Эль-Регистан

ЗАПРОКИНУВ крутую голову с
умными карими глазами, выл Заранг. Шерсть, шевелись, волн зна
лась на его затылке. Временами Заранг умолкал. Стиснув челюсти и дрогнув коротко обрубленным» ушами, он вслушивался в ночь. Ниче
го, кроме треска пламени и легкого шелеста ветра!
Ржавые отблески пламени освещали лица повешенных, Их было шесть, и они висели на бере-зах,
строго по ранжиру: справа — глава семьи Владыкиных — Петр Трофи
мович, справа налево — его жена Прасковья Фоминична, сын Вася 14 лет, дочь Ксюша 12 лет, дочь Оленька 9 лет и сын Лёшка всего лишь трё1 лет от роду. Будь здесь ещё н Николей, старший сын Петра Тро
фимовича, кончилось бы на Том аземя орловских пахарей Владыкиных, русских людей с широкой и откры
той душой. Но Николай Владыкин на второй день войны ушёл в армию, и не было о нём вестей дав
но. И какую же весть можно ждать от сына с фронта, когда дома, на деревне, немец?
Выл Заранг, и звуки его воя хриплым эхом неслись к неподвижно застывшему лесу. Молчал лес. Ветер доносил до чутких ноздрей соба
ки дымный, сладковатый -запах. Это был страшный запах палёного человеческого мяса, и шерсть на затылке Заранга вставала дыбом. Бы
ла ночь, н не было вокруг никого живого, кроме огромной собаки-овчарки...
Четыре года назад на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке
встретились и подружились два председателя колхоза им. Сталина. Один — что в песках Кара-Кумов, другой — что в орловских лесах. Саиб На-зар и Владыкин, оба страст
ные животноводы, с’ездили Друг к другу в гости и вернулись домой с
ценными подарками: Саиб Назар привёз племенного баранчика «рамбулье» по кличке «Стёпа», Влады
кин — собаку-овчарку по имени «Заранг».
Житель знойных пустынь, Заранг первое время жестоко страдал от российских холодов, но уже на вторую зиму нёс обзавелся тёплой пу
шистой шубой, и жить стало совсем хорошо. Его сытно кормили, люби
ли, уважали и сразу же поставили во главе племенного стада, что не могло не польстить его собачьему самолюбию. Служба здесь была легче, чем в пустыне, зимой стадо со
держалось в просторном овчарнике, и у Заранга было много свободного времени. Обжившись на новом ме
сте, он полюбил и густые леса с задумчивыми ручьями, и эту деревню, что весело взбегала на зелёный косогор.
Нет, не думал он никогда н не гадал, что доведётся увидеть ему на этих берёзах удушенного злой
петлей хозяина, ласковую жену его Прасковью Фоминичну, друга своего подростка Васю, смешливую Ксюшу, синеглазую Оленьку и маленького озорника Лёшку, который чуть чего лез ему на спину, чтоб покататься верхом. Горе сжимало сердце Заран
га, и он, взвизгнув, подпрыгнул,
чтобы тронуть лапой закадычного приятеля своего Васю, но тот остался неподвижным в странной и непонятной позе.
Эх, Вася, Вася!.. Он учился в шестом классе школы, увлекался рассказами Джека Лондона, будучи
влюблён в отважных героев Юкона к Сороковой Мили, неутомимых ис
следователей Чилькэта и Бонанцы. Дремучие орловские леса ему казались девственными прериями Кана
ды. Смастерив лёгкие сани. Вася приучил Заранга ходить в упряжке,
которую сконструировал сам. Оя пробовал даже кормить собаку вяленой рыбой, с . лета наловив специ
ально для этого плотвы. Но Заранг
проявил непонятное равнодушие к любимому блюду своих северо-американских сородичей. Зато в упряж
ке ходил не хуже, чем знаменитый вожак Элема Харниша, известного на вею Аляску под прозвищем «Пламенного».
Вася скопил 32 рубля денег, заказал шорнику дяде Михею широ
кий кожаный ошейник для собаки и набил на него медную бляху, на которой была вырезана гордая кличка:
«Белый Клык.
Владелец В. П. Владыкин.
Медную бляху для Васи сделал его старший брат Николай, работав
ший механиком МТС. А учитель фи-, зикя Иван Семёнович подарил ему спиртовой термометр и составил
таблицу температур е переводов Цельсия на Фаренгейта. Герои Аля
ски, как известно, пользовались только спиртовым» термометрами а не признавала ни Цельсия, ни Реомюра.
Подобно Пламенному, Вася вставал зимой за час до рассвета. Вы-, ходи в сепи, где его уже ждал Заранг, то-есть Белый Клык. Зада
вал псу теплую болтушку из муки. Шёл в избу, где спали на одной кровати Ксюша и Оленька. Стаскивал с них одеяло и, стараясь придать своему голосу достойную суровость, произносил любимую фразу Пламенного:
— Эй, вы, безрогие олени, вспа1»йте! День уже пламенеет!..
