. Участвуют солисты и джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета под управлением А. Цфасмана.

Мариэтта Шагинян

40-ЛЕТИЕ литературной деятель
ности Мариэтты Сергеевны Шагинян застает писательницу в дни напряжённой творческой работы над темой о людях советского Урала в дни великой отечественной войны.
Героический труд уральских рабочих, их славные трудэвые подвиги, кипучая боевая жизнь гигант
ской кузницы советского оружия — всё это стало органической темой творчества Мариэтты Шагинян, от
дающей этой теме все свои силы, все свое увлечение и энергию. Писатель
ница, побывавшая на заводах Урала, сумевшая срачу войти в жизнь мощного арсенала войны, сумела и отразить в своем творчестве грандиозный пафос труда советских уральцев, вдохновляемых великой любовью к родине и ненавистью к врагу.
Облик писателя-большевика М. С. Шагинян, сложившийся за сорок лет творческой деятельности, интересен и многогранен. Одним из первых Произведений Мариэтты Шагинян. на писанных в послеоктябрьские годы. была повесть «Перемена»—о ре
волюционных событиях на Дону в первый период гражданской войны. Книга эта, отличающаяся волнующей искренностью, тонкой наблюдательностью художника и горячей не
навистью ко всему отжившему и гнилому, была тепло встречена советским читателем.
В дальнейшей своей работе писательница проявляет себя как стра

Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы Харьков, Брянск и станцию Мга

Наша авиация подвергла также эффективной бомбардировке стан
цию Мга, склады и артиллерийские позиции противника, расположенные вблизи этой станции.
Все наши самолёты вернулись на
свои аэродромы.

Налеты нашей авиации на железнодорожные станции Карачев, Люботин, Мерефа, Основа

и аэродромы противника

В ту же ночь наша авиация бомбардировала аэродромы, на которых было обнаружено скопление немецких самолётов. Уничтожено и по
вреждено значительное число самолётов противника.
Один наш самолёт не вернулся с
боевого задания.

В ЮГОСЛАВИИ, ГРЕЦИИ И АЛБАНИИ РАЗГОРАЕТСЯ

ПЛАМЯ ПАРТИЗАНСКОЙ ВОЙНЫ

СТАМБУЛ, 9. (ТАСС). В последнее время югославские партизаны
совершили целый ряд нападений на немецкие воинские эшелоны. На участке между станциями Блещеник и Лекеник партизаны взорвали железнодорожный путь, соединяющий
Загреб с Белградом. Сошел с рельс состав, груженный немецким воен
ным материалом. Паровоз и 20 товарных платформ разбились вдре безги.
Крупный югославский партизанский отряд напал из засады на не
мецкую воинскую часть в районе Железных Вор.от. В короткой схватке немцы потеряли убитыми и ра
неными 340 человек. 64 гитлеровца были взяты в плен.
Партизаны уничтожили на Дунае буксир и 11 нефтеналивных барж, которые эксплоатировались немецко-фашистскими оккупантами.
СТАМБУЛ, 9. (ТАСС). Созданные марионеточными властями в Югославии специальные отряды и ко
миссии для реквизиции урожая у крестьян наталкиваются в югославских деревнях на вооружённое со
противление. В неднчевской газете «Ново време», выходящей в Белгра
де, 1 августа было опубликовано официальное сообщение полицейского управления о гибели гитлеровско
го лакея — начальника Крушевацкого округа Душана Марковича.
Как сообщает газета, Маркович в сопровождении своих подручных выехал в «инспекционную поездкупо округу для проверки того, как идёт уборка и реквизиция урожая Возле села Богдания, в трёх кило
метрах от Тротеника, на машины, в которых ехал Маркович со своими подчиненными, напала группа кре стьян и обстреляла машины из пу
лемётов и винтовок. Было убито 20 иедичевских чиновников, в том числе Маркович, заместитель комен
данта округа капитан • Дьирнч, 3 офицеров неднчевской «государственной стражи» и несколько полицейских.
По сообщению той же газеты, в другом районе Крушевацкого окру
га группа югославских патриотов подожгла отобранное у крестьян зерно, чтобы оно не попало в руки ок
купантов. Недичевскне полицейские хотели потушить пожар, однако этому помешали крестьяне. В столкно
вении крестьян с полицейскими были убиты командир недичевского полицейского отряда капитан Лукич и два полицейских.
СТАМБУЛ, 9. (ТАСС). Получено сообщение о том, что греческие пар
тизаны взорвали на железнодорожной магистрали Афины — Салоники железнодорожный мост. Взрыв произошел в тот момент, когда поезд, состоявший из 45 цистерн с нефтью н платформ с вооружением, прохо
дил по мосту. 12 платформ свали
лись в ущелье. Из противотанковых ружей партизаны разбили паровоз. Мост сильно повреждён и надолго выведен из строя.
СТАМБУЛ, 9. (ТАСС). Обстановка в Албании накалилась настолько, что, но полученным сведениям, ок
купационные власти издали приказ об обявлении всей Албании зоной военных действий. По сведениям из достоверных источников, от 30 до 50 самолётов оккупантов зверски бомбили города Либохова, Коннсноли, Лесковику, Делышпо, Пермет и многие районы центральной и юж
ной части страны, в которых парти8аны установили фактически свой контроль. Большая часть селений в Южной Албании разрушена и сожжеиа. 27 июля партизаны убили в Южной Албании немецкого генерала.
оккупанты сожгли
В ГРЕЦИИ
200 ДЕРЕВЕНЬ
ЛОНДОН, 9. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт заявление премьерминистра греческого правительства Цудероса о том, что, по полученным им от лица, недавно вернувшегося
из Греции, сведениям, гитлеровские оккупанты снесли с лица земли в течение этого года по меньшей мере 200 деревень. Население этих деревень было заподозрено оккупантами в содействии партизанам.

