АВГУСТА 1943 Г ПОНЕДЕЛЬНИК
№ 198 (5946)
Цена 20 коп.

От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 22 августа

В течение 72 августа наши войска на ХАРЬКО- СКОМ направлении, отбивая контратаки противника, продвинулись на отдельных участках вперёд от 4 до 6 километров и заняли свыше 30 населённых пунктов.
На БРЯНСКОМ направлении и в районе юго-западнее СПАС-ДЕМЕНСКА наши войска продолжали вести бои по улучшению своих позиций.
В Донбассе, южнее ИЗЮМА и юго-западнее ВОРО ШИЛОВГРАДА, наши войска вели успешные бои местного значения.
В течение 21 августа наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 187 немецких танков. В воз
душных боях и огнём зенитной артиллерии сбиты 53 самолёта противника.
На Харьковском направлении ваши войска, преодолевая сопротивление и отражая контратаки
противника, продолжали вести наступательные бои.
Северо-западнее -Харькова наши войска продвигались вперёд и заняли свыше 30 населённых пунк
тов. Н-ская часть за два дня боёв истребила 600 гитлеровцев. Захва
чено 9 орудий, 55 пулемётов, з склада боеприпасов, много различного вооружения и военного иму
щества. Бойцы Н-ского соединения, овладев группой опорных пунктов противника, уничтожили свыше 1.000 немецких солдат и офицеров. Взято в плел до 150 солдат противника.
Западнее Харькова наши войска вели ожесточённые бои с крупными силами танков и пехоты про
тивника. За день боёв уничтожено свыше 2.000 немецких солдат и офицеров, 80 танков и более 200 автомашин. На другом участке на
ши части переправились через водный рубеж и, развивая наступление, заняли несколько населён
ных пунктов. Уничтожено до двух батальонов гитлеровцев. Нашими бойцами захвачены 3 танка, 3 са
моходных и 9 полевых орудий, 4 радиостанции и 3 склада боеприпасов. Взяты пленные.
Советские танкисты в боях с немецко-фашистскими захватчиками наносят противнику тяжёлые потери. Три наших танка, под командованием тт. Андрощука, Рокши
и Ковалеггко, вступили в бой с шестью немецкими тяжелыми тай
ками. Наши танкисты подбили и подожгли 5 вражеских машин. Только один уцелевший немецкий танк уопел скрыться с поля боя. Танковые экипажи тт. Грибанова,
Перцева, Брезгнна и Лисицкого встретились с 15 немецкими тан
ками. В коротком бою советские танкисты сожгли тяжёлый танк типа «Тигр», уничтожили 3 средних и 4 легких танка противника.
В Донбассе, юго-западнее Ворошиловграда, наши войска вели ус
пешные бои местного значения, в результате которых заняли не
сколько населённых пунктов. Наши части взяли в плен более 500 немецких солдат и офицеров. Противник, стремясь задержать продвижение советских войск, предпринял несколько ожесточённых контратак, но успеха не добился. Наши подразделения продолжают
продвигаться вперёд, отбрасывая противника и уничтожая его жи
вую силу и технику. По неполным данным, сегодня в течение дня уничтоя;ено до полка немецкой пехоты и свыше 40 танков противника. Захвачены трофеи.
Наши лётчики в воздушных боях обили 21 немецкий самолёт.
*
На Брянском направлении бойцы Н-ской гвардейской части в одном
населённом пункте окружили и уничтожили немецкий гарнизон, от
казавшийся сложить оружие. Уби
то до 300 гитлеровцев. На другом участке группа бойцов под коман
дованием лейтенанта Кравченко ворвалась в окопы противника и взяла в плен 2ёГ е олдат и одного немецкого офицера. Захвачены трофеи, в числе которых шестистволь
ный миномёт, несколько пулемётов и радиостанция.
Юго-западнее Спас-Деменска наши войска вели бои за улучшение позиций. На одном участке два полка пехоты противника при поддержке танков и авиации контратаковали высоты, -занятые бойца
ми Н-ской части. Наши подразделения отбили контратаку немцев и, преследуя противника, улучши
ли свои, позиции. В результате боя уничтожено не менее 1.500 гитлеровцев, подбито и сожжено 15 танков, 14 орудий, из них 5 самоход
ных. В воздушных боях нашими лётчиками сбито 11 самолётов противника.
Наши корабли потопили в Черном море транспорт противника водоизмещением в 3.000 гонн.
Авиацией флота потоплены тор
педный катер и самоходная баржа противника.
Партизаны отряда, действующего в «дном из районов Калининской
области, проникли в расположение немецкого (гарнизона, сняли часовых и подожгли склад авиационно
го бензина и смазочных материалов. Группа партизан другого калининского отряда взорвала немецкую казарму в крупном населённом пункте. В результате взрыва убито >0 гитлеровцев.
*
Ниже публикуется акт о зверствах гитлеровских мерзавцев в се
ле. Веселое, Харьковской области. «После оккупации нашего села немцами для советских людей на
чалась тяжёлая подневольная жизнь. Фашистские военные власти ввели в селе барщину. По при
казу коменданта все жители от 14 до 65 лет долишы были работать на немцев по три дня в неделю. За невыход на работу фашистские изверги бросали советских людей в карцер, пороли розгами. Осенью прошлого года ввиду отказа многих колхозников выйти на работу гит
леровцы арестовали ц угнали на немецкую каторгу 79 мирных граж
дан. Немцы разорили наше село и ограбили население. За время оккупации немецко-фашистские мер
завцы разрушили и сожгли 320 домов колхозников, больницу, дет
ский дом, две начальных школы и одну неполную среднюю школу, клуб, почту, все хозяйственные
постройки трёх колхозов и совхоза».
Акт подписали: председатель сельсовета И. Сэмойленко, жители села — М. Золотарь, С. Минкаренко, Н. Пшеничная, С. Кр-утько и другие.

