Вчера в залах Государственной Третьяковской галлереи открылась выставка произведений лауреатов Сталинской премии художников Кукрывиксы. На снпмке: художники Кукрыниксы — М. Куприяпов, II. Крылов и Н. Соколов — в одном из залов выставки.
Фото А. ГАРАНИНА.

Выставка произведений Кукрыниксов

В залах Третьяковской галлереи

В

ЧЕРА в залах Третьяковской гал
дереи открылась выставка провзведений лауреатов Сталинской премии, заслуженных деятелей исвусств Кукрыниксов (М. В. Куприянова, П. Н. Крылова, Н. А. Со
колова). Представлено свыше 300
живописных и графических работ, возданных художниками за послед, няе годы. Большинство произведе
ний выполнено в дни отечественной войны.
В первом, зале — плакаты, «Окна ТАСС», карикатуры, опублико
ванные в «Правде» и в других изданиях, лнстовкя, серия сатири
ческих портретов под названием «Вот они» — карикатуры на гит
леровских главарей и их вассалов и др.
Весь опыт, накопленный за многие годы, все своё мастерство с первого же дня войны отдали художники делу борьбы против гит
леровцев. Уже к вечеру 22 июня 1941 года были готовы эскизы двух плакатов: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» и «Наполеон
потерпел поражение, то же будет и с зазнавшимся Гитлером». Вот грозная тень Наполеона, опрокинутая рогатиной народного ополчения 1812 года, и крохотная фигурка Гитлера под прикладом красноармейской винтовки.
Неподалеку—другой плакат: над рядами красноармейцев, устремив
шихся в бой, — силуэты славных русских полководцев:
Бьёмся мы здорово, Колем отчаянно
Внуки Суворова, Дети Чапаева!
В этом же зале и другие плакаты Кукрыниксов, выпущенные из
дательством «Искусство», и «Окна ТАСС»: «Долг платежом красен»,
«Аттестат зверости», «Громовый удар» и т. д.
Во многих своих плакатах художники обращаются к доблестным ващитникам нашей родины:
Если ты не хочешь отдать
Немцу с чёрным его руя;ьем
Дом, где жил ты, жену и мать, Все, что родиной мы зовём,
Знай — никто её не спасет, Если ты её не спасешь,
Знай — никто его не убьет, Если ты его не убьешь!

„Красноармейская

эстрада“

В ЦЕНТРАЛЬНОМ ДОМЕ КРАСНОЙ АРМИИ
В Центральном доме Красной Ариим им. Фрунзе систематически выступают коллективы красноар
мейской художественной самодеятельности столицы. Просмотры эти обычно устраиваются для приез
жающих о фронта командиров и заканчиваются обсуждением программы.
В репертуаре красноармейских художественных ансамблей и бригад — одноактные пьесы, скэтчи, рай
ки: «Егор Наводчиков», «Котелок красноармейский», «Пли» и другие. С разнообразной программой выступает коллектив художественной самодеятельности одного нз подраз
делений Н-ской части. В его программе — старинные народные песни и иляски, сценки н пантомимы в сопровождении небольшого оркестра и т. д.
Большую помощь этим коллективам оказывает отдел красноармейской художественной самодеятель
ности Центрального дома Красной Армии. Систематически проводятся консультации по вопросам репер
туара и постановок театральных и хоровых ансамблей. Совместно с Управлением по делам искусств при Совнаркоме СССР отдел направляет в действующую армию ин
структорские бригады в составе режиосёров. хормейстеров и балетмейстеров. Ежемесячно выпускаются сборники «Красноармейская зет рада».
Уже вышло 19 сборников на различные темы отечественной вой
ны: сгпхн, рассказы, одноактные
пьесы, скэтчи, юмористические оценки, материалы для койферанса и вваоросёрежие комментарии.
Эти стихи К. Симонове, читаем мы на плакате «Убей его». Каж
дый плакат, каждая карикатура Кукрыниксов — оружие, метко бьющее по врагу.
Широко представлены иллюстрации художников к произведениям
Салтыкова-Щедрина («Пошехонская старина», «История одного города»), Чехова («Хирургия», «Хамелеон», «Человек в футляре»), Горького («Клим Самгин»),
Здесь же — пасхелп на темы из истории революционного движения («Крестьянские бунты», «Политических ведут», «Баррикады на Пресне»).
Внимание зрителей привлекают созданные художниками картины «Таня» и «Дважды Герой Совет
ского Союза А. Молодчнй», уже известные москвичам по выставкам «Великая отечественная война» и «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками».
На выставке много индивидуальных произведений художников, портреты, пейзажи, этюды: «Ту
манный день» Н. Соколова, «На Москва-реке» П. Крылова, «Весна 1943 года» М. Куприянова и многие другие.
Выставку открыл начальник Главизо Комитета по делам ис
кусств при СНК СССР В. Шквариков.
— Выставка эта,-—оказал он, — свидетельствует о новых творческих успехах единственного в нашей стране оообого коллектива художников. Графическое искусство Кук
рыниксов обладает исключительной гибкостью, разнообразием средств выражения, способностью быстро откликаться на волнующие события.
Кукрыниксы зло ненавидят врага. В каждой их линии, в каждом мазке чувствуется эта ненависть. С особой же страстью в их искусст
ве отражается любовь к родине, к своему народу, героической Красной Армии.
— С большим удовлетворением хочется отметить,—говорит в заключение тов. Шквариков,—-что на выставке наряду о работами обыч
ного для этих художников сатири
ческого жанра впервые так широко показаны произведения на исторические темы, превосходные портре
ты, этюды, пейзажи и большие монументальные картины, свидетельствующие о широком творческом диа
пазоне и большом живописном ма
стерстве талантливого коллектива Кукрыниксов.

