Великий русский актер

Я РОДИЛСЯ в Курской губернии
Обоянского уезда, в селе Красная, что на речке Пенке...».
Так рукою Пушкина Михаил Семёнович Щепкин (1788—1863) начал ваписки о оно ей жизни актёра.
Рукою великого народного поэта!
Ни одпн актёр в мире не может. похвалиться таким началом летописи о самом себе.
Пушкин потребовал от Щеп ки ка начать его записки потому, что дедо, совершённое актёром Щепкиным, представлялось Пушкину делом, достойным бессмертия в памяти народной.
Как Ломоносов, на взгляд Пушкина, «сам был пер
вым нашим университе
том», так и Щепкин сам был первым нашим теат
ром. В те годы, когда Пушкин утверждал истину реализма, художественной правды в литературе,
Щепкин нашёл и утвердил её в театре. Созда
тель Фамусова («Горе от ума») и городничего («Ре
визор») явился надёжным учителем жизненной прав
ды, творчеокого мастерства и художественного совер
шенства для всего русского театра.
«Он был великий артист, артист по призванию и по труду. Оп соз
дал правду на русской сцене, он первый стал нетеат.рален на театре», — писал о Щепкине А. И.
Герцен, подводя итог его
67-летней театральной деятельности.
А между тем почти половину этой жизни — тридцать три года — Щепкин оставался «собственностью» по
мещика: он родился крепостным и мог выкупиться на волю лишь тог
да, когда был уже отцом семейства и стал известным артистом. Обладая огромным талантом, Щепкин обладал ещё большей любовью к искусству и с молодых лет до старости вкладывал в своё искусство ве
ликий труд. Подобно Ломоносову, Щеикин непомерным трудом завоевал себе право на любовь и уважение народа.
Творческий гений русского народа — свободный, смелый, глубокий — горел в Щепкине с исключительной яркостью. Вот почему тап любили и так высоко ценили Щепки
на те, которые сами воплощали в себе лучшие устремления русского народа: Пушкин, Гоголь, Герцен, Белинский, Тургенев.
«Пушкин, который любил меня, приезжая в Москву, почти всегда отлавливался у Нащокина, и я редкий день не бывал у них», — рассказывал сам Щепкин. С Щепкиным делился Пушкин своими творческими замыслами и помогал советами в творческой работе актёра.
В образах Гоголя сла.вный артист нашёл лучший материал для своего творчества, глубоко народного в своей основе. Вспоминая Гри
боедова и Гоголя, Щепкин с тёплой
признательностью заявлял: «Им я обязан более всех, они меня, силою своего могучего таланта, так сказать, поставили на видную ступень в искусстве».
Но и сам Гоголь был чрезвычайно многим обязан Щепкину. Когда Щепкин впервые появился в «Ревизоре», многим показалось, по словам одного современника, что «Го
80 лет со дня смерти М. С. Щепкина
голь с него списывал своего городничего, а не Щепкин выполнял
роль, написанную Гоголем», — до такой степени полно, жизненно и
правдиво было сценическое созда-1 ние Щепкина. Когда Гоголь готов
ВОСЬМАЯ СИМФОНИЯ ШОСТАКОВИЧА
НОВЫЕ РАБОТЫ
СОВЕТСКИХ
КОМПОЗИТОРОВ
Ряд выдающихся советских композиторов сейчас работает над хрупными симфоническими произ
ведениями, заказанными Комитетом по делам искусств при СНК СССР.
Эти произведения впервые будут исполнены в предстоящем осеннем цикле концертов Московской филармонии. 44
Лауреат Сталинской премии проф. Н. Мясковский закончил клавир своей новой, 24-й симфонии, состоящей из трёх частей, и приступил к ипстру,ментовке этого произведения.
Над новыми симфоническими провзведениями работают лауреаты Сталинской премии Д. Шостакович, который пишет восьмую симфонию, и А. Хачатурян, поовятивший свою новую, вторую симфонию отечественной войне.
Лауреат Сталинской премии Ю. Шапорин заканчивает ораторию под названием «О страданиях и славе русской земли». Поэтические тексты принадлежат А. Блоку, А. Суркову и К. Симонову.
Находящийся сейчас в Молотове лауреат Сталинской премии компо
зитор С. Прокофьев заканчивает новый балет «Золушка», который будет поставлен в начале будущего сезона Ленинградским академиче
ским театром оперы и балета им. Кирова.
Композитор В. Белый пишет ораторию «Моя Украипа» на тексты Л. Первомайского, С. Голованивскюго,
М. Бажана. Оратория, состоящая из пяти частей, рассчитана на ис
полнение симфонического оркестра, хора и солистов.

