„Георгий Саакадзе“

Фильм о великом
грузинском полководце и патриоте
С ОГРОМНЫМ успехом идет на наших экранах вторая се
рия художественно-исторического фильма «Георгий Саакадзе», создан
ного режиссёром М. Чнауреди и коллективом киностудии в Тбилиси.
Мы видим обра-зы потрясающей трагической силы, партины далёкой эпохи, воссозданные с исторической достоверностью, огромной правдиво
стью и убедительностью. Мы живом свободолюбивыми мечтами Саакадзе. великого полководца Грузии, верно
го сына грузинского народа, отважно защищающего родную землю.
На экране — Грузия XVII века, раздробленная на мелкие, враждо
вавшие между собой феодальные княжества, разоряемая ордами иноземных захватчиков. В эту пору ве
ликих иопытанпй в жизни грузин
ского народа жил и боролся за его счастье Георгий Саакадзе.
Грузинский полководец Георгий Саакадзе, шурин царя Луарсаба II, ратовал за об единение разрозненных феодальных владений, за единое
сальное государство, могущее дать отпор иноземным захватчикам.
То была прогрессивная мечта лучших людей позднего средневековья и на Востоке, и на Западе. Такова тенденция исторических хроник Шекспира, поэм великого узбекского поэта Алишера Навои, французских гуманистов Возрождения.
Но политические стремления Саакадзе, прозорливого государственного деятеля и замечательного полководца, наталкивались на скалу меж
доусобной вражды, корысти и же
стокости, высившуюся над феодальным миром.
Саакадзе — горячий патриот, преданный сын своей родины. «Счастлив тот, у кого за родину бьётся

В музее

имени

Чайковского

сердце», — говорит он и готов пойти на любые жертвы ради народного блага.
С ним — друзья его н жена Русудан, разделяющая все тяготы его военных походов, а против них — заносчивые и -завистливые кня-зьяфеодалы, возглавляемые царским советником Шадиманом Бараташвили.
Их происки изгнали Саакадзе из родной страны. Но и за пределами её великий полководец добился сла
вы и почестей. Властитель Ирана шах Аббас доверяет ему свое вой
ско для похода на христианскую Грузию.
Эти события раскрыты в первой серии фильма, удостоенной Сталинской премин.
Вторая серия вводит пас в гущу дальнейших событий. Великий пат
риот не мог отказаться от мысли освободить родину от ига феодалов. Он ведёт за собой войска персид
ского шаха, надеясь с его помощью уничтожить княжескую власть в Грузии. Но этим не ограничиваются тайные мечты Саакадзе. Он на
деется поднять парод против ханов Аббаса и изгнать их нз пределов страны.
Однако обстоятельства складываются против Георгия Саакадзе. Шах Аббас коварно обманул чистого сердцем Георгия. Он пощадил князей и обрушил жестокость победите
ля на беззащитный и безоружный грузинский народ. Его войска гра
бят и опустошают страну. Сердце сжимается при виде разорённых деревень, зарева пожаров, страданий обездоленных мирных людей.
Наступает момент, когда, кажется, все против Саакадзе. Народ про
клинает его, счятая его предателем родины, виновником страшных бед
ствий. В старинном соборе Снонл глава грузинской церкви торжественно предаёт его анафеме. Радуются князья, ненавидящие Саакадзе.
В царском дворце — предательство и измена. Шадиман отравляет царицу Текла, сестру Георгия. Царя Луарсаба выдают шаху.
Саакадзе тайно присутствует в соборе, когда его предают проклятию.
Ои видит, как торжественно вносят в собор под звуки церковных песнопелий тело царицы, и страстным усилием воли сдерживает себя. Он должен жить, чтобы бороться и побе
дить! В этой целеустремленности — величие Георгия Саакадзе, челове
ка о могучей, несгибаемой волей к победе.
Таким изображает его Акакий Хорава. Этот прекрасный актёр как нельзя лучше подходит к облику Саакадзе. Прямота и благородство, ясная гармония волевого начала со сдержанностью в внутренней сосредоточенностью — вот таковы основ
ные черты характера, воплощенного актером па экране.
В чём обаяние Саакадзе как полководца и народного вождя? В его силе, в непоколебимой мощи духа, заставляющей отступать все препятствия, и е его преданности отчизне, в готовности всё претерпеть ради высокой патриотической цели.
Именно эти черты и являются основными в облике, созданном А. Хорава. Он играет свою роль в едином стиле, без резких движений, патетических возгласов, приподнятой декламации. Его жесты собранны п размеренны, его страсти пол
ны внутреннего огня, его лицо, его глаза выразительны л волнующе правдивы.
Так же ярко и выразительно играет Верико Анджапаридзе жену Георгия — Русудан. Надолго остаётся в памяти драматический эпизод, когда она узнаёт о страшной гибели сына Паата. Шах Аббас присы
лает в драгоценном ларце голову казнённого юноши. Горе охватывает
К 50-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ ВЕЛИКОГО РУССКОГО
КОМПОЗИТОРА
Дом-музей нм. П. И. Чайковского в Клину ведёт сейчас подготови
тельную работу к аО-летию со дня смерти великого русского компози тора.
Весь материал Дома-музея будет заново экспонирован, при чём осо
бенное вшнма.ние уделяется разделу, посвящённому исполнению музыки Чайковского в дни отечественной войны.
Посетители увидят материалы о постановках опер Чайковского, осу
ществленных за последнее время (постановка «Евгения Онегина» си
лами бурят-монгольских артистов в Улан-Удэ, «Черевички» в Азербайджанском театре оперы и бале
та в Баку, «Иоланта» в постановке
Ленинградского Малого оперного театра в Чкалове и т. X).
Музей проведет также специальный цикл концертов из произведзний Чайковского с участием солистов Московской филармонии н Всесоюзного раДиокоьГитета.
Прошло уже пять таких концертов, в которых исполнялись романсы Чайковского, скрипичный концерт, «Времена года» и другие произведения.
Научные сотрудники музея примут также активное участие и в организации выставки на тему «Чайковский в дни великой отечествен
ной войны». Выставка будет оборудована в Большом зале Московской консерватории.

Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы Брянск, Рошель, на аэродромы и скопления

войск противника

В ночь на 19 августа наша авиация бомбардировала железнодорожные узлы Брянск и Рославль. Со
ветские лётчики сбросили большое количество фугасных и зажигатель
ных бомб на эшелоны и военные склады противника. В результате бомбардировки возникли многочисленные пожары. Огонь охватил ско
пившиеся на путях эшелоны. На железнодорожном узле Брянск произошло 6 сильных взрывов.
В ту же ночь наша авиация подвергла бомбардировке немецкие аэродромы, на которых находилось большое количество самолётов.
Уничтожено и повреждено несколько десятков самолётов противника.
Наши самолёты также наносили удары по скоплениям войск и тех
нике противника южнее и западнее Харькова и причинили немцам большой урон.
Все наши самолёты вернулись на
свои аэродромы.
Ленинградский фронт. Нод ожесточённым обстрелом противника работают наши воздушные корректи
ровщики. Они оказывают большую помощь * артиллеристам, помогая им находить вражеские огневые точки. На снимке: воздухоплаватель Н-ского отряда М. Горин. Он более трёхсот раз поднимался в воздух для корректировки артиллерийского огня.
Фото Р. МАЗЕЛЕВА (ТАСС).

Телеграммы из-за границы

В непокоренной Франции

Французы на голодном пайке Гитлеровцы требуют
новых продовольственных поставок Французские крестьяне саботируют скирдование и обмолот урожая Учащение актов
антигерманского саботажа и диверсий

