В освобожденном Харькове. Слева — жители города радостно встречают части Красной Армии; справа — здание Дворца пионеров, разрушенное немца ми. Фото И. ОЗЕРСКОГО (ТАСС).

Вторая столица

Украины

Радостная весть об освобождении Красной Армией родного Харькова сильно взволновала меня. Ведь Харьков — это вторая столица мо
ей родины, цветущей Украины. С этим замечательным городом связаны блестящие страницы политического, культурного и хозяйственного развития УССР.
Харьков дал украинской культуре Квитку-Основьанепко, автора «Наталки-Полтавки» — пьесы, положившей начало украинской драматургии. В Харьковском университете, одном нз старейших универ
ситетов пашей страны, расцвело дарование таких замечательных ук
раинских учёных, как историк Багалей, выдающийся филолог и лин
гвист Потебня. В типографии Харьковского университета в первой половине XVIII столетия вышел пер
вый в России учебник по теории музыки. В Харькове учился осно
воположник украинской музыки композитор И. В. Лысенко.
Роль Харькова как оердца украинской жизни неизмеримо выросла прл советской власти. Став столи
цей Украины, Харьков волшебными темпами изменял свой внешний об
лик. Из провинциального города он быстро превращается в большой ин
дустриальный центр. Сказочными темпами создаётся в Харькове Дом гоопромышлениости — здание, получивигее мировую известность; выра
стают корпуса тракторною завода, «Серпа и молота», ГЭЗ’а, величавого оперного театра. Улицы Харько
ва одеваются в асфальт, возникают замечательные парки, реки облека
ются в каменные набережные, на- полняясь потоками донецких вол. В Харькове сооружается замечательнейший по своему скульптурно-ар
хитектурному оформлению памятник гениальному поэту Украины Т. Г. Шевченко.
Город стал одним из красивейших, одним из блапустроеннейших городов Советского Союза.
За его ростом восторженно следил весь украинский народ. Его красоты воспеты в произведениях лучших украл неких поэтов и писате
лей — П. Тычины, В. Сосюры, П. Панча, Ю. Омояича и др.
Я помню творческое биение украинской культуры: блестящие по
становки украинского театра, волнующие дискуссии по вопросам искусства и литературы в Доме лите
ратуры, приезды в Харькоп Анри Барбюса, первый Международный конгресс писателей. В Харькове родилось украинское советское оперное искусство. Харьковская филар
мония с ее замечательным симфоническим оркестром знакомит жителей украинокой столицы с лучшими дирижёрами и мастерами музыкального исполнительства Советского Союза и Европы.
Всё это калейдоскопом ярких а ззмечательпых образов пронеслось в моём сознании, когда в эфире
прозвучали исторические строки приказа Верховного Главнокоманду
ющего о взятии Харькова. Харьков снова советский, Харьков снова возвращён доблестной Красной Ар
мией украинскому пароду! Минули навсегда чёрные дни фашистской оккупации, превратившие этот цветущий украинский город в средневековый застенок.
И когда 23 августа, в 9 часов вечера, я, стоя на Красной площади, любовался фейерверком из трассирующих пуль и ракет, образовывавших прекрасный фантастиче
ский огненный свод, когда мой слух с гордостью ловил мощпые залпы
могучей советской артиллерии и вокруг меня были тысячные толпы москвичей, вместе со мной радовав
шихся великой победе советского оружия, — я с особой яркостью чувствовал себя членом единой
братской семьи великого советского народа. Сердце мое, сердце укра
инского патриота, горело чувством величайшей признательности и благодарности воинам великого рус
ского народа и других братских народов нашей родины, которые вместе с моими братьями-украинцами своею кро:вью верйули Харьков моей родине—УкраиНе.
Ф. Козицкий, заслуженный деятель искусств УССР, композитор
НИКОГДА еще ни одна страна не
переживала бедствий, подобных тем, что принесли на нашу землю полчища гитлеровских разбойников. В сегодняшних коррес
понденциях из освобожденного Харькова рассказывается, с какой ввершюй злобой терзали этот славный советский город немецкие ок
купанты. Корреспондент «Известий» Е. Кригер описывает руины тракторного завода: «Взрывая его великолепные гигантские цехп, немцы хотели убить нашу молодость.
Они уничтожили стены, разрушили камень, сложенный когда-то комсомольцами «Тракторостроя». Но молодость наша — с нами. В днп вой
ны ока стала силой, созревшей для мщения, для расплаты». В одном из городов в тылу разместились цети завода нм. Дзержинского, эва
куированного в 1941 году из Харькова. Всеобщее ликование охвати
ло огромный коллектив, когда он услышал радостную весть о новой блестящей победе советских войск, освободивших Харьков.
В ОСВОБОЖДЕННОМ Харькове
уже возрождается жизнь. Начал работать городской исполком. Сотпи людей пришли сюда, чтобы предложить свои услуги, чтобы по
мочь городу залечить свои раны. Первая забота — это пустить водо
провод. Город был лишён воды, евета, городского транспорта. Скоро откроются столовые, магазины, бани, парикмахерские. Стремительно, в широком масштабе в Харькове жюрождаготся нормы советского общежития.
ПИСАТЕЛЬ Алексей Толстой в
статье «Русская сила» («Красная Звезда») пишет: «В небывало
сложной борьбе за Орёл, Белгород, Харьков Красная Армия уверенно пред’явила немцам высокое искус
ство ведения маневренной войны. Здесь немцам впору ушиться у рус
ских. Но — поздпо! Красная Армия торопит мировые события. На ев знамёнах горит солнце отныне великого августа, теперь — всё возможно для Красной Армии, невоз
можного нет. Ещё валяются по полям и дорогам десятки тысяч обуг
ленных, растерзанных, простреленных проклятых немецких насильни
ков, еще дымятся пожарища, ещё не отбуксированы в тыл бесчислен
ные военные машины врага, а уже битва за Харьков стала классиче

