О присвоении воинских званий высшему начальствующему составу Красной Армии

Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР
АВГУСТА 1943 Г
СРЕДА
№ 200 (5948)
Цена 20 коп.

От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 24 августа

Звание ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА
АВИАЦИИ
Федорову Федору Гавриловичу.
Звание ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА
Кудрявцеву Василию Николаевичу. Кабичкину Ивану Петровичу
Кривулину Абраму Моисеевичу Копылову Петру Федоровичу
Миронову Николаю Михайловичу Сергееву Александру Яковлевичу Гаврилову Ивану Александровичу
В течение 24 августа наши войска, наступающие северо-западнее и южнее ХАРЬКОВА, продвинулись вперёд и улучшили свои позиции.
В Донбассе, в районах южнее ИЗЮМА и юго-западнее ВОРОШИЛОВГРАДА, наши войска продолжали вести успешные бои с противником и вновь заняли несколько населённых пунктов.
На других участках фронта наши войска вели боевую разведку и артиллерийско-миномётную перестрелку с противником.
В течение 23 августа наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 77 немецких танков. В воз
душных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 106 самолётов противника.
Овладев городом Харьков, наши войска продолжали наступление и улучшили Свои позиции. Наши части с боем переправились через водный рубеж и продолжали наносить удары отступающему против
нику. На поле боя осталось много брошенного немцами вооружения и военного имущества.
.Западнее и южнее Харькова наши войска продолжали вести бои с крупными силами противника и продвинулись вперёд. За день боёв немцы потеряли убитыми до 2.000 оолдат и офицеров. Подбито и уничтожено 25 немецких танков. Противник, обескровленный в по
следних боях, спешно подтягивает на эти участки свои резервы.
Северо-западнее Харькова части Н-ского соединения, преодолевая сопротивление и отбивая контрата
ки противника, заняли несколыко населённых пунктов. В боях за эти пункты уничтожено более 600 немецких солдат и офицеров, 18 тан
ков и три бронемаиш11ны. Захвачены у против пика 21 полевое и 5 само
ходных орудий, склад боеприпасов я другие трофеи.
Бойцы и офицеры Красной Армии показывают доблесть и геройство в борьбе за освобождение род
ной Советской Украины от гнёта немецко-фашистских мерзавцев. Экипаж танка гвардии лейтенанта Ду
хова в бою с противником подбил два немецких танка типа «Тигр».
Экипаж танка гвардии лейтенанта Головина уничтожил 4 танка про
тивника, в том числе два тяжёлых танка. Красноармейцы тт. Рязанов и Чайка пробрались в расположение немцев и гранатами уничтожили 46 гитлеровцев. Командир пулемёт
ного расчёта сержант Попов в одном
бою огнём из станкового пулемёта истребил до роты немцев. На бойца Уоалиева цапали 9 немцев и пыта
лись взять его в плен. Огнём из автомата т. Усалиев уничтожил всех напавших на него гитлеровцев.
Советские лётчики в воздушных боях за день сбили 22 немецких самолёта.
В Донбассе, юго-западнее Ворошиловграда, наши войска продолжали успешное наступление и заняли не
сколько населённых пунктов. Противник контратаками пытался задер
жать продвижение советских частей. Наши бойцы отбили все контратаки немцев и нанесли им большие поте
ри. Только Н-ское гвардейское со
единение уничтожило свыше 800 гитлеровцев. Пленные сообщают, что в большинстве рот 294 немецкой пе
хотной дивизии осталось по 3—6 солдат. Остальные убиты, ранены или захвачены в плен.
Группа советских разведчиков под командованием старшего лейтенанта Ткачева просочилась сквозь боевые
порядки противника и внезапно атаковала порции немецкой артил
лерийской батареи. Уничтожив орудийные расчёты, разведчики захватили немецкую батарею.
Южнее Изюма наши войска, преодолевая упорное сопротивление немцев, продвинулись вперёд. Особенно ожесточённые бои происходили на подступах к сильно укреплённому опорному пункту против
ника. Советские бойцы ворвались в опорный пункт и к исходу дня очистили его от немцев. В этом бою истреблено до 1.000 вражеских солдат и офицеров, подбито и сожжено 12 танков, уничтожено 16 орудий и взорвано 2 склада боепри
пасов. Захвачены трофеи, в числе которых 15 танков, 6 самоходных орудий, 60 орудий разных калибров и 90 пулемётов. Взяты пленные.
В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбиты 33 самолёта противника.
На Брянском направлении наши подразделения выбили противника из четырёх населённых пунктов. Особенно упорно немцы обороняли один из этих пунктов. Командир взвода т. Ионоеян с группой бойцов ночью подполз к позициям врага и ворвался в его траншеи. В рукопашной схватке наши бойцы уничтожи
ли 68 немецких солдат и офицеров и захватили 15 пленных.
На Ленинградском фронте наши подразделения истребили до 400 не
мецких солдат и офицеров. Огнём артиллерии и миномётов уничтожено 4 артиллерийских и 3 миномёт
ных батареи, разрушено 20 ДЗОТ’ов и 11 блиндажей противника.

