От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 10 августа

В течение 10 августа наши войска на БРЯНСКОМ направлении, преодолевая сопротивление противника, продолжали наступление, заняли свыше 30 населённых пунктов и среди них районный центр и железнодорожную станцию ХОТЫНЕЦ (26 километров восточнее Карачева).
На ХАРЬКОВСКОМ направлении наши войска продолжали успешно развивать наступление и, продвинувшись вперёд от 8 до 12 километ
ров, заняли свыше 70 населённых пунктов, в том числе районный центр ЛИПЦЫ (20 километров северо-восточнее Харькова), районный центр СТАРЫЙ САЛТОВ, районный центр ПЕЧЕНЕГИ, крупные населённые
пункты БОЛЬШОЙ БОБРИК (22 нилометра юго-весточнее Сумы), БО- РОМЛЯ, КИРИКОВКА, КОЗЬЕВКА, ШАРОВКА, БОЛЬШАЯ РОГОЗЯН- КА, БОЛЬШИЕ ПРОХОДЫ, ВЕСЕЛОЕ, ПЯТНИЦКОЕ (35 километров восточнее Харькова на западном берегу Северного Донца) и железнодорожные станции СКРЯГОВКА, КИРИКОВКА, СПИЦИН, ГУТЫ, ГА- РИШИ, РОГОЗЯНКА (22 километра северо-западнее Харькова).
На других фронтах наши войска вели боевую разведку и артиллерийско-миномётную перестрелку с противником.
В течение 9 августа наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 35 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 84 самолёта противника.
На Брянском направлении наши войска продолжали наступление.
Северо-западнее Орла ожесточенные бои развернулись за участок железной дороги в районе станции Хотынец. Немцы подтянули сюда два бронепоезда, крупные силы пехоты и танков. После упорных боев советские части сломили сопро
тивление противника, продвинулись на 6 километров и подошли вплот
ную к Хотынцу с севера и востока. В это же время подразделения ча
сти, где командиром т. Солдатов, захватили населенный пункт Образ
цово, расположенный южнее Хотынца, и ударили но врагу с ты
ла. В ожесточённом бою немцы были разгромлены. Наши войска заняли районный центр н железнодорожную станцию Хотынец и продолжают преследовать отступающего противника. Одни немецкий бронепоезд подбит нашими артиллери
стами. Части Н-ского соединения, действующие западнее Орла, стремительным ударом ворвались на не
мецкий аэродром и захватили 25 самолётов, 5 танков, 15 орудий, склад горючего и 30 тысяч авиабомб.
Западнее Кромы Н-ское соединение, преодолевая сопротивление про
тивника, овладело 14 населёнными пунктами. В боях за эти пункты уничтожено более 1.000 гитлеровцев. Захвачены у противника 10 танков, 6 орудий, 4 шестистволь
ных миномёта и склад боеприпасов. На другом участке наши войска, отражая ожесточенные атаки немцев, подошли к крупному населен
ному пункту. За два дня боёв на этом участке наши части уничтожили до полка немецкой пехоты, за
хватили 17 орудий, 86 пулемётов и другие трофеи.
На Харьковском направлении наши войска продолжали успешное наступление.
Северо-западнее и западнее Харькова советские войска, перемалывая недошедшие резервы противника,
продвигались вперёд и заняли ряд населённых пунктов. Н-ская часть
в результате ночной атаки заняла крупные населённые пункты Боль
шой Бобрик и Боромля (юго-восточ
нее г. Сумы). Бойцы Н-ского соединения уничтожили до 1.500 гит
леровцев и захватили 42 орудия
разного калибра, 130 пулемётов, 300 повозок и другие трофеи. На одной из железнодорожных станций за
хвачены у немцев 250 автомашин с различными грузами.
Севернее и северо-восточнее Харь кова Н-ское соединение продвину