«РУССКАЯ

БУРЛАЦКАЯ
ПЕСНЯ

Восемь

фотоальбомов

ПРИОБРЕТЕНИЕ ЛЕНИНСКОЙ
БИБЛИОТЕКИ
На последнем заседании секции книговедения союза советских писателей научный сотрудник Ленинской библио
теки Д. Н. Чаушанский демонстрир<>
вал новое приобретение библиотеки — собрание фотоальбомов генерала С. М. Духовского, названное составителем «Моя жизнь».
Это собрание состоит из восьми альбомов большого формата, переплетенных в сафьян, и включает около че
тырёх тысяч фотографических снимков, охватывающих почти полвека военной,
административной и дипломатической деятельности составителя. С. М. Духовсвой (1836—1001) — боевой генерал, ак
тивный участник кавказских походов 1862 г., позднее — приамурский и тудкестанскпй генерал-губернатор и начальник штаба Туркестанского военного округа, наконец, писатель по военным вопросам.
Многолетняя и разнообразная деятельность Духовского сталкивала его со многими выдающимися современника
ми, портреты которых мы находим в альбомах. Здесь — адмирал Макаров и военный министр Ванновский, генерал Скобелев и путешественник Прже
вальский, историк Иловайский и хи
рург Склифасовский, драматург Островский и другие. Наряду с портретами в альбомах много любопытных снимков исторического и бытового характера.
Ценность собранного материала, расположенного в хронологическом поряд
ке, повышается тем, что подавляющее большинство снимков снабжено обстоятельными аннотациями.
Этот документальный фотоматериал может быть использован художниками,
режиссерами театра и кино, актерами при творческой работе над сюжетами из эпохи второй половины XIX столетия.