Ожесточенные бои не прекращаются

ХАРЬКОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 22. (Спец. корр. ТАСС). Наши войска на отдельных участках продол
жают продвигаться вперёд. Противник предпринимает частые контрата
ки. Об ожесточённости боё® можно судить по тому факту, что некото
рые высоты и населённые пункты по нескольку раз переходят из рук в руки. Наши наступающие подраз
деления наталкиваются на сильное огневое противодействие противни
ка. Немцы насытили свою оборону большим количеством артиллерии, миномётов и особенно автоматиче
ского оружия. ХПодбитые нашими
бойцами танки враг вкапывает в землю, испотьзуя их, как долговременные огневые точки.
Западнее Харькова велись ожесточённые бои с крупными силами танков и пехоты противника. Немцы всячески пытаются воспрепятство
вать продвижению наших частей. Подбрасывая на автомашинах по
полнение для своих потрёпанных полков, противник о хода бросает их в бой. Гитлерот^ы сосредоточили здесь большое количество тяжёлой артиллерии и шестиствольных миномётов. Однако ни подход резервов, ни миномётный огонь не при
носят врагу успеха. За одни сутки он лишился здесь ещё нескольких своих опорных пунктов и ряда важ
ных высот. Увеличилось количество пленных, взятых нашими частями.
Пленные рассказывают об огромных потерях немцев на Харьков
ском направления. Солдат 5 .роты 417 пехотного полка 163 пехотной
дивизии Ганс Кастль говорит: «18 августа нам зачитали приказ Гитлера во что бы то ни стало задер
жать наступление красных. Но чем держать? У нас в полку осталось не больше 75 человек». Другой плен
ный обер-ефрейтор Иоганн Бабнух заявил; «Никогда я ещё не видел таках потерь, какие испытываем мы под Харьковом. Русская артиллерия и авиация создают сущий ад. На
строение солдат подавленное. Мы видим смерть перед своими глазами, и трудно от неё отвертеться».
Каждый день боёв изобилует примерами массового героизма, мастерства и отваги наших солдат и офи
церов. Оообенно отличился батальон, которым командует гвардии старший лейтенант Федоткин. Как только кончилась артиллерийская обра
ботка переднего края противника, бойцы этого батальона стремитель
ным броском достигли вражеских окопов, выбили из них фашистов и стали теснить их в глубь леса. Гитлеровцы оказывали сильное сопротивление. Они выдвинули на опуш
ку леса 3 танка и открыли беглый огонь по нашей пехоте. Батальон
немедленно привёл в действие свои противотанковые средства. Взяв противотанковое ружье, гвардейцы
Алексеев и Юсупов ползком приблизились к вражескому танку на 200 метров и дали по нему несколь
ко выстрелов. Машина загорелась. Второй танк подорвали гранатами гвардии младший лейтенант Еголов и гвардии красноармеец Рипаев. Третий танк был подбит батареей гвардии старшего лейтенанта Туратад-зе.
За день наступления батальон Федоткина уничтожил две пушки, 4 станковых пулемёта и до двухсот вражеских оолдат и офицеров.
Стрелковая часть, поддержанная ганками, развивала наступление. Танк старшего лейтенанта Гаврило
ва, расчищая путь пехоте, прошёл три укреплённых рубежа противни
ка и попал иод плотный огонь про-. тивотанковых орудий и бронебой
ных ружей. Машина ринулась в гу
щу гитлеровцев. Стрелок-радист Данчин нажал на гашетку пулемё
