МОСКВА ОТ ИМЕНИ РОДИНЫ САЛЮТУЕТ

Радость победы

Я по обыкновению направлялся в этот вечер пешком в свою мастерскую. Тихо спускаются сумерки. Улицы полны оживленно спеша
щей толпой. Еще мерцают кое-где не завешенные шторами приветливые огоньки... Полный мыслями о предстоящей работе, я отдавался размеренному ритму одинокой прогулки.
И вдруг в привычный ход моих ощущений ворвался напряжённовзволнованный торжественный го
лос диктора: «В 8.30 слушайте важное сообщение». Я взглянул на часы. Сердце забилось сильнее.
Видимо, такое же чувство напряжения владело не мной одним.
— Слышали, сейчас будет какоето важное сообщение? Не знаете ли, в чем дело? — спрашивали друг друга проходившие Девушки.
Иду к Пушкинской площади. У- репродуктора много оживлённо разговаривающих людей. Чувствуется возбуждённое нетерпение. Вот, на
конец, как звонкие капли, падают в воздух позывные радиостанции. Сколько смысла таится в этой привычной мелодии!
И вот эта долгожданная весть. Взволнованный голос доносит из рупора приказ вождя: вторая сто
лица. Украины — наш родной Харьков освобожден от гнета немецко-фашистских мерзавцев.
Радостная весть — «Харьков взят, Харьков наш!» —- переходит из уст в уста, катится из улицы в улицу счастливым братским приветом.
Всюду возбуждённые голоса, люди спешат на улицы. Праздничное оживление властно охватывает ду
шу, приподнято взволнованную гордым сознанием победы.
Залп салюта раскатом весеннего грома проносится в воздухе. Ещё и ещё. Трассирующие нули раскаленными звездами улетают в про
странство, прошивая на тёмном бархате неба цветные борозд:,г гроз
ных узоров. Ритмичные, мощные залпы орудий чередуются с резким цоканьем пулемётных очередей.
Страна, город мой, родной и любимый, приветствуют армию наших чудо-богатырей. Всё новые и новые золотые, зеленые, красные струи трассирующих пуль штурмуют ночное небо..
В этом прекрасном и грозном зрелище — глубокий смысл: радость победы сливается с угрозой врагу. Симфонии огней и зву
ков сливаются в наступательный марш. Вот в эту цветную ткань ярко и волнующе врываются фонтаны фейерверков.
Ракеты взлетают ввысь и, медленно, изогнувшись павлиньими перьями, разбрасывают в воздухе светящиеся символы победы.
В этих залпах, в сиянии фейерверков, в чёткой траектории трассирующих пуль, во всей этой тор
жественной симфонии победы слышится- голос нашей могучей роди
ны. Этот салют слышат не только
в Москве. Гулким эхом разносится он по стране и откликается в серд
це каждого сына нашей необ’ятной родины.
Крепче удар молота на , заводах, крепче удары по врагу на фронтах!
Лауреат Сталинской премии, художник
Василий Яков.лев

Родной Харьков

Родной, любимый Харьков! С ним связаны воспоминания юности. Я знаю каждую. улицу, каждый самый маленький переулок этого чу
десного города. Больно было сознавать, что враг разгуливает но род
ным местам, хозяйничает, творит там своё чёрное дело. Но пришёл час, и последний немец бежал из Харькова, как он уже убежал из многих наших сёл и городов.
Вторая столица Украины возрождается к жизни, к счастью. Над го
родом снова сияет наша лучезарная звезда. Город залечит свои раны, сотрёт все следы пребывания в нём варваров, начнёт новую, сози
дательную жизнь, задымят его вос
становленные фабрики и заводы. Харьков снова вошёл в великую
семью советских городов. Истерзан-1 ный, сожжённый, он нам ещё дороже, ещё ближе.
Первые н.ашн чувства любви, уважения и благодарности нашим бой
цам и прославленным генералам, чьн имена сегодня с такой любовью произносит весь советский народ.
Никогда не забудет родина этого счастливого дня — она будет вечно помнить его, чтить освободителей Харькова.
О героях будут написаны поэмы, сложены песни, их имена навеки прославит народ.
Какое радостное оживление парило вчера на улицах Москвы! Люди делились друг с другом своей радостью, дети кричали, прыгали, хлопали в ладоши, непосредственно из
ливая свой восторг. Это для них, для их будущего сегодня на полях сражений Красная Армия отвоевы
вает у злобного врага каждую пядь
родной земли. Его бьют в любое время года, в любую погоду, и днём и ночью.
Пусть всё чаще и могуче звучат наши салюты, пусть всё ярче и веселее горит фейерверк в ночном московском небе.
Сегодня Харьков ещё пылает от пожаров, но завтра в ночном небе освобождённого города так же_ ра
достно и весело замелькают весёлые огоньки фейерверков— это Харьков вместе со всей страной будет ли
ковать и праздновать победы своей освободительницы — Красной Армии.
Привет родному городу, привет Харькову!
Заслуженный артист РСФСР С. Межинский
Москва, Красная площадь, 21 час 00 минут, 23 августа 1943 года.

