Вперед, за разгром немецких оккупантов и изгнание их из пределов нашей Родины!

ПРИКАЗ

Верховного Главнокомандующего

ПО ВОЙСКАМ ЮГО-ЗАПАДНОГО, ЮЖНОГО,

ДОНСКОГО, СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО, ВОРОНЕЖСКОГО, КАЛИНИНСКОГО, ВОЛХОВСКОГО И ЛЕНИНГРАДСКОГО

ФРОНТОВ

В результате двухмесячных наступательных боев Красная Армия прорвала на широком фронте оборону немецко-фашистских войск, разбила сто две дивизии противника, захва

тила более 200 тысяч пленных, 13.000 орудий и много другой техники и продвинулась вперед до 400 километров. Наши войска одержали серьезную победу. Наступление наших войск продолжается.

Поздравляю бойцов, командиров и политработников Юго-Западного, Южного, Донского, Северо-Кавказского, Воронежского, Калининского, Волховского, Ленинградского фрон

тов с победой над немецко-фашистскими захватчиками и их союзниками—румынами, итальянцами и венграми под Сталинградом, на Дону, на Северном Кавказе, под Воронежем, в районе Великих Лук, южнее Ладожского озера.

Объявляю благодарность командованию и доблестным войскам, разгромившим гитлеровские армии на подступах Сталинграда, прор

вавшим блокаду Ленинграда и освободившим

от немецких оккупантов города—Кантемировка, Беловодск, Морозовский, Миллерово, Старо

бельск, Котельниково, Зимовники, Элиста, Сальск, Моздок, Нальчик, Минеральные Воды, Пятигорск, Ставрополь, Армавир, Валуйки, Россошь, Острогожск, Великие Луки, Шлис

сельбург, Воронеж и многие другие города и тысячи населенных, пунктов.

Верховный Главнокомандующий

И. СТАЛИН.

Москва, Кремль

25 января 1943 года.

Наши войска полностью овладели

25 января войска ВОРОНЕЖСКОГО фронта, перейдя в наступление в районе Вороне
жа, опрокинули части немцев и полностью овладели городом ВОРОНЕЖ. Восточный берег реки ДОН в районе западнее и югозападнее города также очишен от немецкофашистских войск.
Количество пленных, взятых под Воронежем, к исходу 24 января увеличилось на 11.000 солдат и офицеров. Таким образом, общее количество пленных, взятых в районе
ВОРОНЕЖСКОГО фронта, дошло до 75.000 солдат и офицеров.

СОВИНФОРМБЮРО.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 25 января

25 января войска Воронежского фронта, перейдя в наступление в районе Воронежа, опрокинули час
ти немцев и полностью овладели городом Воронеж.
Войска Юго-Западного фронта овладели районным центром Лозно- Апександровка и рядом других населённых пунктов.
На Южном фронте наши войска овладели населёнными пунктами — Красный Маныч, Журавпевка, Благодатная.
На Северном Кавказе наши войска овладели районным центром и железнодорожной станцией Белая Глина, крупными населёнными пунктами — Кармалиновская, Фельдмаршальский, Привольный, Ново-Кубанское.
Наши корабли в Баренцевом море потопили миноносец противника.

24 января нашей авиацией в порту противника потоплен немец
кий транспорт водоизмещением в 10.000 тоня и на различных участках фронта подавлеи огонь 6 артиллерийских батарей, взорвано 4 склада боеприпасов, разбито два желез
нодорожных состава, рассеяно и частью уничтожено до роты пехоты противника.

На Южном фронте наши войска вели наступательные бои не преж
них направлениях. Бойды Н-ского соединения, преодолев многочисленные оборонительные сооружения
немцев, ворвались на улицы крупного населённого пункта. В ожесто
чённом бою уничтожено до 400 вражеских солдат и офицеров, подбито н сожжено 11 немецких танков Захвачены пленные и трофеи В районе нижнего течения Дона наши части отбивали контратаки тан
ков и пехоты противника. В этих боях разгромлены два батальона не
мецкой пехоты, подбито и сожжено 9 танков противника.