Указ Президиума Верховного Совета СССР

О награждении орденом Красного Знамени

Центрального ордена Трудового Красного Знамени авиационного технического склада НКО № 1

ным имуществом и вооружением наградить —
ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
Центральный ордена Трудового Красного Знамени авиационный технический склад НЦО № 1.

Указ Президиума Верховного Совета СССР О награждении Героев Советского Союза

второй медалью «Золотая Звезда

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, дающее право на получение звания Героя Советского Союза, — наградить Героев Советского Союза второй медалью «Золотая Звезда», соорудить бронзовые бюсты и установить их на постаментах на родине награжденных:
1. Майора Бондаренко Михаила Захаровича 2. Капитана Глинка Дмитрия Борисовича
3. Гвардии капитана Голубева Виктора Максимовича 4. Гвардии капитана Ефремова Василия Сергеевича
5. Гвардии подполковника Зайцева Василия Александровича 6. Гвардии майора Покрышева Петра Афанасьевича
7. Гвардии майора Покрышкина Александра Ивановича.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Москва, Кремль. 24 августа 1943 г. А. ГОРКИН.

О присвоении звания Героя Советского Союза

офицерам военно-воздушных сил Красной Армии

Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 24 августа, 1943 г.
А. ГОРКИН. Москва, Кремль, 24 августа 1943 г.

Награждение орденами и медалями рядового,

сержантского, офицерского и вольнонаемного состава

Центрального аэродрома имени Фрунзе

Харьков наш!