— Отстань, Вась! — дрыгала ботов пяткой девятилетняя Оленька, которая была ужасной еояей.
Вася никогда не ездил в школу по наезженной дороге. Он бы* ваг
стоящим мужчиной, «кислым тестом», как говорили на Аляске. И, сворачивая в лес, шёл впереди саней по девственным дебрям, проби
вая тропу лыжами, чтобы Белый Клык не проваливался в снег. В пу
ти Вася хранил безмолвие. А когда девчонки пищали, боясь вывалиться пз саней на крутых склонах оврагов, или замирали от страха, ког
да Белый Клык пытался свернуть на свежий волчий след, Вася Презрительно бормотал под нос: «Проклятые чечако!»
Он хорошо учился и, отличаясь присущими всем Владыкины-м цветностью и прямотой характера, ни
когда не подводил товарищей, не подымал руку нл слабого.
И такого мальчика удавили петлей пришельцы в серы/ шинелях, люди с чужим лающим говором, в которых с первой минуты Заранг почуял врагов!..
Всё изменилось в деревне после их Прихода. Гнетущая тишина сменила весёлые песни и переборы гармони, которые привык слышать За
ранг перед закатом солнца. В этот час возвращались с полей колхозники, и од тоже входил в деревню, шагая впереди стада с гордо подня
той головой. Заранг любил порядок и дисциплину и не допускал лишних людей на скотный двор колхо
за. И, когда на второй день своего появления трое пришельцев грубо распахнули ворота скотника, Заранг преградил им дорогу, грозно ощерив Клыки. Тогда один из троих приложил к плечу палку, на конце её
коротко вспыхнуло пламя, и что-то острое пронзило плечо собаки. Гнев прихлынул к сердцу Варанга, он метнулся в воздух, чтобы вцепиться в горло обидчика. Но удар при
кладом наотмашь опрокинул его на землю.
Через полчаса Вася, перевязывая рант четвероногого друга, говорил ему топотом:
— Ты к ним не подходи. Это ж немцы! Они тебя убьют, Белый Клык. Понял?..
Белый Клык понял. Понял и запомнил.
Укрываясь в развалинах старой баньки, он часами наблюдал за по
ведением пришельцев. Это были лю
ди, совеем не похожие на тех, о кем приходилось сталкиваться ему и в далеких песках Кара-Кумов, и среди орловских лесов. Вопли и стенания, горе и нищета пришли вместе с ними в чудесную деревень
ку, что весело взбегала на зелёный косогор над рекой. Они выгнали из дома его хозяина. Семья перекоче
вала в источённую червями, полуразваливгауюся баньку без крыши. Дождь мочил маленького Лёшку, и он плакал часами. А мать, обливаясь беззвучными слезами, закрывала ему рот, чтоб, не приведи господь, его плач не потревожил пришельцев.
Они заняли все дома в деревне и избу хозяина Заранга, в которой каждая вещь имела свой домовитый, уютный запах, и не позволили се
мье Владыкина вынести из избы ии
кружки, ни чугунка, ни тёткиного пальто, ни платьиц . Ксюши и Оленьки.
О, как хорошо изучил Заранг повадки этих людей с лающим говором, их жесты и запах, ненавист
ный запах, источаемый их телом, одеждой, предметами, к которым они прикасались! Он их возненави
дел так, что, мучимый голодом, не подбирал даже остатков их пищи, выбрасываемой на огород, предпочитай голодать.
Суровую школу прошёл оп в эти месяцы борьбы за своё существо
вание. Скитаясь по лесам в поисках добычи, Заранг крался по заячьим
следам и подстерегал их на лёжках.
Завидев на дереве глухаря или тетерева, он застывал на месте и ча
сами простаивал, неподвижный, как изваяние, в ожидании момента, когда птица слетит на землю. И странное дело! Заранг заметил, что не .только люди, но и птицы и звери уходят из тех мест, куда ступает нога злых пришельцев. Множатся лишь волчьи стаи. Лёгкая волчья кавалерия, словно почётный конвой, рыщет по следам чужеземцев с лаю
щим говором, пожирая трупы, бесконечное количество трупов, которые поставляют четвероногим хищникам их двуногие собратья.
За осень- Часть деревни вымерла от голода. Выпал снег, и в одну из ночей Вася тихим свистом поманил собаку из бааькн. Заранг пошёл за своим другом к опушке леса, где их ждал Петр Трофимович. Здесь Заранга впрягли в знакомые лёгкие сани, и Вася, сев па них, Тронул поводок.
Трое суток бродили они по лесным дебрям. Никакой еды у них не было, они голодали, страдая от нестерпимого холода. Чтобы не замёрзнуть аочыо, мальчик обнимал соба
ку, и Заранг лежал до утра без сна, чувствуя, как у его сердца бьет
ся маленькое отважное сердце его Друга.
