АВГУСТА 1943 Г.
ЧЕТВЕРГ
№ 189 (5937)
Цена 20 коп.

От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 11 августа

В течение 11 августа наши войска на БРЯНСКОМ направлении продолжали наступление и, продвинув
шись вперёд от б до 10 километров, заняли свыше 70 населенных пунктов и среди них районный центр СОСКОВО, нрупьые населённые пункты АЛЕКСЕЕ
НА (18 километров восточнее Карачева), БОГОРОДИЦ- КОЕ, ЯХОНТОВО, ПЯТНИЦКОЕ, ХОТЬКОВО, МЫЦ- КОЕ.
На ХАРЬКОВСКОМ направлении наши войска продолжали успешно развивать наступление и, продвинувшись вперёд от 15 до 20 километров, заняли свы
ше 50 населенных пунктов, в том числе город АХ- ТЫРКА, город КРАСНОКУТСК, крупные населённые пункты ПАРХОМОВКА, АЛЕКСЕЕВКА, ВЫСОКО
ПОЛЬЕ, КОВЯГИ, РУССКОЕ ЛОЗОВОЕ, РУССКИЕ и ЧЕРКАССКИЕ ТИШКИ (12 километров северо-восточнее Харькова), НЕПОКРЫТАЯ, БОЛЬШАЯ БАБ КА, КОЧЕТОК. Наши войска заняли также железно
дорожные станции ВОДЯНАЯ, КОВЯГИ, перерезав в этом районе железную дорогу ХАРЬКОВ—ПОЛТАВА.
На других фронтах наши войска вели боевую разведку и артиллерийско-миномётную «перестрелку с противником.
В течение 10 августа на всех фронтах наши войска подбили и уничтожили 85 немецких танков. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 86 самолётов противника.
На Брянском направлении наши войска цродолжали наступление. Овладев районным центром и станцией Хотынец, советские войска, преодолевая упорное сопротивление противника и сильно мини
рованные участки, продвинулись вперёд, заняли ряд населённых
пунктов и среди них районный дентр Сосково, крупный населён
ный пункт Алексеевна (18 километ
ров восточнее города Карачева). Н-ское соединение в этих боях уни
чтожило до 2.000 немецких солдат н офицеров. Захвачено у против
ника 20 орудий разного калибра, 20 миномётов, 120 пулемётов, несколь
ко десятков автомашин и 3 склада с военным имуществом. Подразде
ления Н-ской гвардейской части отбили ожесточённую контратаку противника и уничтожили 11 не
мецких танков, из них 4 танка типа «Тигр», самоходную и 3 противотанковых пушки. Гвардии крас
ноармеец т. Мясников проник в деревню, занятую немцами, в тече
ние дня вёл наблюдение, а ночью вернулся в свбШ часть. Получив (точные данные о противнике, наши подразделения внезапным уда
ром выбили немцев из деревни и захватили 6 полностью исправных танков и 12 бронемашин.
Юго-западнее Кроны наши войска отразили несколько вражеских контратак и, продвигаясь вперед,
овладели двумя населёнными пунктами, расположенными близ города Дмитровск-Орловский. В боях за эти пункты уничтожено
1.200 солдат и офицеров противника.
В одном районе наши наступающие войска освободили 5.000 мирных жителей, которых немцы насильно угоняли в фашистское рабство. Немецкое командование изда
ло приказ об эвакуации населения
* угрозой, что все, кто попытается остаться, бежать и прятаться в
лесах, будут расстреляны. Несмотря да этот приказ гитлеровских людоедов, тысячи советских людей пря
дутся в подвалах, скрываются в лесах и полях и с радостью встре
чают свою освободительницу — Красную Армию.
На Харьковском направлении налги войска продолжали успешное наступление.
Северо-западнее и западнее Харькова противник спешно перебросил несколько танковых дивизий, которые отчаянным сопротивлением пытаются остановить наступление со
ветских войск. Наши войска наносят врагу сокрушительные удары и успешно продвигаются вперед, Стре
мительной атакой советские бойцы ворвались в город Ахтьгрка и в результате уличных боёв овладели им. В бою за город Н-ское соедине
