АВГУСТА 1943 Г
ЧЕТВЕРГ
№ 201 (5949)
Цена 20 коп.

От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 25 августа

В течение 25 августа наши войска продолжали развивать наступление района северо-западнее
ХАРЬКОВА и заняли более 60 населенных пунктов, в той числе город ЗЕНЬКОВ. Город АХТЫРНА, несколько раз переходивший из рук в руки, после ожесточённых боёв вновь занят нашими войсками.
В Донбассе, в районах южнее ИЗЮМА и юго-западнее ВОРОШИЛОВГРАДА наши войска, преодоле
вая упорное сопротивление противника, продолжали вести наступательные бои и вновь заняли несколько населённых пунктов, значительно улучшив свои позиции.
В течение 24 августа наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили )04 немецких танка. В воз
душных боях и огне*» зенитной артиллерии сбито 98 самолётов противника.
Северо-западнее Харькова каши войска успешно развивали наступление и заняли свыше 60 населён
ных пунктов, в том числе город Зеньков. В боях за эти пункты уни
чтожено бодее 1.000 немецких солдат и офицеров, сожжено к подбито 17 вражеских танков.
Западнее Харькова бойцы Н-ского ссединения с боями продвигались вперёд и уничтожили 31 танк, 4 бронемашины и 15 самоходных орудий противника. Захвачено 18 орудий разного калибра, оклад боеприпасов и много стрелкового вооружения.
Южнее Харькова противник, прикрываясь минныци полями, оказывает упорное сопротивление и ча
сто переходит в контратаки. Отбивая контратаки гитлеровцев, наши вой
ска продвинулись вперёд и заняли выгодные позиции. В боях за день
уничтожено 800 немецких солдат и офицеров, 5 танков и несколько самоходных орудий. Захвачены трофеи и пленные.
В Донбассе, юго-западнее Ворошиловграда, наши войска вели наступательные бои. Противник подтянул крупные силы танков и иа рас
свете контратаковал наши части. Решительным удароы^советские бой
цы отбросили немцев и, продвигаясь вперёд, заняли несколько населён
ных пунктов. Уничтожено до 1.000 вражеских солдат и офицеров, под
бито и сожжено 23 немецких танка, 16 разных орудий и уничтожено
190 пулемётов. Взято более 100 пленных. На другом участке наши части, развивая наступление, овла
дели рядом узлов сопротивления
противника, в том числе крупной железнодорожной станцией. Против
ник понёс тяжёлые потери в живой силе и технике.
Южнее Изюма наши войска сломили ожесточенное сопротивление противника и овладели рядом круп
ных узлов сопротивления немцев. Особенно упорные бон происходили за один населённый пункт. Бойцы Н-ского соединения отбили до сорока контратак противника, ворвались в населённый пункт и в ре
зультате уличных боёв овладели им. Уничтожено 900 .немецких солдат и офицеров, 18 танков, 3 бронемашины, 4 самоходных я 12 нолевых орудий. Захвачено у противника 3 танка, 19 орудий н много других трофеев. При взятии другого опорного пункта, расположенного на
высоте, советские бойцы истребили 600 гитлеровцев, захватили танк, 10 орудий, 300 велосипедов, много бое
припасов н различного военного имущества.
В воздушных боях наши лётчики обили 31 немецкий самолёт.

На Брянском направлении активно действовали наши усиленные разведывательные группы. На одном участке подразделения Н-окой части ворвались в траншей противника и
в рукопашной схватке уничтожили роту гитлеровцев. Пытаясь вернуть потерянные позиции, гитлеровцы
бросились в контратаку, но попали под перекрёстный пулемётный огонь. Потерян только убитыми 200 солдат л офицеров, немцы в беспорядке отступили.
Наши лётчики в воздушных боях в течение дня сбили 22 самолёта противника.
*
На Ленинградском фронте наши снайперы истребили 140 гитлеровцев.
Сержант Иванов и красноармеец Рахинов в течение дня выследили и убили 7 немцев. Сержант Кожевни
ков уничтожил двух вражеских снайперов. Советские артиллеристы
и миномётчики разрушили 26 ДЗОТ’ов, 19 блиндажей и 7 наблюдательных пунктов противника.