Харьков взят! В момент, когда Москва передаёт по радио первую радостную весть о взятии Харькова
— приказ Верховного Главнокоман
дующего товарища Сталина, в Ленинграде грохочут зенитки. Радост
но взволнованным ленинградцам смешна жалкая попытка гитлеровцев омрачить великое, всех нас охватившее ликование. Вот фашист
ские самолёты, не достигнув черты города, обращены вспять, отогнаны. А леиииирадские жители звонят друг другу по телефону, поздравляют своих друзей и знакомых с но
вой великолепной победой Красной Армии.
Только что отзвучали по радио последние слова торжественного приказа, а в городе и на франте уже нет человека, до которого не долетела бы светлая весть.
Стихийно возникают митинги нк заводах и в действующих частях фронта. Летчиков Н-сжой гвардей
ской части весть о взятии Харькова застаёт на аэродроме, и прославленный .истребитель, трижды орденоно
сец Сюрепченко, всегда спокойный, сейчас взволнован.
— У всех радость, а у нас, украинцев, особенная. Где бы ни находились мы, — вторая наша столица
— Харьков встаёт перед глазами нашими в том великолепии своём, в каком мы видели её последний раз. Мы анаем, — Харьков разорён, спалён, изуродован проклятыми гитлеровцами. Но сегодня он опять наш, и прежнее великолепие скоро к ному вернётся.
Сражаясь за Ленинград, мы, украинцы-лётчики, от души бла
годарим воинов-харьковчан. На их победу мы ответим новыми победами в небесах, простёртых над Ленинград ом.
Начальник цеха Н-ского завода тов. Меклер, выступая среди рабочих, говорит:
— Эта весть вызовет новый нод’- ём в .груде.
И рабочие завода сразу же подтверждают его слова, беря на себя обязательство в ответ на замеча
тельную победу закончить годовую программу завода ко Дню Сталинской Конституции.
На другом заводе, в цехе, где начальником тов. Скобников, выступает стахановка Забирухина:
— Радуется душа, труд становится лёгок, и выразить мою радость я хочу только трудом. Сегодня ночью я обязуюсь наготовить, кроме обычной моей нормы, ещё 20 .изделий — они нужны фронту, они помогут бойцам победить скорее.
Стахановку Забирухину поддерживают другие работницы. Сегодня в ночь на Н-ском заводе будут из
готовлены многие сотни изделий сверх нормы, — нашей, всегда высокой, ленинградской нормы.
В Ленинграде звучат украинские народные песни. Казахи, таджики, татары, сражающиеся в частях Ле
нинградского фронта, сегодня ликуют вместе с коренными ленинградцами, вместе с украинцами.
Да здравствует освобождённый Харьков!
Павел Лукницкий. (Спец. корр. ТАСС).
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 24.
орденом Красной Звезды — капитан Д. П. Волин, инженер-подполковник К. И. Козлов, инженер-май
ор С. Е. Ненашев и другие, всего 8 человек;
медалью «За боевые заслуги» — 12 человек;
медалью «За трудовое отличие» — 3 человека.
(ТАСС).
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные нри этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»;
1. Капитану Авекову Ивану Авдеевичу.
2. Гвардии младшему лейтенанту Алексееву Николаю Михайловичу.
3. Гвардии капитану Алелюхину Алексею Васильевичу.
4. Гвардии капитану Амет-Хану Султану.
5. Капитану Андрюшину Якову Ивановичу.
6. Майору Армашеву Григорию Ивановичу.
7. Капитану Балашову Василию Дмитриевичу.
8. Гвардии капитану Балюку Ивану Федоровичу.
9. Младшему лейтенанту Баранову Михаилу Семеновичу.
10. Гвардии майору Бендепяни Чичико Каисаровичу.
11. Лейтенанту Бибишеву Ивану Фроловичу.
12. Младшему лейтенанту Боровых Андрею Егоровичу.
13. Старшему лейтенанту Вишневецкому Константину Григорьевичу.
14. Майору Воронову Виктору Федоровичу.
15. Гвардии капитану Герману Ивану Моисеевичу.
16. Гвардии капитану Губанову Алексею Алексеевичу.
17. Гвардии капитану Дмитриеву Николаю Павловичу.
18. Гвардии старшему лейтенанту Дранищеву Евгению Петровичу.
19. Гвардии капитану Дубенок Геннадию Сергеевичу.
20. Майору Емельянову Ивану Алексеевичу.
21. Лейтенанту Игнатьеву Михаилу Трофимовичу.
22. Гвардии старшему лейтенанту Искрину Николаю Михайловичу.
23. Гвардии старшему лейтенанту Карасеву Александру Никитовичу.
24. Капитану Карданову Кубати Локмановичу.
25. Старшему лейтенанту Князеву Василию Александровичу.
26. Старшему лейтенанту Ковзану Борису Ивановичу.
27. Капитану Колеснику Василию Артемовичу.
28. Гвардии старшему лейтенанту Кочетову Ивану Даниловичу.
29. Гвардии капитану Лавейкину Ивану Павловичу.
30. Лейтенанту Лавицкому Николаю Ефимовичу.
31. Лейтенанту Лещенко Вячесла
ву Сергеевичу.

