АВГУСТА 1943 Г.

СРЕДА
№ 194 (5942)
Цена 20 коп.

От Советского Информбюро

В течение 17 августа наши войска на БРЯНСКОМ направлении продолжали наступление и, продвинувшись на отдельных участках вперед от 4 до 6 километров, заняли свыше 60 населённых пунктов.
Наши войска, наступающие из района СПАС-ДЕМЕН- СКА, снова продвинулись вперёд и улучшили свои позиции.
На ХАРЬКОВСКОМ направлении наши войска продолжали отбивать контратаки пехоты и танков противника и на ряде участков вели наступательные бои,
в результате которых значительно улучшили свои позиции.
На других фронтах наши войска вели боевую разведку и артиллерийско-минометную перестрелку с противником.
В течение 16 августа наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 96 немецких танков. В воз
душных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 78 самолётов противника.
На Брянском направлении наши войска продолжали наступление и заняли свыше 60 населённых пунк
тов. Противник оказывает упорное сопротивление, но иод ударами на
ших частей оставляет одну позицию ва другой. Кавалеристы Н-ской ча
сти, сломив сопротивление немцев, заняли несколько населённых пунктов и уничтожили свыше 600 гит
леровце®. На другом участке наши войска переправились через водный рубеж и овладели рядом опорных пунктов противника. В боях за эти опорные пункты уничтожено 2.000 Немецких солдат и офицеров, 36 танков, 69 полевых и 10 самоход
ных орудий, 15 миномётов, 56 пуле
мётов, более 100 автомашин, 8 тракторов я 5 складов боеприпасов.
Юго-западнее Дмитровск-Орловский наши войска овладели несколь
кими населёнными пунктами. Ожесточённый бой произошел за силь
но укреплённый пункт Дерюгино. Наши сапёры, расчищая путь пехо
те, обезвредили большое число мин. Подразделение старшего лейтенан
та Бурдина, во взаимодействии о другими подразделениями, стреми
тельно атаковало немцев и заняло Дерюгино. На улицах пункта осталось более 200 вражеских трупов.
Наши войска, наступающие из района Спас-Деменска, в результате ожесточенных боёв снова продвину
лись вперёд, заняли неоколько на
селённых пунктов и улучшили свои позиции. За день боёв унич
На Харьковском направлении наши войска отбивали контратаки танков и пехоты противника.
Западнее Харькова, на одном участке, немцы ввели в бой значи
тельные силы пехоты и до 100 тяжёлых танков. В ожесточённом сражении наши бойцы панесли про
тивнику большой урон и ньгаудили его отступить. В этих боях уничто
жено до 4 тысяч немецких солдат и офицеров, подбито и сожжено 46 танков противника. Бойцы Н-ского соединения заняли несколько населённых пунктов, истребив при этом
900 гитлеровцев. Взято 135 пленных. Захвачено 3 немецких тяжёлых танка «Тигр», 19 орудий разных калибров, 69 пулемётов и много винтовок.
Северо-западнее Харькова наши передовые отряды полностью ист
ребили батальон немецкой пехоты. Захвачено всё вооружение батальона и 7 приданных к нему танков.
Партизанский отряд, действующий в Житомирской области, ночью 4 августа проник в один город. Парти
заны бесшумно сняли часовых и •внезапно наяалщна казарму немец
кого гарнизона. В ожесточённом бою уничтожено 75 немецких солдат и офицеров. Советские патриоты разрушили узел связи, сожгли 37 автомашин, 70 тонн горючего и воен
ную мастерскую по ремонту танков. Партизаны освободили из тюрьмы заключённых советских граждан.
Отступая под ударами Красной Армии, немецко-фашистские мерзавцы сжигают и уничтожают советские гброда и сёла и насильно уго
няют с собой мирное население. Бандиты сравняли с землей деревню Свободная Жизнь, Орловской об
ласти. Когда оккупанты заняли эту деревню, в ней обосновался немец
кий комендант Шмидт. Он ограбил почти всех колхозников, отобрал у них инвентарь и много скота. Шмидт отнял у крестьян 600 гектаров зем
ли и создал помещичье хозяйство. За неявку на работу, за малейшую «провинность» Шмидт публично по
рол крестьян. Непокорных жителей палач Шмидт и его жандармы убивали. Фашистские людоеды расстре
ляли жителей деревни Василия Мо
розова, Михаила Завязлова, Василия Ходенкова и многих других. Перед отступлением гитлеровцы под кон
воем угнали население в тыл, а деревню зажгли. В огне сгорели все 54 дома с надворными постройками.