Москва

в этот вечер

Москва раскинула богато По небесам грозу свою
В честь Харькова, родного брата, Вновь возвращённого в семью.
И в синеве столичной выси
Стал август светлым, как июль... Искрится многоцветный бисед Огней, трассирующих нуль.
В ракетных вспышках Кремль
старинный. И люди, вторя пушкам, шлют Второй столице Украины
Громкосердечный свой салют.
В нём — боль за все её страданья, В нём — радость мощного «ура», Наметившего очертанья
Дороги к берегам Днепра.
Пусть в новых битвах их приблизят И вырвут из кромешной мглы Герои Харьковских дивизий, Неустрашимые орлы!
Александр Жаров.

20 ЗАЛПОВ

23 августа части Красной Армии штурмом взяли Харькоп, освободи
ли вторую столицу Украины. В знак торжества по случаю победы Москва салютовала доблестным войскам, геройским дивизиям, возвратившим матерп-Родпне наш Харьков.
Мы все любим этот прекрасный город, его улицы, сады, театры. Кто хотя бы один раз побывал в Харькове, никогда его не забудет.
Немецкие изверги обратили город в руины. Но, разрушив дома, они не смогли убить его сердце. И те
перь, когда Харьков снова наш, он вернется к жнзпи, к ещё более радостной и прекрасной жизни.
Скоро вновь воссияет солнце свободы над всей советской Украиной. Красная Армия выгонит с украинских просторов надавистных гитлеровских захватчиков, и вновь счастье осенит землю украинскую.
В. Качалов, лауреат Сталинской премии народный артист СССР.

Славлю героев

Мы только что вернулись в Москву из района Спас-Деыенска.
Москва встретила меня великой радостью:, наши герои штурмом взя
ли Харьков. Вторая столица братской, истерзанной фашистами Ук
раины освобождена от немцев. До поздней ночи ликовала моя Моск
ва. И на весь мир по радио лились чудесные мелодии украинских песен.
В действующей армпн я встречался С замечательными советскими
людьми — защитниками родины, простыми, мужественными, безза
ветно любящими свою отч.изну. Они со знаменем победы идут вперед, освобождая от врага наши города п села. Герои, изгнавшие фашистов и-з Орла и Белгорода, освободившие Харьков, вас славлю я, старый русский актер.
А. Остужев, лауреат Сталинской премии народный артист Союза ССР.