лось до 12 километров и заняло
районный центр Липцы. Бойцы другого соединения переправились через реку Северный Донец и
результате ожесточённого боя овла деля районными центрами Старый Салтов, Печенеги и крупным пасе ленным пунктом Пятницкое. Пре
следуя противника, наши части уничтожили свыше 1.000 немецких солдат и офицеров, подбили н уни
чтожили 12 танков. Захвачены у противника 10 танков, 7 самоходных и 36 полевых орудий, 13 ра
диостанций, 3 склада боеприпасов и вещевой склад.
Бойцы и командиры Красной ’Армии проявляют высокий героизм, освобождая от немецких оккупантов родные сёла и города Украинской республики. Танк младшего
лейтенанта Куксова ворвался на огневую позицию противника, сжёг 2 немецких танка, уничтожил 4 са
моходных орудия и истребил so гитлеровцев. Лейтедант Мусатов, сер ж ант Тюпин и красноармеец Ибрагимов, выполняя поручение своего командира, встретили взвод не
мецких автоматчиков. Наши бойцы убили нескольких гитлеровцев, ра
нили немецкого офицера и взяли в плен 19 немецких солдат. Красноармеец Панасенко, находясь в раз
ведке, захватил в плен 3 немцев и привёл их в свою часть.
Наша авиация активно поддерживает действия наземных войск и наносит удары колоннам пехоты и
технике противника. В воздушных боях наши лётчики в течение дня обили 46 немецких самолётов.
Юго-восточнее И-зюма полк пехоты и танки противника утром атакова
ли наши позиции. Наши бойцы встретили немцев интенсивным ар
тиллерийским и пулемётным огнбм и отбили атаку противника. На поле боя осталось 460 вражеских трупов и 6 сгоревших немецких тан
ков. Захвачено у противника 4
орудия, 8 миномётов, 2 тягача, 59 пулемётов и 300 винтовок.
Наши лётчики совершили налет на стаяцию Лозовая и сожгли 7 железнодорожных эшеловс® против
ника. Эффективной бомбардировке были подвергнуты также немецкие воинские_эшелоны на станциях
Барвенковб, Кроен оград, Мерефа, Тарановка, Новопавловка.
В Донбассе, в районе юго-западнее Ворошиловграда, батальон не
мецкой пехоть! при поддержке 15 танков пытался боем разведать нашу оборону. Четыре немецких тан
ка подорвались на нашем минном ноле, а два танка и два самоход
ных орудия были подбиты огнём советской артиллерии. Немецкая пе
хота, оставшись без прикрытия танков, была рассеяна и частью уничтожена.
Северо-восточнее Новороссийска подразделите, под командованием т. Барыбина, ворвалось в расположение противника и разгромило штаб немецкой части. Советские бойцы уничтожили 30 немецких солдат и офицеров, захватили штаб
ные документы, 10 радиостанций, 25 станковых пулемётов, 2 орудия, несколько автомашин н другие трофеи.
На Ленинградском фронте наши подразделения в течение дня унич
тожили до 400 солдат и офицеров противника. Огнём артиллерии я миномётов разрушено и поврежде
но 57 немецких ДЗОТ’ов, 9 блинда
жей. 2 наблюдательных пункта и взорвано 3 склада боепршгасов.
*
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Черниговской области, взорвал два желез
нодорожных моста на дороге, по которой было отмечено усиленное движение поездов к линии фроцга. В другом районе партизаны-подрывники пустили под откос два не
мецких воинских эшелона. В Каменец-Подольской области партизанский отряд пустил под откос эшелон противника. В результате крушения поезда и взрыва разбит па
ровоз, сгорели 11 цистерн и 23
татформы, гружённых бочками с бензилом.

