жизни не одинаков. Каждая семья ведет свое хозяйство на присущих ей экономических воз
можностях. Детям разных возрастов и больным требуется особый стол. Поэтому бывает за
труднительно всем жильцам пользоваться одним меню в общей столовой. В семье, где есть
Учитывая потребность в квартирах для рабочих семей, ведущих свое хозяйство дома, Моссовет правильно делал, что строил до сих пор индивидуальные квартиры. Но, как показы
вает опыт 1923 — 26 гг., в виду недостатка и дороговизны жилищ, новые дома заселяются так, что в каждой комнате помещается одна семья. При чем в большинстве случаев 2 семейства в двухкомнатной квартире живут сравнительно мирно, но с увеличением комнат в квар
тире и живущих в ней семей взаимоотношения живущих осложняются, пользование кухней ста
новится затруднительным, коридоры и уборные недостаточно очищаются, и жизнь в таких общих квартирах становится крайне трудной.
Поэтому на ближайшее время жилищного кризиса нам предстоит два пути: 1) заранее принять, как необходимость, что в каждой комнате будет жить целая семья, и уже так проектировать каждую квартиру, чтобы она дала живущим в ней больше удобств. В этом случае размеры комнат не должны быть велики, но они не должны быть и малы, и 2) последовать примеру заграничных строителей, где жилищный кризис не менее нашего, и где в на
стоящее время наметилось всеобщее стремление к уменьшению размеров помещений до самых
крайних пределов, и в особенности — передних, коридоров и пр., а также к оборудованию квартиры всем необходимым, вплоть до постоян
ной мебели. Это оборудование не только не вызывает лишней домашней работы у жильцов, но, наоборот, служит всячески к ее уменьшению. Например — за границей строятся маленькие дома-квартирки; в них имеются: 2 спальни—одна на 2 кровати, другая на 1 кровать; последняя отделена от жилой комнаты (около 20 кв. арш.)
раздвижной перегородкой, — маленькая кухня; в кухне ванна с опускающейся над ней крышкой, превращающейся в стол; котел для кипя
чения белья, газовая плита, мойка для стирки и чулан. Каждый уголок экономно использован; двери раздвижные, как в вагонах, шкафы — в стенах. Во всей квартире менее 8 кв. саж. На такие квартиры большой спрос, так как они требуют немного средств на постройку, на снабжение дома мебелью и утварью, а также не много домашней работы. Последнее обстоятельство в особенности ценится.
В больших домах, в целях экономии площади, часто совсем не делают передних и коридо
ров, устраивая вход с лестницы через тамбур (двойные двери) прямо в общую жилую комнату, которая служит одновременно и кухней, и сто
ловой, и гостинной. Поэтому эта комната самая большая по своим размерам. Все остальные комнаты имеют входы из этой общей комнаты
и являются спальнями (см. рис. 4); часто по своим размерам эти спальни достаточны лишь для того, чтобы там поместить одну или две
кровати. Кроме кроватей и ночного столика или стула никакой другой мебели там поставить нельзя. Такие определенные размеры имеют еще ту гигиеническую цель, чтобы спальни не превращались в жилые комнаты (см. рис. 5). Такое разделение спален от жилых комнат
чается, что обеды готовятся на керосинках в жилых комнатах, стирка производится там же, а общие кухни и столовые пустуют, а иногда и вовсе закрываются (бывш. Костомаровские дома, достроенные Моссоветом в 1923 г.).
Рис. 5. Строительство гор. Амстердама. План 3-х — 4-х этажного дома (секция). Лестница обслуживает 2 квар
тиры в этаже. Квартиры для многосемейных. В квартире одна большая общая комната, она же — кухня-столовая. От нее отгорожена мойка и кухонный стол. Остальные комнаты—спальни на одного и двух человек (показаны
кровати).
Рис. 4. Строительство Совета Лондонского Графства. План 4-хэтажного дома (секция). Лестница обслуживает 2 квартиры в каждом этаже. В квартире — очень маленькая пе
редняя, коридор совершенно отсутствует, поэтому одна комната, являясь общей, — проходная, из которой двери ведут в спальни. Квартиры в 3 и 4 комнаты (вместе с об
щей). В кухне помещается ванна (частью под мойкой, частью под откидывающимся столом), газовая плита и куб для кипячения белья. Из кухни выход на балкон. С балкона входы в клозет и кладовую. Часто общая комната является одновременно кухней, столовой и гостинной.
дети, часто хозяйка проводит день дома, и у нее, конечно, найдется время, чтобы выстирать белье, приготовить обед и пр. Для этого нужна мойка, очаг, удобно расположенные в квартире. За отсутствием кухни, мойки у себя, не имея возможности отлучиться от детей, домашняя хо
зяйка не может пользоваться общими кухнями, столовыми и прачечными. На практике полу