Спектакли в Муроме

ГАСТРОЛИ МОСКОВСКОГО ТЕАТРА ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ
С большим успехом прошли в Муроме гастроли Московского театра юного зрителя. За три с половиной месяца театр показал свыше 100 спектаклей для взрослых и детей. Много концертов провели артисты в колхозах и в воинских частях.
Среди спектаклей, поставленных в Муроме,—пьесы; «Далёкий край», «Алёнушка», «Русские люди», «Па
рень из нашего города», «Веспа в Москве», «Без вины виноватые», «Коварство и любовь» и др. Состоялись также вечера одноактных клас
сических пьес и антифашистских миниатюр.
Театр готовит современную антифашистскую сказку «Земля родная» А. Спмукова в постановке художест
венного руководителя театра А. Кричко. Художник спектакля Р. Распопов, музыка Р. Берлннсона. В главных ролях — артисты; М. Постни
ков, Т. Щекина, Б. Семёнов, В. Магула, П. Гаврилов, В. Яковлев идр.
Сейчас МТЮЗ приехал в Москву, откуда в ближайшие дни отправится на гастроли в Коломну.
МАСТЕРА КЕРАМИКИ
И ЧЕКАНКИ
КНИЖНАЯ
ПОЛКА
* В СЕРИИ «Библиотека бойца всевобуча* издательства «Молодая гвардия» вышел сборник рассказов и очер
ков под названием «Первый раз в бою» со вступительной статьей генералмайора Н. Пронина. В книжке — рас
сказы и очерки В. Гроссмапа, Б. Гор
батова, В. Кожевникова и др. (Тираж 25.000 экз., стр. 62, цена 70 коп.).
* В ЭТОМ же издательстве вышла поэма Радуле Стийенского «Петр Дабшевич» в переводе с сербского В. Ле
вина — о народном герое Черногории Петре Дабшевиче, руководителе парти
занских отрядов, мужественно сражающихся в горах Черногории с фашист
скими оккупантами. (Тираж 25.(ИЮ экз.. стр. 48, цена 1 руб. 50 коп.).
* «ПОД МОСКВОЙ»—повесть Евг. Габриловича вышла в издательстве «Со
ветский писатель». (Тираж 20.000 экз., стр. 168, цена 3 руб.).
* В СЕРИИ «Писатели—патриоты великой родины» Гослитиздат выпустил
сборник избранных произведений В Г. Белинского. И сборник вошли статьи «Народ и родина», «Народность и ис
кусство» и высказывания Белинского » русских классиках: Ломоносове, Карамзине, Грибоедове, Пушкине, Лер
монтове, Гоголе, Крылове и Кольцове. (Тираж 23.000 экз., стр. 56, цена 1 р. 50 коп.),.
В ЦЕНТРАЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННО
ПРОМЫШЛЕННОМ УЧИЛИЩЕ
С 1 октября, по решению Комитета по делам искусств при СНК СССР, при Центральном художественно-про
мышленном училище в Москве от
крывается специальное отделение для инвалидов отечественной войны. Отделение будет готовить квалифициро
ванных мастеров художественной промышленности (керамика, чеканка-, эмаль) и мастеров-живописцев по фарфору.
Срок обучения для учащихся отделения двухгодичный.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОСВОБОЖДЕННЫХ
РАЙОНАХ
Всесоюзный дом народного творчества им. Крупской проводит ряд мероприятий для оказания помощи по возрождению художественной самодеятельности в областях а городах, освобожденных от немецко-фашистских за
хватчиков. Группа консультантов-инструкторов Дома народного творчества выехала в Курск, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь и Пятигорск.
В Курске на заседании обкома комсомола будет заслушан доклад режиссера Всесоюзного дона народного творчества тов. Невяровского об организа
пии самодеятельных коллективов в Курской области.
НЕИЗДАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
РАХМАНИНОВА
В Москве обнаружено до сих пор не опубликованное юношеское произведение С. В. Рахманинова «Русская бурлацкая песня», написанная на основе русской народной мелодии в 1891 г. в Москве, когда Рахмани
нову было всего 18 лет. Об этом свидетельствует собственноручная надпись композитора.
На рукописи имеется посвящение А. А. Ярошевокому — музыканту, совре.меягаику Рахманинова, впоследствии профессору Московской консерватор ей. Песня эта была
подарена Рахманиновым Ярошевскому в «последний день нашего жития в меблированных комнатах у Фальцфейн», как напи
сано рукой композитора на его рукописи. (Меблированные комнаты Фальцфейн, населённые преимущественно студенческой и. артистиче
ской молодежью, помещались в доме на углу Тверской п Газетного переулка).
Композитор И. Шишов, обнаруживший рукопись Рахманинова, ус
тановил, что мелодия его песня взята из старинной русской волжской бурлацкой песяи «Во всю-то
ночку тёмную». Следуя традициям русской пгколы, молодой Рахмани
нов с большим мастерством раскрыл основной смысл и характер песни.
Многое можно отметить в этом замечательном фильме: и сценарий А. Антоновской и Б. Чёрного, ока
завшийся прекрасной канвой для постановщика; и работу художников М. Гоциридзе, Р. Мирзашвили и Л. Мамаладзе, талантливо воссоздав
ших на экране облик Грузии XVII века; и мастерство оператора А. Дигмелова; и музыку А. Баланчивадзе, и самое главное — художественную режиссёрскую работу создателя фильма М. Чиаурели, воскресившего на экране подлинную историю жизни и борьбы великого грузинского полководца и патриота.
Но не только о Саакадзе рассказывает этот фильм. Мы видим на экране народную трагедию. Как в пушкинском «Борисе Годунове», так и здесь народ, его страдания и чаяния, его взаимоотношения с вождём играют существенней
шую роль. И это удалось передать постановщйку фильма с большой художественной силой и убедительностью.
Исторический фон обрисован очень сдержанно, подан с большим так
том. Холмы Грузии, своды собора, покои средневековых дворцов, бес
крайние равнины — всё это воссоздаёт перед нами подлинный об
лик страны в ту суровую эпоху, о которой рассказывает фильм..
И на этом фоне подымается величественная фигура Саакадзе, пла
менного патриота и отважного воина, без колебаний отдающего свою жизнь во имя безграничной любви к отчизне.
Он оставляет нам память о блестящей Марткюбской битве, где воины Саакадзе под «русснйокую» музыку победили войска чужеземных
захватчиков. Чиаурели умно и тактично подчёркивает эту дань Георгия Саакадзе славе русского оружия и симпатии грузинского народа к своему великому русскому брату.
Эти сцены незабываемы. Они вселяют веру в то, что будущее при
надлежит не насильникам и врагам человечества, а счастливым наро
дам. «Прав ли я или ошибаюсь,— говорит Саакадзе, — но мои деяния переживут меня. И народ, вечно юный и чистый душою народ, или осудит меня, или проникнется моими страданиями и беззаветной любовью к родине и будет бороться за её честь, за её свободу».
Нужно ли говорить о том, какое созвучие в наших сердцах находят эти прощальные слова Георгия Саакадзе, о котором так чудесно рас
сказали нам создатели прекрасного фильма.
Ал. Дейч.