„Артиллерия—

бог войны“

НА ЛЕКЦИИ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА
И. С. ПРОЧКО
Вчера в Колонном зале Дома Союзов состоялась лекция генералмайора И. С. Прочко «Артиллерия— бог войны». Эта лекция, как и предыдущие, организованные лекцион
ным бюро при Комитете по делам высшей школы при СНК СССР, была прослушана с огромным инте
ресом. В зале собралась многочисленная аудитория.
В первой части лекции генералмайор Прочко обрисовал состояние
артиллерийской техники в 1914— 1918 годах. Уже тогда проявились
преимущества русской артиллерии перед немецкой в искусстве стрельбы и маневра.
В современной; войне, продолжает лектор, значение артиллерии осо
бенно велико. Без неё не может быть правильно1 организованной обороны, не может осуществиться серьёзное наступление. Советская артиллерийская техника далеко шагнула вперёд. Отечественная вой
на породила новые образцы артиллерийского вооружения.
В Великой Отечественной войне наша артиллерия являет собой грозную силу. Когда германское командование стягивало силы под Сталин
градом, немало вражеских танков, подбитых огнём советской артилле
рии, полегло в донских степях, не дойдя до цели. Оборонительные боц под Сталинградом, говорит лектор, обогатили нашу артиллерию новой
тактикой уличного боя, в ведении которого она достигла большого мастерства. В Орловской и Белгородской операциях советские противотанковые пушки уничтожали немец
ких «тигров» и «фердннандов». Искусная артиллерийская подготовка обеспечила неуклонное продвиже
ние и полную победу наших войск в боях за Харьков.
Советские артиллеристы, заканчивает генерал-майор Прочко, свято чтут традиции русской артиллерпи. Великая Отечественная война выдвинула немало героев-артиллеристов,
замечательных мастеров военного искусства. Они оправдывают п оправдают до конца сталинское определение, что «Артиллерия — бог войны».
(ТАСС).
ПАМЯТНИКИ
И. Р. АПАНАСЕНКО
и Л. Н. ГУРТЬЕВУ
В связи с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР о со
оружения в городе Белгороде памятника генералу армии И. Р. Апа
насенко и в городе Орле памятника генерал-майору Л.? Н. Гуртьеву Ко
митет по делам искусств при СНК СССР поручил проектирование этих памятников выдфощимся скульпторам и архитекторам.
Над проектом Памятника И. Р. Апанасенко работают лауреат Сталинской премии Н. Томский, скульпторы Л. Муравны,. М. Лысенко, ар
хитектор В. Мунц. Памятник Л. Н. Гуртьеву проектируют лауреат Сталинской прё>(Пи М. Манизер, скульптор 3. Авгур, архитектор В. Гельфрейх.

Симфонический оркестр Ленинградской

филармонии

Беседа с Е. А. Мравинским
В Москву пршехад лауреат Всесоюзного конкурса дирижеров Е. А. Мравинский. В беседе с нашим сотрудником он рассказал о том, как работает в Новосибирске возглавляемый им симфонический ор
кестр Ленинградской филармонии,
и поделился овсами творческими планами:
— Два сезона провёл наш оркестр в Новосибирске, неизменно встречая самое внимательное и серьёзное отношение слушателей, среда которых образовался, можно оказать, актив постоянных посети
телей наших концертов. В среднем оркестр выступает с симфоническими программами 14—15 раз в месяц.
Оркестр впервые познакомил слушателей с рядом произведений Шо
стаковича и в первую очередь с его 7-й симфонией.
Силами нашего оркестра и Ленинградской хоровой капеллы были пополнены «Поэма о Сталине» Ха
чатуряна и кантата Прокофьева «Александр Невский». Исполнялись также вариации на русскую тему Шебалина и произведение молодого, весьма одарённого композитора, ученика Мясковского — Локшина.
Наряду с этим в репертуаре оркестра была представлена русская и западно-европейская классика — крупные сочинения Чайковского, Танеева, Глазунова, Скрябина, Бородина, Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Моцарта, Бетховена, Гайдна.
Кроме меня в числе дирижёров, выступавших с нашим оркестром, были дирижёр К. Заидерлинг, за
служенный деятель Казахской ССР II. Шкаровский и другие.
В будущем оезоне мы собираемся исполнить многие Новые сочинения, среди которых в первую очередь хочется отметить 5-ю симфонию ком
позитора Щербачёва (над которой автор, живущий сейчас в Новосибирске, активно работает), вокаль
ный цикл в сопровождении оркестра Свиридова, В наши программы включены «Петрушка» Стравинского, «Моцартнана» Чайковского, музыка к трагедии «Князь Холмокий» Глинки и другие произведения.
Я приехал в Москву для .записи на тонфильм 7-й симфонии Шоста
ковича на фабрике звукозаписи Всесоюзного радиокомятета. В ноябре предполагаю опять при
ехать в Москву для концертных выступлений. В днп 50-летия со
дня смерти Чайковского выступлю с программой концерта, посвящённого 6-й симфонии и музыке к балету Чайковского «Щелкунчик».
В следующнх концертах, которые пройдут в Москве в течение декабря, буду дирижировать исполнени
ем 7-й симфонии Шостаковича, «Александра Невского» Прокофьева, «Ноктюрнов» Дебюсси, симфоний Бетховена, Брамса. Моцарта, увертюр Вебера*