На четвёртые сутки мальчик нашёл то, что пенал. Это было становяще, какое никогда не ожидал встретить в лесу Заранг. Весело по
трескивали костры, над кипящими котлами клубился аппетитный пар. Заранга и Васю отогрели, досыта накормили, уложили спать * шалаше йз хвоя.
Пять дней гостнтя они е Васей в. лесном лагере и на шестой отправились в обратный путь.
Н». опушке леса, неподалеку от деревни, Вася распряг пса, зарыл
сани в снег, и они отлёживались; вдес.ь до тем йоты, чтобы проскользнуть незамеченными домой. Пере
ползая через поляну, Заранг почуял ненавистный запах двуногого врага. Лающий окрик, выстрел и прыжок Заранга слились в одно. Могучие челюсти овчарки стальной пружиной сомкнулись вокруг горла врага.
На утро чужие люди нашли труп, по следам обнаружили сани, и все открылось. Заранг оказал ожесто
чённое сопротивление, пришельцам, оцепившим разрушенную баньку. В
Икге шесть раз стреляла, я шесть.]
раз он молниеносно отпрыгивал в сторону, вырвал кусок мяса из бед
ра одного из врагов и, получив две штыковые раны, прорвал кольцо окружения
Повесив семью Владыкиных, пришельцы подожгли деревню и поспешно удалились, гоня перед собой, как стадо, немногих оставшихся в живых жителей деревни. Очевидно, след собачьей упряжки, ухо
дивший в глубь леса, вселил страх в их сердца...
Восьмерка истребителей с минуты на мннуг.у должна была вернуться на аэродром. Повариха выбежала из кухни послушать, не шумят ли уже в воздухе ребята, и увидела собаку.
Это был Эараиг. Он сидел у кухни. его карие глаза хранили горесть, кровь запеклась на шерсти вокруг двух колотых .ран на боку. У пова
рихи был жалостливый характер, и она накормила собаку.
Восьмёрка истребителей благополучно вернулась па замаскирован
ный в лесу фронтовой аэродром. Лётчики поели, защёлкали портсигарами и вышли на волю покурить.
Заранг Спал в нескольких шагах от столовой. Впервые за много мех сядей он хорошо поел и впервые видел такой счастливый сон. Снилось ему. будто бежит он В упряж
ке -в ясный, морозный день, везёт Ксюшу н Оленьку в шкоду. А впе
реди, прокладывая тропу, енбрым,
размашистым шагом *бежит его друг п приятель Вася, покрикивая:
— О-ля-ля-ля, Белый Клык!..
— Белый Клык!.. Белый Клык!.. — звучит в его ушах взволнованный окрик.
Заранг вскочил на ноги. Рослый, широкоплечий человек окликал его по имени а несколько других молча смотрели на огромного пса, ко
торый после секундной заминки бросился вдруг на лейтенанта Николая Владыкина и, положив ему лапы на плечи, заскулил жалостливо и радостно, как маленький, глу
пый щенок. Заранг скулил, прижимая крутую голову к груди Влады
кина, и на глазах бесстрашного лейтенанта, который дважды ходил на таран, трижды сбивал пламя с горящего самолета, участвовал в сорока воздушных боях, сбил тесть «Мессеров» и четыре .«Фокке-Вульфа», — на глазах такого парня по
явились слёзы!-И товарищи его, боевые друзья, закурили по новой папиросе к отошли в сторонку. ОПи были фронтовые ребята и понимали, что. если при встрече с врагом можно засмеяться ему в лицо, при встрече с другом не грешно и поплакать.
Николай Владыкин опустился на траву. Заранг положил ему на колени голову и, махая хвостом, мучительно вглядывался карими гла
зами в лицо единственного дорогого п близкого человека, оставшегося у него от прошлой, счастливой жизни,
— Эх, Белый Клык, не знаешь ты языка. — вздохнул лейтенант.—
А то поговорили бы мы с тобой по
душам. Рассказал бы ты мне, что и как дома. Как отец, мать, сёстры, братья...
Лётчик умолк, к плечи его сгорбились.
— А Васю-то как ты покинул, дружка своего, Васю! — произнёс он после короткой паузы.
Заранг услышал знакомое имя, отнял голову от колен, запрокинул
её и вдруг взвыл хриплым, горест
ным воем. Он выл, как в ту ночь, когда горели избы и в воздухе носился страшный запах паленого человеческого мяса. Понял всё Нико
лай Владыкин, руки его сжались в кулаки. И сжались в кулаки руки его боевых друзей, фронтовых ребят.
Они постояли так с минуту в суровом молчании. Обменявшись взглядами, поняли друг друга без слои и пошли. Шли истребители на командный пункт полка, шагая не
сколько торопливее, чем обычно, и высокие, сочные травы родной зем
ли клапялись им в пояс, колыхаясь от волнения при их приближении. Дни были жаркие, тли наступательные бои. и в воздухе всегда находилась работа для благородных крылатых мстителей