В Народном Комиссариате Обороны

О преобразовании 3 Смешанного авиационного корпуса, 201 Истребительной и 258 Смешанной авиационных дивизий, 298 Истребительного авиационного полка, 2 отдельного авиационного полка Гражданского Воздушного Флота в Гвардейские
ша.нный авиационный корпус — командир корпуса генерал-майор авиации Аладинский В. И.
2) 201 Истребительная авиационная дивизия — в 10 Гвардейскую истребительную авиационную диви
зию — командир дивизии генералмайор авиации Жуков А. П.
3) 258 Смешанная авиационная дивизия — в 1 Гвардейскую сме
шанную авиационную дивизию — командир дивизии полковник Шанин Г. А.
4) 298 Истребительный авиационный ноли. — в 104 Гвардейский ис
требительный авиационный полк — командир полка подполковник Тараненко И. А.
5) 2 Отдельный авиационный полк Гражданского Воздушного Флота — в 105 Гвардейский отдельный авиационный полк Гражданского Воз
душного Флота — командир полка майор Клуссон Е. Т.
Указанным корпусу, дивизиям и полкам вручаются Гвардейские знамена.
32. Капитану Логвиненко Николаю Павловичу.
33. Капитану Лоханову Алексею Александровичу.
34. Гвардии капитану Луцкому Владимиру Александровичу.
35. Гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу.
36. Капитану Масневу Алексею Никоноровичу.
37. Старшему лейтенанту Мачнеау Афанасию Гавриловичу.
38. Старшему лейтенанту Мизинову Михаилу Петровичу.
39. Гвардии капитану Моподчинину Алексею Егоровичу.
40. Капитану Мотузу Ивану Фомичу.
41. Старшему лейтенанту Найденову Николаю Алексеевичу.
42. Майору Наумову Петру Изотовичу.
43. Старшему лейтенанту Никопаенкову Алексею Игнатьевичу.
44. Капитану Новожилову Ивану Васильевичу.
45. Капитану Олейнику Григорию Никитовичу.
46. Лейтенанту Позднякову Константину Федоровичу.
47. Старшему лейтенанту Постнову Алексею Алексеевичу.
48. Гвардии лейтенанту Ратникову Петру Петровичу.
49. Гвардии капитану Ривкину Борису Мироновичу.
50. Младшему лейтенанту Рогожину Василию Александровичу.
51. Майору Рыбину Ивану Петровичу.
52. Майору Рязанову Алексею Константиновичу.
53. Капитану Сафронову Сергею Ивановичу.
54. Старшему лейтенанту Свнрчевскому Владимиру Степановичу.
55. Гвардии лейтенанту Сержантову Ивану Яковлевичу.
56. Гвардии капитану Соболеву Афанасию Петровичу.
57. Капитану Тепешевскому Михаилу Захаровичу.
58. Младшему лейтенанту Тихонову Виктору Павловичу.
59. Капитану Тюленеву Ивану Николаевичу.
60. Гвардии старшему лейтенанту Федорову Александру Яковлевичу.
61. Старшему лейтенанту Флейшману Алексею Дементьевичу.
62. Гвардии капитану Фомченкову Константину Федоровичу.
63. Гвардии капитану Числову Александру Михайловичу.
64. Капитану Чучвага Ивану Ивановичу.
65. Старшему лейтенанту Шемендюку Петру Семеновичу.
66. Майору Шмелеву Илье Ва
сильевичу.