Нашей авиацией в Баренцовом море потоплен корабль охранения и повреждён транспорт противника.

Партизанский отряд, действующий в одном из районов Витебской об
ласти, в августе пустил иод откос 5’ немецких воинских эшелонов. Уничтожены 70 вагонов с боеприпа
сами и 4 платформы с орудиями. Партизаны этого же отряда прони
кли на железнодорожную станцию и взорвали три цистерны с горючим.
Ат
Ниже публикуется акт о чудовищном злодеянии немецко-фашистских людоедов в селе Стрелечье, Харь
ковской обгасти: «В начале ноября 1941 года немцы заняли село Огрелечье. В первые же дни они раз
грабили продовольственные запасы Отрельчекской психиатрической больницы и обрекли больных на го
лодную смерть. 21 ноября в больницу прибыл отряд гитлеровцев. Немецкие автоматчики выводили боль
ных группами по 10 человек к трашшаям и там расстреливали их. Тех больных, которые не могли сами передвигаться, немцы приволакива
ли насильно, бросали их в ямы л убивали. Два дня продолжалось кровавое злодеяние фашистских па
лачей над беспомощными больными людьми. Всего гитлеровские мерзав
цы убили 435 человек, из них 180 мужчин и 255 женщин. Фашист
ские убийцы разгромили больницу, вывезли 1.500 одеял, 3 тысячи про
стынь, 4 тысячи пар белья, 500 кроватей и много другого имущест
ва:». Акт подписали: главный врач больницы М. Головко, санитарки М. Шевченко, Л. Цимбул, Н. Байду
кова, Е. Сарага, фельдшерицы А. Кузьменко, А. Краснова, медицинская сестра В. Калмыкова.

Стахановские вахты в честь Харьковских

ДИВИЗИЙ

ГОРЬКИЙ, 26. (ТАСС). Рабочие многих заводов и фабрик, став на стахановские вахты в честь Харь
ковских дивизий, решили работать с удвоеиной энергией. Сормовские
сталевары за смену дали более трёх плавок, значительно перекрыв задание. Стахановцы тт. Шарабкн, Ку
кушкин, Шншпн и многие другие дали по 4 нормы в смену. На заво
де имени Дзержинского фронтовая молодежная бригада Клюкина вы
полнила сменное задание ва 340 процентов. Токарь этого же завода т. Цецегов три дня подряд выполняет нормы на тысячу процентов.
Работницы швейной фабрики № 2 решили изготовить мужскую, жен
скую и детскую одежду в подарок жителям ос-вобождёншых районов и сшить сверх плана много телогреек и курток для партизан Украины и Белоруссии.

Производственный подъем

на предприятиях Златоуста

ЗЛАТОУСТ, 26. (ТАСС). Металлурги завода имени Сталина несут стахановскую вахту в честь Харь
ковских дивизий. Выданы сотни тсхнн сверхпланового металла. Ста
левары печи № 1 Чулков, Тарновский и Бисеров выплавили 58 тонн
стали сверх задания. Сталевар печи № 3 Зиерман работал один в тече
ние двух смен, выдав 36 тонн сверх
нормы. Прокатчики цеха № 2 изо дня в день повышают выработку. Смена Глазунова дала за день 10 тонн сверхпланового проката.