Школа-студия -

имени

Вл. И. Немировича-Данченко

ПРИ МОСКОВСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ
ТЕАТРЕ
Начался приём заявлений в школу-студию нм. народного артиста СССР В^л. И. Немировича-Данченко, основанную при Московском Худо
жественном театре. Школа будет, готовить новые кадры артистов для пополнения труппы МХАТ. Специ
альное отделение школы подготовит организаторов-руководителей постановочной части театра. Срок обучения — трёхгодичный.
При школе создаётся также особая группа, в которую войдут молодые актеры МХАТ, а также наи
более талантливая молодежь из числа окончивших театральные учеб
ные заведения. Они поставят два учебных спектакля и будут прини
мать участие в текущем репертуаре МХАТ.
Отбор желающих поступить в школу-студию намечено провести кроме Москвы и в ряде других городов, куда будут направлены отдельные артисты-педагоги Художественного театра.
Занятия начнутся в середине сентября. Руководителем школы-студни назначен народный артист РСФСР В. Г. Сахновскнй. В качестве педагогов привлечены: народный артист РСФСР В. О. Топорков, заслуженный деятель искусств М. Н. Кедров. заслужённые артисты РСФСР В. А. Орлов и Н. Н. Днтовцева, П. А. Марков и другие.
КВАРТЕТ
им. БЕТХОВЕНА
ЮБИЛЕЙНЫЕ КОНЦЕРТЫ
Комитет по делам искусств прп СНК СССР в специальном приказе отметил 20-летие непрерывной кон
цертной деятельности заслуженного коллектива РСФСР квартета им. Бетховена в составе Д.. Цыганова, B. Шири нс кого, В. Борисовского и C. Ширинского.
— Квартет им. Бетховена, — говорится в этом приказе, — один из наиболее выдающихся советских камерных ансамблей, завоевавший из
вестность в Советском Союзе и за его пределами.
Квартет является первым исполнителем всех наиболее значитель
ных камерных произведений советщеих композиторов — Д. Шостако
вича. Н. Мясковского, С. Нрокофьева. Р. Глиара, В. Шебалина, Ан. Александрова, Д. Кабалевского, С. Василенко и др.
За плодотворную музыкальную исполнительскую деятельность участникам квартета об явлена благо
дарность. Они награждены также почётной грамотой Комитета по делам искусств при СНК СССР
В сентябре будут проведены юбилейные концерты квартета. Ре
шением Комитета но делам искусств квартет им. Бетховена включён в число государственных музыкальных коллективов Союза ОСР.