Показ литовского искусства

в Москве

Закончился цикл вечеров показа литовского искусства в Москве. Состоялись три вечера, на которых государственные художественные ансамбля Литовской ССР под руководством Ю. Банайтиса последовательно дали сначала большое театрализованное представление «С -вос
точной сторонки солнышко всходи
ло», затем коице-рт хоровых групп, балетпого, инструментального ансамблей и джаз-оркестра. Вчера на заключительном вечере выступали со
листы ансамблей и хор при участии
симфонического оркестра СССР под управлением А. Кленицкаса.
Исполнители с большим мастерством показали мелодическое богатст
во литовского фольклора, его задушевную лирику и мягкий юмор.
Вечера литовского иокуоства имели крупный успех.
(ТАСС).
ЛОНДОН, 20. (ТАСС). По сведениям, полученным во французских кругах Лондона, гитлеровцы пред’- явили «правительству» Виши уль
тимативное требование о поставке и Германию не позже конца августа 45 тыс. тонн картофеля нового уро
жая. «Министр» сельского хозяйства и снабжения «правительства» Виши
Боннафу предупредил Берлин о том, что удовлетворение этого нового требования может породить новые серьёзные волнения среди голо
дающего населения Франции. После этого, по имеющимся сведениям,
гитлеровцы согласились снизить размер поставок картофеля на 5 тыс. тонн. В то время, как оккупацион
ные власти вывозят из Франции овощи, население Парижа и других городов начинает забывать вкус овощей- По данным французских
кругов в Лондоне, общее количество продовольствия, выделяемого для снабжения гражданского населения Франции, уменьшилось вдвое по сравнению с голодным прошлым годом.
ЖЕНЕВА, 20. (ТАСС). Радио Виши передало сообщение о том, что во Франции широко распространяет
ся саботаж скирдования и молотьбы урожая. Крестьяне намеренно лома
ют молотилки иди взрывают их. Очень часто молотилки не могут работать, так как таинственно исче
зают приводные ремни. Участились случаи поджогов зерновых складов.
ЛОНДОН, 20. (ТАСС). По сведениям, собранным французскими дея
телями, находящимися в Лондоне, в период от марта до июля этого года французские патриоты совершили свыше 200 крупных актов саботажа, диверсий и покушений на германских солдат, офицеров и чиновников. Было произведено много взрывов на железных дорогах и поджо
гов окладов с реквизированными немцами материалами. Только за первую половину мая гитлеровские власти во Франции арестовали свы
ше 300 французов, обвинённых в антигерманской деятельности. За последнее время французские воль
ные стрелки организовали 13 новых боевЬгх групп.
СТОКГОЛЬМ. 20. (ТАСС). По сообщению бернского корреспондента газеты «Стокгольме тнднинген», гестапо арестовало в Париже 15 высших служащих «министерства» фи
нансов и статс-секретариата путей сообщения и промышленного производства «правительства» Вишн. Среди арестованных — 3 видных чи
новника «министерства» финансов и председатели правлений трёх крупных французских компаний. Было об’явлено, что арестованные обвиняются в «заговоре, грозившем безопасности государства».