ние истребило 1.600 гитлеровцев, уничтожило Зб немецких танков,
из них 12 тяжёлых танков типа «Тигр», 14 самоходных и 18 полевых орудий и 260 автомашин. Захвачены у противника 196 автомашин, два склада с продовольствием, склад с горючим и другие тро
феи. Нашими частями занят также город Краснокутск. На другом уча
стке наши войска, преследуя отступающих немцев, перерезали же
лезную дорогу Харьков — Полтава. Группа наших автоматчиков, под командованием т. Скудина, ночью ворвалась в седо, которое обороняли фашистские юнкера. Совет
ские автоматчики истребили 150 гитлеровцев и заняли село. Началь
ник юнкерской школы взят в плен. Захвачено много вооружения и боеприпасов.
Севернее и восточнее Харькова наши войска продолжали наступление и заняли несколько населён
ных пунктов, в том числе Русские и Черкасские Тишки в 12 километ
рах от Харькова. Н-ская танковая часть истребила батальон немецкой пехоты, сожгла 17 танков и 4 самоходных орудия противника. За
хвачено 18 орудий и 39 пулемётов. Взяты в плен более 400 немецких солдат и офицеров.
Наши лётчики в воздушных боях в течение, дня _сбилк 42 немецких самолёта.
На Н-ском танковом заводе. Монтаж н сборка артиллерийских частей.
Фото И. МАЛЬСКОГО (ТАСС).
Юго-восточнее Изюма наши части вели боевую разведку. Н-ское подразделение атаковало немецкие позиции и истребило д^ роты гитлеровцев. Советская авиация наноси
ла удары по колоннам противника и уничтожила, немецкие эшелоны с войсками и техникой. В результате бомбардировки на станциях Лозо
вая, Барвенково, Краснопавловка, Лихачево, Красноград и Красноармейское возникло много пожаров,
сопровождавшихся сильными взрывами.
На Ленинградском фронте разведывательные группы и снайперы истребили не менее двух рот пе
хоты противника. Артиллерийским и миномётным огнем разрушены 44 вражеских ДЗОТ’а и 10 землянок
Наши лётчики бомбардировали артиллерийские позиции противника,
взорвали 9 складов с боеприпасами и разбили немецкий железнодорожный эшелон.
Несколько партизанских отрядов, действующих в Волынской области
за десять дней пустили под откос 20 воинских эшелонов противника. В результате крушений разбиты 19 паровозов, 195 вагонов, платформ и
цистерн. Гитлеровцы вынуждены были на ряде участков приосташо
вить движение поездов. В одном из районов партизаны подожгли крупный склад противника с горючим.
Житель освобожденного от немецко-фашистских оккупантов города Белгорода И. Жабодов расска
зал: «Когда весной этого года немцы захватили Белгород, для нас
настали страшные дни. Гитлеровцы задались целью угнать всех трудо
способных жителей в Германию, а больных и детей убить или умо
рить голодом. Немцы устраивали облавы, хватали людей и насильно отправляли в Германию. Скоро город, раньше насчитывавший около 50 тысяч жителей, опустел. В на
чале августа, во время одной из облав, немцы схватили меня и вместе с другими жителями, под кон
воем, отвели на сборный пункт. Через несколько дней нас погрузи
ли в товарные вагоны и повезли. От’ехав 10 километров, поезд вдруг остановился. Оояли очень долго. Здесь мы узнали, что наши тан
кисты прорвались в тыл врага и перерезали железнодорожную линию. Перепуганным насмерть немцам было не до нас, и они убежа
ли. Таким образом, больше тысячи советских граждан были избавлены от позорного немецкого рабства. Мы не знаем имен этих славных танкистов, не знаем их боевого командира, но всю жизнь будем их помнить и благодарить за избавление от фашистского рабства».