ДНЕВНИК ИСКУССТВ

* В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ консерватории, 3 сентября состоится концерт сим
фонического оркестра Союза ОСР пол управлением молодого дирижёра К. Кондрашнна. В программе — первая симфония Скрябина, произведения Прокофьева и т. д.
* В СОЮЗЕ советских композиторов 30 августа состоится доклад П. Казьмина — одного из художественных ру
ководителей Государственного русского народного хора им. Пятницкого,
посвящённый русской песне. Доклад будет сопровождаться демонстрацией песен в исполнении хора им. Пятницкого.
С ОТЧЕТНЫМ КОНЦЕРТОМ в Малом зале консерватории на-днях вы
ступили учащиеся оперного класса музьткальпьтх курсов Сокольнического района. В программу отчёта были включены отрывки из опер Чайковского. Даргомыжского, Бизе и Верди.
СЕГОДНЯ в Колонном зале Дома союзов — вечер старинного романса и песни. В концерте принимают участие солистка ГА ВТ СССР И. Соколова, со
листки Московской филармонии Л. Глазкова, А. Выспрева, мастер художественного слова А. Шварц, солистка ба
лета ГАБТ СССР М. Боголюбская и другие.
В СОЮЗЕ
ПИСАТЕЛЕЙ
В клубе союза советских писателей состоялся вечер, посвящённый новым
произведениям О. Кирсанова. После вступительного слова В. Шкловского о творчестве поет а С. Кирсанов прочёл свою новую поэму «Эдем». В обсуждении поэмы приняли участие А. Фадеев, Н. Асеев. Л. Никулин, О. Колычев, Б. Горбатов и другие писатели.
28 августа состоится вечер творчества Леонида Соболева, который проч
тет отрывки из нового романа, над которым сейчас работает.
Новым произведениям К. Симонова Посвящается вечер 30 августа. На следующем «литературном понедельнике
будут прослушаны новые стихи И. Рыленкопа.

Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы

Полтава и Красноград

В ночь на 13 августа наша авиация в третий раз подвергла силь
ной бомбардировке воинские эшелоны и военные склады противника па железнодорожном узле Полтава.
В результате бомбардировки подожжены склады и пять железнодорож
ных составов. Наблюдением отмечено 18 сильных взрывов. К концу бомбардировки огонь распространил
ся вдоль железнодорожного полотна н слился в огромный очаг пожара
Советские штурмовики «Ильюшин-2» в боевом полёте.
Фото А. ГРОМОВА (ТАСС).
СТУДЕНТЫ
ПАРАШЮТИСТЫ
Парашютно-планерный клуб Московского городского совета Осоавиахима ко дню авиации выпускает группу па
рашютистов — студентов Московского авиационного института. Каждый из курсантов совершил 4 прыжка с самолёта.
ГОТОВА ЛИ КОТЕЛЬНАЯ К ЗИМЕ
Начинается проверка подготовленности к зиме котельного хозяйства и центрального отопления жилых домов. Прежде всего проверку проведут в тех домах, где ремонт отопительных систем н котельных полностью закончен.
О завтрашнего дня в таких домах начнутся пробные топки. Проверку будут производить специальные комис
сии. В их составе — депутаты Московского и районных советов, район
ный теплотехник, домовый слесарь я представители жильцов дома.
Все обнаруженные дефекты будут заноситься в особый акт, при чём комиссия установит и сроки устранения их.
На железнодорожном узле Красноград разрывы бомб наблюдались ореДи скопившихся здесь эшелонов противника. В результате прямого попадания бомбы в один из эшелонов произошел взрыв огромной си
лы. После этого взрыва возникли пожары на всей территории железнодорожного узла.
Все наши самолёты вернулись на
свои базы.