На Юго-Западном фронте советские войска продолжали наступле
ние и заняли ряд населённых пунктов. На одном участке наши части вели упорные бои с мотопе
хотой и танками противника. Все контратаки немцев отбиты с боль
шими для н,их потерями. Во время штурма города Старобельека истреблено свыше 1.000 гитлеровцев Нашими частями захвачено в горо
де 15 танков, 16 бронемашин, 50 орудий, свыше 200 автомашин, 8 крупных складов. 8 паровозов, большое количество вагонов и дру
гие трофеи Взято в плен свыше 300 солдат и офицеров противника.

Войска Воронежского фронта полностью овладели городом Воронеж.
На других участках Воронежского фронта наши войска продолжали наступательные операции н-я преж
них направлениях. Части Н-ского соединения продвинулись вперёд и заняли несколько населённых пунк
тов Уничтожен гарнизон противника в крупном населённом пункте. Взято в плен до 2.000 вражеских солдат и офицеров Захвачено 250 автомашин, 300 лошадей, склады с боеприпасами и продовольствием
На другом участке советские части овладели важным узлом сопротивления противника -Захвачены 3 танка, 28 орудий и другие трофеи.

Войска Закавказского фронта с боями продвигались вперёд и заня
ли ряд населённых пунктов. Н-ская часть разгромила немецкий противо
танковый дивизион. Подбито 20 и захвачено 7 противотанковых орудий. Взято 80 пленных На другом участке наши бойцы под командованием тов. Беляева проникли в за
нятый противником населенный пункт и разгромили штаб немецкого батальона. Захвачены трофеи и ценные документы.

Группа партизан отряда, действующего в Ленинградской области, пу
стила под откос немецкий воинский эшелон При крушении разбиты па
ровоз и 10 вагонов с боеприпасами. Движение поездов было остановлено на сутки Немцы восстановили разрушенное полотно и усилили железнодорожную охрану. Спустя несколько дней советские патриоты на этом же участке организовали
крушение, эшелона противника с горючим Уничтожены паровоз и 8
цистерн. Движение поездов на этой линии вновь прервано.

В районе Сталинграда на поле боя подобрана записная книжка ефрейтора 10 роты 578 полка 305 немецкой пехотной дивизии Ниже публикуются выдержки из этой записной книжки, «...стоим на шос
се — не знаем, что делать дальше. Я ужасно голоден и не могу полу
чить нигде ложки супа. Добрался до деревушки. Здесь настоящее столпотворение. С трудом разы
скал свою роту и ночевал в хлеву.
Ужасно замёрз У меня украли всё моё имущество... Опять марш и опять без еды Вечером, после тяжёлого марша, пришли в Сталин
град. Удалось попасть в погреб. Здесь 30 человек. Дикая толпа- Нервы у всех расшатаны. Непре
рывные ссоры и драки из-за еды.
Что может сделать голод! С нами находятся раненые н больные ди
зентерией Они умрут. Скудный и голодный паёк у них отнимают здо
ровые солдаты, прямо вырывают изо рта... Я хочу жить. Жить во что бы. то ни стало. К чорту всё,
только бы уцелеть.. Сижу в яме с одним солдатом. Это 20-летнпй парень из Австрии. Мы оба не произ
носим ни слова. О чём же гово
рить? Мне очень холодно. Слышны стоны раненых. Они валяются в снегу, в сугробах. Их не подбира
ют, не увозят... Я не вижу иного выходя из этого страшного ада. кроме плена».

Утреннее сообщение 26 января

В течение ночи на 26 января наши войска в районе Сталинграда, Воронежа, на Северном Кавказе, н районе нижнего Дона, Северного Донца и южнее Ладожского озера продолжали бои на прежних направлениях.

На Южном фронте наши части в результате ожесточенного боя с про
тивником овладели одним населённым пунктом. Захвачено 8 орудий, 19 пулемётов, 3 шестиствольных ми
номёта, 280 винтовок, 31 автомат, 12 автомашин, склад боеприпасов и другие трофеи. На другом участке отбита контратака танков и пехоты противника. На поле боя осталось более 200 вражеских трупов , и 3 разбитых немецких танка.

