Рукописи, не принятые для напечатания редакцией, не возвращаются.

ОРАБОЧЕНИЕ

ТЕАТРА.

Мы как будто вступаем в полосу оживления внимания к „самодеятельному“ теа

тру; на него начинают бросать ласковые взгляды; от него ждут каких-то путей к разрешению очередных вопросов революционного театрального строительства.
В эти настроения настоятельно необходимо внести трезвую, деловую ясность.
Самодеятельный театр в свое время, до 1917 года, был исторически, был социально необходим.

Он обслуживал беднейшие классы и группы своими зачастую „самодельными“ средствами.

Он был „опытный полем“, на котором выявлялись таланты из рабочей и крестьянской среды.
Он давал зрелище, пусть малохудожественное, но свое, родное, близкое трудовой массе.
Он даже создавал особую теорию искусства, в которой предпочтение оказы
валось творчеству перед мастерством, любительству перед профессионализмом, содержанию перед формой, где эмбрионы классового производства ставились выше достижений искусства высокой техники и утонченной формы.
Словом — полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит“.
Был он нужен и в позднейшую пору, когда в 1917-1920 годы, в буре революционной перестройки всего социального уклада России на путях ее превращения в СССР, искусство отставало от этого властного процесса и было под гипнозом академизма, усвоения и сохранения ценностей старой культуры, ограничения ху
дожественного творчества новых хозяев жизни экспериментами и исканиями, лабораториями и студиями. Самодеятельный театр тогда играл роль „толкача“, мешав
шего театральной политике и практике застыть в спокойном сознании, что „все обстоит благополучно“, и итти в сторону наименьшего сопротивления.
Между тем, ход революции шаг за шагом заполнял пропасть между „профессиональным“ и „самодеятельный“ театрам.
И театры и теашколы стали доступны всем гражданам.

И идеологически и формально профтеатры шли навстречу революции — другой вопрос, bon gré или malgré, искренно или вынужденно.

Самодеятельный театр от лозунга „классовой интуиции“ шел к признанию совер

шенной необходимости и для себя определенной формы и высокой техники.

Даже НЭП не нарушил коренным образом этого процесса сближения обоих театров.
Тенденция развития казалась ясной— слияние обоих течений в едином русле

революционного театра с ориентацией на коммунистический?

Какое же место теперь принадлежит „самодеятельному театру“ в общей экономии теапроизводства.
Как такового, самодеятельного театра нет: есть драмкружки.
Их задача, как органов клубов, просветительная работа: воспитание клас
сового подхода к театру, организация сознательной классовой публики.