та. Ливень свинца устремился на головы вражеских солдат. Танк во
рвался в одно село, где скопились немецкие автомашины и орудия, и да полном ходу врезался в гущу вражеских машин. Десять машин и три орудия были разбиты.
Ожесточённые бои на Харьковском направлении продолжаются с неослабевающим напряжением.
З. Липавский.
По инициативе машиниста-инструктора теплотехника паровозного депо имени Ильича Западной железной дороги В. Савича, бригада машиниста Фомичева недавно повела тяжеловесный состав, используя подмосковный уголь. Поезд пришел раньше расписания на 3 часа 22 минуты. В пути бригада сэкономила 430 килограммов угля. На снимке: В. Савич передает
опыт вождения паровоза на подмосковном угле бригаде паровоза «Эм 724-64», с которой он отправляется в очередной рейс; слева направо — В. Савич, кочегар В. Толкунов, машинист В,. Смагин и помощник машилиста М. Трощеиков. Фото Л. СМИРНОВА.
Совещание фронтовых бригад завода
,,Красный богатырь“
Год назад на завод пришло письмо. Участник героических боёв за Сталинград, бывший рабочий за
вода Александр Токарев призывал коллектив помочь сталинградцам
стахановских трудом — давать больше оборонной продукции.
Молодёжная бригада тов. Лягушкиной первой откликнулась на призыв фронтовика и стали на ста
хановскую вахту. Девушки из этой бригады первыми внедрили поча
совой график, навели образцовый порядок на рабочем месте, стали бережно относиться к расходова
нию электроэнергии и материалов.
Ровно через месяц бригада выполнила план на 175 процентов. Тогда это выполнение считалось
рекордным, и бригаде тов. Ля-гушкиной впервые на заводе-- было присвоено звание фронтовой н вручено переходящее красное зна
мя. _ •
Горячо откликнулась молодёжь всего завода на почин передовой бригады. С каждым месяцем росло в цеха.х число фронтовых коллективов, поднималась производительность труда. Так завоевала заслу
женную славу бригада тов. Томак, так стали передовыми стахановками работницы тт. Кудрявцева, Чуева и Воробьёва.
На-днях в заводском клубе состоялось расширенное совещание
фронтовых бригад. На совещании
высгупати стахановцы — бригадиры, рабочие -различных цехов.
Какой должна быть фронтовая бригада? — вот основной вопрос, стоявший на повестке дня совещания.
Выступавшие отметили, что фронтовые бригады — гордость коллек
тива завода — сыграли большую роль на производстве. Однако за
последнее время требования к ним заметно понизились. Нередко жюри отдельных цехов учитывают только количественные и качественные показатели работы бригад. Выполне
ние норм выработки, борьба за экономию электроэнергии, бережное отношение к инструменту и обору
дованию, трудовая дисциплина и техучёба не всегда находят свое -отражение .в решениях жюри.
Совещание выявило упущения и в руководстве фронтовыми бригадами. Решено регулярно созывать со
брания для обмена опытом между бригадами.
В заключение лучшим фронтовым коллективам были вручены почёт
ные награды. Переходящее красное знамя присуждено бригаде тов. Томак, регулярно выполняющей норму на 130—140 процентов.
Почётную грамоту ЦК ВЛКСМ и наркомовскую премию в 5.000 руб
лей получила бригада тов. Лягущкиной, в течение года не снижающая высоких темпов работы.

