1. Энский завод

оглушительных шумов. Станки шиалерами стоят по потоку. Можно проследить, как детали, идя от станка к станку, словно притоки рек, слипаются одна с другой и образуют агрегат или подсобный механизм машины.
Энский завод, как город. Попавшему сюда впервые трудно понять, «что к чему» И вначале он кажет
ся разбросанным. самостоятельно живущим в каждом своем звене. Познакомившись, видишь единую п роизводственну ю ор ганизаци ю, строго подчиненную одной задаче во всех частях. Плохо, если одна из них захромает, отстанет ,или остановится. Завод, как живое существо: уколотый палец или пора
ненная нога сказываются на всём его организме.
Энский завод — лицо современного Урала. Делают ли на нём тан
ки, самолеты или другие виды вооружения. новый энский завод всегда несёт в себе все черты современного промышленного предприятия — высокую механизацию, чистоту, свет, высокую технологиче
скую культуру. Здесь обилие машин, станков и небольшое количество ра
бочих, хотя они достаточны, а иногда и сверхдостаточны но штатным расписаниям.
Современный уральский завод — храм -техники и сокровищница передовой изобретательской мысли, воплощённой в станки, машины и ме
ханизмы. Сложны они. Разумны во взаимодействии их частей. Высок по культурному уровню и тот, кто управляет ими, — уральский
рабочий. Есть агрегаты, на которых разрешено работать людям по званию не ниже инженера.
Энский завод — яркое выражение наших технических достиже
ний, последний этап, последние ворота того, что добывается, производится на Урале и поступает в виде могучей продукции в распоряжение народа, поступает для оснащения нашей доблестной Красной Армии.

„Нашествие В ЦЕНТРАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

КРАСНОЙ АРМИИ
В Центральном театре Красной Армии перенесены на сцену репе
тиции ньесы Л. Леонова «Нашествие». Роли исполняют: заслужен
ный деятель искусств Г. Васильев
(лектор Таланов), А. Богданова (Таланова), заслуженный артист РОФОР А. Хованский (Фёдор), Е. Куприянова (Ольга), заслуженная артистка РСФСР В._ Окунева (Демидьевна), В. Муравьёв (Колесников), С. Потёмкина (Аниска), П. Констан
тинов (Фаюнип), заслуженный артист РСФСР Н. Коновалов (Кокорышкин), Н. Неронов (Шпурре), Л. Бахромов (Виббель), Г. Сорокин (Масальский), В. Ратомский (старик), К. Коренева (мальчик).
Постановка Д. Тункеля, оформление художника И. Федотова, художественный руководитель — лау
реат Сталинской премии народный артист РСФСР А. Попов.
СТАТИСТИКА говорит, что в этих
местах запасы платины весьма значительны. Поэтому невольно с уважением под’езжаешь к этим уральским местам. Изрыты они. Будто в самом деле здесь проходил сказочный полоз из «Малахитовой шкатулки» и вывернул нутро земли
и каменистыми грядами оставил её на поверхности.
Здесь прошли драги. Они взяли из земли тяжёлую платину и ушли дальше.
Драга. Конечно, все слыхали о лей, но большинство, даже некото
рые коренные уральцы, имеют смутное представление об этом механическом земноводном. Драга со
четает в себе землечерпательное судно и рудопромывочную фабрику. Драга работает только на воде. И там, где плати но- или золотоносные площади оказываются сухими, их
зал мают водой и пускают драгу на временно образовавшееся озеро
Медлительна и безостановочна драга в своей работе и своём продвижении. Десятки больших ков
шей, двигаясь, скрежеща вместе с бесконечной металлической лентой, вонзаются в тело земли, захвауы
чить, показав добычу драги только за день.
Район платинонооной земли ничем не отличается от соседних. Сосна, березняк, пригорки с пере
межающимися болотами, грибы и ягоды. Обычно. Все очень обычно, необычно только то, что это единственный в мире уголок, куда щед
рая уральская природа спрятала почти весь мировой запас благороднейшего из металлов.
. И странно, очень страпно, что этот уголок, как и платину, нашли и открыли недавно. Неоколько деся
тилетий тому назад. Настороженно добывали её в первые годы. Деше
во, чуть ли не в разряде серебра, ценили еб, а потом вдруг поняли её изумительные свойства в применении в технике, в химии, в медицине, и платина поднялась по шка
ле мировых расценок до вершины стоимости, выше золота, выше всех редких металлов.
Только благодаря одной платане могла бы греметь слава Урала, а платина—лишь маленькая доля его богатств. С чем же сравнить этот край, этот тысячекилометровый шов двух материков?

