ВШИРЬ И ВГЛУБЬ!

Московский театр для детей
Пожалуй, единственный участок нашей художественной работы, где слово «пионер» звучит не только в дни Всесоюзного слета — это детские театры. Удивляться нечему: пионерское движение настолько прочно вошло в быт советских
детей, что театры, этот быт обслуживающие и отражающие, естественно, не могут пройти мимо.
«Фриц Бауэр», «Про Дзюбу» и другие постановки Московского театра для детей, «Изобре
татели» и «Веселый фургон» в Московском театре юного зрителя — во всех этих спектаклях одной из движущих сил сюжета тем или иным образом является пионер. Или, во всяком случае, «идея пионера».
О другой стороны, пионеры, — уже не как персонажи пьес, а как совершенно реальная общественная сила — активно участвуют в формиро
вании репертуара Московского театра для детей, в проработке постановочных планов, в обсуждении готовых спектаклей, выпускают стенную газету детского актива, прорабатывают задания пе
дагогической части театра по изучению влияния спектаклей на домашний быт детского зрителя.
Все это очень интересно, очень важно и нужно. Жаль, что Всесоюзный пионерский слет совпал с каникулярным периодом Московского те
атра для детей, и театр лишь частично, далеко не в полную меру своих возможностей и достижений, сумеет принять участие в работах слета и перед ним отчитаться. В жизни детей искус
ство — театр в частности — может и должно играть
громадную организующую и формирующую роль. Соответственное место оно должно было бы занять в работах слета.
В связи с этим возникает и другой значительный вопрос.
До сих пор связь детского театра с пионердвижением шла, главным образом, по линии пассивного отображения быта пионеров. В отдель
ных случаях — по линии использования понятия «пионер», как определенной положительной этической нормы.
Между тем — возможности театра в этой области гораздо шире. Он может из «зеркала» стать большой направляющей силой, оказывая влияние на формы и содержание пионерработы. Он может не только ставить и разрешать специальные детские проблемы( как это отчасти сделано в «Изо
бретателях» МТЮЗ’а и «Про Дзюбу» Театр для детей) — но и по новому организовывать ребят в общественно-полезном действии. Он может реали
зовать на сцене, в качестве образцов и примеров, новые, возникающие в процессе жизни и творческо-педагогической работы, формы детской общественности. Может, наконец, наглядно пропагандировать новые бытовые навыки.
Почти бесспорно для нас, что и «взрослыйтеатр должен быть организатором, проводником новых жизненных (моральных и материальных) форм. Тем более это верно для театра дет
ского, где мы имеем подлинно сырой, податливый человеческий материал. И чрезвычайно важно, именно яркими, сильными средствами те
атра наметить первоначальные, основные кон
туры психики нового человека, каким должен стать сегодняшний пионер.
Об этом следует всерьез подумать художественно-педагогическим организациям. Об этом должен сказать свое слово и сам слет. Об этом же, готовясь к будущему сезону, должны не забыть и наши детские театры.
ЛЕВ ШАТОВ
Зарисовка Б. Земенкова
«Веселый фургон» МТЮЗ’а
«Пионерия» В деревне