На счету каждая

минута

На автозаводе им. Сталина развернулось соревнование между стахановцами за экономию каждой ми
нуты рабочего времени. Работницы тт. Кулешова и Александрова надиях значительно перевыполнили норму. На изготовление стержней
для одного изделия тов. Кулешова при норме в 170 штук изготовила 400 стержней, а Александрова — 380.
Много лет работает в радиаторном отделении арматурного цеха Мария Нефедова. Она хорошо осво
ила порученное ей дело — оборку сот. По норме за смену требуется собрать 10 сот. Значит, каждый час нужно собирать 2 штуки. Стаханов
ка Нефедова сначала собирала 3 штуки в чаю, потоаь 4. Теперь она собирает за смену вместо 16—35 сот.
К тов. Нефедовой на обучение поставлены новички тт. Ерошина и Переслегина. О-пыггная работница передаёт ям свои методы, учит дорожить каждой минутой рабочего времени. Сейчас Ерошияа и Пере
слегииа научились собирать по 19— 23 сот в смену.

По почину передовых банкаброшниц

_ Передовая бригада комбината Трёхгорной мануфактуры им. Дзер
жинского, руководимая стахановкой Ольгой Сусловой, обратилась к кол
лективу с призывом — досрочно закончить августовский план, дать
сверх плана больше тканей для Красной Армии и страны.
Отвечая на призыв банкаброшниц, стахановцы комбината значительно повышают производительность тру
да. Фронтовая бригада тов. Синодовой, обязавшаяся выполнить про
изводственное задание на 110 про
центов, дает в смену 115—120 процентов. Хорошо работает комсомольско-молодежная бригада тов. Алтуховой. По сравнению с прошлым месяцем ее производственные показатели заметно возросли.
За пятнадцать дней августа бригада ватерщиц тов. Степановой да
ла сверх нормы 965 килограммов пряжи. Всего за первые две недели августа шесть передовых бригад ватерного цеха выработали сверх задания 3,6 тонны пряжи.
Стахановскими победами отвечает на призыв бригады Ольги Сусловой и коллектив ткацкой фабрики ком
бината. Участок помощника мастера тов. Стуловой за половину августа выполнил норму на 119,2 проц.