Евг. Пермяк.

Выступления

ленинградских

музыкантов

Профессор Ленинградской консерватории пианист Павел Серебряков выступил на-днях в Большом зале консерватории о концертной программой, посвящённой русской фортепианной музыке.
В беседе о нашим сотрудником профессор Серебряков рассказал о новых произведениях, над которыми он сейчас работает.
— В одном из предстоящих сольных концертов я исполню три фор
тепианные сонаты, недавно закон
ченные авторами: вторую сонату Шостаковича, седьмую сонату Прокофьева и восьмую сонату Ан. Александрова.
Большой интерео представляет творчество молодого узбекского композитора Г. Мушеля, второй фортепианный концерт которого я наме
чаю включить в одну из программ. Его музыка привлекательна своей мелодичностью, песенноотыо и романтическим характером.
В ближайшие дни в Ленинграде достоится мой сольный вечер с программой из произведений Мусоргского, Балакирева, Рахманинова, Скрябина и Прокофьева.

Налеты Нашей авиации на железнодорожные узлы Брянск, Рославль, Славянск, станцию Барвенково,

а также на аэродромы противника

В ночь на 17 августа наша авиация подвергла бомбардировке воин
ские эшелоны и военные склады противника на железнодорожных
узлах Брянск-1, Брянск-2, Рославль, Славянок, станции Барвенково. В результате бомбардировки возникло много пожаров, сопровождавшихся
сильными взрывами. Горели и взрывались железнодорожные эшелоны, склады с боеприпасами и горючим.
В ту же ночь наша авиация бомбардировала аэродромы противника.
на которых было замечено скопление немецких самолётов. Разрывы
бомб наблюдались на лётных полях, в местах стоянки самолётов и среди аэродромных сооружений. Унич
тожено н повреждено не менее 60 самолетов противника.
Наши самолёты подвергли также бомбардировке скопления войск и техники противника южнее и югозападнее Харькова.
Два наших самолёта не верну
лись с боевого задания. На Московском море.
Фотоэтюд Е ЛАНГМАНА.
Высылка норвежских офицеров в концлагеря в Германии. Расстрел начальника норвежской полиции города Осло. Массовое
бегство моряков из Норвегии.

В ДОМЕ НАРОДНОГО

ТВОРЧЕСТВА

КУРСЫ ПО ПОДГОТОВКЕ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Московский дом народного творчества открывает - с 1 сентября курсы по подготовке руководителей худо
жественной самодеятельности. На курсы будут направляться наиболее подготовленные и одарённые участ
ники самодеятельных коллективов с предприятий и из учреждений столицы. Срок обучения—3 месяца. За
нятия будут проводиться по вечерам, без отрыва от производства.
На курсах — три отделения: режиссёрское, хоровое и хореографическое. Все три отделения рассчитаны н_а 100 человек. Программа режиссёрского отделения — постановка и оформление спектаклей, техни
ка актёрской игры, художественное нтеиие, грим и т. д. На хореогра
фическом отделении изучаются ритмика, классические и характерные танцы, композиция народных танцев. На хоровом—нотная грамота, сольфеджио и хоровое_ пение. Для преподавания привлечены лучшие мастера театров столицы.