Началась уборка сахарной свеклы

ДЖАМБУЛ, 26. (ТАСС). На полях области развернулась уборка сахар
ной свёклы. Сельхозартели хорошо подготовились и её перевозке. На протяжении около 1.000 километров
построены и отремонтированы дороги, связывающие свекловичные плантации с сахарными заводами.
Хороший урожай свёклы вырастили колхозы «Интымак» и «Октябрь» Джамбулского района.
Кузнецкие металлурги готовятся
к зиме
СТАЛИНСК, 26. (ТАСС). Энергично готовятся к зиме металлурги Кузнецкого завода. Еще в июле по каждому цеху и участку были намечены мероприятия, обеспечивающие бесперебойную работу комбината зимой.
Доменщики по-хозяйски уложили на рудном дворе сотни тысяч тонн руды, агломерата, известняка и других материалов. Привезены в порядок все механизмы агрегатов, работающих зимой на открытом воздухе.
Успешно проводят ремонт оборудования коксовики, прокатчики. В мартеновском цехе 3 все работы проводится раньше намеченных сроков. Работники этого цеха часто остаются после смен: очищают пло
щадку от мусора, готовят материалы н инструмент на следующий день. Энергетики тепло-электроцентрали заканчивают реконструкцию третьего котла.

Заготовка табака

в Узбекистане

ТАШКЕНТ, 26. (ТАСС). Значительно раньше прошлого года в Узбекистане началась заготовка жел
тых Табаков нового урожая. Первые тонны сырья сдали колхозы Комсо
мольского, Самаркандского и Ургутежого районов.
Усиленными темпами проводится уборка и сдача махорки.
Герой Советского Союза капитан Дмитрий Глинка — один из выдающихся летчиков нашей истребительной авиации. Прославленный герой воздушных боев на Кубани, он сбил 36 вражеских ^самолетов, в том числе 29 самолетов личн о и 7 — в групповых боях. Дмитрию Глинке вторично присвоено зйанне Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР он награжден второй медалью «Золотая Звезда» и на его род ине будет сооружен бронзовый бюст.
Фото О. КАФАФЬЯНА

Дважды Герой Советского Союза

Дмитрий Глинка

сбил еще 4 немецких самолета

В связи с присвоением звания дважды Героя Советского Союза гвардии капитан Дмитрий Глинка получил ряд поздравительных телеграмм.
В ответной телеграмме, полученной сегодня в Москве, Дмитрий Глинка сердечно благодарит за поздравления и сюобщает, что в день присвоения ему высокого звания он со своим напарником гвардии младшим лейтенантом Пановым в одном воздушном бою сбил четыре бомбардировщика противника.
— Заверяю партию, Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина, — пишет дважды Герой, — что в дальнейшем буду с еще большей ненавистью громить фашистских стервятников до тех пор, пока в грудн моей бьется сердце.
Указ Президиума Верховного Совета СССР
О награждении 252 Харьновской стрелковой дивизии
орденом Красного Знамени
За образцовое выполнение боевых заданий Командования да, фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество наградить 252 Харьковскую стрелковую дивизию орденом Красного Знамени.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 25 августа 1943 г.