Вручение переходящих

Красных Знамен

Государственного Комитета Обороны

На заводе „Красный пролетарий“
Вчера делегация Н-ской гвардейской части вручила коллективу стан
костроительного завода «Красный пролетарий» переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, завоеванное за успешную работу в июле.
На обширном заводском дворе собралось несколько тысяч рабочих и служащих. На трибуне — лучшие люди завода и гости. Среди них —
Романов — начальник цеха, в июле в пять с половиной раз превысив
шего задание по выпуску станков, стахановец Фомин, выполняющий норму на 250 процентов, и другие передовики .производства.
На митинге выступили директор завода тов. Тараничев, стахановка тов. Левина, мастер тов. Смирнов,
заместитель наркома станкостроения тов. Фомин я другие. Тов. Тарапи
чев заявил, «по краснопрслетарцы ставят своей задачей выпустить сверх августовской программы 20 станков, освоить в текущем месяце дьа но
вых типа станка, перевыполнить план по другим видам продукции.
1 Участники митинга с большим нод емом приняли приветствие Верховному Главнокомандующему Мар
шалу Советского Союза товарищу Сталину.
На Первом Государственном подшипниковом заводе
им. Л. М. Кагановича

Доблесть комсорга Балакина

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12. (Спец. корр. ТАСС). Подразделение ютзвилось к бою.- Красноармейцы проверяли оружие, подгоняли снаря
жение. Комсорг батальона Владимир Балакин обходил бойцов. Для каж
дого у него было припасено бодрое «дэво, шутка, совет бывалого солдата. Он задержался возле трёх ком
сомольцев, чистивших свои автоматы. Все они накануне в$1ли награждены медалями «За отвагу». Креп
кая дружба связывала трёх автомат; чинов — казаха, украинца и рус
ского. Балакин прочитал им письма, в которых командование сообщало их родным о награждении отважных автоматчиков. Позже эти письма были зачитаны комсоргом на батальон
ном собрании комсомольцев. Это было на исходном рубеже, когда до атаки оставались считанные минуты. Потом Балакин под разрывами снарядов, громивших вражеский перед
ний край, вместе с комсомэльцамп подполз к подножью высоты, где за
проволокой, в ДЗОТ ах и траншеях, засели гитлеровцы.
Как только советские артиллеристы перенесли огонь в глубь обороны, Балакин выскочил из окопа
Воодушевлённые примером комсорга, пехотинцы бесстрашно штурмова
ли вражеское укрепление. Балакип всё время был впереди. Расчищая себе путь очередями автомата и гранатами, он первым ворвался в укрепление.

Прием тов. И. В. Сталиным

Посла Великобритании г-на А. К. Керра и Посла США г-на В. Г. Стэндли

11 августа Председатель Совета Народных Комиссаров СССР тов. И. В. Сталин принял Посла Великобритании г-на А. К. Керра и Посла США г-на В. Г. Стэндли.
На приёме присутствовал Народный Комиссар Иностранных Дел тов. В. М. Молотбв.

Изучение опыта

июльских боев

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11. Слец. корр. ТАСС). На курсах младших лейтенантов, где начальником полковник Ивашкин, по инициативе комзндиров-преподавателей опыт боёв на Орловско-Курском и Белгородско-Курском направлениях сразу же стал достоянием всех слушателей и курсантов.
Используя примеры из этих боёв на учебных занятиях, преподава
тели, одновременно готовят ряд специальных докладов и лекций.