Лекции

о Чайковском

НА ЗВАНИЕ

АБСОЛЮТНОГО ЧЕМПИОНА

МАТЧИ БОКСЕРОВ
На ринге, установленном в Колонном зале Дома союзов, начался вчера розыгрыш абсолютного первенства СССР по боксу.
Звание абсолютного чемпиона оспаривают шестеро: заслуженные мастера спорта Николай Королёв («Спартак») н Евгений Огуренков. («Строитель*), ма
стера спорта — красноармеец Иван Ганыкин (ЦДКА), лейтенант железно
дорожных войск Виктор Степанов и тбилисские динамовцы Аидро Навасардов и Леван Гудушаури.
В девятом часу вечера главный судья А. Френкин об явил соревнования открытыми.
В первой паре боксировали заведуюший кафедрой бокса Центрального ор
дена Ленина института физической культуры им. Сталина Огуренков и лейтенант Степанов. Шесть раундов прошли в напряжённых схватках.
Боксёры взяли хороший темп и энергично провели встречу. Несколько раз Степанову, имевшему преимущество в весе на К) килограммов, удавалось останавливать Огуренкова встречными ударами. Однако и ему приш
лось испытать остроту положения изза быстрой маневренности своего противника, смело шедшего в атаки. Упорная борьба выявила вое же преимущество Огуренкова, который оказался победителем.
Гачыкпп сумел в первых трёх раундах причинить немало беспокойства своему более тяжёлому противнику — Навасардову. Однако тбилисский бок
сер не утратил св>его стиля и стойко выдержал атаки Ганы кина.
Матч был внезапно прерван. Судья прекратил встречу из-за повреждения брови у Навасардова. Москвич неосто
рожным движением головы рассёк бровь тбилисскому боксеру и сад* поплатился за »то. Его дисквалифицировали и победу присудили Навасардову.
Третья встреча была кратка и убедительна. В начале второй минуты уже стал известен побех^ггель. Это был тепло встреченный зрителями за
служенный мастер спорта Николай Королёв, нокаутировавший своего про
тивника Гудушаури иа первом же раунде.
Следующий день соревнований — злвт ра.
Г. К.
Первенство профсоюзов по легкой атлетике

разыграно

Поволжская спартакиада

ГОРЬКИЙ, 17. (ТАСС). С большим успехом проходит Поволжская спартакиада. Особенно интересными были со
ревнования но плавонию. В заплыве на 100 метров вольным стилем у женщин победительницей вышла со временем 1 минута 25,2 оекунды Павлен
ко (Горький). Второе место заняла Степанова (Куйбышев). У мужчин н зяплыве на 100 метров, на 200 метров гил м брасс и на 50 метров в одежде с винтовкой первое место занял Ли Сель (Киров).
Старший лейтенант, командир группы разведчиков, бывший ре
кордсмен страны в беге на 1.500 метров Станислав Пржевальский получил тяжёлое ранение в ногу. Но мысль о спорте не покидала рекордсмена, и, выписавшись из гос
питаля, он стал снова тренироваться.
Во второй день розыгрыша первенства профсоюзов по лвгкой ат
летике Пржевальский вышел- на старт. Конкурентом Пржевальскому являлся сильнейший бегун страны Алексей Максимов. Бег на 1.500 метров прошёл с давно невиданным интересом. @
Повёл Максимов. Желая сразу же оторваться от Пржевальского, он предложил сильный темп и 400 метров пробежал за 62 секунды. В хо
рошее время были пройдены и 800 метров — 2 м. 10 с. По Пржевальский не только не отстаёт от Мак
симова: после пройденных 1.000 метров он обходит его и ведёт бег. За 300 метров до финиша Максимов скова впереди. На последние 100 метров они вышли вместе. Ленточ
ку первым порвал Максимов («Крылья советов»), его время — 4 м. 8 с. Только на две десятых се
кунды позже пересек линию финиша Пржевальский («Меднк»)^
Большой успех во второй день соревнований выпал на долы Галины Туровой («Крылья советов»). Она выиграла два первых места: в прыжках в длину с разбега — 5 м. 29 ом. и в метании диска. Бег на
200 метров выиграла В. Радзиковская («Медяк») — 27,1 с. н на 800 метров Е. Васильева («Крылья советов») — 2 и. 20,4 с.
У мужчин победителями вышли: в беге на СОО метров — А. Дёмин («Крылья советов») — 23,9 с.; в прыжках в длину с разбега —
Г. Коробков («Крылья советов») — 6 м. 45 см.; в метании копья — В. Алексеев («Зенит»)—55 м. 22 см.
Пржевальский, заняв второе место в беге на 1.500 метров, вышел вчера победителем в состязании по бегу на 5.000 метров.
С большим успехом выступила свердловская спортсменка Ильина, оспаривавшая первенство по прео
долению полосы препятствий ГТО. Ее результат — 32 секунды — превышает всесоюзный рекорд на 0,8 секунды.
Заслуженный мастер спорта В. Дьячков занял первое место по прыяжам с шестом — 3 метра 90 сантиметров.
Первенство по пятиборью у мужчин выиграл заслуженный мастер спорта Дёмин, у женщин — Радзиковская.
Продолжавшиеся три дня состязания на первенство по легкой атлетике вчера закончились. Первое место.заняла команда спортивного общества «Крылья советов».
ПЕРЕДВИЖНАЯ ФРОНТОВАЯ
ВЫСТАВКА
Большим успехом в воинских частях пользуется передцижпая фрон
товая выставка музея им. П. И. Чайковского.
На четырёх лёгких щитах помещены фотоснимки, рисунки, газетные статьи, рецензии, цитаты. Первый щит, украшенный портретом П. И. Чайковского, посвящён основ
ным эпизодам . из жизни великого русского композитора.
Прослушав небольшую лекциюбеседу о жизни и творчестве Чайковского, бойцы и командиры знакомятся с фотоснимками первых исполнителей популярнейших про
изведений композитора — «Евгения Онегина», «Пиковой дамы», «Лебе- Д шного озера», «Спящей красавицы».
С возмущением останавливаются бойцы и командиры перед экспона
тами последнего щита, рассказывающими о .вандализме гитлеровских захватчиков, о разрушениях, учи
нённых ими в Доме-музее имени Чайковского в Клину.
Передвижную выставку музея сопровождают научные сотрудники. Научный сотрудник В. Рукавишников выступает с лекциями, сопровождающимися исполнением попу
лярных произведений Чайковского в грамнзаписи.
Сейчас Дом-музей имени Чайковского организует концертную бригаду, состоящую из квалифицированных исполнителей — певцов, балет
ных артистов и струнного квартета, которые будут выезжать в части действующей армии вместе с передвижной выставкой.