ДНЕВНИК ИСКУССТВ

* ВОЗВРАТИЛАСЬ из поездки на Краснознамённый Балтийский флот бригада артистов Всесоюзного радио
комитета. За 23 дня бригадой дано 69 концертов на кораблях, фортах и в частях Краснознамённого Балтфлота.

Налеты нашей авиации на железнодорожный узел

Дебальцево, станции Барвенково, Чистяково,

скопления немецких войск юго-западнее Харькова

и на аэродромы противника

В ночь на 24 августа наша авиация произвела налёты на железнодорожный узел Дебальцево, станции Барвенково и Чпетяково. В ре
зультате бомбардировки в-зо-рваны склады боеприпасов и разбито несколько воинских эшелонов противника.
В щу же ночь наша авиация наносила удары по скоплениям немецких войск, танков и автомашин
противника юго-западнее города, Харькова.
Сильной бомбардировке были подвергнуты аэродромы противни
ка, на которых отмечено большое скопление немецких самолётов. Раз
рывы бомб наблюдались в местах стоянки самолётов.
Два наших самолёта не верну
лись с боевого задания.

Горьковский театр драмы

окого сценического искусства. За свою полувековую театральную жизнь он всегда оставался верен тем заветам сценического реализма, которые он воспринял ещё в юно
шеские годы в Годы расцвета гения Островского. Знание русского народного быта, острое чувство сцены и яркий режиссёрский темпера
мент придают лучшим спектаклям Соболъщикава-Самарина силу жизненной убедительности.
За последнее десятилетне в театре творчески сформировался целый ряд таких опытных работников сцены, как заслуженные артисты РСФСР Н. Левкоев, П. Юдин, В. Со
коловский, В. Разумов, С. Юренсв, артисты А. Горянская, А. Самарина, Т. Рождественская, М. Прокопович, Н. Покровский, А. Дубенский, В. Васильев, М. Буйный, В. Симановский л другие..
• Москвичам в этот свой прнэзд Горьковский театр должен пока
зать кроме «Мещан» ещё три спектакля: «Варвары» Горького,
«Нашествие» Леонова и «Олеко Дундич» Ржешевского и КаЦа.
Отнюдь не случайно, что в этом репертуаре двз пьесы из четырёх отведены А. М. Горькому. Для каж
дого знающего этот театр ясно, что преобладание горьковских пьес в его репертуаре отражает неослабевающий интерес театра к произведе
ниям великого писателя. Именно с пьесами Горького связаны лучшие