Боевой порыв советских

воинов

БРЯНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 10. (Спец. корр. ТАСС). Продолжая раз
вивать наступление, части Красной Армии успешно продвигаются вперёд. Противник ноирежнему оказывает сопротивление, используя естественные рубежи и лихорадочно сооружая новые очаги сопротивления.
Вчера на одном из участков два батальона егерей при поддержке танков и самоходных пушек предприняли попытку отрезать и окру
жить одно наступающее советское подразделение, Эта попытка не увенчалась успехом. Подразделение не только отбило контратаку, но я разгромило оба егерских батальона.
Особенно упорное сопротивление противник оказывает на водных ру
бежах, которыми так богат район действий. Минируя подходы к рекам, немцы сосредоточивают на переправах огонь артиллерии и мино
мётов. Сюда же направляют они удары своей авиации. Однако эти меры не спасают неприятеля от поражения. Высокий боевой порыв со
ветских воинов, умение командиров организовать сложный манёвр, вы
бить из рук врага ето преимущество сказываются в эти дни с особой силой.
Одна наша часть, преодолев в течение дня несколько водных рубежей, продвинулась с боями на 8 ки
лометров и заняла 12 населённых пунктов. Красноармеец Ганибаев заметил контратакующую труппу фашистов н с криком «За родину!»
бросился навстречу врагу. Свонм примером он увлёк всю роту. Завязалась рукопашная схватка, в которой Ганибаев уничтожил 8 немцев. Противник вынужден был отступить.
Одно наступающее подразделение встретило арьергардный отряд немцев. В короткой рукопашной схват
ке советские воины разбили весь отряд, захватили пленных.
Вчера отличилось подразделение старшего лейтенанта Махортова. Нужно было форсировать одну ре
ку. Пока минёры очищали берег от мин, а разведчики искали брод, пе
хотинцы заготовили в лесу жерди, под прикрытием огня своих пулемё
тов набросали их на взорванный мост и перешли реку. Завязался рукопашный бой с гитлеровцами, охранявшими переправу. Штыками н гранатами бойцы истребили несколько десятков немцев, выбили враже
ский гарнизон из опорного пункта и преследовали его несколько километров.
Сотни сёл и деревень очищены от гитлеровских бандитов. Впереди новые бои, новые города и сёла, ожидающие своих освободителей. Вперёд на запад идут советские войска.

П. Баранников. Подлое злодеяние

гитлеровцев

БРЯНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 11. (Спец. корр. ТАСС). Когда наши бойцы заняли железнодорожную станцию, они увидели на путях двух раненых красноармейцев. К ним бросились санитары, но были остановлены голосом одного из раненых.
— Товарищи, не подходите, немцы нас заминировали!
Санитары позвали сапёров. Раненые были разминированы. Один из них С. Хайтус, уроженец Узбекиста
на, рассказал, что немецкие палачи захватили их ранеными в плен, му
чили, а при отступлении вытащили на рельсы, связали, подложили мины и ушли, рассчитывая, что советские люди кинутся на помощь раненым и взорвутся.
Раненые спасены и направлены в госпиталь.
Когда отец Лены и Владимира Пинкиных ушел на фронт, оба они пришли на Н-ский завод столицы и стали работать на производстве. Соревнуясь между собою, брат и сестра достигли высокой производитель
ности труда и теперь по праву считаются передовыми стахановцамисверловщиками. На снимке: Лена Нинкина, выполняющая план на 300 процентов, и ее брат Владимир, вырабатывающий две с половиной
иорчы- Фото М. ПЕТРОВА.

Вручение Красного Знамени ГКО

заводу „Красный пролетарий“

Сегодня коллективу «Красный пролетарий» за отличную работу в июле вручается переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.
Строго соблюдая график, завод в прошлом месяце значительно перевыполнил свои обязательства, дав
сверх плана 15 сложных станков для оборонной лромышленности.
Хорошо работали цехи, где начальниками тт. Клингер и Романов. Цеху тов. Романова за перевыполнение плана по сборке станков вручено переходящее красное знамя завода.

Изделия

сверх декадной

программы

Завод, где главным инженером тов. Масленников, готовит . для фронта боеприпасы и вооружение. За успешную работу в июле ему присужде
но переходящее Красное Знамя ВЦСПС и наркомата. Завод успешно
работает я в августе. План первой декады перевыполнен.
Директор завода нам сообщил:
— Ещё недавно наш завод был в числе отстающих. Перелома мы достигли в результате перехода на поточный метод производства. Производительность труда, благодаря пото
ку, возросла на 35 процентов. Поточность привела и к улучшению качества продукции. Брак резко снизился. Фронт дал высокую оценку труда нашего коллектива.
Впереди идут цехи, которыми руководят тт. Шдикерман а Моисеев. Количество двухсотников здесь возрастает. В два—два с половиной ра
за больше нормы дают продукции стахановцы: фрезеровщица тов. Уголькова, прессовщик тов. Шипшв. шли
фовщицы тт. Матвеева н Саиду Лова и многие другие.