ВСТРЕЧИ АРТИСТОВ

С ЛЕСОРУБАМИ
В Москву вернулась бригада артистов театра им. Станиславского и Немирорича-Данчеяко, руководимая режиссером Ю. Лораном. Артисты дали ряд концертов на Дмитровском, Дсденовском и Икшинском лесопунктах, где сейчас работают на заготовках топли* на москвичи.

Концерты

для молодежи

Московская государственная филармония к 25-летию ВЛКСМ орга
низует цикл вечеров-концертов в центральных Концертных залах, домах культуры и клубных стационарах Москвы.
В Концертном зале нм. Чайковского состоится большой литературномузыкальный вечер на тему «Ленинско-сталинский комсомол за двад
цать пять лет». В концерте выступят Государственный онмфоннче
ский оркестр Союза ССР и мастера искусств столицы (певцы, инструменталисты, чтецы).
В Большом зале консерватории состоится концерт, в котором выступят мастера искусств и исполнительская молодёжь.
Организуемый наряду е этим цикл закрытых тематических кон
цертов для молодОяги будет носить характер творческих встреч с пред
ставителями различных жанров советского исполнительского искусства.
В домах пионеров и школах столицы будут проведены детские концерты, посвящённые комсомолу. Тематические утренники для школьников состоятся и в концертных залах Москвы.
СТОКГОЛЬМ, 18. (ТАСС). Шведское радио сообщило, что в Норвегии введено осадное положен ае.
СТОКГОЛЬМ, 18. (ТАСС). Норвежское телеграфное бюро опубликовало приказ командующего германскими оккупационными войсками в Норвегии генерала Фалькенхорста об от
правке всех норвежских офицеров в концентрационные лагери в Германии.
В приказе говорится, что большая часть норвежских офицеров не оп
равдала надежд на их лойяльное отношение к Германии и бежало из
Норвегии, чтобы бороться против керманской армии. Многие офицеры вступили в нелегальные антигерманские организации. «Последствия этого, — гласит приказ, — должны не
сти все норвежские офицеры В этой связи Гитлер дал распоряжение перевести всех норвежских офи
церов в лагери.для военнопленных в Германии». «Исключение делается
только, — как говорится в приказе, — для тех офицеров, которые являются членами квислинговекой пар
тии или «сотрудничают» с немцами в установлении «нового порядка» в Норвегии».
По сообщению шведского телеграфного агентства, в ночь на 15 августа оккупационные власти при
ступили к выполнению приказа Фалькенхорста.
СТОКГОЛЬМ, 18. (ТАСС). Шведское телеграфное агентство сообщает, что утром 16 августа по приговору немецкого суда был расстрелян начальник отделения гражданской полиции в городе Осло Гун пар Эйлифсен. «Проступок» Эйлифсена заключался в том, что И августа он отказался предоставить германским оккупационным властям полицейских для участия в арестах норвеж
ских женщин, уклонившихся от мобилизации на принудительные работы в Германию.
Квислинговский «министр» полиции Ионас Лп немедленно после расстрела Эйлифсена собрал всех нор
вежских полицейских города Осло и, сообщив им о расстреле Эйлиф
сена, предупредил, что такая же судьба ожидает их, если они не проявят «достаточной лойяльностик оккупационным властям. Вслед за тем взял слово начальник германской полиции в Норвегии Редиес. Он заявил, что расстрел Эйлифсена
должен послужить «устрашающим примером» для всех норвежских полицейских а предложил им немедленно подписать письменное обязательство о «лойяльности к герман
ским оккупационным властям». Большинство полицейских отказа
лось от этого предложения. Тогда Ионас Ли заявил, что все, кто от
кажется подписать обязательство, будут немедленно преданы военному суду и расстреляны. Только после этого полицейские вынуждены были подписать требуемое обязательство.
СТОКГОЛЬМ, 18. (ТАСС). Как сообщают из Осло, участились случаи бегства из Норвегии моряков, не желающих работать на немцев. Шведская газета «Арбетарен» пишет, что гитлеровские власти вывесили на захваченных ими норвеж
ских судах, курсирующих вдоль шведского побережья, об’явления, в которых предупреждают, что попытки к побегу будут караться смерт
ной казнью. Несмотря на это, число побегов не уменьшается. Недавно из Бергена скрылся в неизвестном направлении моторный баркас с нор
вежскими рыбаками, вышедшими в море на промысел.