Бельгийская газета о победах

Красной Армии

ЛОНДОН, 14. (ТАОС). Выходящая в Лондоне газета «Бельжнк эндепандант» в статье, посвящённой новым
успехам советских войск, пишет: «Победы русских у Орла и Белгорода являются ярчайшими события
ми нынешней войны. Чере-з месяц после начала летнего наступления германских войск, на успехп которого немцы возлагали большие надежды, они оказались отброшенны
ми с большими потерями. Орел был мощнейшей крепостью германского
фронта в России. Красная Армия нанесла германским войскам тяжё
лое поражение на той территории, которую сами немцы избрали в ка
честве поля боя. Русская авиация и русская артиллерия показали св- ё явное превосходство над артиллерией и авиацией противника».
Газета отмечает в заключение, что гитлеровские войска отступают под натиском Красной Армии, бросая большое количество военных материалов.

Грустные размышления

болгарской газеты

СОФИЯ, 14. (ТАСС). Успешное наступление частей Красной Армии на Брянском и Харьковском направлениях вызвало замешательство в ла
гере здешних прислужников Гитле
ра. Это замешательство отражено в комментариях болгарской газеты «Дневнии» к ходу военных дейст
вий. Газета спрашивает: «Каковы действительные цели проводимого русскими страшного натиска, на что
они рассчитывают и сколько они смогут еще бросать в бой несметное количество военных материалов и людей?» Газета «Дневник» вынуждена констатировать, что герман
ские официальные сводки запутаны к не могут дать ответа на этот во
прос, «Бои, — пишет газета, — развиваются с такой быстротой, что В официальных германских сообщениях имеются противоречия. Так, на
пример, вчера германское верховное командовапне сообщало, что в райо
не Белгорода все попытки против
ника прорвать фронт отбиты. Но в Тот же день германское информационное бюро сообщило, что юго-за
паднее Белгорода противник совер
шил глубокий прорыв германских линий. Ясно, — меланхолически замечает газета, — что при таком по
ложении всякие предвидения буду
щего опасны и рискованны, так как могут быть легко опровергнуты событиями».
ДЕПУТАТЫ ПРОВЕРЯЮТ
ОВОЩЕХРАНИЛИЩА
Отдел торговли Кировского райисполкома совместно с депутатами райсовета и общественностью организовал обследование овощных баз и овощехранилищ. В текущем году овощные ба
зы района должны будут принять на
зимнее хранение вдвое больше, чем в прошлом году, овощей и картофеля.
Как Показала проверка, большинство овощехранилищ готово к приёмке. Райисполком прикрепил к каждой базе депутатов, специально выделенных общественных Контролеров, которые будут следить за качеством работы.
ПРОПЛЫВ
НА 25 КИЛОМЕТРОВ
Гвардии капитан медицинской службы Искандер Фай-зулнн — известный пловец. Он неоднократно принимал участие в дальних проплывах по Чёрному морю.
В последнее воскресенье Файзулин вместе с сержантом Малиным проплыл 15 .километров по Москва-реке.
Завтра гвардии капитан примет участие в проплыве на 25 километров. Он возьмет старт в Кунцеве со спасатель
ной станции Оевода и поплывёт я Москву, к Каменному мосту, где будет
финишировать на водной станции спортивного общества «Водник» и Мосгоросвода.
Пловец пробудет в воде а — 7 часов. Финиш ожидается между ЗЯ и 14 часами. Участника проплыва будет со. лровождать лодка.
ЛЕНИНГРАДСКИЕ
СПОРТСМЕНЫ
ЕДУТ В СТОЛИЦУ
В Москву на всесоюзные соревнования легкоатлетов выехала группа гимнастов Ленинграда. Спортивную честь своего города на первенстве будут отстаивать сборные команды гимнастов в составе заслуженных мастеров спорта Бормоткина, Орлова, мастеров спорта Терлецкого, Эстрина, Жирова и др.
ШАХМАТИСТЫ ДОМА ДЕТЕЙ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ
В Центральном доме детей железнодорожников шахматную работу ведёт заслуженный мастер Дуз-Хотнмирский. Сейчас в Доме идет несколько турниров.
В турнире четвёртой категории выдвигается ученик 7-го класса 612-й шко
лы Юрий Васильчук. Он имеет 3 очка из 4. В турнире пятой категории впе
реди идут школьники Арнольд Купермай, Анатолий Ланин и Геннадий Фи
липпов. Участвуя в сеансе против гроссмейстера Лилиенталя, Куперм&н Г закончил партию вничью.
Трусость гитлеровских властей во время
воздушных налетов
СТОКГОЛЬМ, 14. (ТАСС). Гитлеровская газета «Килер цейтунг» по
местила Статью, свидетельствующую о том, что представители гитлеровских властей, чиновники всех ран
гов ведут себя трусливо при налётах авиации союзников на германские города и бегут первыми, бро
сая население на произвол судьбы. В газете опубликовано официаль
ное обращение ко всем гамбургским чиновникам е предложением «немед
ленно вернуться в город я явиться в соответствующие учреждения».
Такое поведение гитлеровских чиновников, как это видно из дальнейших высказываний газеты, привело к настоящей панике в Гамбур
ге во время бомбардировки. Рабочие предприятий покидали работу и эвакуировались, куда попало.
Газета пишет далее, что в результате того, что эвакуация проводилась «ускоренным темпом», близлежащие области оказались перенаселенными, и возникла настоятель
ная необходимость направить бежавшее из Гамбурга население в более отдалённые- области. Газета заклинает беженцев «не расценивать это как какой-то недружелюбный акт по отношению к ним».
Военные действия на острове
Сицилия
ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт сообщение штаба
союзников в Севёюной Африке о том, что на острове Сицилия войска союзников заняли Рандаццо.