Фото А. СЕРГЕЕВА. Москва и Харьков

Любимый город

Песня победы

Харьков! Наш Харьков — вторая столица родной Украины — вчера освобождён от гнета немецко-фаши
стских мерзавцев. Пала ещё одна крепость немецкой оборопы.
Нет сейчас советского человека, чьё сердце радостью и глубоким волнением не отозвалось бы на эту новую блистательную победу доблестной Красной Армии.
Вчерашний салют столицы — эту радостную песнь победы — слышали и доблестные войска, освободившие Харьков, и славные североморцы, и участники боёв под Ворошиловградом.
Краснознамённый ансамбль красноармейской песни и пляски Союза
ССР горд и счастлив тем, что может прославлять в своих песнях величие народа братской Украины, воодушевлять свбнм песенным искусством воинов-героев, освобождающих украинскую землю.
Песня всегда была другом и товарищем бойца. Песня — неразлуч
ный спутник русских воинов. Наши прадеды, суворовские чудо-богаты
рн, в песнях рассказывали о своих победах. Хорошо пели, хорошо дрались сыны советского народа в го
ды гражданской войны. II в дин ожесточённой борьбы против гитлеровцев с особой силой звучат боевые песни Красной Армии.
Песню победы поют сыны и дочери советского народа, сражающиеся на украинской земле. И недалеко
время, когда чудесные украинские песни зазвенят по всей Украине. Их подхватят Белоруссия, Прибалтика — и всюду и везде на освобождённой советской земле разнесётся пес
ня победы, песня благодарности великому и мудрому товарищу Сталину.
Лауреат Стапинсной премии, народный артист СССР
генерал-майор А. Александров.