Новые

радиокомпозиции

ПЕРЕДАЧИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
Ежедневно — четыре раза в день — Всесоюзный радиокомитет прово
дит передачи для детей. Рано утром ребята слушают «Пионерскую зорьку», в которой рассказывается о но
востях на фронте, о работе пионеров на колхозных и совхозных полях и ка производстве^
По понедельникам в 8 часов 30 минут передаётся цикл «Замеча
тельные русские люди» — очерки о русских учёных, полководцах, писателях и Т. II.
Часто транслируются радноньесы, литературные монтажи, концерты на темы: «Русская природа в твор
честве композиторов», «Картинки с выставки» Мусоргского с сюжетным конферансом, концерты, Посвя
щённые творчеству Чайковского, Ребнкова, Грига и др.
Кроме концертов. руководство детского радиовещания за последние месяцы осуществило 10 больших ра
диопостановок. Среди них — пьеса Л. Кассиля «Юнги» — повесть о ге
роях-юнгях, защитниках города Ленина, драматическая поэма В. Дойникова «Песня брата» с музыкой композитора В. Компанейца и другие.
Для детей младшего возраста транслируются раднокомпозиции на темы сказок: «Две капельки», «Домик в табакерке» и др.
Ежедневно в адрес детского ве- Шнния приводят письма от детей, в которых они благодарят за ту пли иную передачу и просят её повторить.
Еженедельно по субботам передаётся литературный календарь, посвящённый творчеству русских
писателей и поэтов. Уже передано 25 выпусков. Следующие выпуски
календаря посвящены творчеству украинского писателя Квитко и 60-летию со дня смерти И. С. Тургенева.
В настоящее время готовится постановка музыкально-литературной радноньесы в стихах С. Городецкого «Дружба». Намечена передача сказки Ершова «Конёк-горбунок» в исполнении заслуженного артиста РСФСР Д. Орлова. Лауреаты Сталин
ской премии народные артисты СССР В. Качалов, М. Тарханов, заслуженный артист РСФСР А. Гри
бов участвуют в новой радиокомпознции «Каштанка». Режиссёр — М. Кнебель.
К участию в дальнейших постановках привлечены крупнейшие мастера театра — заслуженные деяте
ли искусств РСФСР И. Берсенев, Л. Волков, заслуженная артистка РСФСР С. Гиацинтова и др.