Гастроли театра

«Ромэн

НОВОСИБИРСК, 22. (ТАСС). Здесь начались гастроли Московского государ
ственного цыганского театра «Роман», ва время войны посетившего ряд об
ластей СССР — города Закавказья^ Дальнего Востока и Забайкалья.
Театр «Роман» покапывает новосибирцам постановки, подготовленные ва последнее время: «Цыганочка» по Сервантесу, «Все о тебе» Афиногенова и
Рок-Лебедева, «Действующие липа» Михаила Светлова — о цмганах-бойнах партизанских отрядов — и ряд других спектаклей.
был впасть в уныние от напалков, вызванных его «Ревизором», Щейкип писал ему: «Чем более будут на вас злиться, тем более я буду радоваться, ибо это будет значить что ...Вы достигли своей цели».
За Фамусова и городничего Белинский и Герцен, а с -ними и вся молодая Россия рукоплескали Щепкину в театре.
Щепкин близок был с Герценам. Из, рассказов Щепкина возникла повесть Герцена «Сорока-воровка» —
один из самых сильных протестов против крепостного права. В конце бо-х годов московский генерал-гу
бернатор Запревский, причислив Щепкина к «элементам, которые мо
гут послужить неблагонамеренным людям, чтобы произвести переворот в государстве», доносил: «Актёр Щёпкин на одном из своих вечеров подал мысль, чтобы авторы писали пьесы, заимствуя .сюжеты из сочинений Герцена».
Трогательной дружбой Щепкин был связан с украинским народным поэтом Т. Г! Шевченко. Когда Шев
ченко после ссылки принужден был жить под надзором полиции в Нижнем-Новгороде, Щепкин поспешил к нему на свидание, — и Шевченко с восторгом писал о нем, уже 70-летнем старике: «Какая живая, свежая поэтическая натура! Великий артист и великий человек, и с гордостью я говорю: самый нежный, самый искренний друг мой!».
Пушкин, Гоголь, Белинский, Тургенев, Герцен могли бы повторить
эти слова Шевченко. В Щепкине, действительно, «великий артист» объ
единялся с «великим человеком», верным в дружбе, непоколебимым в своей преданности народу, пламенным в своей любви к родине.
Щепкин подарил (русскому театру ряд неувядаемых образов: его Фаму
сов («Горе от ума»), городничий («Ревизор»), Кочкарёв («Женитьба),
барон («Скупой рыцарь»). Кузовкин («Нахлебник») доныне живут не только в преданиях театра, но н запечатляются в образах, соз
даваемых преемниками Щепкина на русской сцене.
Щепкин в течение больше чем полувека был совестью русского те
атра, живым примером подвижмического труда во имя искусства, был непревзойдённым образцом в ис
полнении обязанностей художника перед искусством и родиной.
Он первым являлся на репетицию и спектакль и последним уходил из театра. Он вкладывал В труд актё
ра всё, чем одарила его природа: смелый, яркий талант, бодрый ум,
глубокое, светлое чувство и крепкую волю. Дышать — значило для Щепкина дышать воздухом театра; хо
дить — значило для него ходить по театральным подмосткам; нравственно расти и умственно развиваться
— значило расти и обогащаться ду
ховно через театр. Талант есть по право, а долг; одарённость — не привилегия, а обязанность; искусст
во — не мимолётная случайность вдохновения, а взыскательный труд
— вот те основы, на которых покои
лось великолепное искусство Щепкина, вот те уроки, которые он давал своим товарищам по сцене, а
через них и всем новым поколениям актёров.
«Театр для акт ёра — храм», — учил Щепкин.— «Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь — веб принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому
храму и заставь уважать его других».
Таков суровый завет Щепкина актёру. И са.м он
неуклонно следовал этому завету.
Он сыграл за свою долгую жизнь сотни ролей — и пз них не было ни одной, в которую он не вло
жил бы биения своего сердца, которую не согрел бы внутренней правдой мьгели и чувства.
Щепкин умер восемьде сят лет тому назад, еле добравшись в Крым, на отдых после гастрольной поездки. — и умер с именем Гоголя на устах Очнувшись от долгого забытья, Щепкин потребовал от служителя: «Скорее к Гоголю!» — «К какому Гого
лю?» — «Как в какому? Николаю Васильевичу». — «Да что вы, род
ной, господь с вами, успокойтесь, лягте. Госрль давно умер».
«Умер? — спросил Михаил Семёнович. — Умер... да, вот что...». Низко опустил голову, покачал ею, отвернулся лицом к стене и навеки заснул.
Так и в предсмертные минуты не разлучался Щепкин с тем, в ком видел великого руководителя русского театра на пути художественной правды и общественного служения.
За 80 лет, протекшие со дня смерти Щепкина, русский театр
прочло и навсегда утвердился на этом пути.
Оба ведущих театра СССР—Малый, где работал Щепкин в те
чение 40 лет, и Художественный, где его заветы всегда чтились высоко, — признают Щепкина как бы бессмонпым своим руководителем и вдохновителем.
Для К. С. Станиславского, как и для М. Н. Ермоловой, имя Щепки
на всегда было знаменем высокой правды, знаменем благо-родной человечности в искусстве.
Таким же светлым знаменем является имя Щепкина для всех советских актёров.
«Он создал правду на русской сцене». Эти Слова Герцена кратко, но точно указывают на бессмертную заслугу Щепкина перед его родиной.
С. Дурылин.