УКАЗ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

О награждении Центральной военной базы № 22

Главного Артиллерийского Управления Красной Армии

За образцовое выполнение заданий Правительства по снабжению формирований и фронтов Действующей Армии предметами боевой техники наградить
ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
Центральную военную базу № 22 Главного Артиллерийского Управления Красной Армии.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 17 августа 1943 года.
За хорошие показатели в социалистическом соревновании кОмсомольскомолодёжных бригад г. Москвы присуждены грамота: МГК ВЛКСМ и пере
ходящее Краснов Знамя РК ВЛКСМ комсомольско-молодёжной фронтовой бригаде фрезеровщиц цеха, где, начальником Д. Золотарев, Н-ского завода столицы. На снимке (слева направо): бригадир В. Косарева, фрезеровщицы М. Аленичева, Р. Ингильдеева, Л» Ерохина и Т. Артёмова, выполняющие производственные задания на 350 процентов.
Фото Л. СМИРНОВА.

УКАЗ

О награждении Центральной военной базы № 53

За образцовое выполнение заданий Правительства по снабжению формирований и фронтов Действующей Армии предметами боевой техники ввградить
ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ
Центральную военную базу № 53 Главного Артиллерийского Управления Красной Армии.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН.
Мрсква, Кремль. 17 августа 1943 года.

Бой продолжается

Вчера на собрании бригадиров

Тысячи женщин восстанавливают разрушенное немцами хозяйство

РОСТОВ-на-ДОНУ, 18. (ТАСС). После освобождения области от не мелких оккупантов тысячи женщин
—работниц, служащих, домохозяек и колхозниц горячо взялись’ за вос
становление разрушенного немцами хозяйства. На одной из шахт жен
щины своими силами восстановили копер, на других — расчистили за
валы, откачали воду. Сейчас более тысячи бывших домохозяек овладе
ли специальностями навалоотбой
щиков, зарубщиков, отбойщиков породы.
Свыше 2.000 женщин за последнее время пришло на производство в одно® только районе Ростова.
Многие из них стали стахановками. Работница одного из местных пред
приятий Луганская, овладев новой профессией, ежедневно вырабатывает по 3 нормы, а на-днях, выпол
няя срочный заказ, она дала 500 процентов.

Воскресник

по подготовке школ

ОХА на САХАЛИНЕ, 18. (ТАСС). 15 августа в Охе был проведен день помощи школам. Тысячи трудящихся города вышли на общегородской воскресник. Они ремонти
ровали школьные здания, белили классы, заготавливали топливо.
Все заработанные на воскреснике средства пойдут на оказание мате
риальной помощи школьникам — детям фронтовиков.

Завод

готовится

к зиме

Массовый

сев озимых

В северных районах страны идёт массовый сев озимых. Колхозы Архангельской области уже засеяли
около 40 процентов отведённой под озимь площади. Десятки тысяч гек
таров засеяли колхозы Вологодской области. В Карело-Финской ССР обсеменено около 30 процентов площади, отведённой под озимые. Кол
хозы Омской области уже засеяли одну десятую часть посевной площади. (ТАСС).
КАЛИНИН, 18. (ТАСС). Рабочие Н-ского завода энергично готовят предприятие К зиме своими силами.
Отремонтирована крыша одного из цехов, исправлена водопроводная сеть. После смены рабочие подноси
ли кирпич, вставляли стёкла, белили стены. Пример этого цеха на
шёл подражание по всему заводу. Люди проявили много настойчивости и выдумки. В другом цехе по
надобилось сделать новые двери,
рамы и тамбуры, а строительного материала не было. Группа рабочих в свободное время отправилась на лесосеки и заготовила древесину, начальник технического отдела Ка
пустин и конструктор Лепянский сконструировали пилу, и цех был обеспечен лесоматериалами.
На заводе проведено неоколько воскресников. Проложена трамвайная линия для подвозки грузов, закончен ремонт общежитий.