Артисты в колхозах

ВЫСТУПЛЕНИЯ
В НОЛЕВЫХ СТАНАХ
Для художественного обслуживания колхозников в период уборки урожая в районы Московской области выехали коллективы областных театров: им. Островского, колхозного, юного зрителя, кукольного и др. Они выступают в полевых станах и
в колхозных клубах Скопинского, Подольского, Сталиногорского, Донского и других районов .
Областной театр им. Островского показывает спектакли «Любовь Яро
вая», «Бессмертный», «Без вины виноватые», «Поздняя любовь», Театр юного зрителя — «Кот в сапогах», «Бедность — не порок», «Слуга двух господ». Украинский музыкальный театр заканчивает постановку оперы «Майская ночь» и то
же выезжает в колхозы. В его ре
пертуаре — «Запорожец за Дунаем», «Ой, не ходи, Грнцю, тай на вечерници», «Наталка-Полтавка».
В колхозы направлены также бригады Ногинского и Огалиногорского драматических театров и 8 концертных бригад Московской областной филармонии.
Во время уборки урожая театральные коллективы проведут в районах Московской области 350 спектаклей и концертные бригады— свыше 300 выступлений.

Гитлеровская газета призывает немцев

«не терять головы

СТОКГОЛЬМ, 20. (ТАСС). Гитлеровская газета «Штрасбургер нейе
сте нахрихтен» поместила статью, в которой пишет: «Нельзя отрицать, что в ходе войны за последние месяцы имели место изменения, кото
рые отнюдь не облегчают нам жизнь... События развёртываются волнообразно, причем одна сторона поднимается ра гребень, другая опускается вниз. Для нас наступил та
кой момент, когда мы находимся внизу».
Сделав это признание, автор статьи переходит к вопросу о том, как отражаются эти изменения в х сто войны на настроениях населения Германии. «Практика уже давно показала, — пишет гитлеровский журналист,—что тот, кто в момент опас
ности нервничает,, теряет голову и считает себя погибшим, тот в самом деле погибший человек. Ири оценке военных событий неуместны чувства неполноценности и уныния. Это - азбучная истина».
Почему же газета находит нужным напоминать об этом? Потому что, по ее собственному заявлению, в Германии «появились люди с не
уравновешенным темпераментом и слабым характером, которые из-за неудач теряют всякое чувство меры и смотрят на эти неудачи как бы через увеличительное стекло. Они теребят нервы и раздувают всякую
неудачу до размеров неотвратимой катастрофы». Автор отмечает, что это находит своё выражение в распространении различных «слухов и кри
вотолков, которые в последнее время носятся в воздухе и широко распро
страняются перепуганными людь
ми». Газета отмечает, что особенно много «рискованных предположений «породила» неожиданная смена правительства в Италии» И что по поводу возможных политических последствий этого события и его причин строятся «преждевременные до
гадки». Газету беспокоит широкое распространение слухов о том, что некоторые гитлеровские главари го
товятся бежать или уже бежали из страны. Эти слухи, пишет газета, вы
званы тем, что «некоторые видные лица в течение известного отрезка времени не выступают публично».
Автор статьи заявляет, что настроения уныния и пессимизма принимают прямо «позорный характер». При этом он ссылается на заявление одного фронтовика, вернувшегося в Германию и заявившего: «Да
что это здесь у вас происходит? Видно многие из вас сошли с тма!».
В связи с таким положением газета требует отказаться от «снисходительного отношения» к распространителям слухов и предлагает бороться с ними самыми решительными мерами.

