Какие дома нужны рабочему?

Этот вопрос является для нас вопросом новым. Массовое рабочее строительство у нас возникло лишь после гражданской войны. Поэтому разрешить вполне этот вопрос мы еще
не успели, тем более, что вопрос этот особенно сложен в наших условиях (климатических, бытовых, технических, экономических и пр).
Хорошее жилище должно удовлетворять следующим требованиям:
1) Оно должно соответствовать климату, должно быть сухим, теплым, светлым и пр.
2) Оно должно быть дешевым и прочным, должно быть выстроено, по возможности, из местных материалов и мест
ными рабочими обычной квалификации.
3) Оно должно быть удобным и соответствовать быту его обитателя.
За границей, где не бывает больших морозов, строят дома с тонкими стенами, без сеней, с ши
рокими летними окнами; мы же вынуждены делать толстые капитальные стены, чтобы они не про
мерзали и держали бы тепло в зимнюю стужу, устраивать сени с двойными дверями, небольшие окна с зимними рамами, утеплять чердаки, подполье и пр.
Там водопровод и канализация иногда прокладываются прямо по стене, снаружи дома, — у нас же
трубы зарываются на 2 1/2 арш. в
землю и вводятся внутрь здания; фундаменты наши глубокие, массивные.
Это одно уже говорит за то, что наше строительство по необходимости должно быть более капитальным, а значит — более дорогим. И жить в наших домах стоит дороже, чем за границей, — мы должны шесть-семь меся
цев в году хорошо отапливать наши помещения, градусов до 13 — 14, иначе появляется сырость на окнах, на стенах, в особенности в помещениях, где стирают и которые не проветриваются. Появившуюся сырость приходится уничтожать усиленным проветриванием помещения, т.-е. впускать холодный воздух и выпускать теплый, а, следова
тельно, еще больше топить. Для сбережения тепла мы устраиваем небольшие, сравнительно, окна. В зимние пасмурные дни и без того приходится рано зажигать огонь, — малые же окна еще более вызывают расход на освещение. У нас часто говорят: „если съэкономишь на постройке, переплатишь на содержании дома“. Надо тщательно подсчитывать — что выгоднее: затратить ли едино
временно на постройку больший капитал и меньший на зксплоатацию дома, или, наоборот, — иметь дешевый дом. но дорого платить за жилье. Кроме того, опыт нас учит, что хорошо капитально выстроенный дом простоит вдвое дольше, чем „дешевый“.
Вышесказанное, конечно, не значит, что не надо удешевлять наше строительство: мы хотим сказать, что удешевление должно быть разумным и основанным на экономическом подсчете.
Значительного удешевления можно добиться устройством целесообразных конструкций, выбором подходящих материалов и в особенности удачной распланировкой помещений внутри дома, а также удачной постановкой самого дома. Чем дальше расставлены дома один от другого, чем дальше они от улицы, тем дороже стоит прокладка труб водопровода, канализации, газа и пр. маги
стралей. Оказывается, что (независимо от конструкции) чем длиннее протяжение наружных стен дома, чем больше лестниц, входов, окон, тем дороже постройка и содержание дома. Высота тоже имеет значение: при
одинаковых условиях одноэтажный дом стоит относительно дороже, чем двухэтажный, двухэтажный — дороже, чем трехэтажный и т. д. Но с увеличением числа эта
жей сверх четырех приходится устраивать подъемники (лифты), что удорожает постройку и зксплоатацию. Оказы
вается также: чем шире дом, тем он теплее, т.-е. дешевле для жизни. Но постройка такого дома может стоить и дороже, так как могут потребоваться длинные дорогие балки или внутренние капитальные стены, — здесь необ
ходим экономический подсчет. Помещения более 11 аршин в ширину требуют очень высоких балок, что увеличи
вает высоту этажей и, следовательно, удорожает стоимость здания. Если кухня, клозет и раковина не расположены в одном месте — устройство водопровода и канализации стоит дороже. Чем больше перегородок, дверей, чем большие площади занимают коридоры, переходы, перед
ние и т. п., тем меньше места
остается на жилые комнаты, тем дороже стоит жилая площадь. Свет
лые передняя, клозет, кладовая и пр. не только отнимают световую площадь (по наружной стене), но и удорожают постройку. Если дом длинной своей стороной поставлен на север, то охлаждение его будет больше. Кроме того, комнаты, выходящие окнами на север, ни
когда не получат солнечного света, т.-е. будут менее гигиеничными и холодными.
Расположение домов в отношении стран света имеет исключительно серьезное значение.
Туберкулезные бациллы, не подвергаясь действию прямых сол
нечных лучей, могут жить в течение двух лет, но погибают через 10 ми
нут иод действием солнечного
света. Тифозная бацилла может прожить, не подвергаясь действию прямых солнечных лучей, два года, и только две минуты под действием света. „Лучше предупреждать болезнь, чем лечить ее“. Если значение солнечного света так велико в больничной палате, то насколько же оно важнее в жилом доме? Неудачен тот план квартиры, где только одна жилая комната, при чем и эта комната не может освещаться в течение целого дня и в любой день года солнцем.
Все это показывает, что хороший план участка, продуманные планы дома и квартиры могут значительно
удешевить стоимость жилища, увеличить его удобства и сделать его более здоровым для жизни.
Практика строительства выработала два типа домов: особняк и дом с квартирами.
За границей распространен 2-этажный домособняк (коттэдж), который преимущественно устраивается там, где земля дешевая — в по
селках и на окраинах больших городов, при чем одна квартира располагается в двух этажах — внизу помещаются хозяйственные поме
щения и столовая, в верхнем этаже — спальня. Такой дом наиболее гигиеничен, он имеет от
дельный вход, жилые комнаты отделены от служебных, каждая квартира имеет минимум две наружных стены, из которых хоть одна непременно будет освещаться солнцем; проветривание в них сквозное. При хорошей плани
ровке двухэтажные квартиры могут быть очень
экономичными, так как лестницы, передние, коридоры и пр. занимают здесь мало места (см. план № 1).
Рис. 1. Строительство в окрестностях Лондона. Дом двухквартирный. Каждая квартира в два этажа. С правой стороны — план 1-го эта
жа, с левой — план 2-го этажа.