В Комитете содействия рабочему

огородничеству при ВЦСПС

Комитет содействия индивидуальному и коллективному огородничест
ву рабочих и служащих при ВЦСПС обсудил доклады председателя ЦК профсоюза рабочих Центральных железных дорог т. Тарасова и зав. отделом рабочего снабжения ЦК профсоюза рабочих резино-каучуковой
промышленности т. Смирновой о подготовке к уборке и хранению картофеля н овощей с индивидуальных и коллективных огородов.
Выступившие в прениях члены комитета отметили, что ЦК профсоювов не закончили учёта рабочих и служащих, не имеющих места для хранения овощей, и не организова
ли ремонта старых и производства вовых бочек. До сих пор многие
ОРС’ы не начали продавать соль рабочим и служащим, имеющим посевы капусты, огурцов и помидоров.
Комитет дал указание отделу ВЦСПС но рабочему снабжению проверить, как промышленные наркома
ты организуют в цехах ширпотреба и подсобных предприятиях ОРС’ов производство и ремонт бочек н оказывают помощь рабочим и служащим, имеющим огороды, в постройке простейших овощехранилищ (по
гребов, подполье®, подвалов и т. д.).
Особое внимание комитет обратил иа необходимость закладки на хра
нение семенного картофеля и семян овощных и бобовых культур.
(ТАСС).
Вчерашний день для участников фронтовых бригад предприятий столицы был радостным и волнующим. Вечером состоялось собрание брига
диров, на котором были оглашены итоги социалистического соревнования между комсомольско-молодеж
ными фронтовыми бригадами за июль. Лучшим бригадам были вручены переходящие Красные Знамена и грамоты Московского городского комитета ВЛКСМ.
В ответ на обращение коллектива завода «Динамо» молодёжь заводов, фабрик и железнодорожного узла Москвы активно включилась в социалистическое соревнование на досрочное окончание годовой програм
мы. В соревновании участвуют более 2.000 фронтовых бригад. Многие бригады показали замечательные образцы стахановского труда.
За лучшие показатели и успешное выполнение условий социалистического соревнования переходящее Красное Знамя МГК ВЛКСМ по металлообрабатывающей промышлен
ности было вручено фронтовой ^бригаде. тов. Шашкова (завод внутришлифо,вальных станков). В прошлом месяце эта бригада, перевыполнив план, собрала 27 станков и среди них — один весьма сложный,
. требующий высокого мастерства. В этой фронтовой бригаде ни на один день не замирает рационализаторская мысль.
Переходящее Красное Знамя по лёгкой и текстильной промышленно
сти вручается фронтовой бригаде мотористок фабрики «Красная швея». Бригадир тов. Коранина, принимая знамя, сказала:

ПРОИЗВОДСТВО

СТРОЙМАТЕРИАЛОВ

ИЗ МЕСТНЫХ РЕСУРСОВ

МАГНИТОГОРСК, 13. (ТАСС). Широко используя местные ресурсы — отходы металлургической, коксохимической и лесной промышленности,—коллектив треста «Машитогорсгрой» производит различные виды строительных материалов. Две трети идущего в производство цемента изготовляются из местного сырья.
Вместо рулонных материалов на многих стройках применяется кровельная мастика. Практикуется устройство бетонных полов с деревянной облицовкой. Освоено производство шлаковаты, которая употреб
ляется для термоизоляции, найден простейший способ изготовления искусственной пакли.
— В моей бригаде работают 26 девушек-двухсотниц. За последнее время у нас появились и трехсотницы, а одна из них — тов. Анисимова —- не сегодня-завтра будет чет ы>рёхоотн идей.
Тов. Коранина заверила собравшихся, что её фронтовая бригада будет работать ещё лучше, чтобы
впредь удержать знамя Московского городского комитета ВЛКСМ.
Переходящее Красное Знамя, присуждаемое фронтовым бригадам железнодорожного узла столицы, оста
влено за фронтовой комсомольской сменой ст. Москва-1, Московско-Ки
евской ж. д. (начальник смены тов.
Карасёв). Несколько месяцев подряд эта смена побеждает в соревновании фронтовых смен узла. В работе ей помогают образцовая слаженность и ритмичность. Хорошо работает смена тов. Карасева и в августе.
План первой декады августа по погрузке составов смена выполнила на 110 процентов. Погрузка вагонов сокращена в среднем более чем на два часа. Поезда смена отправляет точно по графику.
Первое место в соревновании комсомольско-молодёжных бригад заво
евали по металлообрабатывающей промышленности—фронтовая брига
да слесарей тов. Самохина и фронтсЕая бригада станочников тов. Соколова, по Московскому железнодо
рожному узлу — фронтовая бригада проводниц тов. Крыловой, по лёг
кой и текстильной промышленности — фронтовые бригады тт. Туркиной и Зубковой.