Мрачные размышления гитлеровского

журналиста

ДНЕВНИК

ИСКУССТВ

* КОМИТЕТ по делам искусств при ОНК СССР назначил народную артистку РОФОР А. Я. Ваганову консуль
тантом Большого театра по вопросам балета.
* ОПЕРОЙ «Евгений Онегин» возобновляет 24 августа свои спектакли Государственный «музыкальный театр им. К. О. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
* РЕШЕНИЕМ Комитета по делам искусств при СИ К СОС Р в гор. Саранске создаётся государственная филар
мония Мордовской АССР. В состав её войдут Мордовскпй ансамбль песни и пляски, ансамбль русских народных инструментов, республиканский смыч
ковый квартет и концертные бригады артистов.
* 20 АВГУСТА в Московском доме Народного творчества состоится сове
щание руководителей художественной самодеятельности, Директоров клубов, композиторов и музыковедов, посвящённое вопросам репертуара музыкальных самодеятельных коллективов столицы.
* СЕГОДНЯ в союзе композиторов состоится творческий вечер украинско
го композитора М. Гозенпуда. Будут исполнены струнный квартет и фортепианные произведения композитора.
На Н-ском заводе. Стахановцы-трехсотники комсомольцы Е. Шумкин и В. Катин комллектуют танк запасными частями. Фото В. КОСОВСКОГО (ТАСС).
СТОКГОЛЬМ, 18. (ТАСС). Гитлеровская газета «Брюсселер цейтунг
поместила статью, автор которой предается размышлениям о судьбах Германии. Гитлеровский писака не скрывает своих мрачных настроений. Он констатирует, что «в тече
ние многих месяцев все мы, за немногим исключением, допускали огромную ошибку, которая сказы
вается сейчас. Эта ошибка состоит в том, что мы были бесконечно избалованы первыми успехами и по
бедами. Мы были всецело охвачены
ощущением, что история дала нам огромный выигрыш, не требуя от пас ничего взамен... Поразительная краткость кампании в Норвегии и войны на Балканах способствовала
тому, что при оценке последующих •событий мы пользовались критерием, созданным на основе опыта первых наших кампаний». Автор с горечью констатирует, что впоследст
вии пришлось «платить процентыза эту ошибку.
Что же заставило немцев отказаться от прежнего критерия? Отве
чая на этот вопрос, автор пишет: «Допущенная нами ошибка достави
ла нам много хлопот, и время от времени можно наблюдать, что в разговорах проскальзывают извест
ные оомнения в том, возможно ли вообще найти абсолютный критерий для правильной оценки боевой силы Советского Союза».
СТОКГОЛЬМ, 13. (ТАСС). По сообщению гитлеровской газеты «Дей
че альгйа(ейне цейтунг», многие сот-, ни тысяч городских жителей, спасающихся от бомбардировок, запол
няют сельские районы Германии. Газета не может скрыть, что среди авизированных царит острое недо
вольство, прорывающееся наружу. Газета пишет, что эвакуированные «действуют на нервы местному населению всякими разговорами и слухами, вызывающими дезорганизацию и упадок духа среди немецко
го народа». Гитлеровские власти не в состоянии наладить использование труда эвакуированных, кото
рые, как пишет газета, «слоняются без дела в ожидании окончания войны».
СТОКГОЛЬМ, 18. (ТАСС). Судя по многочисленным сообщениям гит
леровских газет, массовое бегство из германских городов населения, спасающегося от бомбардировок, созда
ёт дополнительные трудности для и без того дезорганизованного германского железнодорожного транспорта.
Немецко-фашистская газета «Фелькишер беобахтер» пишет, что перед железнодорожниками стоит теперь задача справиться во что бы то ни стало с огромным потоком пассажиров, увеличившимся в последнее время в результате того, что тысячи и тысячи людей покидают Бер
лин, чтобы найти приют в районах, менее подверженных угрозе воздуш
Ответственный редактор
В. С. ВАСИЛЕНКО.