Налет на Рим

ЛОНДОН, 13. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт сообщение алжир
ского радио, в котором говорится, что сегодня крупные соединения тяжёлых и средних бомбардировщи
ков, базирующиеся на аэродромы
Северо-Западной Африки, атаковали сортировочные станции в Риме. Алжирское радио добавляет, что основными об’ектамн бомбардировки бы
ли сортировочные станции Л пт торпо II Сан-Лоренцо.
ОТО ВСЮДУ
* АНГЛИЙСКОЕ министерство информации передаёт, что находящаяся
под немелким контролем голландская радиостанция передала приказ гитлеровского «имперского комиссара» Гол
ландии Зейсс-Инкварта о запрещении взрослому мужскому населению страны появляться в четырёх голландских провинциях, если только они не проживают в них постоянно.
* ШВЕЙЦАРСКОЕ радио сообщило о том, чт$ железнодорожное сообще
ние между Швейцарией и Миланом прервано и не будет восстановлено в речение нескольких дней.
и взлетающей кверху землёй. Все гудело от выстрелов и разрывов снарядов и бомб. Упорство гитлеровцев было сломлено, н они оставили Снас-Деменск, спеша одно
временно вывести остатки своих войск с плацдарма, расположенного восточнее города. Наши части во
шли в Спас-Деменск. Почти одновременно другие части, сломив со
противление противника, заняли ПайлинОво, в двадцати километрах северо-западнее Спас-Деменска по направлению к Ельне.
Действующая армия. Летчики отправляются на выполнение боевого задания