Телеграммы из-за границы

Прибытие Рузвельта

в Квебек

КВЕБЕК, 17. (ТАСС). Президент Рузвельт прибыл сегодня в Квебек в сопровождении Гарри Гопкписа.
Его встречали Черчилль, Маккензи Кинг и генерал-губернатор Канады

Закладка новых

военных кораблей

в США

НЫО-ЙОРК, 19. (ТАСС). По сообщению агентства Юнайтед пресс, в Куиисли (штат Массачусетс) зало
жены авианосец «Уоси», большой крейсер «Аляска» и 3 подводных лодки.
Большим успехом пользуются среди офицерского- и рядового соста
ва Северного флота концерты бригады московских мастеров искуссм*. На снимке: мастер ху
дожественного слова В. Яхонтов выступает перед командой Н-ско
го Эсминца.
Фото В. КОВРИГИНА (ТАСС).

Таджикские артисты в Москве

Смотр молодых

музыкантов

Коллектив Ленинградской консерватории. находящейся сейчас в Таш
кенте, направляет в Москву на смотр группу студентов и аспирантов. В группе — 10 человек: вокалисты, пианистц!. скрипачи, виолончелисты, арфистки.
— Нз них следует отметить,— сказал нашему сотруднику дирек
тор Ленинградской консерватории. П. Серебряков,—певицу Т. Лавро
ву, имеющую _ уже сценический опыт (она выступала в партии Джнльды из «Риголетто» в Таш
кентском театре оперы и балета), пианистов М. Тайманова- и Ю. Ионова, арфистку Г. Пилипас. Пиа
нист М. Тайманов с большим успехом исполнил недавно в кон
церте Ленинградской консерватории фортепианную сонату Глазунова. Эти выступления молодых музы
кантов представят несомненный интерес для московских слушателей.

Возмущение в Швеции произволом гитлеровцев

в Норвегии

СТОКГОЛЬМ, 19. (ТАСС). Новый приказ Гитлера о высылке в конц
лагеря в Германию всех норвежских офицеров вызвал огромное возмуще
ние в различных слоях шведского народа. Это нашло свое выражение в выступлениях многих шведских газет.
Газета «Дагенс нюхегер» в передовой статье пишет, что известия и-з Норвегии потрясли и возмутили весь шведский народ. Аресты норвеж
ских офицеров свидетельствуют о том, что немцы ожидают восстания в Норвегии н поэтому на случай катастрофы хотят заручиться заложниками. Шведский народ, пишет га
зета, ждёт освобождения Норвегии столь же нетерпеливо, как и сам норвежский народ, истекающий кровью.
Газета «Свенска дагб.ладет» пишет, что поступающие из Норвегии сообщения о новых насилиях, чинимых немцами, красноречиво свидетельствуют о царящем там терроре.
Не приходится удивляться, пишет газета «Стокгольме тиднинген» в передовой статье, что честные норвеж
цы отказываются быть лойяльными по отношению к оккупационным властям, поскольку эти власти осуществляют мероприятия, направлен
ные против свободы норвежского народа.
ЛОНДОН, 19. (ТАСС). Агентство АФИ, ссылаясь на многочисленные
сведения, полученные из Бельгии, передает, что сопротивление бель
гийского народа гитлеровским пора
ботителям принимает всё больший размах. Саботаж принял за последнее время такие размеры, что окку
пационные власти бессильны с ним бороться. Бельгнйекие патриоты,
объединённые в различные отряды, совершают крупные вооружённые
операции. Гак, недавно около 40 бельгийцев, вооруженных автоматами, напали на немецкий оружейный
склад. Они перерезади телефонные провода, оцнзали охрану, захватили много ружей, револьверов и ящиков о боеприпасами общим весом в пол
торы тонны и, погрузи® всё это на грузовик скрылись.
Всё чаще горят немецкие склады и здания комендатур. Обычно бельгийские пожарные команды приез
жают на пожар слишком поздно. Поваленные телеграфные столбы, ис
порченная телефонная сеть, снятые рельсы на железнодорожном полот
не — всё это стало повседневным явлением.
Акты саботажа ц диверсий участились настолько, что контролируе
СПЕКТАКЛИ И КОНЦЕРТЫ
Из Сталинабада в Москву приехала театральная бригада мастеров искусств, направляющаяся в дей
ствующую армию. В состав бригады входят солисты Таджикской филармонии и артисты республикан
ского русского драматического теат
ра (художественный руководитель — заслуженный артист Тадлшкской ССР Г. Менглет).
В репертуаре таджикских аптнетов — театрализованное представление «Здравствуйте, друзья» в постановке лауреата Сталинской пре
мии заслуженного деятеля искусств С. Юткевича. Музыка компо
зитора А. Лепина, оформление — заслуженного деятеля искусств
Н. Акимова. В программу входят также таджикские и русские народ
ные песни и танцы, одноактные миниатюры и скэтчи. Эта програм
ма .была показана на-днях в Центральном Доме Красной Армии.
Артисты подготовили также трп драматических спектакля: «Без вины виноватые», «Свадебное путешествие» и «Похищение Елены».
Портативное оформление этих спектаклей легко укладывается в
походные чемоданы и в несколько минут устанавливается самими артистами.