В освобожденном Орле

Строители станков—фронту

Завод «Станкоконструкция» выполняет ответственный заказ роди
ны — выпускает агрегатные станки для производства боевых машин.
В честь освободителей второй столицы Украины — Харькова — рабочие предприятия обязались ускорить выпуск новых станков в стали на фронтовую вахту. Многие ста
хановцы завода добились высокой выработки. Так, в механическом цехе расточник тов. Щербинин выполнил сменное задание на 270 процентов, фрезеровщик Серов — на
300 процентов, шлифовщик Воронцов — на 380 процентов. Почти по две нормы выработали в смену но
вые работницы — токари Червякова и Терехова.
В модельном цехе, не теряя ни минуты рабочего времени, трудится фронтовая бригада тов. Прозорова. На изготовлении сложных моделей новых станков эта бригада выполняет задание иа 250—300 процентов.
Во всех цехах предприятия наблюдается небывалый трудовой подём.
В Москву возвратился из поездки в Орёл заместитель народного
комиссара коммунального хозяйства РСФСР тов. В. И. Федун.
В Орле, недавно освобождённом от немецко-фашистских захватчи
ков, тов. Федун пробыл десять дней. На его глазах старинный русский город, разрушенный и разгромленный гитлеровцами, начал оживать, возрождаться из пепла и развалин. В беседе с нашим сотрудни
ком тов. Федун сообщил но этому поводу следующее:
— За время фашистской оккупации коммунальное хозяйство города цришло в упадок и запустение. Не работал трамвай. Центральные пло
щади были превращены в свалки.
Фашисты ни разу не очищали город от мусора, грязи. А перед своим отступлением гитлеровские банди
ты начали взрывать, сжигать коммунальные предприятия, зда
ния административно-общественных учреждений, жилые дома. В первые дни после освобождения горо
да по улицам и переулкам, нельзя было проехать — они, были завалены грудами битого кирпича, стекла, обломками зданий, обуглившимися деревянными конструкциями.
Город представлял собой ужасную картину разрушений. Все ком
мунальные предприятия Орла или взорваны, или сожжены, или силь
но повреждены. Электростанция, снабжавшая электроэнергией про
мышленность и освещавшая город, уничтожена. Такая же участь пос
тигла вое водонасосные станции, трамвайные депо и мастерские, ба
ни, банно-прачечный комбинат. Не осталось ни одного неповрежден
ного трамвайного вагона. Фашисты сияли и вывезли троллейный про
вод контактной сети трамвая и 50 процентов электровоадушных сетей. Разрушены или сильно поврежде
ны лучшие здания. Погибло больше половины всей полезной площади в административно-общественных зданиях и в жилых домах.
Население освобождённого Орла с первых же дней вступления частей Красной Армии с под’емом, воодушевлением взялось за восстановительные работы. Очищались площа
ди, улицы, переулки, проезды от обломков, грязи, мусора. Через не
сколько дней уже можно было без всяких затруднений пройти и про

Производственный подъем

Победа Красной Армии, освободившей Харьков, вызвала большой ттод’ем производительности труда на Трансформаторном заводе. В цехе тсв. Бычкова рабочие в эти дли Дают продукции на несколько десятков процентов больше, чем обычно.
Выработка 1 токаря тов. Чехла^ой равнялась 180—200 процентам.
— В честь освобождения Харькова буду давать по 300 процентов,— заявила *гов. Чехлатая, выслушав по радио приказ товарища Сталина.
Стахановка сдержала свое слово: в ночь на 24 августа она выработа
ла тря нормы, а сейчас даёт по 300 с лишним процентов. Токари Изосимов и Макаренко также работает аа троих.
Резко увеличили выпуск и рядовые станочники. Тамара Нефедова никогда не обрабатывала более трёх осей. В ответ на успехи Крас
ной Армии тов. Нефедова обещала делать по пять осей — обязательство свое выполняет. Молотой фрезеровщик Калягин выполняет задание на 185 шродентов.

Два сменных

задания

Все эти дни у коллектива завода, где директором тов. Ядров, одно стремление и желание — достойно ответить на победы наших войок.
Стахановская вахта в честь доблестных Харьковских дивизий, на
чатая ещё в памятную ночь салюта, приносил новые и новые успехи.
Молодой стахановец тов. Зуев, обычно выполняющий норму на 150 процентов, в пять раз перевы
полнил сменное задание. Высокой выработки добились и другие стахановцы. Опытный рабочий тов. Ро
маненков дал 485 процентов нормы, а молодая работница Кутепова — 314 процентов.
Этот успех вовсе не случаен. Производительность труда на заводе нарастает с каждым днём. Прес
совщица тов. Бухаиова увеличила выработку .с 250 до зю процентов. Комсомольске-мол оде ж н а я фронто -
вая бригада Розы Ивановой дала в смену 322 процидта нормы вместо обычных 130.
Все достижения, рождённые высоким патриотическим под’омом, закрепляются в цехах и неустанно умножаются. Если в первый же день после > салюта в честь освободителей Харькова вся смена вы
полнила нормы выработки на 190 Прсцчттов, то вчера завод дал 240 процентов сменного задания.
Токарь тов. Акулов закончил разработку схемы нового полуавтомата для прессовки мелких деталей. Этот сткйок позволит увеличить сменную выработку с 4 тысяч до 25—30 тысяч штук. Своё предложение тов. Акулов посвятил нашим бойцам и Офицерам, храбро сряжающимся на родной укланнской земле.