12 боевых машин вместо 5

На испытательную станцию подали готовую машину. «Смонтиро
вана бригадой Г. Макарычева», — стояло в сопроводительном документе.
Здесь при испытании каждой машины ежедневно сдаёт трудный экзамен весь заводской коллектив, а в первую очередь — монтажники. В сборочном цехе каждый слесарь монтирует всю машину — от нача
ла до конца. Как правило, маши
ны, собранные бригадой Геннадия Макарычева, успешно проходят са
мый придирчивый контроль завода и военпреда.
В бригаде слесаря Макарычева — 5 человек. Всё это — молодёжь.
Благодаря помощи специалистов и опытных слесарей новые произ
водственники овладели стахановски ми навыками, научились свободно пользоваться сложными инструментами, необходимыми при сборке.
Все слесари молодёжнрй передовой бригады соревнуются между со
бой. Чаще остальных впереди идёт Макарычев. Он успевает собрать три машины за тот срок, который по норме отведен на монтаж одной. Больше чем вдвое перекрывают нормы слесари Климов и Копылов.
Вчера молодёжная бригада Макарычева собрала 12 машин вместо пяти.
За первую половину августа молодые слесари смонтировали машин для фронта, в два с половиной раза больше, чем предусматривало за даиие.

Мощность увеличилась

на 40 процентов

На существующем оборудовании фабрике им. Тельмана было пред
ложено освоить новую продукцию—- технические ленты. Чтобы успешно выполнить задание, коллектив пред
приятия решил реконструировать часть агрегатов.
В цехе, где начальником тов. Барнобишвили, старые ткацкие станки приспособили для выпуска новых технических лент. В ре
зультате коллектив цеха, успешно освоил новую продукцию и теперь систематически выпускает её сверх задания.
Такой же реконструкции было
подвергнуто и оборудование цеха, которым руководит тов. Кастрьшш
Сейчас мощность предприятия возросла на 40 процентов. На фабрике нет ни. одного рабочего, не
выполняющего норм. За успешную работу в июле предприятию присуждено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.
В августе фабрика имели Тельмана работает ритмично, по графику, ежедневно выпуская сверхплано
вую продукцию* в особый фонд Главного Командования.
На освобожденной земле. Колхозники осльхоаартоли им. Кирова (с. Павлово, Орловской области) выходят на уборку урожая. Справа иа дороге подбитая немецкая пушка. Фото Е. КОПЫТА (ТАСС).

Сверх 15-дневного задания

В фонд Главного Командования

Этот завод уже несколько месяцев держит переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Оборо
ны. Коллектив успешно справляется со всё возрастающим планом выпуска боевых машин.
С первых дней августа завод идёт в графике, а ряд важнейших
цехов дает продукцию сверх плана в особый фонд Главного Командования. Лучше остальных работают ли
тейный цех, которым руководит тов. Крупин, цехи, где начальниками тт. Александров и Вознесенский, зна
чительно перевыполнившие задание 15 дней августа.