К спектаклям

в Москве

творческие успехи коллектива театра В свой актив он может занести и постановки «Зыковых» и «Пос
ледних» — обе пьесы Горьковский театр первым показал советскому зрителю — и многие другие.
Этот интерес к Горькому отнюдь не был внешним, случайным; нет, любовь к Горькому глубоко коренится в творческом коллективе те
атра. Стремление к созданию сложных сценических произведений, построенных на глубоком и многостороннем анализе человеческой психики, нгарота охвата русской жиз
ни, острота идей иой проблематики — все эти черты горьковской дра
матургии получили живой отклик в творческой практике театра.
Горьковский театр показал со ветскому зрителю не только «Зыковы» и «Последние», но и
многие другие превосходные пьесы русского и европейского классического репертуара. Здесь были поставлены «Нора» Ибсена, «Зимняя сказ
ка,» Шекспира, «Эмилия Галотти
Лессинга. «Чайка» Чехова, «Сон на Волге» Островского и другие. Многие из этих пьес, впервые поставленные в гор. Горьком, вызвали такой большой общественный резо
нанс, что вслед за тем они были показаны в целом ряде столичных и периферийных театров.
Нежелание итти проторенными путями, установка на своё решение актуальных творческих проблем советской сцены сказываются и в са
мом подходе театра к спектаклям.
В этом смысле можно отметить многолетнюю работу в Горьком режиссёра, заслуженного деятеля искусств Е. А. Брилль, осуществившего постановки и ибсеновской «Но
ры», и чеховской «Чайки», и многих советских пьес («Волк» Л. Леонова, «Человек с ружьем» Н. Погодина, «Гибель эскадры» А. Корнейчука и ДР-).
Нынешний приезд театра в Москву — уже четвёртый по счёту от
чёт горьковчан перед московски)! зрителем. Но на этот раз театр от
читывается за работу, проделанную им в трудное и суровое время оте
чественной войны. Не стоит гадать, каковы будут результаты этого от
чёта перед столичной аудиторией. Но ясно ужз сейчас, что спектакли, привезенные театром, представляют возможность для всестороннего и полного суждения о творческом состояния этого театрального коллектива.
Мастерство театра, как оно складывалось на протяжении последних лет, характеризуется противоре
чивым стремлением к сочетанию проникновенности психологического рисунка с широкой зрелищной те

Телеграммы из-за границы

Положение в Дании

Усиление германского гарнизона в Копенгагене Нападения на датских «добровольцев» Убийство германского офицера в Одессе
ЛОНДОН, 25. (ТАСС). Стокгольмский корреспондент агентства Рей
тер сообщает, что, по сведениям шведской газеты «Афтонбладет», германские войска оккупировали все районы Копенгагена. Немецкие танковые и пехотные части, занявшие центр города, разместились на спортивных стадионах.
ЛОНДОН, 25. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт, что один немец
кий офицер открыл в городе Оденое (на острове Фюн) стрельбу из револьвера по толпе датчан и ранил при этом одного мальчика.
Гитлеровский офицер был растоптан толпой насмерть.
СТОКГОЛЬМ, 25. (ТАСС). По сообщению шведской газеты «Свенска дагбладет», на улицах Копенгагена произошли крупные инциденты в связи с появлением в городе груп
пы так называемых «добровольцев»,
навербованных гитлеровцами из всякого уголовного сброда для борь
бы против СССР. Немедленно на улицах появились отряды гитлеров
ских эсэсовцев, которые рассеивали толпы датчан штыками.

Налеты на Италию

и Сардинию

ЛОНДОН, 25. (ТАСС). Штаб союзных войск в Северной Африке передаёт, что 23 августа средние бом
бардировщики, входящие в состав военно-воздушных сил Северной Африки, атаковали сортировочную станцию в Баттипалья (Италия). Было сброшено большое количество бомб.
Истребители - бомбардировщики, оперировавшие над Южной Сардинией, атаковали казармы и про
мышленные сооружения противника вблизи Кальяри.* Отмечено много прямых попаданий в об’екты. Бом
бардировщики союзников атаковали железнодорожные коммуникации в Баньоли (Южная Италия).
В ночь на 23 августа самолёты противника совершили налёт на район Палермо. Было сбито 4 вражеских бомбардировщика.

Создание американоканадского комитета

военной помощи

НЬЮ-ЙОРК, 25. (ТАСС). Как пере даёт корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс го Квебека, прези
дент Рузвельт н премьер-министр Канады Маккензи Кинг об’явилн о
создании об’единённого комитета военной помощи для «изучения проблем, возникающих в связи с реа
лизацией американского закона о передаче взаймы или в аренду во
оружения и канадской программы взаимной помощи, а также для пре
доставления рекомендаций в этой области соответствующим властям». Председателем американского отде
ла комитета назначен генерал-майор Бэрнс, председателем канадского отдела — Тейлор.