КОНЦЕРТНЫЙ

СЕЗОН В БАКУ

БАКУ. 18. (ТАСС). С большим успехом здесь прошло первое исполнение
кантаты «Родина и фронт» лауреата Сталинской премии композитора Узеира Гаджибековя. Кантату исполняли оркестр народных инструментов, хор, танцовальный ансамбль, солисты.
Широкой популярностью пользуются концерты симфонического орч^стра филармонии, исполняющего «18)2 год» Чайковского. 7-ю симфонию Шостаковича и другле* Произведения. Многочисленных слушателей привлекаю! про ходящие в Г** У концерты дириже
ра ..Гаука, пианиста Р.ихтера. На-дннх состоится ряд выступлений грузинского композитора и дирижера Киладзе.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Война на Тихом

океане

ЛОНДОН, 18. (ТАСС). Штаб об’едниенного командования вооруженными силами союзников в юго-западной ча сти Тихого океана сообщает, что круп
ное соединение авиаций союзников со
вершило налёт на японскую авиабазу Вейвек, расположенную на северном побережье острова Новая Гвинея. В коммюнике указывается, что ©то был гамый крупный налёт за время воен
ных действий в юго-западной части Тихого океана. Сброшено свыше 1()тый
осколочных и зажигательных бомб. Подвергшаяся бомбардировке база была застигнута врасплох. Из находив
шихся на земле 220 самолётов 120 уничтожено полностью и 50 серьез
но повреждено. Но данным коммюнике, на авиабазе убито полторы тысячи
японцев из обслуживающего персонала. Союзная авиация потеряла три самолета.
* В «БИБЛИОТЕЧКЕ бойца всевобу. ча издательства «Молодая гвардия*
вышла книга майора И. Бубенкова «Танковый экипаж» — о боевом опы
те танкового экипажа «Т-34». В книге приводится описание танка — его устройство, управление, вооружение и т. п. (Тираж 40.000 экз., стр. 72, цена 65 кои.).
★ ЭТО ЖЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО в серии «Великие люди русского народа» выпустило книгу В. Сафонова «Тимирязев» — о жизни и деятельности великого русского ученого. (Тираж 25.000 Экз., стр. 52, цена 60 коп.).
* «ДНИ СЕРГЕЯ ГЛУШКОВА» — повесть А. Кононова о делах и думах 16-летпего школьника в годы войны, об его участии в партизанском отряде — вышла в Гослитиздате. (Тираж 26.000 экз., стр. 128. Цена 2 ?. 50 к.).
* «УКРАИНА МОЯ!» — сборник стихов. украинского поэта А. Малышко в переводах Б. Турганова, М. Зенкевича, Е. Благининой и др. вышел в издательстве «Советский писатель». (Тираж 10.000 экз., стр. 64, цена 1 р. 50 коп.).
* В ЭТОМ ЖЕ ИЗДАТЕЛЬСТВЕ вышел сборник рассказов Вяч. Шишкина «Гордая фамилия» — 18 рассказов на темы об отечественной войне. (Тираж 10.000 экз., стр. 138/ цена 2 р. 58 коп.).

