АВГУСТА 1943 Г
ПЯТНИЦА
№ 202 (5950)
Цена 20 коп.

От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 26 августа

В течение 26 августа наши войска, наступающие западнее ХАРЬКОВА, продвинулись на отдельных участках вперёд от 4 до 6 километров и заняли несколько населённых пунктов.
В Донбассе, в районе юго-западнее ВОРОШИЛО- ГРАДА, наши войска вели бои по улучшению своих позиций.
На других участках фронта наши войска вели боевую разведку.
В течение 25 августа наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 92 немецких танка. В воз
душных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 38 самолётов противника.
Западнее Харькова наши войска продолжали наступление и заняли несколько населённых пунктов. В боях за один населённый пункт части Н-свого соединения разгромили два батальона пехоты противника. Захвачено 17 орудий, «9 пулемётов, 45 автомашин и склад боеприпасов. Взяты пленные. На другом участке советские бойцы отразили неоднократные контратаки гит
леровцев и нанесли им большой урон. Уничтожено свыше 800 немец
ких солдат и офицеров. Подбито и сожжено 16 танков противника. На плечах отступающих немцев наши яодразделення ворвались в крупный населённый пункт л ведут уличные бон.
Южнее Харькова бойцы Н-ской части в ожесточенном бою уничто
жили 600 гитлеровцев, сожгли 9 танков л 2 самоходных орудия протггвника.
В борьбе против немецких захватчиков советские бойцы показывают отвагу и высокую боевую выучку. На одном участке 16 немецких тан
ков пытались нанести удар во фланг нашей части. Находившийся в засаде танк лейтенанта Паршина открыл огонь и уничтожил 4 немец
ких средних танка, шедших в голо
ве колонны. Затем т. Паршин пере
нёс огонь на тяжелые немецкие
танки и подбил 3 танка типа «Тигр». Остальные вражеские машины отступили. Артиллерийская ба
тарея гвардии майора Брылеева в одном бою уничтожила 6 немецких танков и несколько десятков гитлеровцев. Лётчик-истребитель млад
ший лейтенант Михеев за десять дней сбил 7 бомбардировщиков и 2 ястребителя противника

В Донбассе, юго-западнее Ворошиловграда, наши войска вели бои по
улучшению своих позиций: Противник предпринял ряд последовательных контратак, но не добился успеха. Н-ское соединение в ожесточённых боях уничтожило 1.200 немецких солдат и офицеров и взяло 120 пленных. Уничтожено 32 немец
ких танка, 43 орудия, в том числе 12 самоходных. Захвачено у противника 7 исправных танков, 2 железнодорожных эшелона с боеприпаса
ми и другим военным имуществом.
Южнее Изюма наши войска, отражая контратаки противника, уничтожили до батальона немецкой пехо
ты, подбили и сожгли 16 вражеских танков, 3 самоходных орудия и 40 автомашин. На одном участке двенадцать красноармейцев под командованием лейтенанта Веселова всту
пили в бой с десятью немецкими танками. Наши бойцы гранатами вывели из строя четыре танка противника. Остальные немецкие танка отошли на исходные позиции.
На Брянском направлении наши подразделения вели разведыватель
ные действия. Бойцы Н-ской части ворвались в немецкие траншеи и в результате ожесточённой схватки овладели ими. В этом бою противник потерял убитыми более 100 солдат и офицеров.
На Ленинградском фронте наши подразделения истребили до двух рот пехоты противника, разрушили 23 ДЗОТ’а и 13 землянок. Танкисты под командованием старшего лейтенанта Иваненко за три дня уничто
жили 10 немецких нолевых орудий, подбили 2 самоходных пушки «Фердинанд» и истребили, несколько десятков вражеских пехотинцев.
Авиацией Краснознамённого Балтийского флота в Финском заливе потоплены сторожевой корабль, сто
рожевой катер и канонерская лодка противника.
В ночь на 15 августа в одном из Дайонов Орловской области партизанский отряд совершил смелый налёт на немецкий гарнизон расположенный в крупном населённом пунк
те. Застигнув противника врасплох, партизаны истребили 40 гитлеровцев и захватили 17 пленных. Советские
патриоты сожгли склад горючего, склад продовольствия и помещение немецкого штаба. Захвачено знамя воинской части, 2 орудия, 6 пулемётов и 35 винтовок. Партизаны другого отряда уничтожили охрану кон
центрационного лагеря и освободили находившихся в нём 130 советских граждан.
Взятые в плен немецкие оберефрейторы Вилли Рихтер, Гюнтер Фрицше и Гейнц Дате (из 255 ар
тиллерийского полка 255 немецкой пехотной дивизии) рассказали: «В районе Борисовна наш артиллерий
ский полк вместе с частями других дивизий попал в окружение. Попытки прорвать кольцо остались безуспешными. Русские вскоре разгро
мили окружённые немецкие части. Многие солдаты сдалий, в плен. После провала летнего наступления немецких войск на Курск офицеры говорили нам: «Мы потерпели неуда
чу и наши потери велики, но эти жертвы принесены не напрасно. Мы ослабили русских и предотвратили их наступление». Однако всё это оказалось неправдой. Русские войска перешли в наступление на широком фронте, а немецкая армия отступает».