О предоставлении права награждения орденами

и медалями командующему военно-воздушными силами

Красной Армии

Указ Президиума Верховного Совета СССР О награждении орденами СССР офицерского состава

воинской части Сражающейся Франции — «Нормандия

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и мужество наградить;
ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1 СТЕПЕНИ Лейтенанта Настелен Поэла.
ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 2 СТЕПЕНИ 1. Лейтенанта Альберт Марселя.
2. Старшего лейтенанта Беген Даде Мориса. 3. Капитана Прециози Альберта.
М. КАЛИНИН.
Дважды Герой Советского Союза майор М. З. Бондаренко.
Дважды Герой Советского Союза капитан Д. Б. Глинка.
Дважды Герой Советского Союза гвардии капитан В. М. Голубев.
Дважды Герой Советского Союза гвардии капитан В. С. Ефремов.
Дважды Герой Советского Союза гвардии подполковник В. А. Зайцев.
Дважды Герой Советского Союза гвардии майор П. А. Покрышев.
Дважды Герой Советского Союза гвардии майор А. И. Покрышкин.

В боях за Советскую Родину против немецких захватчиков 3 Сме
шанный авиационный корпус, 201
Истребительная и. 258 Смешанная авиационные дивизии, 298 Истребительный авиационный полк и 2 отдельный авиационный полк Гражданского Воздушного Флота показа
ли образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности. Ведя непрерывные бои с. немецкими захватчиками, Смешанный авиацион
ный корпус, авиационные дивизии и полки нанесли. огромные потери фашистским войскам и своими сокрушительными ударами уничтожали живую силу и технику против
ника, беспощадно громили немецких захватчиков.
За проявленную отвагу в боях за отечество с немецкими захватчика
ми, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава указанные корпус, диви
зии и полки преобразованы в Гвардейские, а именно:
1) 3 Смешанный авиационный
корпус — в 1 Гвардейский Сме- Южнее Изюма
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 24. (Спец. корр. ТАСС). В ходе боев, временами принимающих ожесточённый характер, наши части про
двигаются вперед. На некоторых участках советские подразделения продвинулись вперёд и отбили у противника важные укреплённые рубежи. Гитлеровцы пытаются удер
жаться на занимаемых рубежах. Только в течение вчерашнего дня части Красной Армии отразили не
сколько контратак немецкой пехоты и танков.
Боевые успехи наших войск на других фронтах воодушевляют бойцов и офицеров.
В расположение командного пункта подразделения Коровина прорвались 6 танков и до роты вражеской пехоты. Все офицеры и бой
цы, находившиеся на командном пункте, вступили в неравный бой. Три раза бросались немцы в атаку и каждый раз откатывались назад. До 200 гитлеровцев истребила горсточка наших воинов.
Отважно сражаются танкисты. Командир взвода лейтенант Заикин в одном бою уничтожил 2 самоходных пушки, один танк и 20 нем
цев. Командир танкового взвода старший лейтенант Солодовников в расположении противника уничтожил одну самоходную и две проти
вотанковые пушки, расстрелял и подавил много фашистов. Старшему лейтенанту Заикину на поле боя был вручён орден Красной Звезды и приказ о назначении его командиром танковой роты.
Успешные бои в районе Изюма продолжаются. Немцы под давле
нием наших частей теряют один за другим важные укреплённые рубелей.
А. Стекольников.
В ознаменование 25-й годовщины Центрального аэродрома имени Фрунзе, за образцовое выполнение заданий Командования в деле обеспечения боевой работы авиации Дейст
вующей Армии Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены:
орденом Отечественной Войны II степени — генерал-майор авиации С. Г. Курилов, майор И. А. Новиков;
В дополнение Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 26 декабря 1942 г. — предоставить Командующему Военными Воздушными Силами Красной Армии право награждения орденами и медалями от имени Президиума Верховного Совета Союза ССР. с после
дующим утверждением награждения Президиумом Верховного Совета Союза ССР лиц рядового, сержантско
го и офицерского состава до командира авиационной дивизии и ему соответствующих включитель
но, а также награждения орденом Кутузова третьей степени.
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
Присвоить нижепоименованным лицам высшего начальствующего состава Красной Армии воинские звания, уетадовлеиные Указом Пре
зидиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 года:
Звание ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА Кузнецову Алексею Александровичу
Телегину Константину Федоровичу. Штыкову Терентию Фомичу
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР
И. СТАЛИН. Управляющий Делами Совнаркома СССР
Я. ЧАДАЕВ.
Москва, Кремль. 24 августа 1943 г.
В ознаменование 25 годовщины Центрального ордена Трудового Красного Знамени авиационного технического оклада НКО № 1, за вы
дающиеся успехи в деле обеспечения действующей армии авиациоя