Ответ

литейщиков

В эти знаменательные дни победоносного продвижения вперёд частей Красной Армии металлурги завода «Станколит» еще бодее увеличили выплавку. В одном из цехов на фронтовую вахту встала бритада
стерженщиц, руководимая Ольгой Березняцкой.
В первый же день вахты члены бригады — Анна Петрова, Валентина Решетина и Мария Кушникова— выпади или сменное задание к обе
денному перерыву. Каждая девушка изготовила по сотне стержней, а за всю смену бригада выполнила почти двойную норму.
Женская бригада Людмилы Артемьевой делает набивку опок. Сменная норма .для бригады — 120 опок. Но участники бригады решили набить 150. В конце смены девушки «узнала результаты своей вахты: они сделали 200 опок. Так был установлен новый рекорд.
На обрубке готового литья для стахановца Агольцова пределом возложностей считалось полторы тонны металла в смену. Вчера он обрубил больше трёх тонн.
Раньше при формовке литейной земли сложную операцию набивки бабок выполнили две работницы. При этом они успевали набивать в смену не больше Лми бабок. Ста
хановка Тамара Белова одна справилась с этим заданием.
В литейных цехах завода в эти дни двойную выработку дают бригады, которыми руководят тт. Лебе
дев, Годиков, Шаменков, Суворова и щ±>. Их горячее желание — ответить трудовыми подвигами на героическое наступление советских воинов.

Три нормы в день

Юго-заладное Нпвошилопгвада. После артиллерийской подготовки пехота идет в атаку
«ото Э. КВЗ БРИ ХИЛА (ТАОО).
На освобождение Харькова от немецких оккупантов комсомольско-молодёжные, бригады 1-го Государственного подшипникового завода отвечают новым нроизаддствешшм
гюдёмом. Бригады тт. аивиной и Гатилиной второй день дают по три I нормы за смену. Бригадир тов. Га•тилина вчера выработала четыре лгормы.
Комсомольско-молодёжная бригада тов. Барышниковой — лучшая на заводе. Она держит переходящее красное знамя заводского комитета ВЛКСМ. Вчера бригада встала на стахановскую вахту и за смену дала три с половиной нормы — мно
го больше, чем раньше. Тов. Барышникова выработала четыре нормы.
ехать но любой у.таце. Тем временем часть жителей и работники коммунальных предприятий и уч
реждений приступили к восстанови
тельным работам. В частности они наводили элементарный порядок в уцелевших зданиях учреждений и жилых домах. Вставляли окна, две
ри, ремонтировали полы, потолки. Приводились в порядок даже частично сохранившиеся дома, вде можно было бы временно разместиться учреждениям или жителям, оставшимся без крова.
И результаты этих работ, в которых активно участвовало и участвует население, налицо. К середине августа удалось пустить но временной схеме две насосные стан
ции, и 15 августа — через 10 дней после освобождения Орла доблест
ной Красной Армией — город уже получил воду. Отдельные зда*чия административно-общественных ор
ганизаций получили свет, в городе начала регулярно печататься газета «Орловская правда».

Восстановительные работы в Орле продолжаются. Большое участие в этом принимает Наркомхоз РСФСР. Вместе с тов. Федун в Орёл выезжала бригада специали
стов по жилищному хозяйству, энергетике, водопроводу и т. д. Был составлен ^ план первоочередных ра
бот. 19 августа он утвержден орловскими партийными и советскими организациями и сейчас осуществляется.
Сегодня или завтра в Орёл выезжает бригада химиков -б акт врио -
логов для обследования колодце® и других питьевых источников. Бригада поможет местным организациям привести в санитарное состоя
ние водные резервуары как в Орле, так и в других городах н селах об
ласти, освобождённых от оккулантов. к
На очереди также выезд спещгаальной бригады Наркомхо-за, которая займётся на месте проектиро
ванием восстановления трамвая. Вчера выехали два специалиста по дорожно-мостовым сооружениям.
Наркомхоз выделяет необходимые для первоочередных восстановительных работ материалы. Первая не
большая партия материалов для воссоздаваемой электростанции п других предприятий отправляется в ближайшие дни.