Молодые текстильщики

Конференция отличников школ ФЗУ текстильной
промышленности
Закончилась продолжавшаяся два дня первая конференция отлични
ков школ ФЗУ Москвы, Московской и Ярославской областей, организо
ванная Наркоматом тежтильной промышленности СССР и МК иМГК ВЛКСМ. Помимо 300 делегатов в ра
боте конференции участвовали ди
ректоры и преподаватели школ ФЗУ.
В фойе выставлены изделия молодых токарей, ватерщиц, банкаброшниц, слесарей, образцы рукоделия, стенные газеты.
С докладом о работе школ ФЗУ и очередных задачах выступил заместитель наркома текстильной про
мышленности СССР тов. Прощин. Он призвал участников конференции главное внимание сосредоточить на выполнении производственных пла
нов, повышении качества учебы, борьбе за культурный быт.
В прениях выступило свыше 40 учащихся, которые делились опытом своей работы и учебы.
Пятнадцатилетняя Тоня Ефремова рассказала, как она после смерти родителей во время блокады Ленин
града начала учиться в школе ФЗУ Зарайской фабрики «Красный Восток».
— Меня обеспечили одеждой, обувью и питанием, — говорит Тоня, — определили в чистое и светлое об
щежитие. За эту заботу родиньы я решила ответить хорошей учебой. Сейчас выполняю норму на 120—130 процентов, вступила в комсомол, ор
ганизовала у себя в школе ячейку Красного Креста.
В прениях по докладу выстудили заместитель наркома текстильной промышленности СССР тов. Хазан, заместитель наркома текстильной промышленности РСФСР тов. Соло
матина и секретарь МГК ВЛКСМ тов. Горчаков.
Конференция обратилась с письмом ко всем учащимся школ ФЗУ текстильной промышленности Мос
ковской и Ярославской областей, в котором призывает молодёжь быстрее и лучше овладевать специально
стями, выпускать больше тканей для нужд фронта и тыла.
70 делегатам—передовикам соревнования были вручены значки «Отличник социалистического соревнования текстильной промышленности».
С большим под’ёмом собравшиеся приняли приветственное письмо товарищу Сталину.

Потери немецко-фашистских войск

на советско-германском фронте за время

с 5 июля по 20-е августа

За время летних боёв с 5 июля по 20 августа с. г. Цанги войска на всех участках советско-германского фронта уничтожили: самолётов противника — 4.600, танков — 6.400, орудий — 3.800, автомашин более 20.000.
Потери противника убитыми составляют свыше 300.000 солдат и офицеров. Принимая во внимание, что в немецко-фашистской армии количество раненых солдат и офице
ров превышает количество убитых по меньшей мере в два—два с половиной раза, надо считать, что потери нем
цев убитыми и ранеными в боях с 5 июля по 20 августа составляют не менее 1.000.000 солдат и офицеров.
За это же время наши войска захватили: танков — 857, орудий разного калибра, в том числе самоходных — 1.274, пулемётов —• 3.429, автомашин — 4.230. Взято в плен 25.600 немецких солдат и офицеров.
СОВИНФОРМБЮРО.

УКАЗ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О предоставлении права награждения орденами
и медалями СССР Командующему Бронетанковыми

и Механизированными войсками Красной Армии,

Командующим Бронетанковыми и Механизированными

войсками Фронтов и Армий

1. Предоставить право награждения от имени Президиума Вер
ховного Совета СССР орденами и медалями СССР рядового, сер
жантского и офицерского состава, отличившихся ва фронте борьбы с немецкими захватчиками, с последующим утверждением награжде
ния Президиумом Верховного Совета СССР:
а) Командующему Бронетанковыми и Механизированными войсками Красной Армии — рядового, сер
жантского и офицерского состава до командира бригады и ему соответствующих включительно орде
нами: Красного Знамени, Суворова третьей степени, Кутузова третьей степени, Александра Невского, Оте
чественной войны I и II степени,
Красной Звезды и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
б) Командующим Бронетанковыми и Механизированными войска
ми фронтов рядового, сержантского и офицерского состава до команди
ра полка и ему соответствующих включительно орденами: Красного
Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I и II степе
ни, Красной Звезды и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
в) Командующим Бронетанковыми и Механизированными войска
ми Армий рядового, сержантского и офицерского состава до командира батальона и ему соответствующих включительно орденами: Але
ксандра Невского, Отечественной
войны I и II степени, Красной Звезды и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
2. Вручение орденов н медалей СССР лицам рядового, сержантского и офицерского состава Броне
танковых и Механизированных войск, награжденным за боевые отличия, производить непосред
ственно в частях, где служат награжденные.
Установить, что вручение орденов и медалей в действующей Армии могут производить . Командующие Бронетанковыми и Меха
низированными войсками фронтов и Армий.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 21 августа 1943 г.