Телеграммы из-за границы

Осадное положение в Норвегии

ных нападений. Газета опубликовала заявление председателя берлин
ского управления железных дорог Бека, который заявил: «Когда нача
лась кампания по эвакуации, нам сразу стало ясно, что обычными средствами не удастся справиться с наплывом пассажиров и багажа. Поэтому мы приняли решение отправлять помимо предусмотренных расписанием также дополнительные по
езда». Однако, как заявил Бек, и это не помогло. Пришлось рас
пространить также на все скорые поезда распоряжение об обязательном пред’явленпи пассажирами, желающими дгупить билет, специаль
ных разрешений на проезд по же
лезной дороге. «Тем не менее, —« заявил Бек, — каждый должен по
нять, что неизбежны заторы». Бок отметил, что положение обостряется в связи с недостатком железнодо
рожного персонала, в связи с чем были приняты чрезвычайные меры. Для работы на железных дорогах были мобилизованы все канцелярские служащие, все железнодорож
ные ученики и, наконец, солдаты и члены гитлеровской молодёжной организация.
Судя по заявлению Бека, гитлеровские власти главное внимание обращают на то, чтобы обеспечить эвакуацию семей различных гитле
ровских чиновников, для которых предоставляются экстренные поезда.

Рост недовольства среди эвакуированных

из германских городов

Налеты авиации

союзников на Италию

ЛОНДОН, 18. (ТАСС). Штаб союзных сил в Северной Африке сообщает, что авиация союзников про
должала днём 16 августа и в ночь на 17 августа ожесточённые налёты на военные об’екты противника. Истребители и бомбардировщики союзников в течение дня совершали налёты на коммуникации, а также на транспортные суда противника в Южной Италии. В том же районе было подожжено несколько крупных торговых судов. Были совер
шены налёты также на железнодорожные пути и железнодорожные мосты в Южной Италии. В Тирренском море авиация союзников уничтожила два торговых судна противника. Авиация союзников потеряла в этих операциях 4 самолёта.

ОТОВСЮДУ

* ПО СООБЩЕНИЮ властей, в Болгарии з«а неделю с 5 но 11 августа было зарегистрировано 62 случая за
болевания скаплатиной и 9 случаев «заболевания тифом.
* КАК ПЕРЕДАЕТ вашингтонский корреспондент агентства Рейтер, действующие на Тихом океане американ
ские подводные лодки потопили 7 японских судов и нанесли повреждения еще пяти судам В числе потоп
ленных судов — один крупный транспорт, одно среднее товаро-пассажирское судно, два небольших торго
вых судна, небольшая шхуна и одно среднее грузовое судно.
* МОРСКОЕ министерство США сообщило, что в начале июля в южной части Атлантического океана под
водные лодки противника потопили дна американских торговых парохода и одно норвежское судно среднего тоннажа.
* НЕМЕЦКИЙ суд в городе Мане (Франция) приговорил И Французов в возрасте от 20 до 26 лет к смертной казни по обвинению и покушении ка членов фашистской партии Дорио.