На передовом заводе

Несколько дней назад коллектив завода, где главным инженером тов. Степанов, торжественно отмечал завоеванную им победу во Всесоюз
но^ социалистическом соревновании. Заводу впервые было присуждено переходящее Красное Знамя ВЦСПС и главного управления наркомата.
Успешно завод работает и в авгу сте. План выпуска основной про
дукции — специальных машин для фронта — в сравнении с июлем увеличен на 10 процентов. За 15 дней августа завод выполнил месячное задание по производству этих машин на 65 процентов.
Десятки машин неслись ровным строем на штурмовку. Над штурмо
виками, как стальные рыбы, со звонким напевом моторов мчались эскортирующие истребители.
Недосказанная генералом мысль владела всеми, кто поднимал глаза к небу, кто в эти минуты и во все дни нашего наступления сторонился На дорогах, пропуская сотни танков, кто сидел за штурвалами воз
душных и земных могучих машин. Все вспоминали июль 41 года. Вспоминали полные мудрого спо
койствия и силы слова вождя о
грядущей победе. Вспоминали, как сильна была тогда вера в то, что
настанут, неминуемо придут дни победы.
Сейчас отступает здесь не случайная немецкая часть, над кото
рой мы добились временного или случайного превосходства в силе. Нет, отступает немецкая армия, закованная в броню. Отступает немец
кая армия, представленная здесь лучшими своими танковыми дивизиями, получившими приказ Гитлера — не отступать. Они отступают, отплевываясь кровью и выби
тыми стальными зубами, оставляя эти леса, деревни, поля и города.
Немцы собрали на этом узком участке фронта крупные силы пехоты и танков. К этим основным си
лам они спешно подбрасывали в ходе боёв подкрепления в виде разных карательных батальонов, авторемонтных рот, отборных батальо
нов и прочего сброда, состоящего из мобилизованных в тотальном поряд
ке лавочников, парикмахеров и берлинских трамвайных кондукто
ров. Но самые ожесточённые атаки, в которые немцы бросали до 200 танков, не дали им положительных результатов. Оставляя на поле боя сотни обугленных танков, разбитых орудий и машин, немцы отступили. Вот эти столбы дыма, стоящие ве
хами на пути немецкого отхода — это танки только что брошенной в бой, столько раз уже битой и сох
ранявшей только свой номер «Ве, ликой Германии».
Нашу инициативу в воздухе, определившуюся уже с первого дня наступления, немцы несколько раз пробовали перехватить в свои ру
ки, но потерпели неудачу. Наши зенитчики и истребители ежедневно вгоняют в землю десятки самолётов врага. Батарея старшего лей
тенанта Ахметчина сбила за эти дни 29 самолётов. Зенитчики сбили 35 немецких машин. На участок, охраняемый батареей капитана Ба
скакова, налетело 84 самолёта, они сбросили около 800 бомб. Батарея вела непрерывнвШ огонв. В этой схватке немцы потеряли 17 самолётов.
Сгоревшие, врезавшиеся в землю немецкие самолёты и татски лежат в полях, превращённых в своеобразную выставку трофеев. На этой «выставке» можно прочесть увлекатель
ную повесть о разыгравшихся здесь
боях. Много подбитых немецких танков стоят, обратясь в сторону противника. Они были настигнуты снарядами наших пушек, когда, от
чаявшись прорваться через атаку огня, трусливо поворачивали вспять.
В этих боях, когда движется на немца огромная лавина техники и людей, с каждым днём оттачивается мастерство управляющих сраже
нием советских офицеров. Умении воевать малой кровью подтверждается многими примерами блестящего маневра, применяемого в сложной обстановке.
Рота гвардии лейтенанта Толкачева, наступая на высоту, попала под сильный огонь артиллерии и мино
мётов. Молодой офицер вывел своих бойцов из-под огня стремительным броском вперёд. В немецкой тран
шее бойцы буквально за несколько минут истребили 150 гитлеровцев. Маневрируя огнём, умелыми фланговыми ударами, рота овладела высотой и отбила три сильных контратаки противника. За всю эту опе
рацию у Толкачева были ранены 7 человек и ни одного убитого. 5 ра
неных отказались отправиться в тыл, остались в строю.
Сражение продолжается. Немцы бросают в бой всё новые и новые отборные дивизии.
В одном освобождённом селе жители, стоя на околице, провожали глазами идущие в направлении уда
ляющейся канонады наши танки. Это было ранним утром. Автоматчики, сидевшие на броне танков, посылали взмахом руки весёлый при
вет девушкам, машущим, косынками, старикам, поднимающим на руки детишек. Солнце клонилось к горизонту, а земля продолжала дро
жать от тяжёлой поступи стальных крепостей, проходивших по деревенской улице.
Р. Кармен. БРЯНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. (ТАСС).