Выпуск продукции

удвоен

Фабрика «Красная крутильщицавыполняет различные заказы фронта. В июле фабрика дала пряжи поч
ти вдвое больше, чем в днваре. План августа по сравнению с прошлым месяцем увеличен ещё на 22,2 процента.
Первую декаду августа фабрика работала ритмично, строго придерживаясь графика. Производительность труда на всех участках значительно возросла.
Приготовительный цех, который дает полуфабрикат всем остальным участкам, выполняет суточный план на 111—112 процентов.
Всё новь» и новые имена отмечаются на я иске социалистического со
ревнования, показывающей стахаловок, занявших первые места в кол
лективе. Впереди остальных идет бригада молочницы тов. Колосовой. Эта бригада дает больше всех ос
тальных сверхплановой продукции в особый фонд Главного Командования.
Отлично работает молодёжно-комсомольская бригада ватерщицы тов. Баклыковой. Ватерщицы её бригады перешли на уплотнённый рабочий день. Они обслуживают по 36 и 48 веретён вместо 24, предусмотренных нормой.
Вчера на фабрике были обсуждены итоги работы коллектива в июле. Лучшие цехи, бригады, стаханов
ки получили премии. Первое место присуждено приготовительному цеху.

Взамен

дефицитного

металла

Эти детали всегда изготавливались из остродефицитных металлов. Чтобы обеспечить плавное вращение роликов, применялись дорогостоящие подшипники. Агрегаты, выпу
скаемые с этими деталями, были очень дороги, тяжелы и громоздки.
Два месяца назад заводу «Красный блок» было поручено освоить производство роликов из пластмассы.
Первые опытные экземпляры для угольной промышленности выпустил цех, где начальником тов. Ро
стовский. Прошедшие в Подмосковном угольном бассейне испытания ролики из пластмассы показали высокие экеллоатационные качества.
Сейчас завод начал массовое производство этих роликов. Цех тов. Ростовского уже сдал первую пар
тию серийных изделий. Опытный слесарь цеха тов. Дружинин выпол
няет норму на новых деталях на 200—250 процентов.
Предварительные подсчеты показали высокий экономический эффект от производства новых роликов. Уже сэкономлено для оборонных за
казов несколько тонн дефицитного металла и на тысячи рублей сложных подшипников.
В июле завод «Красный блок» завоевал переходящее Красное знамя ВЦСПС и наркомата. Обязуясь со
хранить за собою первенство и в августе, коллектив намечает увели
чение выпуска продукции, в том числе и новых пластмассовых роликов.
Обязательства выполняются
с честью
Коллектив швейно-галантерейной фабрики райпромтреста Кировского района взял обязательство — завер
шить месячную программу к 25 августа.
Ежедневно все пехи намного перевыполняют план. Галантерейный цех, которым руководит тов. Леонова, задание девяти дней августа выполнил на 146 процентов. Мно
гие стахановцы цеха значительно
перекрывают установленные нормы. Выработка галантерейщицы Челехо
вой составляет 152 процента, набивщицы Ерехонской — 170 процентов,
галантерейщицы Крюковой — 200 процентов.
Не отстают и швейники фабрики. Здесь большинство работниц с честью выполняет обязательства. Мотористки Глаголева и Зубкова, об
мотчица Ибрагимова дают больше полутора норм в смену.
Действующая армия. Группа летчиков-истребителей гвардии старшие лейтенанты И. Наумов, А. Павлов. А. Лобанов. М. Семенцов. А. Кумапичкин и В. Кулешов, сбившие в индивидуальных и групповых боях на Белгородском направлении 60 вражеских самолетов. Фото Ф. КИСЛОВА (ТАСС).