Большой театр вернулся

в Москву

Вчера вечером в полном составе вернулся в Москву Большой театр Союза ССР. Задолго до прибытия коллектива, ГАБТ собралось много встречающих.
Встретить работников театра пришли представители Комитета но де
лам искусств при СНК СССР, ЦК союза рабис, дирекция Большого театра, артисты филиал^ ГАБТ и дру
гих московских театров, родные, друзья; зйакоАде.
Встречаемые аплодисментами, букетами цветов появляются мастера Большого театра. Среди них — лауреат Сталинской премии, заслужен
ный деятель искусств А. Мелнк-Пашаев, лауреат Сталинской премии Р. Захаров, лауреат Сталинской пре
мии, заслуженный артист РСФСР А. Меесерер и многие другие. Возвратились также артисты хора, балета н оркестра, работники технических цехов. Привезены декорации, костюмы, бутафория.
В ближайшие дни в заново отремонтированном здании Большого те
атра артисты начнут готовиться к открытию сезона.

Зрительный зал Большого театра, столь любимый москвичами, стал ещё более нарядным, богато укра
шенным, блестит новой позолотой. Кресла, ложи, ярусы обтянуты пурпурным бархатом. В центре рестав
рированного плафона ослепительно сверкает огромная люстра.
Восстановлена в первоначальном своем виде замечательная роспись плафона — девять муз, предводимых Аполлоном. Эта роспись, сде
ланная художником, Титовым в 1856 году, нри неоднократных обновлени
ях подверглась сильным изменениям. Реставраторам пришлось снять пять слоев красок, й теперь перед зрителем предстала [ в подлиннике великолепная работа Титова.
Не только зрительный зал, но и вестибюль, коридоры, фойе приобрели парадный вид. В вестибюле сня
ты тамбур и заст,ёК Лённые двери., В зрительный зал ведёт парадная анфилада входов. В коридоре пар
тера застеклённые двери заменены новыми, массивными.
Во время ремонта театра значительно улучшены вентиляция, обо
рудование артистических уборных, подсобных помещений н т. д.
В ремонте театра приняли участие видные архитекторы, инжене
ры, художники-реставраторы. Большую работу провели архитектор А. Великанов, инженеры Н. Щел
кан, А. Менгкичев и Г. Прокофьев, художник П. Корин.