Мастера ночного

бомбометания

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 27. (Спец. корр. ТАСС). Ночью аэродром
оживает. Из замаскированных зем
ляных ангаров бойцы выкатывают самолёты. Все привыкли работать в темноте. Пилоты и штурманы занимают свои места. Зелёный глаз фо
наря описывает во мраке круговое
движение. Командир даёт сигнал запустить моторы. О нарастающим гулом вращаются пропеллеры. Один за другим поднимаются в воздух ночные бомбардировщики. Вскоре они о приглушенными моторами бесшумно пересекут линию .фронта.
Сегодня лётчики получили боевое задание — обрушить бомбы на вра
жеские батареи и склады боепри
пасов. Машины приближаются к ши. Ночную темноту пронизывает огневая вспышка. Бьёт немецкое орудие. Враг себя обнаружил. Ведущий капитан Георгий Померанцев вервий идёт на снижение и сбрасывает бомбы. Раз ярённые внезапным появлением советских бомбар
дировщиков, фашисты открывают огонь из зениток и крупнокалиберных пулемётов. Но самолёт Померанцева удаляется так яге мгновенно, как и появился. Только напосле
док штурман, старший лейтенант Антонов, сбрасывает осветительную
бомбу, озаряющую местность ярким светом. Этим пользуется идущий вторым экипаж лётчика Каканина. Его штурман Смеян точно кладёт бомбы. Сильный взрыв сотрясает воздух. Внизу бушует пламя. Горнт вражеский склад боеприпасов. Остальные ночные бомбардировщи
ки завершают операцию. Подавлена батарея, взорван оклад.
Пробираясь сквозь завесу зенитного огпя, самолёты ломаным курсом возвращаются на свой аэродром.
Утром фотолаборант приносит на командный пункт эскадрильи фото
снимки. На них видны разрушения, сделанные ночью смелыми советскими лётчиками.
По нескольку раз в ночь вылетают на бомбёжку вражеских об’ектов пилоты этой эскадрильи, для них
не существует нелётной ночи. Пусть будет пасмурно, пусть низкие облака нависают над землёй, пусть ве
тер бросает машину, — ночные бомбардировщики уверенно идут к за
данным целям. До рассвета висят они над немецкими позициями, сковывая артиллерию, разбивая эшелоны, подымая на воздух колонны автомашин.
Лётчик Георгий Померанцев совершил за время войны 1.286 боевых вылетов. В эскадрилье усовершенствовалось мастерство лейте
нантов Каканина, Козлова, Нижкина и других. Старшина Юсупов стал командиром звена, лейтенантом. Почти все люди эскадрильи награждены орденами и медалями Советского Союза.
На рассвете ночные бомбардировщики снова стоят в своих ангарах. Их сменяют в воздухе наши штурмовики, истребители, пикировщики.
Боевая работа ленинградских лётчиков не прекращается ни на минуту.