ОТОВСЮДУ

* АГЕНТСТВО Рейтер передает, что на одном из промышленных предприятий города Восточной Англии произошёл взрыв бомбы. Проводится тщательное расследование.
* КОРРЕСПОНДЕНТ агентства Канадиэн Пресс сообщает из Виндзора (Ка
нада), что там об’явлено, что в одном из пограничных городов на военном заводе, принадлежащем правительству, выпущен 20-тысячный станковый пулемет Браунинга.
* МИНИСТР труда Канады Митчелл заявил, что для прохождения военной подготовки призываются все мужчины,
которым в этом году исполнится 18 лет.
* КАК ПЕРЕДАЕТ агентство Рейтер из Алжира, генерал де Голль заявил, что 430 офицеров французской армии, военно-морского флота и воздушных сил, в том числе 40 генералов, уволены в отставку за достижением предельного возраста.
* ВОЕННОЕ министерство Бразилии командировало в США генерала Демораэнс для изучения тактики, приня
той в армии США. Генерал Демораэнс командует вторым военным округом в штате Сан Науло.
* ПО СВЕДЕНИЯМ чехословацкого прессбюро в Лондоне, в Праге офици
ально об’явлено о расстреле двух чехов за антигерманскую деятельность.
мая гитлеровцами печать окк^ишрованной Бельгии начинает бить тре
вогу. Газета бельгийских фашистов «Пэн реель» обрушилась с нападка
ми на бельгийских чиновников, обшшяя их в том, что они не хотят помогать созданию «нового порядкав Бельгии. Газета Требует расправы с непокорными чиновниками. «Чистка нашей муниципальной и провинциальной администрации, — пишет эта газета, — абсолютно необходима для того, чтобы не допу
стить укрепления духа саботажа в стране».
В Лондон доставлена одна подпольная листовка, распространявша
яся среди студентов Лувенского университета. В листовке помещено обращение к студентам, которые по приказу оккупационных властей должны быть отправлены на прину
дительные работы в Германию. «Скрывайтесь, — говорится в обра
щения, — как можете! Не являйтесь в немецкие бюро по набору рабочей силы. Если всё же вас вышлют в Германию, организуйте сопротивление. Помните, что час нашего освобождения недалёк!».

Жалобы гитлеровской газеты на трудности борьбы с югославскими партизанами

СТОКГОЛЬМ, 19. (ТАСС). Гитлеровская газета «Мюнхенер нейестр нахрихтен» поместила статью, со
держащую признание в том, что гитлеровским оккупационным войскам в Югославии не удаётся справиться с партизанским движением.
Газета пишет, что немецким войскам в Югославии приходится -всё время «отражать нападения чрез
вычайно мобильных партизанских групп». «Позиции партизан, — пишет газета, — почти ежедневно пе
ремещаются, вследствие чего борьба против них является ярко выраженной маневренной войной».
Газета ксрстатирует, что партизаны умело используют условия местности. В Боснии они хорошо ис
пользуют густые леса, которые, как пишет газета, «предоставляют противнику большие преимущества».
Так как партизаны являются местными крестьянами, которым хорошо известна каждая дорога и ка
ждан тропинка, то им, по словам газеты, «легко укрываться в недоступных зарослях и дремучих лесах. Германские же войска должны
предварительно узнавать разведкой, где можно предпринимать наступа
тельные действия. Однако разведка нередко подвергается нападениям, так что спешно приходится подтягивать подкрепления. Пули парти
зан обычно настигают нас с разных сторон, так что невозможно направить собственное оружие на опре
делённую цель. Даже на самой точ
ной карте не найдёшь того выступа скалы, за которым противник может замаскироваться, даже по луч
шей карте не узнаешь, не взорван ли за ночь партизанами тот или другой мост. Сапёрам приходится ликвидировать бесчисленные ямы, вырытые партизанами, сооружён
ные ими из камней высокие валы иа важных дорогах и восстанавливать взорванные мосты. Нередко немецкие сапёры вынуждены преры
вать овою работу, не закончив её, потому что внезапно нз засады на них градом обрушиваются пули».
В заключение газета с сокрушением констатирует, что нужно иметь «крепкие нервы», чтобы бороться о таким противником.