Войска Юго-Западного фронта продолжали продвигаться вперед и заняли ряд населённых пунктов. Н-ская часть освободила от гитле
ровцев совхоз «Красноармеец». В бою захвачено 15 миномётов, 10 пу
лемётов, более 100 винтовок, продовольственный склад и склад боеприпасов. На другом участке наши ча
сти овладели рядом важных высот. Гитлеровцы оказывали упорно? сопротивление и неоднократно пере
ходили в контратаки. Все контратаки отбиты с большими для противника потерями.

Войска Воронежского фронта вели успешные наступательные бон. Наши танкисты окружили и уничтожили группу войск противника, отка
завшуюся сложить оружие. Бойцы Н-ской части штурмом заняли сильно укрепленный немцами населённый пункт. Разрушено 18 ДЗОТ ов н 9 блиндажей. На подступах к насе
лённому пункту и на его улицах подсчитано до 350 вражеских тру
пов. Захвачены 3 танка, 7 орудий и два продовольственных склада.

Войска Закавказского фронта продолжали наступление. Гвардейцы - кавалеристы Н-ской части внезапно напали на вражескую колонну и из
рубили две роты пехоты противника. Наше соединение, продвигаясь впе
рёд, заняло несколько населённых пунктов. Взято 130 пленных, захвачены большие трофеи. Только в од
ном населённом t пункте захвачено 14 орудий, 52 автомашины, 7 транспортеров. 5 тягачей, склад боеприпасов и склад западных частей.

Отряд ростовских партизан в боях против немецко-фашистских захват
чиков истребил до 200 вражеских солдат и офицеров. Партизаны унич
тожили 24 автомашины и 6 повозок с боеприпасами, шестиствольный миномёт, противотанковое орудие и
сожгли 25 тонн горючего. Захвачено 2 пулемёта, более 100 винтовок н 25 тысяч патронов. Кром,е того, со
ветские патриоты отбили у немцев 1.200 голов рогатого скота и 3.500 овей, награбленных гитлеровцами в колхозах и у населения.

Ниже публикуется акт о грабежах и зверствах немецко-фашистских мерзавцев на хуторе Нижне-Калиновка, Сталинградской области: «Не
мецкие захватчики ограбили колхоз и жителей хутор*: Гитлеровцы отобрали у колхозников всё продовольствие и личные вещи. У колхозни
цы Елизаветы Комаровой немцы отняли корову, 2 козы, 10 кур и 2 мешка зерна. У колхозника Петра Симонова, у колхозниц Феодосии
Буриковой, Марии Агульпевой и других они забрали коров и телят. Гитлеровские бандиты врывались ь дома, силой отнимали теплые вещи и ценности. У Марфы Пономаревой и Пелагеи Фаетовой немцы переры
ли всё имущество н унесли чемодан с бельём, швейную машину, карман
ные часы и золотое кольцо. Глубокой осенью немцы выселили колхозников, а сами заняли их дома. Неза
долго до своего бегства они сожгли здание сельского совета, дом прав
ления колхоза, школу, 4 колхозных амбара, конюшню, 20 домов колхозников и другие постройки.
Четыре долгих месяца изнывали мы в фашистской неволе. Всё это время мы чувствовали себя приго
ворёнными к смерти. Как ясного солнышка, ждали мы свою освободительницу — Красную Армию. Нако
нец-то этот день настал. Красная Армия отомстит фашистским раз
бойникам за все наши мучения». Акт подписали: П. Полякова, П. Си
монов, А. Сатчикова, 3. Максимова, М. Недоиеркова, В. Водолазова, А. Сысоева, А. Котельникова, А. Зо
рина, М. Гульцева, М. Борисова, А. Гужева и другие колхозники и колхозницы.

Бельгийские патриоты в Антверпене бросили несколько бомб в не
мецкий гараж. Возникшим пожаром уничтожено свыше 20 автомашин. В районе Мехельна пущен тод откос немецкий воинский эшелон. По неполным данным, бельгийские желез
нодорожники за последний месяц вывели из строя 63 паровоза.

НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

КАК БЫЛ ОСВОБОЖДЕН СТАРОБЕЛЬСК

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. 25. (Спец. норр. ТАСС). После упорных
и ожесточённых боёв наши войска заняли город и железнодорожную станцию Старобельск. Этот город Украинской ССР, находясь на важ
ной железнодорожной магистрали, занимал значительное место в системе обороны противника на восточном берегу реки Айдар. На этом рубеже немцы рассчитывали остано
вить наступающие части Красной Армии.
Город представлял собой мощный узел сопротивления с вынесенными далеко вперёд опорными пунктами. Особенно сильно была укреплена во
сточная сторона, откуда противник ожидал удара. Обилие инженерных сооружений с заранее продуманной системой огня создавало у немцев уверенность в том, что город не будет взят,-что здесь, в теплых квартирах и утеплённых блиндажах. можно будет перезимовать.
Стремительное наступление наших войск, занятие Чертково, Миллерово и Беловодска внесло замешательство в ряды гитлеровцев. Они стали спешно сооружать дополнительные укрепления на подступах к Старобельску.
Советские войска решили атаковать немцев одновременно с двух сторон. После артиллерийской под
готовки, поднявшей в воздух десят
ки вражеских ДЗОТ’ов, в оборону противника ворвались наши танкисты. Гусеницами и огнём своих орудий они прокладывали дорогу пехотинцам. Удар был стремительным.
Наши бойцы действовали напористо и решительно. Уже в первый
день боёв противник потерял много огневых точек, свыше 500 человек убитыми, несколько танков, 25 орудий и т. д.
Шаг за шагом советские бойцы под командованием Иванова, Палаткина и Каруна освобождали улицы и кварталы Старобельека. Против
ник упорно сопротивлялся, цепля
ясь за каждый дом, блиндаж и окоп. Особенно напряжённой была борьба за кирпичные здания. Блокируя их, наши пехотинцы врывались во внутрь, забрасывали гитлеровцев гранатами, истребляли штыками и автоматным огнём.
Не менее ожесточённый характер носили бои за железнодорожную станцию, забитую эшелонами с продовольствием. боеприпасами и вооружением. Комбинированными дей
ствиями пехотинцев и танкистов враг был выбит из станционных зданий и полностью уничтожен.
После трёхдневных боёв территория Старобельска была очищена от немцев. Город снова стал советским
Среди захваченных трофеев—8 паровозов, много вагонов, несколько во
енных складов, большое количество орудий, танков, бронемашин, автомашин Противник потерял убитыми много солдат и офицеров. 300 гитлеровцев захвачено в плен.
Заняв Старобельск. наши войска продолжают преследовать и теснить врага. Наступление продолжается.

З. Липавский. Награждение орденами начальствующего

состава артиллерии Красной Армии

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками
и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Вер
ховного Совета СССР награждена
орденами группа начальствующего состава артиллерии Красной Армии.
Орденом Ленина награждён полковник Д. Н. Крылов.
Орденом Красного Знамени награждены: полковник Г. А. Александ
ров, полковник К. В. Ахнадзарян, генерал-майор артиллерии В. Г. Гулейко, подполковник Б. Л. Данелян, майор В. И. Иванов, генерал-майор
артиллерии А. Н. Панков, полковник Д. Д. Плеганский, генерал-майор артиллерии И. М. Пядусов, полковник Н. К. Рогозин, генерал-майор артиллерии Ф. В. Рыжков, гене
рал-майор артиллерии Н. Ф. Саличко, комбриг В. А. Сухотин и другие, Rcero 49 человек.
Орденом Александра Невского награждён подполковник Н. А. Завьялов.
Орденом Отечественной войны второй степени награждены Z человека. Орденом Красной Звезды — 51 человек.
(ТАСС).