Вторая столица Украины

Вчера мы, москвичи, испытали великое счастье — от имени нашей родины салютовать героическим освободителям Харькова—второй столицы советской Украины.
Мы слышали радостный гул орудий, сопровождавший победный приказ вождя.
Мы видели красочную симфонию трассирующих пуль, взлетавших в праздничное небо Москвы!
Всеми помыслами, всем сердцем мы с вами, доблестные харьковчане!
Громите немца зимой и летом!
Приближается радостный час освобождения от гитлеровских захватчиков всей нашей исконно отцовской земли!
Нанте горячее желание — участвовать в ваших битвах и победах,
слить огонь нашего оружия — политической сатиры — с разящими залпами ваших боевых орудий.
Лауреаты Сталинской премии, заслуженные деятели искусств художники
Кукрыниксы.
НЕДАВНО я был на одном аэро
дроме, когда с разведки возвратился капитан Алексей Крикдий. Он летал в район Харькова в те дни, когда немцы подтягивали свежие силы с намерением остановить наш натиск. Когда капитан вышел из самолёта, те. кто встречал его, увидели. грустное лицо товарища и спросили:
— Ну, что, Алёша?
— Горит наш Харьков... — ответил капитан, и голос его дрогнул.
Я знаю: капитану дорог каждый клочок советской земли; ему мил любой город, любое село. Но сей
час в грустном напряжении его бледного лица, в вибрации всегда твердого голоса были особая печаль п особая горечь. Для него Харьков — колыбель. Сюда когда-то при
шёл он из далекого, бедного села,
1тобы в тяжёлом труде стать- чело
веком. Здесь робкий, краснеющий крестьянский парнишка впервые взял в руки тяжёлую лопату, чтобы, создав этот город, обрести крылья.
Есть красивые города: стройные дома, зеленые парки, ровные улицы и площади, украшенные прекрасными памятниками. Есть города —
Любимые. С ними связано воспоминание о днях нашего становления и созревания творческих мыслей и сил. Любимый город — это улицы, по которым мы сделали первые свои робкие шаги, и камни, скреплённые нашим - солёным трудовым потом.
“Таков Харьков — город, созданный советским народом, сложенный по камешку сотнями тысяч советских людей, построенный энтузиас
тами нового, советского мира. Тот, кто знал Харьков пятнадцать лет назад, понимает, чем стал за это время раш город. Площадь Дзер
жинского — прекрасный ансамбль стройных строгих зданий: Дом про
мышленности. Дом кооперации, Дом проектов; многие сотни жилых домов в районе Сумской и Дзер
жинской; гигантский тракторный завод с городом в сто тысяч жителей; турбогенераторный, электрозавод, паровозостроительный, сельскохозяйственного машиностроения, велоза
вод... Десятки театров, институтов, дворцов труда н культуры; новые улицы, новые проспекты, новые пло
щади... Ни один город в советской стране не строился в годы первых пятилеток так стремительно, так упорно, так вдохновенно.
Но не только дворцами и заводами мог гордиться новый, советский Харьков. Он воспитал в стенах сво
их школ, лабораторий, театров свой собственный комплекс художествен
ных и научных понятий — строгую школу, деловую и сдержанную. С его подмостков впервые зазвучала на весь Советский Союз прекрасная игра Наталии Ужвий, Валентины Чистяковой. Амвросия Бучмы, Марьяна Крушельницкого... В белом зда
нии старой онеры мужал стройный хор замечательных певцов -— Кнпарен ко-Даманского, Яитвиненко-Вольгемут, Петрусенко, Паторжинского— В доме на Каплуновской улице были впервые прочитаны многие стихи Павла Тычины, Леонида Первомай
ского, романы Юрия Смолима. На Сумской улице, в Доме университе

Савва Голованивский

та, создал свою замечательную науку академик Воробьёв. Упорно и плодотворно - трудился в зданя-и Сельскохозяйственного института академик Соколовский.
Все, что сотворяли эти люди, стало знаменательным вкладом украинской культуры — той манящей и увлекающей школы, которая родила последователей и учеников.
Я был в Харькове весной 1943 года. Город перенёс полуторагодичную кабалу. Он стонал от ран, я