Сезон в Большом театре начнется в конце сентября. Будут возобновлены спектакли: «Иван Суса
нин», «Снегурочка», «Сказка о на,ре Салтане», «Иоланта», «Князь Игорь», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
Большой театр осуществит ряд Новых постановок. Среди них —
оперы «1812 год» С. Прокофьева и «Евгений Онегин» -. Чайковского. (к 50-летию со дня смерти композито
ра), «Борис Годунов» Мусоргского в
инструментовке Д. Шостаковича, «Дуэнья» С. Прокофьева н «Декабристы» Ю. Шапорина.
В ночь на 22 августа наша авиация бомбардировала воинские эше
лоны и военные оклады противника на железнодорожном узле Дебальцево и станции Иловайская. Наблюде
нием отмечены прямые попадания бомб в несколько железнодорожных составов. В результате бомбардировки возникли многочисленные пожа
Активисты детского Дома культуры Бауманского района столицы обслуживают сейчас школьные оздо
ровительные площадки. На снимке, выступление юного скрипача Жени
Мелешкина.
Фото С. ЛАРИЧЕВА.

Последние концерты

КОНЕЦ ЛЕТНЕГО
СИМФОНИЧЕСКОГО
СЕЗОНА
Государственный симфонический оркестр Союза ССР заканчивает летний симфонический сезон концертами, которые состоятся в конце августа и в первых чиолах сентября.
В конце августа состоится симфонический концерт-выставка со
ветской музыки. На это же время намечен и большой концерт украинской музыки. 3 сентября под управлением молодого дирижёра К Кондра.шина будут исполнены пер
вая симфония Скрябина, второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова и балетная сюита Чайковского «Щелкунчик».
В программе концерта 8 сентября — вторая симфония Бетховена,
увертюра Керубини «Анакреон» и
сюита Шостаковича из музыки к кинофильму «Златые горы».
10 сентября — закрытие летнего симфонического сезона. Государственный симфонический оркестр Союза ССР под управлением Н. Р-ахлина исполнит первую и шестую симфонии Чайковского.
Горит подожженный партизанами эшелон.
(Кадр из фильма «Народные мстители»).

Налеты нашей авиации на железнодорожный узел

Дебальцево, станцию Иловайская, а также на скопления войск противника юго-западнее Харькова

ры, которые сопровождались взрывами большой силы.
В ту же ночь наша авиация яодвергла скльпой бомбардировке ско
пления немецких войск, танков и автомашин противника юго-западнее Харькова. ...
Все наши самолёты вернулись на
свои аэродромы.