Отомстить за кровь наших женщин и детей!

ПРЕКРАСЕН август в Ленинграде
Бездонное небо теряется в зелени садов. Лучи солнца отражаются в зеркальной Неве. Порой налетают
короткие дожди, и после них весь город сияет, словно вымощенный алмазами.
В этот час многие ленинградцы возвращались домой. Другие шли на работу. Проспект был такой, что почти верилось — это прежний, до
военный. Попрежнему светились улыбками девичьи лица. Девушка в
свеженьком летнем платьице, с чудесным загаром и светлыми ко
сами, с букетом полевых цветов в руке опустила в почтовый ящик письмо. Кому? Об этом нетрудно догадаться. Наверное на конверте значится: «Полевая почта, номер
такой-то». Там, на переднем крае, уже ждут не дождутся письмеца.
День был солнечный, светлый. В кино только-что окончился сеанс. В скверике играли ребята. Из трам
вайного вагона люди выходили со свежими овощам» в кошёлках. Дру
гие отправлялись на прополку или окучивание. Маленькие лопатки торчали из сумок. Это было единственное «оружие» женщин и подростков. И против этих-то людей нем
цы открыли смертельный огонь со своих батарей. Немецкий мерзавец накрыл «цель». И цель эта была трамвайная остановка. Перекрёсток

О

бостренное состояние нервоз
ности в лагере гитлеровских наймитов, вызванное падением Муссо
лини и последовавшими событиями в Италии, ещё более усилилось в свя
зи с провалом летнего наступления немцев на советско-германском фронте. Беспокойство, охватившее гитлеровскую клику в Берлине, проникло и во все уголки её европейской лакейской.
В страхе перед грядущей расплатой венгерские и румынские лакеи Гитлера прибегают ко всевозможным «чрезвычайным» мероприяти
ям, пытаясь подавить настроения тревоги и пессимизма среди на
селения. Недавно сообщение о том, что венгерский премьер-министр Каллан сложил с себя обязанности министра иностранных дел, — далеко не единственное. сви
детельство растерянности, охватившей правящие круги подвассальной Гитлеру Венгрии.
Другой пример — ликвидация местной фашистской партии, рас
пущенной венгерскими властями.
Этот маневр никого пе введёт в заблуждение. Хорги и его клика лихорадочно ищут выхода, чтобы избежать участи своих итальянских собратьев. Рост антигерманских настроений в стране стано
вится настолько очевидным, что обычные полицейские меры не всегда помогают. Характерно, что массовые помпейские облавы, пред
принятые в начале июля по всей стране (лишь во время одной об
лавы в Будапеште были арестованы 372 человека), отнюдь не «сми
рили» венгерского населения. Не прошло и двух недель, как в Бу
дапеште н других городах в связи о транзитными перевозками немец
ких солдат произошли крупные антигерманские демонстрации.
Аналогичные демонстрации происходят и в Румынии, правящая влнка которой уже не в силах