Война на Тихом

океане

ЛОНДОН, 24. (ТАСС). Штаб соединённого командования вооруженными силами союзников в юго-западной ча
сти Тихого океана сообщает, что на Новой Гвинее войска союзников до
стигли новых успехов на подступах к аэродрому Саламазга.
Тяжёлые бомбардировщики союзников произвели ночной налет на японскую базу Кендари (остров Целебес). Авиа
ция союзников совершила также нале
ты на японские об’екты па островах Тенимбер, Новая Британия, Новая Гвинея, Коломбангара, а также на японские баржи и заливе Кула.
Военно-морские силы союзников подвергли обстрелу с близкой дистанции гавань Фннша (Новая Гвинея).
НЬЮ-ЙОРК’, 24. (ТАСС). Штаб американского командования в Индии сооб
щает, что 22 августа американская
авиация совершила налет на районах Сагаинга и Мандалая (Бирма). Уничтожено болео 115 товарных вагонов. Аме
риканская авиация совершила также налет на Иватаунг, Монива и Мейктила.
авральной эффектностью. Естественно, что это стремление далеко не всепда приводило спектакли горь
ковчан к необходимому стилевому единству. Эклектический разнобой, пестрота иопо:лпительских приёмов — недостаток, хотя всё время и преодолеваемый театром, но в определенной степени всё ещё характерный и для общего творчесжого облика и для индивидуальной артистической маиеры отдельных его актёров.
Романтический пафос «Олеко Дундича» и углублённая психологи
ческая манера, с которой написаны пьесы Горького и Леонова, позволяют театру с максимальной эффективностью раскрыть все свои худо
жественные вкусы и стремления,
показать, обретает ли он сейчас под руководством пового своего режиссёра — инициативного Н. Покров
ского — необходимый стилевой синтез.
В истории Горьковского театра много памятных и славных эпизо
дов. Нижегородский театр видел на своих подмостках почти всех вели чайших русских актёров: и Щеп
киша, и Федотову, и Живокини, г Стренетову, и Пикули ну-Кооицкую и Ленского, и Далматова.
Это своё прошлое Горьковский театр постоянно должен ощущать как живую традицию, и не только как традицию, но и как завещание: театр, имеющий такую историю, не может, не должен удовлетворяться посредственными творческими результатами.
Е. Сурков.

Борьба французских

патриотов

ЖЕНЕВА, 25. (ТАСС). Швейцарская газета «Трибюн де Женев» со
общает о том, что ночью 17 августа близ Новель в Верхней Савойе было произведено нанадение на италь
янских солдат, охранявших мост. Один солдат серьёзно ранен, нападавшие скрылись.
Французская газета «Пти наризьеи» сообщает, что отряд лавалевской полиции, прибывший из Гренобля на станцию Эгиан в департаменте Верхние Альпы, проверял до
кументы у всех находившихся на этой станции и задер:кал четырёх молодых французов, скрывавшихся от мобилизации на принудительные работы в Германию. Когда задержанных доставляли в помещение полиции, один из них бежал, отстреливаясь от преследовавших его поли
цейских. Один полицейский был убит. Бежавшему удалось скрыться. Та же газета сообщает, что в горо
де Боллен (департамент Воклюз) тяжело ранен на улице один из местных лааалевских чиновников Бушон. Двое неизвестных, стрелявших в него, скрылись.
Парижское радио заявило 19 августа, что окружной префект в депар
таменте Соны и Луары заключил в
тюрьму девять французов, обвшшв их в порче железнодорожного по
лотна и телеграфных проводов, проходящих мимо их домов.
Уничтожение французскими патриотами сельскохозяйственных машин о целью срыва обмолота хле
бов вызвало беспокойство в Виши и в Париже. Газета «Пти журналь», комментируя последние мероприятия властей Виши в связи с саботажем в сельском хозяйстве, заявляет, что уничтожение сельскохозяйственного инвентаря создает непреодолимые трудности, так как этот инвентарь фактически нечем заменить.