Положение в Дании Обстановка в стране обостряется Волнения на острове

Фюн Столкновения бастующих датчан
с оккупантами.
СТОКГОЛЬМ, 23. (ТАСС). Шведское телеграфное агентство передаёт из Копенгагена, что немцы с начала августа этого года увеличили тран
зитные перевозки своих войск и ма
териалов через Данию в Норвегию. Датские патриоты ответили на это усилением саботажа и диверсиями, оообенно на железных дорогах. На железнодорожной линии, ведущей от датско-германской границы до Ольборга, потерпели крушение пять немецких поездов. Произведены разрушения на 60 промышленных предприятиях. Имело место много поджогов. В связи с этими фактами немцы ввели в ряде городов Дании
чрезвычайное положение, поставили в этих городах свою охрану и по
требовали от датского правительства передачи в их руки всего судопроизводства по делам, касающимся саботажа. Это требование немцев вызвало волну забастовок в стране.
Шведская газета «Нюа да глист аллеханда» пишет, что имевшие место в последние дни в Оденсе кровавые столкновения между датчанами и
германскими солдатами происходили около верфи Миллера, на кото
рой работает около 3 тыс. датских рабочих. После того как на этой верфи было совершено несколько диверсионных актов, немцы, выставили там свою охрану. Рабочие от
ветили на это забастовкой. Однако немецкая охрана не была удалена. Тогда рабочие других предприятий города об’явили забастовку в знак солидарности с рабочими верфи.
По сообщению газеты «Свен с к а дагбладет», обстановка в Дании резко обострилась. Особенно крупные волнения происходят на ост
рове Фюн. Телеграфное сообщение между Копенгагеном и Ютландским полуостровом было прервано 19 августа.
Особенно активно, по сведениям газеты «Дагенс нюхетер», осуще
ствляются саботаж и диверсии на железной дороге в Орхусе. На этой дороге движение часто прекращается вследствие разрушений, производимых взрывами бомб замедленного действия.

Прибытие Стимсона

в Квебек
ЛОНДОН, 22. (ТАСС). По сообщению квебекского корреспондента агентства Рейтер, военный министр США Стимсон прибыл в Квебек.
СОВЕЩАНИЕ
О РЕПЕРТУАРЕ
На-днях состоялось совещание руководителей художественной самодеятельности, директоров клубов, композиторов и музыковедов, созванное Московским домом народного творчества.
Обсуждались вопросы репертуара еа модеятельных музыкальных коллективов и ансамблей столицы.
Участники совещания отметили, что наряду с удачно подобранным в ряде коллективов репертуаром (Центральная концертная бригада ПВ<Х Дворец куль
туры нм. Сталина, клубы им. Ногина, им. Горького, «Культурный путь» и др.) во многих коллективах репертуар вызывает немало нареканий. Очень часто исполняются сентиментально-слащавые песни, вызывающие недоумение и досаду у слушателей.
Очень мало в репертуаре созвучных нашей эпохе героических песен, нет сатиры.
Мало работают руководители самодеятельных коллективов и над разнооб
разием форм актерского исполнения. Некоторые коллективы, достаточно под
готовленные к исполнению труднейших романсов Танеева, Чайковского, Рахманинова, вполне могли бы показать от
дельные сцены из опер и классических оперетт.
Выступавшие на совещании подчеркнули необходимость тщательного отбора произведений, включаемых в репертуар. Внесены практические предло
жения для повышения квалификации руководителей коллективов художественной самодеятельности.

КНИЖНАЯ

ПОЛКА

* В СЕРИИ «Военная библиотека школьника» в Детгизе вышла книга А. Абрамова и Ю. Долгушина «Оружие пехоты» под общей редакцией и с предисловием генерал-майора М. Мяснико
ва. Книга знакомит пионеров и школьников со всеми видами, огнестрельного пехотного оружия. Иллю
страции художника М. Гетманского. (Тираж 25.000 экз., стр. 136, цена 5 руб.).