Н-СКОЙ ЧАСТИ ВРУЧЕН ОРДЕН

КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 25. (Спец. корр. ТАСС). В роще возле грозных орудий выстроились бойцы и командиры Н-ской гвардейской артиллерийской части. Сегодня здесь торжественный день.
За мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистскими окку
пантами, правительство наградило часть орденом Красного Знамени.
Во многих жестоких сражениях с врагом участвовали гвардейпы-артиллеристы. Часто им приходилось бороться с численно превосходящим врагом, с танками, мотопехотой противника. Гвардейцы всегда стойко защищали свои рубежи н нано
сили мощные удары вражеским войскам. Часть уничтожила 94 немец
ких танка, много орудий, миномётов, автомашин истребила сотни солдат и офицеров. На орудие Мунгалеёва однажды напало 10 вражеских танков. Артиллерист был ранен, но не ушёл с поста. Он уничтожил 4 тан
ка, а остальные обратил в бегство. Расчёт артиллериста Баринова подбил 3 фашистских танка.
В торжественной обстановке представитель командования вручил ча
сти орден Красного Знамени. Бойцы и командиры поклялись ещё беспощаднее истреблять врага.

Г. Африн.

Сегодня в «Правде» опубликованы ответные телеграммы товарища Сталина:
Ленинградский фронт товарищам Говорову, Жданову, Штыкову, Соловьеву, Кулик; Приволжский военный округ товарищам Калинину, Изотову, Никифорову; Народному комиссару связи Союза ССР товарищу Пересыпкину, товарищу Гольцеву, секретарю парт
кома Наркомата связи товарищу Тараканову; Чимкент директору Чимкентского ордена Ленина свинцового завода им. М. И. Калинина товарищу Алексееву, секретарю бюро партийной организации товарищу Тарасову, депутату Верховного Совета СССР товарищу Мурумбаеву, стахановпам. тт. Байбенову, Бондаренно; то
варищам Голованову, Гурьянову; Н-ская воздушная армия тов. Соколову, тов Хоробрых, тов. Бутковскому; г. Ворошилов Уссу
рийский лаборанту краевой противочумной станции товарищу Карпенко М. Г.; Н-ский фронт тов. Озерову, тов. Шевченко, тов. Полякову, тов. Хаалей; Н-ская армия товарищам Харитонову,
Клокову, Нененко; Наяхан секретарю Северо-Эвенского райкома ВКП(б) товарищу Матвееву, председателю Северо-Эвенского райисполкома товарищу Фролову; Н-ская армия товарищам Галанину, Гаврилову, Шспилову; Директору Московского мясокомбината имени Микояна тов. Синицыну, секретарю парткома тов- Барскому, председателю завкома тов. Новикову, стахановпам тт. Васи
ной, Щербакову, Овечкину, Воробьевой, Чупрову; Колхоз «19 лет Октября» Кишлинского района Азербайджанской ССР председа
телю колхоза тов. Алиеву Мамед Ага Имам Али Оглы; Наманган колхоз «Ленинчнюль» председателю колхоза, тов. Рахманберды Рахимову; Народному комиссару миномётного вооружения Союза ССР товарищу Паршину, секретарю парткома Наркомата миномётного вооружения Союза ССР товарищу Вишнякову; Колхоз «Вторая пятилетка» Кагановичабадекого района Таджикской ССР пред
седателю колхоза тов Шадыеву Хидоят; Колхоз «Жанатурмыс» Мендыгар и некого района Куетанайской области председателю колхоза тов Коэыбаеву Налаш; Завод № 828 НКМВ директору заво
да товарищу Демину, парторгу ГК ВКП(б) товарищу Круглянскому, председателю завкома товарищу Федотову, секретарю комите
та ВЛКСМ товарищу Синяковой, гтаханопщам тт. Кириловой, Цеповой, Зильбврштейн, Куликову, Лебедеву; Саратовский зерно
оемтрест директору эерносемтреста тов. Яценко, начальнику по.титсектора тов. Овчинникову; Верхошижрмт.е Кировской области секретарю Верхоцшжемското райкома ВКП(б) тов. Семенову.

Наши войска заняли

город Старобельск

24 января войска ЮГО-ЗАПАДНОГО фронта, в результате решительной атаки, овладе
ли городом и железнодорожной станцией СТАРОБЕЛЬСК. СОВИНФОРМБЮРО.

В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС городом Воронеж

26 ЯНВАРЯ 1943 Г.

ВТОРНИК
№ 20 (5768)
Цена 20 коп.