Офицерский клуб

на фронте

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11. (Спец. корр. ТАСС). Недалеко от переднего края, в густом лесу, выстроено новое здание офицерского клуба Н-ского со. единения. Залы и комнаты клуца хорошо оформлены, .Просторный лекци
онный зал выкрашен масляными крас, нами. На стенах — ряд художествен
ных полотен. Выделяется большой
портрет товариша Сталина, написанный капитаном Шебольниковым. На двух картйнах работы красноармейца А. Колобкова изображены эпизоды из боевой истории соединения.
Читальный зал оформлен портретами. Рядом е клубом — эстрада для де
монстрации кинофильмов н постановки спектаклей.
Во Всесоюзном социалистическом соревновании первенство в июле за
воевал Первый Государственный подшипниковый завод им. Л. М. Кагановича.
Вчера на многолюдном митинге состоялось вручение переходящею Красного Знамени Государственного Комитета Обороны. Принимая высо
кую награду из рун генерал-майора тов. Токарева, директор завода тов. Лосев сказал:
— Мы клянёмся работать ещё напряжённее, чтобы своим стаханов
ским трудом обеспечить скорейший разгром немецких захватчиков.
На митинге выступили заместитель наркома среднего машиностроения тов. Юдин, зам. секретаря МГК ВКП(б) по машиностроительной промышленности тов. ЗеликсОн, председатель ЦК союза среднего машиностроения тОв. Новожилов, представитель Краснознамённой
гвардейской дивизии гвардии майор тов. Гаврилин.
Выступая от лица рабочих завода, слесарь-стахановец тов. Фролов обязался взять шефство над не вы
полняющими нормы рабочими, п<ъ могать им повысить производительность труда
От имени инженерно-технических работников на митинге выступил начальник одного из потоков орденоносец, лауреат Сталинской премии тов. Соколов.
В заключительном слове секретарь парткома тов. Шклюкюв заверил присутствовавших, что коллектив
завода будет высоко и гордо нести знамя Государственного Комитета Обороны и удвоит свои усилия на помощь фронту.
Присутствовавшие на митинге приняли обращение к Верховному Главнокомандующему Маршалу Советского Союза товарищу Сталину.

На стахановской

вахте

Стахановцы цеха 3 станкозавода им. Орджоникидзе встали на стахановскую вахту в честь героев
воинов Красной Армии, успешна наступающей на Харьковском и Брянском направлениях. Коллектив цеха взял на себя обязательство — к 18 августа изготовить и сдать участкам сборки 100 комплектов деталей базового револьверного станка.
В первые два дня вахты почти на всех участках наблюдается высокая производительность труда. Бригада револьверщиков тов. Кинербарга по
высила выполнение дневных норм до 110—132 процентов. Револьверщики тг. Семенова и Морозова выполняют нормы на 150 и более про
центов. Ученица Ф80 револьверщица Морозова выполняет дневные задания на 130 и более процентов.
Молодые стахановцы трудятся пофронтовому. Так, долбёжник тов. Лебедев ежедневно выполняет 3 нормы. Сверловщица Соловьёва на протяжении первых дней августа работает за двоих. Молодая фрезеровщица тов. Коряишова на обра
ботке сложных деталей ежедневно даёт по две е лишним нормы.
Пролёт цеха, где мастером тов. Жохов, за последние дни сумел опередить намного график сдачи го
товых деталей. От пролёта мастера тов. Жохова не отстаёт и пролёт мастера тов. Самсонова.
Весь коллектив цеха добивается первенства в заводском соревновании цехов. Сейчас по всем показате
’лям работы цех № 3 идет впереди других.

По заказу

фронта

Недавно командование одного из фронтов обратилось на завод «Комега» о просьбой сконструировать и построить две машины для изготовления чурок для газогенератор
ных автомобилей. Коллектив завода принялся за выполнение этого зака
за. Специалисты и стахановцы внесли много ценных рационализаторских предложений, значительно усо
вершенствовали старую конструкцию такой машины.
Основные достоинства новой конструкции — в её простоте и подвижности. Машина для изготовле
ния чурок установлена на шасси грузовика н соединена с его мото
ром. Её главные составные части — механизм, подающий лес, дисковая
пила и колун, расщеплквающпй его на чурки.
Машины иопытаны в условиях фронта и признаны лучшими. Командование фронта об’явило благодарность коллективу завода.
Ленинградский фронт. Здесь был немецкий рубеж обороны. Ваши части, улучшав свои позиции, отбили его и шючно закрепились. На снимке: бойцы Н-ежой части возводят укрепления.
Фото. ТАРАСЕВИЧА (ТАСС)

Соревнование вальцовщиков

В листопрокатном цехе завода «Серп и молот» с первых дней августа с новой силой разгорелось социалистическое соревнование. Первенство между лучшими вальцовщиками оспаривают Никитин — побе
дитель соревнования в мае, Киселёв,
вышедший на первое место в июне, и Соколов, завоевавший первенств! в июле.
Подведены итоги первой декады августа. Впереди идет Киселёв, вы
полнивший декадное задание на 145,5 процента.