Налеты на Италию

ЛОНДОН, 22. (ТАСС). Штаб союзных войск сообщает, что самолёты союзников, входящие в состав военно-воздушных сил Северной Африки, продолжали совер
шать налёты на железнодорожные коммуникации в Южной Италии. Средние бомбардировщики в сопровождении истребителей атако
вали сортировочную станцию Внлла-Литерно. Над этим об’ектом самолёты союзников сбили 25 враже
ских истребителей. В районе обоих об’ектов были отмечены прямые попадания на железнодорожные линии. Возникли пожары.
Минувшей ночью бомбардировщики совершили налёт на сорти
ровочную станцию Баттнпалья. Авиация союзников потеряла 6 самолётов.
Вчера днём .трупное соединение самолётов «Летающая крепостьподвергло бомбардировке «железно
дорожные линии Аверсы и всего района Неаполя.
ЛОНДОН, 22. (ТАСС). Штаб военно-воздушных сил союзников на Ближнем Востоке передаёт, что входящие в состав 9-й американской авиационной группы самолё
ты «Либерейтор» вчера днём ата
ковали сортировочную станцию Канчелло, расположенную к северовостоку от Неаполя. Были отмече
ны прямые попадания в оклады, вокзальное депо и завод. На всей территории сортировочной станции возникли пожары и произошли взрывы. В воздушном бою было сбито 25 вражеских истребителей.
Действия английской
авиации
ЛОНДОН, 22. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер из Ла-Валетты, в ночь на 20 августа базирующиеся на Мальту самолёты продолжали наносить удары по коммуникациям противника в Италии. Самолёты сбросили бомбы па железнодорожный узел Торре—Аннунциата,
железнодорожный вокзал л мост к северу от Рипальта и три других вокзала.
Арест немецкого
шпиона в Тегеране
ТЕГЕРАН, 23. (ТАСС). Управление полиции опубликовало извеще
ние о том, что на-днях в Тегеране был арестован немецкий шпион и что, по имеющимся данным, в Иране находится ещё несколько немецких агентов, целью которых является создание беопорядков и провока
ций, направленных к ухудшению отношений между Ираном и союз
никами и разрушению иранских коммуникаций. В извещении далее говорится, что, поскольку отноше
ния между Ираном и союзниками изо дня в день становятся все крепче и служат общей пользе, каждому, кто представит сведения, на основе которых будет возможно арестовать любого немца, проживающе
го в Иране без разрешения, прапское правительство выдаст дедрщпую награду.
ПОД таким названием идёт сейчас на московских экранах но
вый документальный фильм Центральной студии кинохроники.
Это название вполне отражает справедливую борьбу наших советских партизан с немецкими окку
пантами. Война, которую мы ведём с гитлеровской Германией, — это война всего советского народа про
тив немецко-фашистских захватчиков. Эта народная священная борьба идёт и на фронтах, где бьёт вра
га наша доблестная Красная Армия, и на временно захваченной немца
ми территории, где сражаются на
родные мстители — наши славные партизаны и партизанки.
Новый фильм, снимавшийся в тылу у врага, рассказывает, как на
родные мстители, откликаясь на призыв великого Сталина, создают невыносимые условия для Гитлеровских оккупантов. Советские партизаны показывают беспримерный героизм, мужество и готовность к самопожертвованию во имя родины я народа.
Конечно, в одном фильме нельзя показать всего многообразия парти
занской борьбы. Да для этого ещё 1Р не наступил момент. Но то, что сделано, является замечательной, волнующей кнноповестыо.
Гитлеровцы думали, что путём жестокого террора и репрессий им удастся запугать наш -- советский народ, сделать его безвольным и за
ставить тянуть лямку рабского труда у немецких баронов и помещи
ков. Но советские свободолюбивые люди, воспитанные партией большевиков, не могут покориться захватчикам — чужеземцам.
Возникло могучее партизанское движение народных масс. Наряду с регулярной Красной Армией поднялись на бой с врагом партизан