Страх гитлеровцев перед советскими партизанами

НЬЮ-ЙОРК, 9. (ТАСС). Корреспондент агентства Ассошиэйтед пресс, находящийся где-то на гер
манской границе, передаёт рассказ одного лица, совершившего дли
тельную поездку по Германии, о настроениях гитлеровских солдат в тылу германских войск на советскогерманском фронте. По словам этого лица, немецкие солдаты на оккупи
рованных советских территориях живут в постоянном страхе, так как
постоянно ожидают неожиданного нападения партизан. Часовые в ночное время открывают стрельбу при
малейшем шорохе. Известно немало случаев, когда немецкие солдаты от
крывали перестрелку, принимая друг друга за партизан. Происходили даже столкновения между целыми немецкими частями.
Многие немецкие солдаты заявляют, что опн чувствуют себя на передовой линии лучше, чем > тылу, по
тому что на фронте они знают, по крайней мере, где находится противник, между тем как в тылу уда
ра можно ждать в любое время и с любой стороны.

Забастовки в Румынии

НЬЮ-ЙОРК, 9. (ТАСС). Бернский корреспондент газеты «Нью-Йорк тайме» сообщает, что, по получен
ным из Румынии сведениям, там на прошлой неделе состоялась двух
дневная забастовка железнодорожников и рабочих одного крупного во
енного завода, находящегося в 10 милях от Бухареста. Во время забастовки происходили многочисленные столкновения рабочих с полицией.
стный художник н даровитый мастер в самых разнообразных литературных жанрах — от публицистической статьи и очерка до приклю
ченческого романа («Месс Менд>). В особенности увлекает писательницу производственная тематика. Созда
вая серию индустриальных очерков, обследуя как внимательный историк условия производства и быт про
мышленных рабочих, М. С. Шагинян отдаётся этим томам с подлинной страстью, умея в сухих, казалось бы, цифрах и фактах увидеть и по
казать читателю всю мощь и размах социалистического строительства.
Так был создан писательницей «Роман угля и железа», так возник и роман «Гидроцентраль», посвящен
ный одной из индустриальных побед первой пятилетки -— строительству Дзорагэс — гидростанции в советской Армении.
В годы, предшествовавшие отечественной войне, Мариэтта Шагинян
выступила с двумя литературными работами, показавшими ещё раз все многообразие и диапазон ее дарования. Это были перевод пяти ты
сяч строк поэмы «Сокровищница тайн» азербайджанского классика Низами и исследовательская работа, посвящённая великому украинскому поэту Тарасу Шевченко.
В серии многочисленных очерков, написанных Мариэттой Шагинян в дни отечественной войны, мы видим образы самоотверженных уральских рабочих; замечательных мастеров и пламенных патриотов своей родины.
За заслуги в области художественной литературы к 40-летшп своей литературной деятельности Мариэтта Шагинян, ранее награждённая орде
ном Трудового Красного Знамени, награждена сейчас орденом «Знак Почёта».
Выдающаяся советская писательница Мариэтта Сергеевна Шагинян, находящаяся сейчас в расцвете творческих сил, несомненно создаст ещё много художественных произведений, воспевающих мощь и величие нашей родины и народа.