на его прекрасном лице синели уродливые следы германских злодеяний. Никогда не забьггь поваленных на мостовые столбов, спутан
ной на асфальте проволоки; домов, в окнах которых что ночам полыха
ло шаткое страшное пламя... Всегда будет звучать грохот обгоревшей же
сти, которую раскачивал холодный предвесенний ветер... В памяти веч
но будут жтзы страшные воспоминания о сожжённых немцами зданиях-гигантах на площади Дзержинского, о пожарище, в которое пре
вращён громадный квадрат от Дворца пионеров через всю Павлов
скую площадь и до самой Клочковской улицы.
Но разрушенные корпуса заводов, сожжённые дома и дворцы культу
ры — это не самое страшное, что сделали немцы с Харьковом. Долгие месяцы своего пребывания в городе посвятили они тому, чтобы убить достоинство советского человека. Жутко становится от испуга, кото
рый я читал в глазах малолетних харьковчан, о трудом привыкашцих
Облако дыма заволакивает его от наших взоров, но мы видим уже его. Мы слышим его стоны. Облако стоит над ним- густой пеленой, и лучи летнего солнца не в состоянии проникнуть сквозь эту пелену. Го
род все еще, переживаем тяжкий кошмар ночи. Он ждет освобожде
ния’. Он протягивает к нам руки. Это — Хагрьков.
Мы видим: во всех концах города то и дело взлетают вверх огромные клубы пламени. Взрывы. Гул. Вздрагивает земля. Черная, густая, тяжелая завеса закрывает любимый го
род. Немцы вот уже несколько дней жгут и взрывают Харьков. Оли предчувствуют неизбежность отступления, они вилят нал своими головами карающий меч Красной Армии.
Вчера наши бойцы захватили в плен германского сапера Иоганна Шнайдера. Он показал, что гитле
ровское командование приказало очистить все под гребенку. Вывозят металл. Сняли трамвайные рельсы. Вывозят продовольствие, награблен
ное у крестьян и горожан. Нельзя вывезти здания? Ну, так их поднимают на воздух!
Но дьявольский план гитлеровско го штаба не удается. Наши славные войска гонят противника, ломают его сопротивление, наносят удар за ударом, истребляют живую силу и технику врага.
Немцы решили особенно ожесточенно обороняться в районе группы
крупнейших харьковских заводов. С. командного пункта видно: враг ощерился здесь сильнейшим миномётным и пулемётным огнём. Гитлеров
цы взорвали коробки зданий цехов, спрятали в развалинах миномётные батареи и противотанковые пушки. Оконные проёмы служат у них амбразурами для многочисленных зе
нитных установок, которые враг а» пользует для стрельбы по наземньц целям.
Всё введено в действие с единственной целью: задержать натиск Красной Армии.
Харьков, наш славный, прекрасный -Харьков, перед нами. Он должен быть взят, освобождён от фашистской нечисти. И он будет взят.
Ни с чем несравнимо мужество наших гвардейцев, идущих в атаку
на немецкие укрепления. Красно-1 армеец Иван Столяров в Критескую минуту, корда- крупные силы гитлеровцев остервенело бросились
в контратаку, поднялся во весь рост и крикнул товарищам:
— За мной, герои, освободители Харькова! Я иду в бой беспартиб
ным, но, если умру, считайте меня: коммунистом!
Пример Столярова воодушевил всё подразделение. Харьковчанин Степан Ромшин в штыковом бою заколол троих гитлеровцев и взял в идеи офицера.
Сержант Михаил Щепкин, лейтенант Владимир Полищук, капитан Бодня и многие, многие другие, впдя перед- собой пылающий Харьков, не жалели собственных жизней во имя достижения победы. Они рва
лись в бой, они яростно бились с ненавистным врагом—-и побеждали.
И вот-паши передовые части врываются в город. Закипают уличные Схватки. С трёх сторон устремляются к Харькову наши дивизии. Словлено сопротивление немецкого гар
низона. Город вырван из хищной, окровавленной гитлеровской паст.
Наш дорогой Харьков свободен!
Мы сделаем все, нага любимец, чтобы восстановить тебя, влить в тебя свежие силы.
Харьков, вторая столица .Украины, будет жить и цвести!
Иван Ле.
ХАРЬКОВ, 23 августа.