„НАРОДНЫЕ МСТИТЕЛИ“

ские отряды. И в этом дружном, братском единении Красной Армии н партизан заключается та сокрушительная, всепобеждающая сила, которая сметает и сметёт своей огневой волной грязь немецкого нашествия.
В картине наряду с боевыми делами партизан братских народов Рооснп, Украины, Карелии показаны и доблестные дела партизан Белоруссии.
С незапамятных времён белоруссам приходилось отражать удары
немецких завоевателей, посягавших на славянские земли. Уже сотни лет назад белоруесы помогали своим русским братьям бить немецких захватчиков — псов-рыцарей из тевтонского я ливонского орденов. Бе
лорусские воины храбро сражались на льду Чудского озера в дружинах Александра Невского, участвовали в разгроме немцев под Грюп
вальдом, громили немецкие войска В 1918 году.
И сейчас на белдруссов обрушились первые удары озлобленного врага. Над захваченной немцами Белоруссией стоит зловещее зарево. Два года насаждают здесь немец
кие оккупанты свой кровавый «но- вый порядок». Два года уничтожа
ют они бело-русский народ, сжигают города Белоруссии, уничтожают национальную культуру, стремясь обез
личить белорусский народ, оторвать его от народов Советского Союза и
превратить Белоруссию в немецкую колонию.
Но никакие силы на протяжении многих веков не йогли «фазлучить и никогда не разлучат русского и бе
лорусского народов. Белорусский народ не покорён. Он дал клятву
Т. ГОРБУНОВ,
СЕКРЕТАРЬ ЦК КП(б)
БЕЛОРУССИИ
ПО ПРОПАГАНДЕ
нашему великому вождю и полководцу товарищу Сталину не -выпус
кать оружия из своих рук до тех пор, пока хоть один фашистский гад будет погкнить нашу родную зем
лю. Эту клятву белоруесы с честью выполняют.
Первые Герои Советского Союза ореди партизан — это белоруесы Павловский и Б.умажков. К ним те
перь прибавились новые имена — Заслонена, Сильницкого, Козлова.
На боевом счету белорусских партизан уже имеется 150 тысяч уничтоженных гитлеровских солдат, свыше 3 тысяч офицеров и 13 немецких генералов. Па одном лишь минском кладбище, пЬ показанию самих фашистов, похоронено 1.600 гитлеровцев.
В фильме показаны боевые дела командира партизанского отряда батьки Миная. В прошлом он, как и миллионы бедрруесов, любовно строил свою республику, делал всё, чтобы дом белорусса был счастли
вым и богатым, чтобы жилось в нём вольготно свободному человеку.
После исторического воссоединения бедоруссов в 1939 году перед Белоруссией открылись огромнейшие перспективы ещё более быстрого экономического и культурно
го расцвета. И батька Мипай, как и все белоруесы, лелеял мечты о прекрасном будущем своей страны и народа.
Но коварный враг ограбил белорусский народ, превратил в пусты
ни колхозные нивы. Гитлеровцы, расчищая «жизненные пространст
ва» для немецких переселенцев,
уничтожили в Белоруссии свыше миллиона человек, угнали на ка
торгу несколько сот тысяч. В числе казненных гитлеровцами оказались мать и дети батьки Миная. За кровь своих детей, за кровь близких и
родных батько Минай пролил уже немало чёрной фашистской крови. Но за содеянное гитлеровцами в Бе
лоруссии немецкие изверги должны расплатиться реками своей поганой крови.
В фильме мы видим, как партизаны Белоруссии, полные решимости и бесстрашия, находясь в глу
боком тылу, нападают на немецкий гарнизон города Бегомль, освобожда
ют этот город от немецкой нечисти. Это — действия минских партизан.
А по соседству с минскими партизанами, хотя этого и не показано в фильме, так же бесстрашно дейст
вуют партизаны Полесья, Пинской области. От Бреста и Белостока до
Днепра, от озорной Витебщины до Гомеля — по всей Белоруссии дей
ствуют многочисленные партизанские отряды.
Гнев народа против оккупантов, его сплоченность настолько велики, что в Белоруссии есть целые районы, откуда совершенно изгнаны немцы. Гитлеровцы вынуждены бро
сать против партизан огромные во
енные силы, иногда по нескольку дивизий в одном районе. Но все их карательные экспедиции проваливаются.
Славными делами белорусских партизан руководят партийные ор
ганизации, которые действуют в тылу врага. Тысячи коммунистов, комсомольцев и беспартийных — воен
ных работников, врачей и учителей —работают в партизанских отрядах.
В фильме показано, какую силу имеет в тылу врага слово больше
вистской правды. В оккупированной Белоруссии издаются типографским способом две республиканских га
зеты, восемь областных и более 70 городских и районных газет. Партизанская печать поддерживает уве
ренность народа в окончательной победе над врагом.
В лице партизан население видит своих защитников, народных мсти
телей и всячески помогает им. Всё чаще и чаще в партизанские отряды приходят с оружием и без ору
жия молодёжь, старики, женщины и просят принять их в ряды борцов против ненавистного врага. Не
редки случаи, когда в разгаре боя белорусских партизан с немецкими захватчиками на помощь партизанам приходило всё окрестное население.
Обстановка борьбы на фронтах великой отечественной войны скла
дывается так, что нй белорусских партизан возлагается великая историческая миссия — помочь насту
пающей Красной Армии, которая уже приближается к границам Белоруссии.
— Вперед, за разгром немецких оккупантов и изгнание их из пределов нашей Родины! — этот призыв товарища Сталина напи
сан на знамени Красной Армии и партизан. Немецкая грабительская армия с каждым днём полу
чает всё новые и новые удары на фронте от героической Красной Армии и в своем тылу — от мужественных народных мстителей — партизан и партизанок.