Растерянность гитлеровских

наймитов

скрывать растущего о каждым днём беспокойства. Последние выступле
ния Антонеску— это истерическая смесь угроз с призывами к дове
рию. Истерика эта не случайна — румынским лакеям Гитлера с каж
дым днём приходится убеждаться в безвозвратно утраченном доверии народа. Какой уж тут разговор о доверии, когда, например, в Пло
ешти по прибытии туда Антонеску и других членов румынского правительства тотчас же начались мас
совые враждебные демонстрации. Демонстранты проходили перед зданием, где находились все гит
леровские прихвостни во главе с Антонеску, с возгласами «Долой войну», «Порвите с Гитлером».
О растерянности румынских лакеев Гитлера можно судить по статьям и заметкам румынских га
зет, сильно обеспокоенных под ё- мом антивоенных и антигерманских настроений в стране. «Как бороться с паникёрами, утверждающими,
что все погибло, что мы катимся к катастрофе?» — тревожно спраши
вает газета «Вяза». Газета «Курентул» о явным раздражением отмечает, что события в Италии крайне обострили растерянность и смя
тение в самых различных слоях румынского населения и что «атмосфера возбуждения накалилась ещё на несколько градусов».
То. что не договаривают Антонеоку и его жандармы, панически выбалтывают румынские Геббельсы. Очень характерно, например, сообщение газеты «Универсул» об арес
те и предании военному суду мно
гих членов антиправительственных организаций в Румынии: «Отечест
венный фронт», «Фронт национального освобождения», «Антифаши
стский комитет», «Комитет борьбы за мир» и т. д. А передовик из «Порунка времий», комментируя новый драконовский закон против «недовольных», прямо говорит о затруднениях- правительства, всерьёз обеспокоенного «небывалым возбуждением в стране».
Значительный рост недовольства, среди населения наблюдается и в Болгарии. Реализация нового «обя
зательного государственного займа»,
на который сильно рассчитывали болгарские правящие круги, крайне обеспокоенные катастрофическим положением финансового хозяйства Болгарии, закончилась полным провалом. Судя по сообщениям турец
ких газет, болгарское население до
сих пор не проявляет никакой склонности приобретать облигации займа. О затруднениях правитель
ства свидетельствуют и недавние оппозиционные дебаты в болгар
ском парламенте на обсуждении законопроекта о государственном бюджете на 1943 год. Выступавшие в прениях оппозиционные депутаты резко критиковали прогерманскую политику правительства как «гибельную и опасную». «Правн: тельство непопулярно в народных масоах,—-заявил один из выступав
ших,—так же, как непопулярна и война».
Горит почва под ногами у гитлеровских марионеток в Европе. Газеты германского холопа в Югославии Недпча откровенно призна
ют, что партизанская борьба в стране приняла особенно широкий размах после того, как распростра
нилась весть о провале немецкого летнего наступления немцев яа Ор.
ловско-Курском и Белгородском направлениях и о высадке союзников на острове Сицилия. Передовая газеты «Ново время», коммен
тирующая эти события, озаглавлена: «Началось...».
II хорватский лакей Гитлера Павелич. и его собрат в Греции Раллпс могут с полным правом ска
зать то же самое. Павеличевские власти, встревоженные отбытиями, призывают в армию даже страдаю
щих эпилепоией и шизофренией в самой тяжёлой форме. Марионеточ
ное «правительство» Ралдиса в Греции тотчас же после того, как стало известно об отставке Муссолини, опубликовало приказ, запре
щающий грекам приближаться к итальянским и немецким казармам.
Приказ этот имеет свои основания. Во время недавних массовых демонстраций в Афинах итальян
цам и немцам пришлось воочию
убедиться в силе той неугасимой ненависти, какую чувствует к ним всё население страны. Выло немало случаев, когда итальянских ка
рабинеров, посланных на помощь полиции, демонстранты встречали выстрелами. Во время крупных забастовок в Афинах в начале ав
густа итальянские солдаты отсижи
вались в казармах, опасаясь выйти на улицу. Контролируемая гитле
ровцами газета «Элефтерон вимаписала: «Положение остаётся край
не напряженным. Слухи, распрост
раняемые враждебными элементами, находят пищу во многих умах. На
до надеяться, что правительство сумев найти какой-нибудь выход».