О

ТОМ, что происходит в эти дни
в Харькове, рассказывает корреспондент «Известий» 3. Островский. Работннпа Ольга Николаевна Власенко, выбравшаяся несколько дней тому назад из Харькова, сооб
щила, что в связи с наступлением Красной Армии среди немцев, находящихся в Харькове, царит па
ника. Многие солдаты и офицеры, расквартированные на частных
квартирах, прибегают, запыхавшись, с у.тицы и говорят: «Надо срочно
собираться». Другая жительница Харькова — бывшая работница Пището-рга Аннон и на Трофимовна Тучкова рассказывает, что в пос
ледние дни поток немецких машин, .двигавшихся по улицам Харькова, был столь густым и непрерывным, что трудно было перейти улицу. Немцы набрасываются на беззащит
ных людей и вымещают на них свою злобу. Двух женщин, заподоз
ренных в распространении слухов о приближении частей Красной Армии, гитлеровские мерзавцы повесили на Павловской площади
Примерно с. а августа вновь начался массовый угон мирного населения в Германию. Сопротивляющихся, протестующих расстреливают
Грабеж немцами населения принят огромные размеры. Гитлеровцы ни
чем не брезгают. Облавы на улицах в последние дни особенно участи
лись. Жители боятся выйти на улицу, чтобы не быть схваченными гнтлеровецими шпиками. Население города голодает. На улицах можно видеть запряженных в груженую слежку мальчиков и девочек, под
гоняемых немецким солдатом. Но население Харькова твёрдо знает, что час освобождения педалёц что над городом скоро снова взовьётся советское знамя.
Я был в гвардейскрм истребительном полку, где. несет службу роди
не сын орловского пахаря Петра
Тимофеевича Владыкина гвардии лейтенант Николай Петрович Вла
дыкин. Видел огромного пса по кличке «Белый Клык».
Когда лейтенант сидит в готовности номера один на аэродроме подскока! Белый Клык лежит на кры
ле его грозной машины «Ла-5».
Стоит только взлететь в воздух ра-: кете, и собака, спрыгнув с к пыла, ; мчится вскачь к центру лётного поля, садится рядом с командиром полка и. повизгивая от волнения, ждёт, пока не“ пронесётся мнмо неё в стремительном беге голубая Птица.
Запрокинув крутую голову, Белый Клык провожает глазами взмывающий в воздух само тот. И когда лег
кокрылый истребитель исчезает в небе. Белый Клык бежит рысцой через аэродром к опушке леса. - на командный пункт полка. Взобрав
шись на крытый дерном блиндаж, собака-овчарка ложится под специально для неё посаженный кустар
ник и, замаскировавшись, ждёт здесь возвращения хозяина.
Белый Клык не спускает с голубого неба карих глаз, в которых светятся ум н отвага. И, заслышав далёпйй *‘рОКоТ моторов, мчится стремглав обратно ты центр латного поля, чтобы встретить вернувшихся нз полета крылатых мстителей, прыгнуть им на грудь, потереться головой об их сильные, мужественные руки.
По ночам Белый Клык лежит на стоянке самолёта Владыкина, укра
шенного двадцатью звёздочками асса. или обходит охраняющих аэро
дром часовых, чутко вслушиваясь в ночь. Вга «дееь пенят, любят, как верного друга человека я крага двуногих зверей.
Фото. О. КАФАФЬЯНА Ш
ИРИТСЯ наступление Красной
Армии. Газеты приводят подробности удара наших славных воинов по снас-деменской группировке немцев. Военный корреспон
дент «Правды» И. Лидов пишет, что оборонительные линии против
ника состояли из нескольких рядов траншей глубиной в два с полови
ной метра, многочисленных Д-ЗОТ’ов и блиндажей, защищающих от пря
мого попадания снарядов, открытых пулемётных площадок, минных полей и т. д. Это была весьма прочная, созданная в течение долгого времени оборона, простиравшаяся на значительную глубину. Немцы с упорством и ожесточением удерживали свой оборонительный рубеж. Когда же первая и вторая укре
плённые линии были нами преодолены, яростные и кровопролитные схватки продолжались в тактической глубине противника. 12 авгу
ста на подступах к Спае-Демснску всё было охвачено дымом, огнём
Телеграммы из-за границы