Совещание бригадиров комсомольско

молодежных фронтовых бригад

В ЦК ВЛКСМ состоялось совещание бригадиров комсомольско-молодёжных фронтовых бригад, работаю
щих на предприятиях Московской, Ленинградской, Свердловской, Куйбышевской, Горьковской, Сталинградской и других областей.
Комсомольско-молодёжпые фронтовые бригады впервые возникли в начале войны на автомобильном заводе нм. Молотова в г. Горьком. Теперь только в шести промышленных областях насчитывается свыше
10 тысяч таких бригад. Фронтовые бригады, как правило, перевыполняют задание в два-три раза. Они борются за рационализацию производ
ства, экономию металла. В Москве за последние несколько месяцев комсомольско-молодёжными фронто
выми бригадами было внесено 1.073 рационализаторских предложения.
Участники совещания поделились
опытом своей работы.

АВГУСТА 1943 Г.

СРЕДА
№ 188 (5938) Цена 20 коп.

О присвоении воинского звании генерал-майора командиру польской дивизии имени Тадеуша Костюшко

Берлинг 3. М.

Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
Ввиду ходатайства Союза Польских Патриотов и в связи с успешным завершением формирования польской дивизии имени Тадеуша Костюшко, присвоить командиру польской дивизии им. Тадеуша Костюшко полковнику Берлингу Зигмунду Михайловичу звание генерал-майора.
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР И. СТАЛИН.
Управляющий Делами Совнаркома СССР
Я. ЧАДАЕВ. Москве, Кремль. Ю августа 1943 г.

УКАЗ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О делении военнослужащих Военно-Морского Флота
на рядовых, старшин и офицеров
1. Установить деление военнослужащих Военно-Морского Флота на! рядовой состав,
старшинский состав, офицерский состав.
2. Офицерский состав Военно-Морского Флота разделить на груши?: а) группа младшего офицерского состава: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант;
б) группа старшего офицерского состава: капитан 3 ранга, капитан 2 ранга, капитан 1 ранга;
в) группа высшего офицерского срстава: контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 10 августа 1943 г.