Слово украинки

23 августа 1943 года

В этот вечер

Да здравствует свободная

Украина!

Душа советского человека наполнилась чувством гордости за великий русский народ, чувством восхи
щения родней Красной Армией, чувством благодарности нашим во
енным стратегам, чувством горячей любви к первому Маршалу Советского Союза товарищу Сталину.
Харьков — это новая победа над сильным, коварным и злым врагом, победа светлого духа, ума, воли, смелости над чванством и подлостью выродков человечества.
Красная Армия освобождает украипгт.ую землю. Да здравствует свободная Украина! Да здравствует украинский иарод! В такие дни каж
дый из нас думает о том, чем и как помочь Красной Армии, ускорить день окончательного изгнания фа
шистских извергов с нашей родной земли.
Прилив новых сил, новой воли рождает такие победы в нашем на
роде. Вперёд, .на Запад! Вперёд, к окончательной победе!
Лауреат Сталинской премии заслуженный деятель искусств, кинорежиссер
Г. Александров.
к тому, что перед ними не немцы, а люди. Нельзя забыть этих детских глаз н того, с каким трудом прояснялись они, когда начинали чув
ствовать нашу ласку. Этих детей лишили всего: их родителей повесили, их дома ограбили, их обрекли на холод и голодную смерть. Из них хотели сделать рабов.
Еще одно страшное преступление содея.ти немцы в -нашем родном го
роде. Они угнали дочь или сына из каждого дома, из каждой семьи ту
да, к себе, в ненавистную Германию. Да, им нужны были рабы. Но еще одну предательскую цель преследовали они при этом: немцы хотели тяжелыми цепями вынужден
ной покорности приковать к оеба -несчастных отцов и матерей, сделав своими заложниками 15-детиих юношей.
...Вечером 23 августа Москва нарушила сво-й строгий военный покой. В небо поднялись бесчислен
ные разноцветные строчки трасси
рующих пуль. Стройные башни Кремля озарились вспышками мощ
ных орудийных за-тпол. Москва приветствовала доблестные войска, освободившие вторую столицу великой советской Украины.
Люди запрудили улицы и, глядя вверх, часто невольно попадали в об’.чтия друг к другу. На мгновение лица их освещала неловкая улыбка, но скоро она переходила в радостный и счастливый смех. Незна
комые люди, казалось, невзначай налетевшие друг .на. друга, обнима
лись и понимали, что об’ятия их не случайны.
Почему ликовала Москва? Что произошло такого, что заставило всех забыть о суровой строгости военного времени, о тяжести труда, о заботах и горестях?
В этот день был вырва.н из немецких когтей любимый город, и сердца согревала еще большая ра
дость, чем тогда, когда закончили строительство Дома промышленности или пустили тракторный завод.
Но радостный салют сердец длился недолго. Через несколько минут потухли приветственные гирлянды трассирующих пуль, так живо на
помнившие фейерверки иа моекчвских народных карнавалах. На ли
цах снова появились прежняя, соб
ранная озабоченность, ставшая уже всегдашней, деловая рабочая строгость.
В эти минуты все думали о ранах и горе, причиненных лютым врагом нашему родному городу. Много сил потребуют его обгоревшие остовы, его разрушенные сте
ньг для того, чтобы снова предстать перед глазами мира в новой своей ослепительной красоте. Но мы, создавшие Харьков на пустырях, соз
дадим его заново. Мы не устанем до тех пор. пока, город наш восста
нет из руин в новом поразительном блеске.
И тогда город наш будет еще крепче, еще аежнее любим, ибо в почву его впиталась наша кровь, и наш трудовой пот скрепит его развороченные камни.
Счастье близко, хотя борьба за него тяжела. Но мы готовы к бою и не устанем до тех пор, пока не добудем тк>беду.
Радостная весть о новой победе нашей доблестной Красной Армии, об освобождении второй столицы солнечной Украины—родного Харькова, взволновала весь народ Советского Союза.
Мне, украинке, особенно радостно освобождение Харькова. Наш укра
инский народ начинает снова жить и свободно дышать в освобожденных от проклятых фашистских захватчиков городах и селах родной страны.
Много горя терпел и терпит еще украинский народ от гитлеровской своры, но мы знаем: час полного ос
вобождения близок. Трепещи, фашистский оккупант! Не дадут тебе ды
шать на нашей земле ни воины Красной Армии, ни наши славные партизаны!
Наша родная Столица Москва вче
ра салютовала героям, водрузивши вновь красный флаг над советски Харьковом. Пламенной, горячей радостью бились наши сердца!
Скоро, скоро зазвучит украинеш песня по всей свободной украинской земле, и я о восторгом понесу ,мою песню тебе, моя любимая ‘Украина, мой родной Харьков!
Славят наши сердца горячо любимую Красную Армию, ее героевбойцов, нашего мудрого, дорогою вождя и отца — Маршала Советско
го Союза Иосифа Виссарионовича Сталина. Под его водительством, мы твердо знаем, победит советский народ ненавистного врага. Смерть немецким оккупантам!
Народная артистка СССР М. Литвиненко-Вольгемут.

Исторический день

Какой советский человек не испытывал радости вчера, в историче
ский день 23 августа 1943 года,
когда стало известно о взятии доб
лестными Харьковскими дивизиями второй столицы Украины — Харькова.
Мне, украинцу, особенно была дорога эта весть. Трудно словами пе
редать чувства, охватившие меня в эти минуты. Ведь мне особенно бли
зок этот город, с которым связаны моя молодость, мои первые робкие шаги в любимом искусстве на сцене Харьковского оперного театра. Каж
дая улица, каждый переулок, каждый дом знакомы и дороги мне.
Мне хочется выразить в этих коротких словах всю мою радость, гордость и восхищение доблестным нашими войсками, освободившими Харьков и его население от фашистского ига.
Я мечтаю как можно скорее встретиться с родными бойцами в Харькове и языком искусства моего на
рода оказать им то, что я не в силах выразить сейчас.
Лауреат Сталинской премии, народный артист УССР

