ЭСТРАДА О ВОЙНЕ «Синяя блуза» «На палубе

Эстрадное творчество военного времени шло, главным образом, по двум линиям. Фронт, сырые окопы и вшивые вагоны создавали песню. Эта песня в своем большинстве была мощным сред
ством антимилитаристической пропаганды. Эта песня выявляла во всей неприкрашенности ужа
сы войны, бесцельность человеческой бойни. Иногда песня становилась угрожающим явлением и непокорным, распевавшим запрещенные песни, угрожали, в лучшем случае, сырые казематы, в худшем — передовые позиции. В тылу эстрадник исполнял пошленькие куплеты на военные темы.
Песни периода японской войны посвящались ужасам царской солдатчины и недвусмысленному сатирическому осмеянию свирепствовавших тогда хищений с интендантских складов. Вот харак
терный образчик «вольнодумного» эстрадного куплета того времени:
«Массу я денег спустил на мамзелей: Был интендантом я раньше, друзья.
Сколько я продал казенных шинелей — Знает один только бог лишь, да я».
Песни царской солдатчины были очень схожи с песнями каторжан. Да это и понятно: суще
ственной разницы между каторгой и военной службой не было. Не мудрено, что вокруг моби
лизации, вокруг призыва в армию создавались песни, в которых герой прощался с семьей, близкими и с жизнью...
Во время империалистической войны эстрада была настроена необычайно патриотично. Она шумно агитировала с пеной у рта за войну до победного конца, вместе с духовенством она воодушевляла шедших умирать «за веру, царя и отечество». Эстрада тех времен воспевала сладеньких, вымышленных героев, «царских солдатиков», «героев» типа Кузьмы Крючкова, одновременно вступавших в бой с целыми немец
кими отрядами. Все время империалистической войны эстрада была орудием национального антагонизма. Все беды, рожденные войной и неурожаем, эстрада валила на немцев, турков и, конечно, евреев. Эстрада сделалась погромной трибуной.
Гражданская война была особенно богата песнями. В музеях Красной армии тщательно хранятся памятники этого периода. Здесь и песни ге
роической Чапаевской дивизии, и боевые песни 22-ой Краснодарской дивизии, и песни о весе
лыми припевками непобедимой Буденновской конармии. По этим песням можно было бы изучать историю гражданской войны, настолько они
ярки и красочны. В них отражены и тяжелые моменты, которые пришлось пережить нашей Красной армии, хотя бы в сентябре 1919 года, когда Мамонтов и Шкуро прорвались в наш тыл, был захвачен Орел и под угрозой была Тула. Ког
да Деникин отдал приказ: «на Москву», Красная армия, сосредоточив все свои силы, храбро шла на врага со своей песней:
«Белая армия, черный барон,
Снова готовят нам цепи и трон. Но от тайги до Британский морей Армия Красная всех сильней».
В наши дни эти песни так же, как и песни, рожденные гражданской войной, популяризируют с эстрады ансамбли красноармейской песни, организованные Центральным Домом Красной Ар
мии. Это, пожалуй, единственное ценное и нужное начинание, предпринятое с эстрады в
области антимилитаристической пропаганды. За исключением этих ансамблей и некоторых удач
ных постановок «Синей блузы» на военные темы наша эстрада, пожалуй, похвастаться ничем не может. Эстрадники в пошлейших частушках кроют матом Чемберлена и Пилсудского. На вопрос: «ваше отношение к войне?», отвечают — «на провокацию не поддадимся — воевать не будем. Вот почти весь материал, который мы имеем от профэстрадника на сегодняшний день.
Итоги — плачевны: нет материала. И самое плачевное — нет попыток этот материал создать. В день международного объявления войны войне — эстрада вышла без оружия и упустила поле действий колоссальных возможностей.
Р. БЛЮМЕНАУ
Театр МСПО Эстрада