БОРЬБА БЕЛЬГИЙСКОГО

НАРОДА

ПРОТИВ ОККУПАНТОВ

НЬЮ-ЙОРК, 9. (ТАСС). Лиссабонский корреспондент газеты «Балтимор сэн» сообщает, что, по получен
ным сведениям, в последнее время в Бельгии было убито и ранено 12
полицейских. В результате целого ряда диверсий прекратилось движе
ние на трёх железных дорогах. По одной из них осуществлялись важ
ные для оккупантов перевозки из Бельгии в Германию. .Вновь имели место нападения бельгийских пат
риотов на германские «вербовочные бюро». Нападавшие уничтожили списки лиц, намеченных оккупантами к отправке на принудительные работы в Германию.

Война на Тихом

океане

ЛОНДОН, 8. (ТАСС). Штаб об единенного командования вооружёнными силами союзников й юго-западной ча
сти Тихого океана сообщает, что в ночь с. ft на 7 августа и заливе Велла (центральная часть Соломоновых островов) корабли союзников вступили р бой о соединением японских кораблей, состоявшим из одного крейсера и 3 эсминцев, на/нравлявшихся, невидимому, к японской базе Вила. В сраже
нии, продолжавшемся п течение часа, торпедами и артиллерийским огнрм по
топлены японский крейсер и два асминца. Третий эсминец вероятно по
топлен. Морские силы союзников по- , терь не имели.

Подробности налета

на Милан

ЛОНДОН, 8. (ТАСС). Как передаёт агентство Гейтер, по сообщению швейцарского радио, налёт английских самолетов на Милан длил
ся около часа. Зенитная артиллерия и ночные истребители противника оказали активное сопротивление. Зарево огромных пожаров было от
чётливо видно иа итало-твейцарской границе. К утру зарево исчезло за густым облаком дыма.

ОТОВСЮДУ

* КАК ПЕРЕДАЕТ агентство Рейтар из Аджмира (Индия), в результате наводнения в Раджпутане погибло во меньшей мере 5 тыс. человек.
* ПО СВЕДЕНИЯМ, полученным корреспондентом агентства Рейтер в Цю
рихе, французские патриоты подожгли п Лионе бумажную фабрику, работав
шую по заказам «правительства» Вншн. Убыток исчисляется в 100 млн. фраяков.
* ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Управления по делам военного производства США об явил, что в июле производство военных самолётов достигло беспрецедент
но высокого уровня. Было выпущено 7.373 .машины, т. е. на 4 проц. больше, чем в июне. Производство тяжёлых бомбардщювщиков в июле на 13 проп. превысило июньское.
* ПО СООБЩЕНИЮ швейцв рекой газеты «Бернер Та тахт», в Германии недавно было арестовано большое чиело священников. Эти священники в своих нроиоведях говорили, что бом
бардировку германских городов надо рассматривать как «справедливое возмездие за те страдания, которые Германия причинила другим народам».
* ГАЗЕТА «Нюа даглист аллеханда
опубликовала сообщение итедского штаба обороны о том, что ft августа 1ерманское торговое судно, находив
шееся в шведских территоржальяых водах, обстреляло шведский разведывательный самолёт. Отмечено насколько попаданий в самолёт, который совер
шил посадку на своём аэродроме. Лётчик получил ранение. Производится расследование.

Кино у горняков „ Милица“ и „Лада“

Новые работы Б. Асафьева

К 40-летию литературной деятельности

Телеграммы из-за границы

У фашистских оккупантов

горит почва под ногами

Московские встречи