И. Паторжинский. Светлый праздник

освобождения

В Харькове. Артиллерия проходит по улицам города.
Фото специальных фотокорреспондентов «Красной Звезды» О. КНОРРИНГА и А. КАПУСТЯНСКОГО
В этот вечер мы опять праздновали блестящую победу. Опять
ликовали мы под грохот артилле
рийских салютов. В звездную тьму
сверкающими каскадами летели разноцветные потоки трассирую
щих пуль. Ослепительные ракеты реяли над нашей родной Москвой. Харьков взят! Харьков наш! Украина освобождается от гитлеровских цепей. Да здравствует Харьков! Да здравствует родная свобод
ная Украина! Слышишь ли, Киев, победную поступь красных богатырей, несущих тебе свободу?
Пусть изранен, разрушен Харьков фашистскими дикарями, но этот прекрасный город жив. Он опять расцветет, как город красо
ты, потому что это город свободного народа. Он будет еще прекраснее, еще величественнее, как символ доблестного труда и борьбы.
В этот звездный вечер улицы Москвы были залиты народом. Кри
ки ликования неслись -отовсюду. И каждый залп салюта встречался ру
коплесканиями. То были шквалы рукоплесканий. Они не прекраща
лись: они сопровождали непрерыв
ные потоки трассирующих звёзд — эти сказочные фонтаны, бьющие в небесную высь. Сияющие ракеты, мгновенные вспышки пушечных выстрелов, грохот, пулеметные очере
ди, крики толи и аплодисменты — это была незабываемая музыка народного торжества.
И слышалось на всю страну в этом громе и криках: «Да здравст
вует Харьков! Да здравствует побе
да! Да здравствует Красная Армия!
Да здравствует великий вождь и стратег, любимый,. родной Сталин!»
Федор Гладков.

Честь и хвала нашим

бойцам

Вторая столица советской Украины — Харьков вырван доблестной Красной Армией из кровавых лап гитлеровских хищников.
Праздничные залпы московских орудий, от имени Родины салюто
вавших победителям, рвутся к фронту, Звучат в униссоя с боевыми залпами.
Родная Украина, опираясь на богатырскую руку воииа-освободи
тсля, сбрасывает с могучих плеч кровавое ярмо временной немецкой оккупации.
Из лесов и плавней, из широких степей выходят наши братья и сёс
тры, чтобы обнять освободителей, чтобы найти и покарать изменников, чтобы змшеать злодеяния немцев: казни, пытки, насилия, разрушения в грозный счёт расплаты с гитлеровскими палачами.
Мне, мальчиком бегавшему по родной Украине, вдвойне радостна весть о Харькове.
Я верю, я знаю — это только начало. Будет светлый праздник освобождения на улицах каждого ва
шего города, каждой нашей деревни, временно захваченных пемецкхми рабовладельцами.
А чтоб это было скорее — за работу!
В забое, у станка, в поле, а Мольбертом, в лабораториях удвоим, утроим нашу помощь фронту!
Пусть славные боевые действия героев Харькова послужат нам образцом беззаветного служения родине.
Дементий Шмаринов.
С затаённым дыханием вся страна слушала приказ Верховного Главнокомандующего Маршала Со
ветского Союза товарища Сталина, сб явнвшего благодарность войскам, освободившим Харьков.
Это волнующее событие я радостно переживал вместе с моими товарищами в Центральном доме Красной Армии, где выступал перед при
ехавшими с фронта защитниками родины и отличниками оборонной промышленности.
...Полтава, Киев, Одесса, Днепропетровск ждут во и нов-освоб о д ит елей. Их с горячей надеждой ждут в истерзанных, залитых кровью городах и сёлах Украины, Белоруссии.
Сегодня с особенной радостью я вспоминаю своё недавнее пребывание в частях Красной Армии, участ
вовавших сейчас в освобождении Харькова, вспоминаю встречи и долгие задушевные беседы с отдельными командирами и бойцами.
Честь и хвала вам, бойцы великого народа, заслужившие благодарность современников и потомков!
Лауреат Сталинской премии
народный артист СССР
И. Козловский.
В момент салюта на улице Горького.
Фото Л. СМИРНОВА.
На сердце светлее от солнышка
яркого,
Высокого неба безоблачен свет, Как будто пришёл из свободного
Харькова Украинским солнцем согретый
привет. Немецкой неволи, гнетущей
и старящей, На запад отходит постылая
тень, Опять перед ввми распахнут,
товарищи, Свободы и жизни сияющий
день.
М. Алигер.