Восстановление городского

хозяйства Вязьмы

Наркомат коммунального хозяйства РСФСР разработал план восста
новления разрушенного немцами жилищно-коммунального хозяйства Вязьмы. В первую очередь будут восстановлены 14 жилых двухэтаж
ных домов общей площадью в 3.500 квадратных метров, 16 ^зданий для областных и городских организа
ций, гостиница на 80 мест, водопровод и электростанция. Решено отстроить баню и прачечную. Предусмотрен также ремонт внутригородских дорог и под’ездов.
Для подготовки кадров строителей в городах Смоленской области открываются школы ФЗО на 900 человек.

По 20 норм сверх плана

Они — жительницы Ленинского района Москвы, работают на разных предприятиях и в учреждениях. Объединила их работа в лесу, заготовка дров для столицы.
Восемь лесорубов бригады Титовой 19 августа закончили свою работу в лесу. Бригада не только выполнила сезонное задание — каж
дая женщина нарубила по 20 норм в особый фонд Главного Командования.
На Каменском участке Загорского леспромхоза с гордостью говорят о работе женщин. На вывозке дров отличается бригада Яблочкиной. В два раза быстрее, чем установлено, оборачивается тележка возчиц Яб
лочкиной, Антоновой и Блиновой. Им приходится возить дрова на расстояние полкилометра. Вместо четы
рёх тележку везут три женщины, а нагружена она больше, чем обычно. Женщины сами научились ремонти
ровать тележки, содержат их всегда в порядке, и поэтому быстро растет количество перевезенных дров.
Экономя время и приспосабливаясь к условиям работы, возчицы, приехавшие в леспромхоз в начале июня, уже выполнили сезонное за
дание на две трети. Кроме этих трёх женщин в бригаде Яблочкиной еще 15 человек. Все они обязались досрочно закончить сезонное задание.
Юбилей „Гознака“
Исполнилось 125 лет со дня организация в России так называемой «Экспедиции заготовления государ
ственных бумаг», преобразованной после Великой Октябрьской социалистической революции в «Гознак».
«Экспедиция» была создана при Александре I для того, чтобы путём изготовления новых, более совершенных в техническом отноше
нии денежных ассигнаций и ценных бумаг ликвидировать поток фальшивых ассигнаций французской выделки, наводнивших Россию во время нашествия Наполеона.
В дореволюционный период» «Экспедиция» имела своей основной ба
зой Петроград. Здесь наряду с денежными знаками выпускалась гербовая и вексельная бумага, выпол
нялись сложные работы по гравюре на меди я стали, по хромолитографий я т. н. «Экспедицией заготов
ления государственных бумаг» было вылущено в 1838 году первое по
смертное собрание сочинений А. С. Пушкина.
В 1918 году «Экспедиция заготовления государственных бумаг» была преобразована в «Гоаиак».
За годы советской власти «Гознак» проделал огромную работу.
Наряду с более совершенным техническим оснащением старых предприятий он создал новые. Предприятия «Гознака» успешно выполняют все правительственные задания. Кроме денежных знаков «Гознак» отлично оправляется о выпуском облигаций государствен
ных займов, почтовых и гербовых марок, орденов и медалей. На предприятиях «Гознака» освоено производство ввозившихся ранее
и-з-за границы технических сортов бумаги, введены новые технологические процессы в полиграфии, внедрены новые виды сырья, обеспе
чившие значительную^ экономию остродефицитных материалов.
Своими успехами «Гознак» обязан замечательным кадрам работ
ников, ветеранам труда и молодым растущим производственникам.
Народный комиссар финансов СССР тов. А. Г. Зверев наградил ряд лучших людей системы «Гозна
ка» знаком «Отличник финансовой работы». Часть работников преми
руется двухмесячным окладом и ценными подарками.
По приказу наркома организуется производственно-техническая школа подготовки кадров ведущих профессий для предпрингя «Гознака».

Лесорубы-москвичи

Школа русских граверов

Восстановление городского хозяйства