Награждение орденами и медалями СССР рядового, сержантского, офицерского и вольнонаемного состава Центрального ордена Трудового Красного Знамени

авиационного технического склада НКО № 1

В ознаменование 25-й годовщины Центрального ордена Трудового Краюнбто Знамени авиационного
технического склада НКО М 1, за выдающиеся успехи в деле обеспечения действующей армии авиаци
онным имуществом и вооружением, Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены:
орденом Отечественной войны II степени — полковник интендантской одужбы Н. П. Корняков, пол
ковник интендантской службы А. Г. Фомин;
орденом Красной Звезды — капи
тан административной службы И. П. Вишняков, инженер-майор М. И. Душко, старший техник-лейтенант К. А. Журавлев и другие, — всего 8 человек;
орденом «Знак Почета» — 2 человека;
медалью «За трудовую доблесть— 7 человек;
медалью «За боевые заслуги» — 7 человек;
медалью «За трудовое отличие»— 5 человек.
(ТАСС).
В ознаменование 25-й годовщины Центрального аэродрома имени
Фрунзе, за образцовое выполнение заданий Командования по обеспече
нию боевой работы авиации наградить:
ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
Центральный аэродром имени
Фрунзе.

Указ Президиума Верховного Совета СССР О награждении орденом Красного Знамени

В Рижском и Финском заливах нашими кораблями и авиацией флота потоплены два немецких транс
порта общим водоизмещением в 8 оОО тонн, сторожевой корабль и сторожевой катер противника.

Несколько украинских партизанских отрядов, действующих в Ро
венской области, в августе пустили под откос 21 немецкий воинский эшелон. Разбиты и повреждены 21
паровоз, 276 вагонов и платформ с I техникой, боеприпасами и другими! военными грузами, следовавшими к линии фронта. Партизанский отряд имени 25 годовщины Красной Армии в течение месяца уничтожил
2 танка, 25 грузовых и 2 легковых автомашины. В боях с немцами и из засад партизаны убили 260 гитлеровцев.
Немцы устроили на одной из площадей болгарской столицы Со
фии выставку. На витринах представлено много фотоснимков. На фо
тографиях показаны действующие заводы и шахты, оплав леса, табу
ны лошадей, рисовые и хлопковые поля и т. д. Подписи под фотогра
фиями гласят: «Под руководством германских инженеров и хозяйст
венников, новая Европа получает из восточных районов сталь, руду, хлопок, хлеб и рис».
Гитлеровские жулики — организаторы этой выставки предусмотри
тельно не указали, где, в каких именно районах находятся дейст
вующие заводы, скрыли названия
предприятий и географических пунктов. Дело в том, что снимки, представленные на выставке, отражающие жизнь и работу советских
предприятий и колхозов, были еще до войны разосланы ВОКС’ом, за границу. В этом нетрудно убедиться хотя бы по находящейся на выстав
ке фотографии, на которой заснята женская колхозная бригада за убор
кой хлопка. Около убранного хлопка можно разглядеть красное знамя, на котором отчётливо виден государственный герб Советского Союза. Таким образом, «выставка», организованная гитлеровцами в Софии, является очередным жульническим трюком. Гитлеровцы вновь попались с поличным и уличены как низкопробные лжецы.