ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ „БЕРЕЗӀЛЯ

В бурный период гражданской войны группа актеров Киевского «Молодого театра» во главе с Лесем Курбасом, странствуя в прифронтовой полосе вместе с 45 дивизией, решила оформить ху
дожественное лицо своего театра, сообщить ему четко-выраженный политический и классовый характер. Театр назвал себя — «Березіль».
«Березіль» считал своей главнейшей задачей — создание революционного театра, созвучного эпо
хе, близкого тем широким пролетарским массам, которые всколыхнула Октябрьская революция. Задача колоссальной трудности. Нужно было найти новые театрально-художественные формы для воплощения пролетарской идеологии, создать театр, достойный великой эпохи как по содержанию, так и по форме, театр, который, будучи близким пролетариату по своей идеологии, способствовал бы поднятию его культурно-политического и художественного уровня.
В то же время «Березіль» организовал в своей студии - мастерской огромную воспитательную работу по созданию нового актера и режиссера. Старый бытовой театр привил украинскому актеру сугубый натурализм, суживал круг его твор
ческих возможностей. Необходимо было резко порвать с традициями и навыками бытового теа
тра, наметить новый сценический путь. Характерной работой этого периода формальных иска
ний явилась постановка Лесем Курбасом пьесы германского драматурга Георга Кайзера — «Газ». Этой работой Курбас завершает эпоху формаль
ной революции украинского театра и намечает линию его дальнейшей работы. Одновременно «Березіль» дает ряд постановок, близких с формальной стороны «Газу», принадлежащих моло
дым режиссерам Игнатовичу («Человек масса») и Лопатинскому («Машиноборцы» и «Hoвi йдуть»). В этот период «Березіль» окончательно порывает
Московский театр для детей
с селянской романтикой на украинской сцене, превращает театр в певца индустриализации. К тому же времени относится постановка Курбасом «Гайдамаков» (по Шевченко), не имеющая агитационных задач и служащая до настоящего времени ознаменованию юбилея великого поэта.
Второй период в работе театра наступает с началом нэп-a. «Березіль» направляет свою работу в сторону социалистического строительства. Театр централизует свои мастерские-студии и производственный коллектив, расширяет состав ре
жиссеров (т.т. Бортник, Василько, Кудрицкий и Тягно), которые ставят пьесы «Противогазы», «Пошились у руні», «За двома зайцями», «Коммуна в степах» и «Шпана». Этот период характеризуется дальнейшим развитием формальных достижений театра.
Затем следует третий период работы «Березіля», который продолжается еще и сейчас. Театр берется за произведения большой художественной ценности, затрагивающие глубокие социальные и психологические вопросы. Таковы «Пролог», «Золотое брюхо», «Савва Чалый», «Яблуневый полон», «Бронепоезд» и «Сэди».
Отдельно стоят классики, которыми систематически пополняется репертуар театра. «Березіль
поставил «Макбет» Шекспира, «Король забавляется» Гюго, «Жакерию» Мериме и «Заго
вор Фиеско» Шиллера, переработав их, сделав их созвучными нашей эпохе. В этот период ра
боты «Березіль» довел до высокого совершенства формальную сторону своих постановок, свое ре
жиссерское и актерское мастерство. Начиная с «Газа» Георга Кайзера, театр твердо стал на путь конструктивизма, проводя в этом плане все свои постановки.
Одновременно «Березіль» ведет конкретную борьбу за украинский эстрадный материал, мате
риал культурный и советский. Отсутствие литературного материала для украинского театра
малых форм не остановило «березильцев» и они своими силами, силами режиссерских лаборато
рий, создают текст веселого обозрения «Алло, на хвилі». Этот спектакль, составленный из от
дельных небольших сценок, является пробой для создания украинской советской эстрады, выводит сатиру из замкнутых окаменелых форм шаблонного водевиля.
Совершенно другой характер приобретает советская сатира в новой пьесе М. Кулиша — «Мина Мазайло», которая была поставлена в конце истекшего зимнего сезона... Здесь в яркой форме показано украинское мещанство и его быт, густо окрашенный шовинизмом и тупоголовым национализмом.
Нельзя пройти мимо той огромной работы, которую провел «Березіль» по перевоспитанию нового украинского актера и режиссера. Из березильской мастерской вышло значительное количество актеров и режиссеров, которые работают сейчас в украинских театрах, куда они внесли струю новой, свежей сценической культуры.
«Березіль» — театр огромного общественного значения. Общественность его носит ярко выра
женный советский характер. Его искусство не только высоко-художественно, исполнено высокой сценической культуры, но ставит себе задачей и перевоспитание театрального зрителя. «Березіль
не замкнулся в круг завершенного сценического мастерства. Он пытливо ищет, настой
чиво стремится вперед к новым достижениям, к новым победам.
Е. Н.
«Марш вперед в купьтпоход» Акробаты