Офицерская

доблесть

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 27. (Спец, корр, ТАСС). В ожесточён
ных наступательных боях советские офицеры показывают примеры храбрости и доблести.
Мужество, храбрость командиры сочетают с умением мастерски управлять боем в самой сложной обстановке. Сбитые о основного рубежа,- немцы на одном из участков фронта попытались задержаться и закрепиться на промежуточном рубеже. Под завесой мощного огня они стали быстро окапы
ваться. Командир роты капитан Кузнецов решил во что бы то ни стало сбить врага с этого рубежа и погнать его дальше. Он лично произвёл разведку местности, скрытно вывел роту на рубеж атаки и
как только упал последний снаряд наших орудий, смело ворвался с бойцами в неприятельские траншеи. Немцы, не выдержав штыкового
удара советских пехотинцев, стали отходить. На пути своего отхода они оставили в засаде взвод авто
матчиков. Капитан Кузнецов для ликвидации засады отправил отделение красноармейцев под командо
ванием старшины Гусева, а сам с ротой продолжал преследовать гит
леровцев. Благодаря стремительности преследования немцы не смогли закрепиться на промежуточном рубе
же и под ударами бойцов капитана Кузнецова откатились дальше.
Е, Корявичев.

455 боевых вылетов

Герой Советского Союза гвардии майор Александр Покрышкин признанный мастер ведения воздушного боя. За время великой отечественной войны этот выдающийся летчик совершил 455 успешных боевых вылетов и сбил 37 немецких самолетов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР Александр По. крышкин на-днях награжден второй медалью «Золотая Звезда».
На снимке: дважды Герой Советского Союза гвардии майор
Александр Покрышкин. Фото С. Кафафьяна.

Знамя присуждено

в двенадцатый раз

Участвуя во Всесоюзном социалистическом соревновании, коллектив завода «Борец» в 12-й раз завоевал Красное Знамя ВЦСПС и наркома
та. Вчера этому знаменательному событию было посвящено торжественное собрание стахановцев предприятия.
С докладом выступил директор завода, обрисовавший путь предприятия в дни войны.
За время войны дружный коллектив завода освоил ряд новых изде
лий и значительно повысил производительность труда. На предприя
тии выросли новые кадры. Это — передовые стахановцы токари Рыжов и Мигалин, формовщик Голуб
ков и другие. По этим стахановцам равняются теперь остальные работники завода.
Советское правительство по заслугам оценило производственные достижения этого предприятия, дважды наградив его работников орденами и медалями. За успешное выполнение заданий правительства за
вод награждён орденом Трудового Красного Знамени.
На героическое наступление Красной Армии коллектив предприятия ответил новым трудовым под’ёмом. Сейчао выдвинулись новые стахановцы, значительно перевыполняющие свои нормы. Это — стержен
щица Румянцева, слесарь Бессчастное, токарь Шефелъ и другие.
В заключение докладчик сказал о задачах предприятия.
— Нам нужно,—подчеркнул он,— освоить массовый выпуск компрессоров и насосов для нефтяной промышленности. Можно не сомневаться, что с этой задачей мы справимся успешно.
Затем на собрании выступили руководители фронтовых бригад тт. Малаева и Николаева.
С большим вниманием собравшиеся выслушали выступление нар
кома нефтяной промышленности тов. Седина. Он призвал коллектив предприятия увеличить выпуск про
дукции и образцово подготовиться к работе в зимних условиях. Приветствуя работников завода по слу
чаю присуждения в двенадцатый раз красного знамени, тов. Седин пожелал им дальнейших производственных успехов.