Дикий произвол гитлеровцев в Норвегии

Григорий Квитка-Основьяненко

К 100-летию со дня смерти

Сто лет назад умер один из замечательных украинских писателей, много сделавший для возвеличения украинской литературы, — Григорий Федорович Квитка-Основьяненко. Имя его, пользующееся заслу
женною любовью, стоит в ряду славнейших имён творцов литературы украинского народа.
Квитка-Основьяненко живо откликался па различные жизненные про
тиворечия и острым своим взором проникал в самые глухие уголки на
родного быта. Из-под пера писателя, выступавшего под псевдонимом «Грицько-Оеновьяненко», выходили
острые сатиры против носителей зла, против взяточников и лихоимов; он честно и неистово боролся за чистоту нравов, за выоокую мораль, не замечая, может быть, что направляет свой удар лишь но самому факту, а не по причине, по
родившей этот факт. Именно за это «морализаторство» критиковал писателя Белинский, внимательно следивший за его творчеством, откликавшийся на каждое его произведение.
Шевченко вёл переписку с Квитка-Основьянепко, посылал ему стихи, ценил его произведения, которые способствовали развитию народного самосознания и культуры.
Квитка вел широкую просветительскую деятельность, много рабо
тал над развитием украинского языка, украинского правописания. Он положил начало использованию в прозе живой народной речи и фольклора, ввёл богатый бытовой колорит. Он, по существу, явился Основоположником прозы в украинской дитературе к, в частности.
Г. Квитка-Основьяненко.
ввёл в неё новый для неё жанр — повесть.
И уже эти элементы народности в самой форме художественного твор
чества писателя*- делают его близким народу, оохраняюг неувядаемую яркость красок, какими он изображает народный быт.
И доныне читается с интересом его украинская повесть «Маруся», в которой автор не только показал судьбу своей героини, но и запечат
лел народные обычае — помолвки, свадьбы, похороны. В «Оватаньи на Гончаргвщ» он правдиво показал судьбу девушки, которая, преодолев все препятствия, соединяется с бедным, но любимым человеком.
В комедии «Приезжий из столицы» или «Суматоха в уезднОм городе» автор высмеивает провинциаль
ных чиновников-взяточников, в страхе перед ревизией принявших авантюриста за ревизора. Это про
изведение, написанное раньше гоголевского «Ревизора», показывает, что темы эти буквально носились в воздухе, и подлинно передовой писатель не мог пройти мимо них. Повесть Квитки «Пан Халявсклйперекликается с фопвизинскнм «Недорослем», острые стрелы её сати
ры направлены против помещичьих право? того времени.
Квитка создал много произведений. Упомянем ещё сатиру на чиновную мелкоту — «ШельФенко волостной писарь», украинские по
вести «Мертвецький велик день», «Перекати-поле», «Сердешна Оксана» и др.
Мы можем не принимать его сентиментализм, морализаторские поучения, но мы не можем отрицать
Прогрессивности его творчества, его жизнерадостного оптимизма, его горячей любви к ‘народу.
Григорий Федорович Квитка-Ословьяненко всю жизнь прожил в Основе под Харьковом. С Харьковщиной и Харьковом прочно связа
но все его творчество, проникнутое большой любовью к родному горо
ду. И сейчас, когда на Советской
Харьковщине идут жестокие бои, когда отважные советские воины ос
вобождают родину Квштка-Ооновьяненко из-под ига ненавистных захватчиков, имя писателя становится для нас особенно близко и дорого.
За его любовь к отчизне, к родной земле, и чествует сегодня писателя советская общественность.
А. Деев.
СТОКГОЛЬМ, 20. (ТАОС). Шведская та-зета «Стокгольме тнднингенпоместила сообщение своего коррес
пондента из Осло о положении в Норвегии после введения в ней
осадного положения. Корреспондент пишет, что в Норвегии создаётся около 20 «особых судов», которые будут рассматривать все дела норвежцев, обвиняющихся в наруше
нии правил осадного положения. По меньшей мере один из членов этих судов должен быть членом «хцрды(организация квислвнговских штурмовиков). Доноса члена «хирды» до
статочно для того, чтобы предать любого норвежского гражданина «особому суду
Гитлеровские оккупационные власти подготовляют огромные поли
цейские облавы во всей стране. Многие сотни норвежских офицеров из числа арестованных ныне но приказу Гитлера для высылки в концлагеря в Германии до своего ареста получили предложение всту