Ценные предложения работников

угольной промышленности
Десятки миллионов рублей экономии даст внедрение в производство предложений, которые внесли раци
онализаторы и изобретатели утольных шахт.
Группа работников Макеевского научно-исследов ате льского и нети тута и Наркомугля предложила применить новые материалы для взрывания пород в шахтах. Это предло
жение обеспечивает полную безопасность работ и освобождает от необ
ходимости затрачивать дефицитное сцрье.
Сотрудник научно-исследовательского института Московского уголь
ного бассейна инженер Воробьев разработал скоростной метод осуше
ния плывунов в шахтах. Применение этого метода в бассейне даст до 4 миллионов рублей экономии. Благодаря уменьшению содержания вла
ги повышается качество угля, на 70 — 80 процентов сокращается водо
отливное хозяйство шахт. Тот же автор предложил использовать отка
чиваемые из шахт подземные воды для хозяйственных нужд. Предложе
ние это проверено и дало большой эффект. В комбинатах «Москвоуголь» и «Тулауголь» организуются специальные конторы для осушения и водоснабжения шахт по методу инженера Воробьева.
Работник треста «Болоховуголь» Монахов сконструировал теплодержатель для кузнечного горна шахтных ремонтных мастерских. Это да
ло возможность на 30 процентов
сократить расход угля, в полтора раза повысило производительность труда кузнецов и позволяло ис
пользовать в горнах обыкновенный бурый уголь вместо докса.