Плоды хозяйничанья гитлеровцев

в Румынии

СТАМБУЛ, 24. (ТАСС). Детская беспризорность в Румынии приняла чрезвычайно широкие размеры. Пе
чать констатирует, что в городах и сёлах страны бродяжничают многие тысячи детей, оставшихся сиротами или бежавших от родителей. Дети лишены средств к существованию. Предоставленные самим себе дети
занимаются воровством, совершают различные преступления, что, как указывает газета, «еще более накаляет обстановку военного времени».
Газета «Курентул» сообщает, что детская тюрьма в Бухаресте «пере
полнена малолетним и бродягами и преступниками». О размерах детской преступности красноречиво говорит тот факт, что недавно в общем законе «о борьбе с преступностьюбыл пересмотрен пункт, касающийся наказания детей. На них распро
страняется закон о смертной казни. Газета «Тимпул», комментируя этот закон, пишет: «То обстоятельство,
что новый закон исключает всякие смягчающие вину обстоятельства в отношении малолетних преступни
ков, надо только приветствовать». Газета подчёркивает, что румын
ские власти считают смертную казнь «самым действенным» средст
вом борьбы с детской преступностью.

ОТОВСЮДУ

* АГЕНТСТВО Рейтер передаёт, что по сведениям Бельгийского агентства бельгийские патриоты захватили в раз личных городских управлениях в Бель
гии такое большое количество продо
вольственных талонов, что нарушилась г*ся введенная гитлеровцами карточная система распределения продовольствия в оккупированной Бельгии.
* ЖУРНАЛ «ОФИСЬЕЛЬ», выходящий во Французской Западной Африке, опубликовал декрет о создании «Комитета внешней торговли», уполномоченного временно, «при нынешних обсто
ятельствах, обеспечить операции по импорту и экспорту Французской Западной Африки и Того».
* ПО СООБЩЕНИЮ корреспондента агентства Ассошиэйтед Пресс из Риоде-Жанейро, Бразилия отказалась от прав экстерриториальности в Китае и
подписала с ним новый договор о дружбе.
* ШТАБ союзных войск в Северной Африке сообщает, что в операциях морских сил союзников в Средиземном море участвуют французские лёгкие
крейсеры «Ле фантаси» и «Ле Террибль».
* КАК СООБЩАЕТ шведская газета «Стокгольме тнднинген», за последнее в!>емя в Бергене (Норвегия) был совершён ряд диверсионных актов, направленных против германских вооружен
ных сил. Неделю тому назад были приведены в негодность грузовики, стоявшие около одной немецкой казармы*
спим образцом маневренных Операций в условиях сверхмощно и глу
боко укрепленного района. Маневр стал русским военным искусством!

Г

ОВОРЯ о бедствиях, о разруше
ниях, которые переживает наша страна, «Известия» в передовой статье «Советские знамёна над освобояедёнными от врага городами и сёлами» отмечают, с какой великой радостью встречает советский народ знаменательный, исторический шаг своей партии, своего правительства. Великую помощь даёт государство пострадавшим районам. «Могучей и сильной была, есть и будет наша великая советская держава, уже за
благовременно, в самом ходе войны принявшая неотложные меры для восстановления своих пострадавших районов, их хозяйства, их жизненных сил».
СРЕДИ пьес, которые Горьков
ский Гое.уда)рствеиный театр драмы собирается показать моск
вичам во время своих гастролей 2 зимнем театре «Эрмитажа», значатся и «Мещане» А. М. Горького.
Спектакль этот — единственный в своём роде не только в истории Горьковского театра, но и в исто
рии периферийного театра вообще.
Вот уже 16 лет не сходит он е афиши театра. И хотя за годы, прошедшие с первого его представле
ния, наше восприятие драматургии А. М. Горького стало и глубже и тоньше, сила воздействия этого спектакля на зрителей не уменьшилась.
Вряд ли какой-либо другой периферийный театр в состоянии назвать в своём репертуаре спек
такль, который обладал бы такой же длительной и устойчивой жизн еспоообиостью.
А « Горьковском театре п помимо «Мещан» есть свой устойчивый репертуарный фонд, накапливав
шийся от года к году. Причины этой устойчивости ясны: это, вопервых, многолетняя стабильность творческого коллектива, а, во-вторых, — единство художественных традиций, в духе которых воспитывается труппа театра, возглавляе
мая вот уже почти четверть века народным артистом РСФСР Н. И. Ообольщиковым-Самариным.
В творческой деятельности Сббольщикова-Самарина нашли свое отражение лучшие традиции рус