В Народном Комиссариате

Обороны

За проявленную отвагу в боях за отечество е немецкими захватикамя, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава преобразованы:
1). 3-я истребительная бригада в 3-ю Гвардейскую истребительную бригаду.
Командир бригады — полковник Рукосуев Вениамин Николаевич.
2). 13-я отдельная истребительная противотанковая артиллерийская бригада РГК — в 4-ю Гвардейскую отдельную истребительную противотанковую артиллерийскую бригаду РГК.
Командир бригады — подполковник Значенко Павел Николаевич.
3). 16-я лёгкая артиллерийская бригада — в 23-ю Гвардейскую лёгкую артиллерийскую бригаду.
Командир бригады — полковник Домрачев Алексей Васильевич.
4). 21-я отдельная миномётная бригада РГК — в 35-ю Гвардейскую отдельную миномётную бригаду РГК.
Командир бригады — полковник Волчек Аркадий Николаевич.
5). 28 ордена Ленина армейский артиллерийский полк РГК — в 267 Гвардейский ордена Ленина армейский артиллерийский полк РГК. Командир полка — подполковник Лобанов Николай Михайлович.
6). 83 корпусной артиллерийский полк — в 83 Гвардейский кор-: пусной артиллерийский полк.
Командир полка — подполковник Сурьянинов Василий Петрович.
7). 540 лёгкий артиллерийский полк — в 274 Гвардейский лёгкий артиллерийский полк.
Командир полка — полковник Соболев Михаил Иванович.
8). 697 лёгкий артиллерийский полк — в 276 Гвардейский лёгкий артиллерийский полк.
Командир полка — подполковник Карелин Константин Максимович. 9). 768 лёгкий артиллерийский полк — в 279 Гвардейский лёгкий артиллерийский полк.
Командир полка — майор Загорулько Григорий Александрович.
10). 1176 истребительный противотанковый артиллерийский полк РГК — в 266 Гвардейский истребительный противотанковый артиллерийский полк РГК.
Командир полка — подполковник Присяжное Андрей Семёнович.
11). 567 истребительный противотанковый артиллерийский полк — в 275 Гвардейский истребительный противотанковый артиллерийский полк. Командир полка — подполковник Грудин Александр Константинович.
12). 1180 истребительный противотанковый артиллерийский полк — в 277 Гвардейский истребительный противотанковый артиллерийский полк.
Командир полка — подполковник Маз Михаил Андреевич.
13). 1188 истребительный противотанковый артиллерийский полк — в 278 Гвардейский истребительный противотанковый артиллерийский полк.
Командир полка — подполковник Кузьмин Петр Андреевич.
14). 574 армейский зенитный артиллерийский полк РГК — в 272 гвардейский армейский зенитный артиллерийский полк РГК. Командир полка — подполковник Пасько Петр Иванович.
15). 1258 армейский зенитный артиллерийский полк РГК — в 269 Iвардейский армейский зенитный артиллерийский полк РГК. Командир полка — майор Костенко Александр Федорович.
16). 1290 армейский зенитный артиллерийский полк РГК — в 271 Г вардейский армейский зенитный артиллерийский полк РГК. Командир полка — майор Никитин Александр Васильевич.
17). 658 зенитный артиллерийский полк — в 268 Гвардейский зенитный артиллерийский полк.
Командир полка — полковник Гусейнов Габибула Энуллаевич.
18). 1262 зенитный артиллерийский полк — в 270 Гвардейский зенитный артиллерийский полк.
Командир полка — подполковник Ткаченко Андрей Сергеевич. 19). 131 миномётный полк — в 131 Гвардейский миномётный полк. Командир полка — майор Рамзин Алексей Федорович.
20). 210 миномётный полк — в 210 Гвардейский миномётный полк. Командир полка — подполковник Юрин Вадим Потапович.
21). 495 миномётный полк — в 115 Гвардейский миномётный полк. Командир полка — подполковник Щербо Карл Антонович.
22). 400 отдельный тяжёлый пушечный артиллерийский дивизион — в 52 Гвардейский отдельный тяжёлый пушечный артиллерийский дивизион.
Командир дивизиона — майор Чернецов Петр Иванович.
23). 251 отдельный зенитный артиллерийский дивизион — в 36 Гвардейский отдельный зенитный артиллерийский дивизион.
Командир дивизиона — подполковник Калиниченко Пантелеймоя Дмитриевич.
Преобразованным частям вручаются Гвардейские Знамена.

В Президиуме Верховного Совета РСФСР

О присвоении почетного звания Заслуженного деятеля
науки РСФСР работникам медицинских наук
За выдающиеся заслуги в области медицинских наук Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил почетное звание
ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ
НАУКИ РСФСР
1. Архангельскому Борису Александровичу — доктору медицинских наук, профессору 2-го Московского медицинского института;
2. Вовси Мееру Семеновичу—док
тору медицинских наук, полковнику медицинской службы, главному терапевту Красной Армии;1
3. Гориневской Валентине Валентиновне — доктору медицинских наук, полковнику медицинской службы, старшему инспектору Глав
ного военно-санитарного управления Красной Армии;
4. Морозову Михаилу Акимовичу — доктору медицинских наук, про
фессору Московского центрального института эпидемиологии и микробиологии;
5. Хорошие Василию Константиновичу—доктору медицинских наук, профессору Московского областного клинического института;
6. Юдину Сергею Сергеевичу — доктору медицинских наук, полков
нику медицинской службы, старшему инспектору Главного военно-санитарного управления Красной Ар
мии и главному хирургу института им. Склифасовского.

Дневной налет советских разведчиков

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10. (Спец. корр. ТАСС). По ночам немцы не спят — боятся. Лишь под ут
ро они засыпают в своих землянках. Но в это утро покой их был нарушен.
Мощный шквал огня артиллеристов, минометчиков, пулемётчиков, бронебойщиков я пехотинцев обру
шился на вражеские позиции. А в этот самый момент 25 советских разведчиков, пройдя по специально намеченному маршруту, ворвались в немецкие блиндажи и ДЗОТ’ы, забросали фашистов гранатами. Разгромив несколько ДЗОТ’ов, уничто
жив до половины роты фашистов,
смелые разведчики вернулись в- свою часть.