Арх. А. В. Швидковский. Главный фасад целлюлозно-бумажной фабрики.
положительному разрешению архитектурной задачи.
Виртуозным использованием архитектурных масс, конструкции, материала, через частичную расцветку небольших, второстепенных частей здания, к примеру: надстроек, вентиляционных труб, водонапорных баков и т. п. Такое техническое утилитарное сооружение, как завод, мо
жет быть разрешено в мощном, полном гармонии и мысли художественном облике. Завод или фабрика могут быть памятниками, отражающими современную эпоху, подобно тому, как римские бани, акведуки и мосты являются ценнейшими документами быта и культуры своего времени.
Образцов такого нового промышленного строи
тельства имеется пока очень немно
го, они насчитываются единицами.
Одним из них яв
ляется целлюлознобумажная фабрика близ г. Балахны,
Нижегородской гу
бернии. Фабрика находится в процессе строения и
окончание первой очереди предполо
жено к 1-му мая 1927 года.
Проект фабрики составлен коллективом специа
листов: архитектурная часть при
надлежит архитектору А. В. Швидковскому (О. С. А.), общий план расположения зданий и га
бариты их разработаны инженерами А. В. Кайяц и И. И. Храмцовым, конструкции, представляющие железо-бетонный каркас с кирпичным за
полнением, разрабатываются под общим руководством проф. В. М. Келдыш.
Фасад фабрики (рис. № 2), обращенный к Волге, состоит из группы фабричных произ
водственных строений, распланировка которых— материал, световые отверстия, конструкция суть функции от производственного процесса и эко
номики. И вместе с тем весь архитектурный комплекс предприятия являет собою необычную
Плотина оросительных каналов Туркестана.
картину, невольно останавливающую глаз. Возможно ль фабрику, которая до сих пор не
мыслилась иначе как архитектурным хаосом, по которому взгляд скользил либо с отвращением, либо, в лучшем случае, равнодушно,—возможно ль представить ее в виде стройной архитектурной мысли, в виде какой-то музыки, воплощен
ной в об емы, плоскости и линии? Как видно из проекта фабрики в г. Балахнах, это оказывается вполне возможным в реальных условиях суро
вых производственных требований. Весь секрет при этом заключается в том немногом, что отличает серьезную продуманную работу от рыночного скороспелого суррогата, а именно
в выдержанных
пропорциях масс, плоскостей, свето
вых проемов и в
общей гармонии тех и других.
Как на частность, можно указать на расстановку железо-бе
тонных столбов на главном централь
ном здании, на
фасаде (рис. № 2), на их четкий и
своеобразный ритм, также на вы
разительное распределение свето
вой поверхности на стене.
На боковом фасаде, на левой стороне, здание выделяется своими смелыми живописными пят
нами глухих стен, чередующихся со стеклом. В противоположность ему, соседнее строение
хорошо решено строгим, холодным рядом четких прямоугольников — оконных проемов.
Формы крыш, как видно из обоих фасадов, выявлены в простых хороших линиях, составляющих с самими строениями органически связанные и хорошо читаемые глазом массы.
Остается пожелать авторам проекта Балахнинской фабрики полного и совершенного его осуществления в натуре, чем, несомненно, от
кроется хорошая страница в истории молодой индустриальной архитектуры. Еще раз позволим