Война на Тихом

океане

ЛОНДОН, 22. (ТАСС). Штаб объяснённого командования союзников в юго-западной части Тихого океана со
общает, что средние бомбардировщики союзников совершили налёт на аэро
дром Дагуна (Уэйвейк, Новая Гвинея). Подожжено на земле 34 японских самолёта. В воздушном бою сбито 33 японских истребителя и возможно сбито 5. Союзники потеряли 3 истребителя. Нисколько самолётов получило повреждения. Тяжёлые бомбардировщики союз
ников произвели налёт на никелевые рудники в южной части острова Целебес. Сброшено 27 тонн бомб. Подожжён снаряжательный завод и причи
нены крупные повреждения военным
мастерским. Все самолёты вернулись на базу. Авиация союзников атаковала
также об’екты на островах Тимор Изабель.
Японские самолёты произвели ночной налёт на Дарвин. Причинён незначительный ущерб.
ЛОНДОН, 22. (ТАСС). Штаб об’единённого командования союзников в Индии сообщает, что английские самолёты потопили иа реке Ирравадп
значительное количество речных судов.

ОТОВСЮДУ

* В ЛОНДОНЕ официально объявлено, что английская авиация потопила 2 из трёх вражеских торпедных катеров, крейсировавших ночью 21 ав
густа вблизи Дюнкерка. Английский истребитель обстрелял вблизи Шербура неприятельский вооружённый тральщик, который, повидимому, затонул.
* ВЕНГЕРСКОЕ радио передает, что в Будапеште официально об’явлено о смещении с поста командующего вто
рой венгерской армией генерал-полковника Яни, командовавшего венгерски
ми войсками на советско-германском фронте.
* КАК ПЕРЕДАЕТ английское министерство информации, в Англии полу
чен отчет о переписи, проведенной в Индии в 1941 году. По данным пере
писи, численность населения Индии са 10 лет возросла на 50 млн. человек и составляла в 1941 году 388 млн. 997 тыс.
955 человек. Свыше 49,5 млн. человек живёт в городах, остальное население
— в деревнях. 66 проц. населения Ин
дии составляют индусы, 24 пред. — мусульмане. В Индии имеется 2.703 го
рода (при переписи городом считался каждый населённый пункт с населением не ниже 5 тыс. человек), деревень
— 655 тысяч 892. Городов с населением не менее 100 тыс. человек имеется 58.

ХРОНИКА

Президиум Верховного Совета СССР освободил Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел тов. Литвинова Максима Максимовича от обязанностей Чрезвы
чайного и Полномочного Посла СССР в Соединённых Штатах Америки.
Президиум Верховного Совета СССР назначил тов. Громыко Андрея Андреевича Чрезвычайным и Полномочным Поелом СССР в Соединённых Штатах Америки.

Телеграммы из-за границы Художественная

самодеятельность

О возвращения
дипломатического
корпуса в г. Москву
Дипломатический корпус в СССР, переведенный по решению Советского Правительства осенью 1941 хода в г. Куйбышев, в средних чис
лах августа 1943 года в подием составе возвратился в г. Москву.
(ТАСС).