(главным образом, каменных), общей площадью свыше 8.000 кв. саж.
Характер и условия строительства.
Практика показала, что в настоящее время наиболее рациональным является капитальное строительство, дающее при правильной поста
новке дела наилучший экономический эффект при хорошем техническом выполнении. Удешевление строительства зависит от снижения стои
мости строительных материалов и улучшения их качества, обеспечения строительства достаточной квалифицированной рабочей силой, применения рациональных конструкций домов и целесообразной организации строительных работ.
Развитие строительной промышленности происходит в невыгодных условиях кредитования; тяжесть банковских процентов ложится на продукцию, а также участие банковских органи
заций в сбыте продукции удорожает своим посредничеством эту продукцию для потреби
теля. Низкое качество строительных материалов играет крупную роль в удорожании строительства и понижении качества работ. Особые опа
сения за целость сооружений вызывает лесной материал, где грибок-разрушитель принимает угрожающие размеры по своему распростра
нению, создавая угрозу целости и наличному жилищному фонду.
Недостаток квалифицированной рабочей силы требует исключительного внимания на реорга
низацию подготовки рабочих - строителей со стороны Н. К. Труда.
В связи с недостатком в Москве больших благоустроенных участков, снабженных водопроводом и канализацией, при разработке программы на 1926/27 год была допущена боль
шая плотность застройки участков и увеличена этажность зданий, что дает удешевление за
стройки и в дальнейшем—эксплоатации. Средний коэффициент застройки доведен до 35%. а ко личество этажей увеличено до 5 и в домах кори
дорного типа—до 6, с устройством под емников. Тип дома строительства 1927 г. улучшен, усо
вершенствован и более экономен. Главнейшие отличия: уменьшено количество квартир на одну лестничную площадку до 2-х (сквозное прове
тривание); размер комнат уменьшен; каждая комната имеет самостоятельный выход в пе
реднюю. Несколько домов будет построено типа коридорной системы для рабочих, не ведущих домашнего обособленного хозяйства. В несколь
ких домах намечено по согласованию с МСПО и Нарпитом устройство помещений для мага
зинов и столовых. Кроме того, для изыскания путей по удешевлению строительства Москов
ским Советом выделено несколько построек специально для опытного строительства. Для улучшения качества построек намечается постепенно переход на двухсезонное строитель
ство, так как при односезонном, строительство затягивается на осень и зиму и при недо
статочно хорошем качестве материалов дает ряд дефектов.
Н. Ф. Попов (Сибиряк).
Диаграмма построения расходной части домовых хозяйств гор. Москвы.
Финансовый план жилищного строительства на 1926/27 г. намечается следующий: ассигно
вания по бюджету Московского Совета—41,5 мил
лиона рублей; ссуды от ЦКБ—22,8 милл. руб.; рассрочка задолженности Моссовета ЦКБ по зо
лотому выигрышному займу—в 8 милл. руб.; соб
ственных средств кооперации—4,5 милл. руб.; всего по муниципальному и кооперативному строительству Москвы и губернии — 76,8 милл. руб. Из этой суммы — 7,7 милл. руб. пойдет на покрытие задолженности по 1926 г. вследствие сокращения ссуды ЦКБ.
Программа муниципального строительства на текущий год намечает окончание недостроен
ных домов 1926 г. и постройку новых, всего
57 домов, общей площадью 26 тысяч кв. саж. Кроме того, ряд домов (около 37,5 тысяч кв. саж.) будет построено вчерне с тем, чтобы закончить их в 1928 году. По кооперативному строительству (новое и окончание работ истекшего се
зона) в гор. Москве намечено 94 дома, общей площадью 21,5 тыс. кв. саж. В губернии 171 дом,
площадью 28.717 кв. саж. Все дома—каменные 4-хэтажные, оборудованы центральным отоплением, водопроводом, канализацией, электриче
ским освещением и газовыми или Сущевскими плитами. Кроме того, в истекшем сезоне вы
строено вчерне 35 домов, общей кубатурой в 52.092 куб. саж. б) Кооперация построила в Москве 152 дома, площадью 14.309 кв. саж., кроме того, подведены под крышу 21 дом,
общей кубатурой 19.638 куб. саж. По уездам кооперацией построено 370 домов с жилой площадью 7.951 кв. саж.
Что касается строительства государственных и хозяйственных организаций, то здесь тенденция к росту незначительна. Частное же строительство (застройщики и общегражданская кооперация), несмотря на предоставленные льготы, занимает пока последнее место. Об‘- ясняется это отсутствием банковского кредита на частное строительство. В губернии частное строительство идет в более значительных размерах, но строительство это—мелкое, преимущественно деревянное.