Тщетные надежды! Что могут сделать квиелннги кроме того, как спрятаться за штыки оккупантов?
Но и эта защита, как показывают отбытия, становится всё менее надежной. Активность партизанских отрядов в Югославии, Греции и Албании за последние недели ещё более усилилась. Десятки дивизий оккупантов оказываются бессильными потушить пламя разгорающейся партизанской войны.
Растерянность гитлеровских лакеев становится всё более н более очевидной. Лаваль уже не произ
носит речей о «зреющих плодах дружбы с Германией». Встревожен
ный судьбой Муссолини, он угрюмо молчит. Главарь голландских фашистов Муссерт печально признаётся, что гитлеровским друзьям в Голландии стало «неприятно жить». Пер
вый по счету и ничтожнейший из лакеев Гитлера, его норвежский холуй Квислинг выезжает из своей виллы-крепости не иначе, как в сопровождении вооруженного до зубов конвоя. Его «партия» разва
ливается, что называется, не по дням, а по часам. В округе Теле
марк, например, число её членов сократилось за последнее время ь 12 раз. Из квнслинговских органи
заций бегут не только ’ рядовые жулики, но и видные главари. Сбежал на-Днях квислинговский председатель муниципалитета города Товберг Бьерка, сбежал и на
чальник квислинговской полиция обер-бандит Мейстад.
Так перепуганные крысы мечутся в панике, на борту изрешеченного фашистского корабля, пыта
ясь найти какую-нибудь лазейку, чтобы ускользнуть от неминуемого возмездия. Напрасный труд! Коней
бандитской коалиции Гитлера будет концом и всех его европейских холопов.
Ал. Абрамов.
улиц превратился в место гибели людей. Асфальт тротуаров и мосто
вых обагрился кровью женщин и детей. Галя Ярнина — школьница 6-го класса. Утром Гадя была в кино, затем зашла в скверик, затем в магазин за пуговицами. Через час девочка, залитая кровью, лежала на холодном полу покойницкой.
Зина Яковлева, Валя Сахарова и Володя Лисенко — все трое из одной школы — возвращались с огорода. Они были убиты на остановке трамвая, все на том же перекрёстке.
Маленькой Розе Костряковой живущей на канале Грибоедова, 59, кв. 22, в результате ранения ампутировали руку.
— Я и моя сестра Галя играли в садике в скакалки, — рассказывает Роза. — Вдруг меня что-то сильно ударило и бросило. И куда дева
лась Галичка, я до сих пор не знаю.
И лучше, что не знает, — прибавим мы от себя. В это время Галя Кострякова лежала уже мертвая, изуродованная огромным ос
колком вражеского снаряда. Свет
лое платьице было залито кровью, косички растрепались, синяя ленточка прикрыла разбитый рот ре
бёнка. Уже через несколько минут после начала обстрела на трамвайном пути, мостовой тротуара лежа
ли неподвижные, истерзанные тела. Здесь же лежали кошелки, лопатки, овощи.
Вот и знакомый букет полевых цветов. Вот и знакомые косы.
Письмо опущено в ящик и дойд&г по назначению, а той, что писала, уже нет в живых. Её убили немецкие изверги.
На ступеньки книжного магазина упала молодая женщпна. На носилках она. могла произнести дружинницам только своё имя: «Лида». В больнице стало известно, что это — Лидия Яковлевна Лакне, заведующая личным столом ремонтно-механического завода. Лидия Лакне ра
нена в левое плечо и живот. Анна
Тимофеевна Троиова — научный сотрудник — возвращалась домой после обеда. Она торопилась засесть за работу над начатой диссертацией. Тропова никогда уя;е её не закончит.
Здесь названы жертвы одного ленинградского дня, одного часа, одного перекрёстка. Всё это—жер
твы фашистского неистовства, людоедской злобы, немецкого душегубства.
Мы не жалуемся, не стонем, не плачем. Каждый пз нас, ленинград
цев, на своём боевом и трудовом посту. Мы говорим: немецко-фаши
стские убийцы собственной жизнью заплатят за кровь и страдания со
ветских людей. Сполна ответят шг^,- леровцы за все чудовищные злодейства
Защитники родины! Ваши винтовки, ваши автоматы — оружие мести, мести справедливого суда. Лётчики, артиллеристы, миномётчики и танкисты, автоматчики и пехо
тинцы! Беспощадно истребляйте гитлеровцев, этих зверей в образе человека. Один приговор вынесен всем им — омерть. Привести этот приговор в исполнение, уничтожить фашистских захватчиков — священный долг советских воинов.
Вера Инбер.

ЛЕНИНГРАД.

Разгорается пламя освободительной

борьбы в Бельгии