Очередная провокация фашистских людоедов

Гитлеровцы подняли истошный вопль по поводу якобы обяаруженных ими массовых могил на окраинах города Винницы. В одном; из многочисленных обобщений берлинского радио по этому поводу км ворится: «На западной окраине Винницы найдены массовые могилы-* На участке, занятом фруктовым садом, площадью в один гектар, надодится до 30 могил. В период оккупации, когда .выявилась нужда в то-с пливе, стали разбирать забор н обнаружили трупы нескольких убитых
в 1938—1939 гг. и позднее». Стремясь отвлечь внимание мировой обще-с ствеиности от военных поражений немецкой армии на советско-германском фронте и замести следы своих злодеяний на оккупированной советской территории, гитлеровские жулики уже в последние дни выки
нули новый трюк. 9 августа они опубликовали «протокол» шайки аген
тов гестапо и наемных провокаторов, посланных германскими властями в Винницу и названных «комиссией профессоров судебной медицины». Гитлеровские агенты, опираясь на свою большую практику кровавых злодеяний, сделали попытку свалить вину с больной головы на здоровую — приписать советским людям свои собственные — немецкие преступления. Наглость этих живодеров зашла так далеко, что они при
писывают советским гражданам свои излюбленные методы растравы с мирным населением — выстрелы в затылок своим беззащитным жертвам, закапывание в могилы живыми мирных советских людей и т. п.
Матерые немецкие мошенники пытаются представить дело так, что после двухлетнего пребывания в Виннице они «случайно наткнулись на массовые могилы. Однако здесь нет и тени случайности. Немецким
палачам не стоило никакого труда отыскать могилы в Виннице. И не только в Виннице, но и в любом другом городе, временно захваченном немцами. Врываясь в советские населенные пункты, гитлеровцы жесто
ко расправлялись о мирными жителями, убивали тысячи невинных женщин, стариков и детей. Расстреливая сотни и тысячи советских граждан, немцы сваливали их трупы в овраги, противотанковые рвы и засыпали землей.
В ямах в районе Колхозной и Мопровской улиц гор. Минсжа, на Кальварнйском кладбище и в оврагах на окраине города зарыты де
сятки тысяч трупов советских людей, замученных и расстрелянных гитлеровцами.
Немцы могут без малейшего труда «найти» массовые могилы в Витебске. В этом городе, в овраге, за Новой больницей, 24 июля 1941 года я в последующие дни гитлеровцы расстреляли и зарыли в землю тысячи мирных советских граждан.
При желании немецкие провокаторы могут также заявить об очередной находке на плацу в Бобруй ской крепости. Здесь 8 и 9 ноября
1941 года гитлеровцы расстреляли и похоронили более 7.000 советских граждан.
Огромное количество трупов советских людей, погибших от рук фашистских людоедов, немцы могут «обнаружить» в Бабьем Яру, в Киеве.-
В городе Краматорске в карьере у меловой горы зарыты трупы сотен мирных жителей, зверски замученных немцами.
В районе города Ооипёнко в Мер ликовой балке похоронены сотни и тысячи советских людей, загубленных немецкими бандитами. В начале 1942 года гитлеровцы только за один день расстреляли здесь 800 мирных граждан.
В карьере у деревни Ваулино, в подборовских торфах зарыты около тысячи трупов жителей города Пскова. Они пади от рук фашистских палачей в феврале 1942 года.
Близ Смоленска у Гедеоновки в большой яме похоронены трупы 1.800 убитых фашистами жителей гор. Смоленска — женщин, детей н стариков. Спасшиеся от расправы немцев советские люди рассказывают, что мертвых гитлеровцы здесь закапывали вместе с живьгми. И долго после расстрелов земля еще колыхалась сверху могил и слышались стоны.
Красная Армия, освобождая от немецких захватчиков советскую землю, находит все новые и новые массовые могилы, куда немцы мно
гими тысячами закалывали убитых и растерзанных ими советских людей. Так, налример, на территории города Краснодара и в Краснодар
ском крае гитлеровские мерзавцы умертвили 7.000 мирных советских
граждан, в том числе многих детей, и зарыли их в противотанковом рву, расположенном за заводом измерительных приборов.
На территории Ставропольского края немецко-фашистские злодеи расстреляли, сожгли живыми, отравили в ‘«душегубках», повесили, за
мучили в застенках гестапо тысячи и тысячи »и в чем неповинных мирных граждан.
По мере освобождения советской земли от немецких оккупантов. Красная Армия открывает все больше фактов чудовищных преступле
ний гитлеровцев. А сколько еще фактов таких злодеяний, сколько могил о мирными советскими людьми, погибшими от кровавых рук гитлеровцев, встретит Красная Армия на своем цуги.
В первый период войны фашистские волки, опьяненные успехами, даже не считали нужным скрывать массовые убийства мирных совет
ских граждан. Теперь, когда военное счастье отвернулось от немцев, гитлеровское зверье пытается напялить на себя овечью шкуру. Палачей обуял страх. Их потянуло на кладбище, на могилы своих жертв. Бер
линские провокаторы ныне об’являют о якобы «случайных» находках массовых могил, пытаясь тем самым замести следы и приписать свои чудовищные злодеяния советским властям.
Гитлеровцы разыгрывают в Виннице, над трупами своих жертв, гнусную и наглую комедию. Убийцы, чьи руки обагрены невинной кровью, откапывают трупы людей, которых они безжалостно уничтожа-. ли, устраивают балаганные инсценировки на их могилах. Такой мерзости и такого лицемерия мир еще не видел.
Гитлеровские мерзавцы залили Европу потоками крови, истребили миллионы мирных людей, превратили тысячи городов и сел в могиль
ники. На какие бы уловки и трюки ни шли немецкие убийцы, им не удастся спрятать концы в воду и отвертеться от ответственности. Карающая рука советского народа настигнет палачей, где бы они ни бы
ли, пригвоздит их к скамье подсудимых и воздаст этому кровожадному зверью заслуженное возмездие.
СОВИНФОРМБЮРО.