пить в квислинговокую партию. За это им было обещано освобождение от высылки. Однако норвежские офицеры отвергли это предложение.
Многие из них скрылись ещё до своего ареста. Гитлеровские власти
объявили, что если эти офицеры не будут найдены, то все их родственники будут немедленно арестованы.
В связи с введением осадного положения гитлеровские власти получили приказ «действовать решительно даже в тех случаях, когда бу
дут иметься только одни подозрения».
ЛОНДОН. 20. (ТАСС). Агентство Рейтер сообщает о том, что в связи с введением в Шрвегии осадного положения начались новые казни «непокорных». Норвежское радио об’явило о казни одного норвежца, обвинённого в саботаже.
Министр юстиции норвежского правительства, пребывающего в Лон
доне, выступил по радио с речью, в которой заявил, что люди, ответственные за казнь начальника нор
вежской полиции гор. Осло Эйлифсена, отказавшегося принять участие в арестах норвежских женщин, уклоняющихся от мобилизации на работу в Германию, понесут заслуженное наказание. Министр предупре
дил. что это относится к тем, кто издал распоряжение- о казни, а Так
же и к тем членам «полицейского уголовного суда», которые вынесли смертный приговор Эйлифсену,
Новые репрессии гитлеровцев
в Голландии
ЛОНДОН, 19. (ТАСЮ). Главарь голландского отделения гестапо Раутер опубликовал в гитлеровской га
зете «Дейче цейтунг ин Нидерланден» прика-з, запрещающий всем голландцам-мужчинам в возрасте свыше 16 лет находиться в провин
циях Гронинген, Фрисландия. Дренте, Оферейсель, Гельдерланд, если они не проживают там постоянно. Приказ «мотивирован» тем, что в этих провинциях в последнее .время
«враждебными элементами» было произведено большое число нападений на бюро по выдаче продовольственных карточек
Раутер приказал германским полицейским отрядам систематически «прочесывать» названные провинции с целью из’ятия «неблагонадёжных элементов». Осуществляя этот приказ, полиция арестовала уже боль
шое число голландцев. Многие из них были застрелены во время ареста якобы при «попытке и бегству».
Война
на Тихом
океане
ЛОНДОН. 19. (ТАСС). Штаб соединенного командования вооруженными силами союзников в юго-западной части Тихого океана сообщает, что тя
жёлые бомбардировщики союзников снова совершили налет на Баликпапан (восточное побережье острова Борнео). В результате налета на четырех япон
ских судах (невидимому транспортах) возникли пожары.
Авиация союзников атаковала также район Уэйвейка на Новой Гвинее. Сби
то 28 японских самолетов. Японские аэродромы фактически разрушены.
В заливе Велла (Соломоновы острова) военно-морские ерлы союзников на
несли повреждение трем японским веминцам. Один из эсминцев, вероятно, затонул.
ОТОВСЮДУ
*ВОЕННЫЙ министр Бразилии генерал Дутра прибыл в Вашингтон.
* КАНАДСКОЕ правительство приняло решение о снижении минимального возраста для призыва на обязательную воинскую службу холостых мужчин 18 до 18 дет.
ДНЕВНИК
ИСКУССТВ
* ЗАВТРА в спектакле «Марица» в филиале Московского театра оперетты роли Марины и Таеилло -в первый паз исполнят артисты С, Вермель и П. Никифоров.
* В МОСКВУ приехал Ленинградский государственный театр кукол. В его репертуаре — спектакли: «Белеет парус одинокий», «Каштанка», «Илья Муромец», «Лампа Алладина», «По щучьему веленью» и др. В течение последнего года театр выступал в Сибири и на Дальнем Востоке. В Мо
скву театр привёз героическую сказку на темы ойротского эпоса «Шелковая кисточка», музыкальную комедию
«Четвёртый мушкетёр» и эстрадное представление «Цирк». Сегодня в Центральном доме работников искусств состоится общественный просмотр программы театра.
Русудан. Лицо её каменеет, глаза полны глубокой тооки. Но вот она выпрямляется, страдающая мать ус
тупает место борцу. Русудан-Анджапаридзе идёт по рядам воинов, неся голову Паата, призывая к священной места.
Роль Шадимана Бараташвили, этого Маккиавелли XVII столетия, в
исполнении артиста С. Закариадзе — работа большого мастера. Мягко
и трогательно играют С. Багашвили и Л. Асатиани царя Луарсаба и царицу Текла. Образы, полные жерт
венности и героической готовности отдать свою жизнь во имя родины.
Кадр из фильма .Георгий Саакадзе». Народный артист СССР А. Хорава в роли Саакадзе.