ВЧЕРА за эту высоту шёл бой.
По скользким после ливня склонам ползли наши танки, подни
мая чёрные фонтаны грязи. Они стремительно выскакивали из леса, грохоча гусеницами, стреляя из пу
шек и, переваливаясь через бугры, шли на штурм высоты, которую не
мецкое командование явно решило удержать любыми средствами.
Я видел, как на опушку леса, откуда шли наши танки, пикировали 40 самолётов «Ю-87». Кто воевал, тот запомнил эту дьявольскую ма
шину с хищно изогнутыми книзу широкими крыльями. Она свали
вается в пике, включив сирены, и камнем идёт на тебя, сбрасывая бомбы, тоже снабжённые воющими трубками. Опушка леса кипела тяжёлыми взрывами. Громадные сосны, вырванные о корнем, поднима
лись на воздух и с хрустом ложи
лись под гусеницами несущихся вперёд танков.
Наступил вечер. Бой продолжался. В темноте куполообразная вершина и склоны высоты озарились гроздьями ракет, ослепительными вспышками орудийных выстрелов и раз
рывов. Пылали кострами немецкие танки, бросавшиеся в яростные контратаки. В ярком магниевом за
реве, от которого шёл белый дым, корчились сбитые нашими зенитчиками пикировщики врага. И тыся
чами сверкающих самоцветов сплетались нити трассирующих очередей.
К рассвету высота была взята. Утром снова пошёл дождь и погасил пожары. Навстречу солнцу потянулись тёплые испарения истер
занной металлом земли, к которой клонились колосья спелой ржи, прижатые ударами взрывной волны.
Враг, цеплявшийся упорно и настойчиво за этот кусок земли, отброшен, разбит. Его преследуют. Ве
реницами идут на бреющем полете штурмовики. Через нашу голову переваливают с шипением тяжёлые спаряды дальнобойной артиллерии. А по дорогам, рыча и буксуя, идут машины вторых эшелонов, двигают
ся танки, колонны войск, тяжелые орудия на транспортёрах. Так наступает Красная Армия летом сорок третьего года: отбросив врага, раздавив его огнём, превосходной техникой и стремительностью мудрого маневра, гонит дальше, заполняя занятые земли массами свежей могучей техники.
Здесь, на отбитой у врагй высоте, еще сохранившей горькие запах* горелого металла, я встретил генера
ла, с которым расстался ровно два года тому назад.
Июль 41 года. Мы отступали. Миномётные батареи немцев били пс узкой ленте дороги, на которой растянулись отходящие войска. Автоматчики окружали кустарник, где помещался наш КП. Штабные командиры отбили атаку гранатами и огнём станкового пулемёта. Гене
рал восстановил оборону на подступах к переправе, трижды разбитой немецкими самолётами.
Мы расстались с генералом у разбитой переправы летом 41 года. И встретились на занятой нами высоте в горячие дни 43 года, в дни нашего наступления.
Отсюда с высоты, по открытой равнине, тянется вдаль след смертельно раненого зверя. Поднимаются к небу тонкие вертикальные столбы чёрного дыма — горят немецки? танки. В землянке, где несколько часов назад помещался полевой немецкий штаб, уже стоят наши телефоны. Отсюда можно разговаривав с батальоном, дерущимся на переднем крае. В. соседней землянке урчит движок полевой радиостанции В полукилометре от высоты приземляются и взлетают связные «У-2»
На столах разложены карты, на них синими и красными дугами и стрелами отражена вся динамика боя, отзвуки которого доносятся сю
да через окошки, дребезжащие от тяжелых залпов.
Генерал вышел из землянки и приложился воспаленными от бессонных ночей глазами к биноклю, чтобы посмотреть, как наши самолёты обрушили свой груз на передний край немецкой обороны.
— Почему до сих пор не убрали? — поморщившись, сказал он ад’ютанту и кивнул в сторону нем
ца, лежащего шагах в десяти 01 землянки. Немец запрокинул голову в воронку, наполненную водой, оскалил гнилые зубы, широко раск
рыл мутные глаза, устремленные в небо. Его сведённые судорогой рукг сжимали комья чёрной влажной земли. Два года держался он за
эту землю. И как держался! Тысячи их полегло за эти дни в лесах, канавах, в полях спелой ржи, на околицах освобождённых деревень.
— А помните... — сказал генерал. Его слова утонули в нависшем над землей рёве моторов. Группа за
группой шли над нами самолёты.

Лучшие фронтовые

бригады Москвы

тожено более 2.000 немецких солдат и офицеров, подбито и уничто
жено 12 танков и 70 орудий раз
ных калибров. Захвачены трофеи и пленные. Враг несёт тяжелые по
тери. Взятый в плен ад’ютант 2-го батальона . 589 пехотного полка сообщил, что от 321 немецкой пехот
ной дивизии осталось не более двух батальонов. Советские бойцы окру
жили в опорном пункте Малаховка 1 и 5 роты 59 немецкого мотополка
и после ожесточённой схватки уничтожили обе роты.

Оперативная сводка за 17 августа