УСПЕХ КОМАНДЫ «КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ

2. Платина

вая, несут пищу в «желудок» драги. Взятое ковшами поступает во вращающийся цилиндр, достигаю
щий в диаметре размеров туннеля метро. Струи воды большой силы помогают комкам нлатнноносной земли размыться до крупинок. «Желудок» драги огромен. «Пищеваре
ние» быстро. Пропустив через себя сотни, тысячи кубометров породы,
«кишечник» Драги выдавливает «жиры» уральской земли — благо
родные металлы и всё остальное, что чудовище выпускает за корму в воду.
Сравнивая драгу с живым существом, мы легко представим место оседания платины, назвав его отростком слепой кишки. Это* специаль
ное затянутое сеткой и запломбированное помещение, куда стекаются и где оседают крупинкц тяжё
лого металла. Платины много. Так много, что какое-нибудь виден
ное вамп уникальное по размерам платиновое изделие кажется шуткой.
Мы убеяиены, что людей, пристрастных к драгоценным металлам, маннакально относящихся к без
делушкам из золота или платины, можно быстро разочаровать, выле
ЭНСКИМ мы называем его вовсе
не потому, что хотим скрыть в интересах военного времени расположение этого завода, некоторые
детали и тому подобное, чего не следует оглашать. Энским мы назы
ваем его потому, что хотим дать картину одного завода, вобравшего в себя всё типичное для большин
ства вновь выстроенных уральских заводов.
Ровная площадь, нередко удалённая от реки и близкая к магистрали железной дороги, расположенная в центре сырьевой и топливной баз, обычно являлась местом для постройки нового завода.
Вот он, этот новый энский завод, дымит десятками труб. высится светлосерыми и краснокиранчными
еобружениями. Вокруг него ещё со- хранились следы стройки. Нсраскорчёванныв поляны, бараки, перешедшие в наследство от строитель
ных к промышленным рабочим, бе
тонные заводы, здания-времянки и щебень-бой, известковые ямы и тара от строительных материалов.
Не похож, принципиально не похож новый уральский завод на ста
рый. Фабричные улицы широки и благоустроены. Асфальт, древонаса
ждение, цветы, скамейки, киоски—
обязательные признаки заводской территории. Большие окна цехов. Внутри — море света.
Цех внутри кажется ещё большим, нежели снаружи. Нередко яв
ляется загадкой. — на чём и как держится многометровая ширина перекрытий. В таком цехе прихо
дит на память купол Софийского храма. Его считают чудом зодчества и, как о строительной тайне, о нём говорят и по сие время. Но ведь не надо брать в руки рулетки, чтобы увидеть, что цехи энского завода могут вместить несколько храмов святой Софии.
В энском заводе на первый взгляд кажется много строений, машин, агрегатов и мало рабочих. Это
наверно происходит от того, что виденные в детстве цехи была запол
нены массой работающих, потому что тогда производственный процесс во многих цехах был связан с при
менением ручного труда. Теперь же человеку помогают машина, станок, автомат.,
Вот он—вал. Даже трудно представить. сколько в нём весу. В ста
рые годы вокруг него возились бы согнп две людей. Теперь — двое. Две девушки Одна — с косичками, вторая — с модной прической: бук
ли на лбу н ниспадающий водопад светлых волос позади. Первая, очевидно, кузнец, вторая — подруч
ный. Первая, нажимая, до разных степеней рычаг молота величиной с дом в три этажа, производит удары соответствующей нажиму рычага силы. Вторая, орудуя цепями под’- емника и поворотными механизма
ми, легко, как будто это не вал, а обрубок сухостойного дерева, поворачивает его на наковальне.
Броня одной из боевых машин; значительна и тяжела. Придать ей нужную форму потребовало бы мно
го труда н времени, ( дно движение челюстей многоэтажного пресса, и броневая сталь, словно жесаь. принимает нужную форму.
Глаз постепенно привыкает к чудесам техники, и в сознании сти
рается понятие о весе, времени и энергии Цехи ярко выраженной тя
жёлой индустрии словно снижают уважение к маленькой вещи. А она живёт вместе с большой Более того, большая не может жить без неё.
Переходя пз цеха циклопических станков и производимых имя ча
стей в цехи малых деталей, вам в течение нескольких минут приходится перестраиваться в мас
штабах до малых деталей. Они, впрочем, не так малы, чтобы уме
ститься в часовом механизме, но они незначительны по сравнению с только-что виденным.
Иной сти ль, иная атмосфера в цехах малых деталей. Больше рабочих, ровнее гуд. нет неожиданных