На открытии Парка культуры

«Кто не умеет отдыхать, тот не умеет работать» — под таким ло

зунгом открылся Московский парк Культуры и Отдыха.

Несмотря на низкое серое небо, настолько низкое, что звуки много
численных оркестров, гомон голосов, крики и смех детей, звучат приглушенно, как сквозь вату — открытие прошло более, чем оживленно.
Чинно и медленно, ведя за руки детей, проходят рабочие и служащие Москвы по длинным залам вы
ставки Моссовета, рассматривают образцы различных производств, машины, полуфабрикаты.
За главным выставочным павильоном обширная площадь, акку
ратно перерезанная газонами. Здесь большой квадрат отведен под спорт. Резко вскрикивают сирены на воллейбольных площадках, хохочут дети, паучками повисшие на кольцах, несколько спортсменов работа

ют на турниках и трапециях, толпа молодежи с криком и хохотом гоняет огромный мяч пуш-бола. В физ

культурной базе щелкают под ударами киев шары биллиарда...
Клубная база — рядом. Шашечно-шахматный зал, склоненные головы, сосредоточенные лица; рядом зал игр — здесь взрослые лю
ди, напрягая все внимание, стараются накинуть привязанное за веревочку кольцо на горлышко деревянной бутылки. Тут же уста
новлены вертящиеся диски, так сказать, стандартизованные ро
машки с надписями «любит, не любит, бросит, поцелует...». Наверху библиотека — покойные кресла, удобные столы, бесчисленные радиоштепсели...
Оригинально устроен зрелищнохудожественный сектор. Каждый может проявить свою самодеятель
ность. Начинание хорошее, но в день открытия (12—VIII) не обошлось без курьезов. На маленькой, специ
ально приспособленной эстраде, где выступают и несамодеятельные силы (струнный оркестр), появился молодой человек и предложил про
честь «рождественский» (?) рассказ короля (?) фельетонистов Дорошевича» (?).

... В зрелищном отношении клубная база дает немного — здесь мож

но было ожидать найти образцовую клубную сцену, но этого нет.
По всей территории парка разбросаны кино и театры. Для малень
кого зрителя сделано все возможное: играет Московский театр для детей. —«Негритенок и обезьяна» — привлекает толпы ребятишек.
Вокруг театра «Красный Петрушка» — толпа. Ребята и взрослые хохочут над уморительными приветствиями Петрушки, радуются зло

Общий вид драматического театра в Парке

К постановке оперетты „Луна-парк“

Соображения предварительные и глубоко проницательные
Оперетта — жанр легкомысленный, поэтому с ним легче согласовать многое ценное, что нужно сделать в со
временном театре и чего не допустит ни глубокомысленная драма, ни самоуверенная опера.
В этом смысле, — оперетка — лучше других жанров; говоря же вообще, — значение жанров в современном театре равно нулю.
Когда нужно создавать заново театр, как таковой в целом — рано под
разделять жанры, что обыкновенно приводит к пустейшим определениям вроде — «синтетический театр» (как будто возможен театр и без сочетания звуковых и зрелищных элементов!).
Продолжая (всегда и везде) звукосвето-сочетательные работы руководимого мною «Ленинградского театра Дом Печати», — постановку в Москве оперетты «Луна-Парк» я поведу
под знаком «говорящего кино» — даже не в смысле стилизации «под кино(что сделано в «Роз-Мари»), а фактически предупреждая на рынке «говорящий фильм», как новое театральное явление.
Это слишком сенсационное заявление нужно объяснить.
С формальной стороны современный театр — почти пустое место.
Зрелище — целиком ушло в кино.
Тематика—вязнет в кустарной технике сцены.
Звук, — слово (по-новому звучащий) — едва зарождается среди развалин бывшего «московского диалекта» и музыки усадебного периода культуры.
Режиссеры — давно, бегут из театра в кино.
Установилось твердое мнение о том, что театр вообще доживает последние дни.
Это мнение еще вчера было — «прогрессивным».
А сегодня сам кинематографический бог в трех лицах: Эйзенштейн (отец), Александров (сын) и Пудов
кин (очевидно, дух святой), втроем выступили с «заявкой» («Жизнь искусства», № 32), о том, что кино-ис
кусству грозит великая опасность от по-новому изобретенного в Америке «говорящего немого».
Они говорят, что новые звуко-зрелищные картины строить надо не на совпадении, а на несовпадении моментов слуха и зрения.
Культурный человек должен понять, что такое заявление режиссе
ров просто — дань грамотности и в подтверждении не нуждается.
Можно было бы только добавить, что и прием совпадения, как всякий параллельный ряд, иногда бывает нужен.