У К АЗ

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О награждении генералов и офицерского состава бронетанковых и механизированных войск
Красной Армии
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество наградить:
ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
1. Гвардии Генерал-майора танковых войск Зиберова Ивана Георгиевича.
2. Гвардии Генерал-майора танковых войск Зиньковича Митрофана Ивановича.
3. Гвардии Генерал-лейтенанта танковых войск Корчагина Ивана Петровича.
4. Гвардии Полковника Петровского Владимира Герасимовича.
5. Гвардии Генерал-майора танковых войск Сулейкова Кирилла Филипповича.
6. Гвардии Полковника Упман Карла Ивановича.
ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ
Г. Гвардии Полковника Борисова Петра Петровича,
2. Гвардии Генерал-майора интендантской службы Николаева Ивана Карповича.
3. Гвардии Полковника Соловьева Юрия Николаевича.
4. Гвардии Подполковника Шахматова Семена Кондратьевича,
5. Гвардия Полковника Якубовского Ивана Игнатьевича.
ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ
1. Гвардии Подполковника Шуль
кина Льва Моисеевича.
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о неотложных мерах по восстановлению хозяйства и оказанию помощи населению районов, освобождённых от немецкой оккупации, опубликовано
вчера в газетах

Москвичи—защитники Ленинграда

Вручение медалей за оборону города-героя
В Москве живёт сейчас немало участников героической защиты Ленинграда, которые в дни его блока
ды самоотверженно отдавали все свои силы для защиты го.рода-героя от немецко-фашистских захватчиков. Исполнительный комитет Ле
нинградского городского Совета де-. путатов трудящихся наградил этих москвичей медалями «За оборону Ленинграда».
Прибывший на-днях в Москву заместитель председателя исполкома Ленинградского совета тов. Н. А.
Монаков вручил медали группе участников обороны Ленинграда.
Заслуженный деятель науки я техники В. Д. Охотников удостоен награды за работу на важнейшем участке ленинградской промышленности, где оя как изобретатель-конструктор оказал существенную помощь.
Медаль вручена тов. Монаковым заслуженному деятелю науки дваж
ды орденоносцу проф. С. А. Рейнбергу, который в течение всего периода блокады не прекращал рабо
ты в госпиталях и больницах, оказывая помощь больным и раненым во время обстрела.
Медаль получил также работник транспорта Н. И. Садов, в дни блокады принимавший участие в доставке важнейших грузов.
Недавно медали «За оборону Ленинграда» получила еще одна группа защитников города-героя — 21; человек, ныне проживающих в Москве. Среди них — дважды орденоносец заместитель наркома электро
станций И. П. Караюев, заместитель наркома танковой промышленности Н. В. Жерехов, работник Госплана СССР Л. М. Володарский и др. Медали вручал председатель исполко
ма Ленинградского совета П. С. Попков.

Подвиг лейтенанта Снопок

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 22. (Спец. корр. ТАСС). В ходе боя
большая группа немцев окружила расчёт огневой точки, где в это время находился лейтенант Снопок. Советские воипы отразили несколь
ко атак гитлеровцев. Однако силы были слишком неравны. Ценою огромных потерь немцам удалось вы
вести из строя пулемётный расчет. У пулемета остался лейтенант Сно
пок. Раненый, он вел огонь до тех пор, пока не кончились патроны.
Когда пулемет замолк, фашисты поднялись во весь рост и бросились к двери ДЗОТ’а. Снопок встретил их гранатами. Один фашист кинулся на отважного офицера е ножом.
Снопок отразил удар врага, вонзив ему в грудь нож.
Не желая отдавать фашистам оружия, лейтенант подорвал пулемёт гранатой, а затем прорвался через вражеское кольцо к своим, уничтожив при этом ещё 10 гитлеровцев.
Капитан И. Бойков.

Фронтовые бригады—гордость коллектива завода

Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 21 августа 1943 г.