В освобожденном Белгороде

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12. (Спец. корр. ТАСС). Только несколько дней прошло с того момента, когда советские граждане Бел
города увидели наших солдат н офицеров, освободивших их от гит
леровского рабства, но уже повсюду чувствуется заботливая рука хозяина, приводящая в порядок город.
На улице Ленина регулировщик любезно указывает флажками путь проезжающим колоннам машин.
Фронт уже далеко, но грузопоток не уменьшается. Туда, откуда ещё доносятся отдалённые звуки канонады, везут боеприпасы, продовольствие. Вслед за быстроходными «вил
лисами» катятся противотанковые и зенитные пушки, грохоча гусеницами и броней, проходят танки, тя
жёлая артиллерия на моторизованной тяге. Люди, ещё не опомнив
шиеся от волнений первой встречи, часами простаивают на тротуарах, бросают цветы, машут руками запыленным бойцам — танкистам, артиллеристам, пехотинцам.
Группы людей вкапывают на перекрестках большие тёсаные столбы. На некоторых из них, повис
нув на железных когтях, работают связисты. Восстанавливается связь с областным городом Курском, с сельскими советами освобождённых деревень.
У городского комитета партии и горсовета много народа. Сюда при
ходят за советом и помощью, о предложением своих услуг по вос
становлению хозяйства, приходят послушать радио, прочесть сообщение Советского Информбюро. Секре
тарь горкома партии Александров едва успевает отвечать на многочисленные вопросы посетителей. Два
брага Откидычи, инженеры до специальности, хлопочут о том, чтобы скорей пустить в экоплоатацию разрушенную электростанцию, дать городу овет. Инженер Бутицкий занят восстановлением водопровода.
Трудно представить себе все преступления немцев в Белгороде. Александра Антоновна Беляева, проживающая по улице Ворошилова в доме А» з, рассказывает:
— Площадь Бакунина до прихода немцев была украшением города. Сюда приезжали колхозники, при
воз иля плоды своего труда. Тут по вечерам развлекалась молодёжь. При немцах этого не стало. Пло
щадь опустела. На ней была установлена виселица. Всех нас нагай
ками гнали смотреть, как вешали Елену Ваоильевну Виноградскую, работавшую на консервном заводе. Все плакали, когда её схватили па
лачи. Она была честной, хорошей работницей, верной патриоткой сво
ей родины, любящей свой народ. Вскоре немцы повесили Ефима Ивановича Лисицкого, тут же рас
стреляли Мафию Сергеевну Сароваткину. А’за что? Только в том была; их вина, что не хотели они работать на немца.
Сотни людей повешены, расстреляны и просто зверски умерщвлены в Белгороде. Тысячи граждан уведены на фашистскую каторгу.
Со всех сторон к городу движутся белгородцы.
Жизнь в городе восстанавливается. Уже работают общественные, партийные и хозяйственные органи
зации. Открыты столовая, магазин. На ул. Володарского функционирует больница, восстанавливаются промышленные предприятия.
З. Липавский.

Там, где были немцы

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 12. (Спец. корр. ТАСС). Выясняются всё новые факты чудовищных злодея
ний и издевательств немцев над мирным населением в районах Орловщины.
Колхозник недавно освобождённой от немцев деревни Шахово, Кромского района, Петр Илларионович Ровенкин 60 лет рассказывает:
—• В нашей деревне немцы забрали 35 коров, 40 овец и около 1.500 гусей. Они взламывали сундуки, кладовые, забирали последние продукты, хлеб и вещи. У многих женщин немцы отобрали косынки, кофты.
В день своего отступления солдаты согнали всех жителей деревни-—
стариков и женщин с детьми — и пытались их увести с собой. Кол
хозницы Рожкова, Будина н Глупанова отстали от толпы, и фашисты застрелили их на глазах у всех. У Рожковой осталось пятеро детей, у Глупановой — четверо. Такая же участь ждала и всех остальных советских людей, но к счастью подошли бойцы Красной А4рмии и спасли нас.
Зимой немцы выгоняли всё население на дорожные работы, не считаясь со здоровьем. Тех, кто отказывался работать, избивали. , Пуб
лично были высечены колхозник Василий Анисимович Глуланов, Евдокия Ивановна Полякова, Галина Болена и другие.