«300 процентов— вот наша норма

Передовая смена тов. Наумова на заводе «Красный блок» является ведущей. Дне последние декады августа она обязалась стоять на стахановской вахте.
Когда по цехам разнеслась весть, что наши войска штурмом взяли Харьков, смена тов. Наумова первой пересмотрела свои обязательства. Вместо 120 процентов она обязалась давать за смену 130. В пер
вый же день сменное задание было выполнено на 135,8 процента. Лучший токарь этой смены тов. Его
ров дал 4,6 нормы, а тов. Мухина— около четырех.
Не менее высокие показатели в смене мастера Климова. Все эти
дни смена выполняет задание на 111—115 процентов.
— 300 процентов в смену — вот наша норма, — сказала токарь тов Прокофьева на цеховом митинге.
Вчера она выполняла задание на 318,3 процента.
Весь коллектив завода «Красный блок» полон одним желанием: дать в оставшиеся дни августа как можно больше продукции оборонным предприятиям страны.

Обязательства выполняются

досрочно

На заводе, где главным инжене ром то-в. Пастухов, коллектив цеха тов. Климова обязался -закончить месячную программу раньше срока.
Стахановцы цеха принимают все меры, чтобы выполнить это обяза
тельство. Слесарь Андрианова в честь Орловских и Белгородских
дивизий обещала собрать за месяц 65 приборов. Обещание выполнено досрочно. На-днях в честь освобо
дителей Харькова стахановка дала слово собрать до конца месяца еще 250 приборов и выполнить все задание по остальным операциям.
Свои слова т. Андрианова подкрепила делом. Её выработка в эти дни превышает 200 процентов.
Сборщица Сурикова, также досрочно выполнившая свои обязательства, взятые на митинге 6 авгу
ста, обещала сейчас давать по две с половиной нормы. Тов. Бурикова дает до трёх норм за смену.

О присвоении воинского звания

генерала армии

Коневу И. С. и Попову М. М. Постановление Совета Народных Комиссаров

Союза ССР
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
Присвоить установленное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 года воинское звание генерала армии Коневу Ивану Степановичу
Попову Маркиану Михайловичу.
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР
И. СТАЛИН. Управляющий Делами Совнаркома СССР
Я. ЧАДАЕВ. Москва, Кремль. 26 августа 1943 года.
Восстановление лечебных учреждений
Народный комиссариат здравоохранения РСФСР проделал большую работу по восстановлению лечебных учреждений в освобождённых райо
нах Смоленской области. Фашисты, как известно, разрушили здесь лечебные учреждения, взорвали здания больниц и клиник.
В настоящее время в районах Смоленской области, очищенных от фашистских варваров, уже налаже
на работа 70 больниц, имеющих в общей сложности 2.500 коек. Кроме того восстановлена деятельность 79 амбулаторий и 182 фельдшерско-аку
шерских пунктов. В 25 детских яслях уже содержатся 930 ребят.
Наркомат здравоохранения разработал программу дальнейшего развёртывания сети лечебно-профилактических учреждений в области. Смоленскому облздравотделу пред
ложено к 15 ноября дополнительно
восстановить пять больниц по 50 коек в каждой и 10 больниц по 20 коек. Они должны быть организованы в городах, районных центрах и рабочих посёлках. В сельских же местностях следует создать ещё 25 фельдшерско-акушерских пунктов.
В блнжайшее время медицинские работники приступят к массовому
обследованию населённых пунктов, куда во время немецкого нашествия были занесены инфекционные, заболевания. Везде, где только окажутся следы эпидемических очагов, будет производиться двукратная санитарная обработка.
Народный комиссариат здравоохранения РСФСР решил восстановить городскую больницу в Вязьме. На её строительство отпущено 300 тысяч рублей. В больнице будет 200 коек. Восстанавливаются вяземокая поли
клиника и детская консультация.
Будут также работать двое детских яслей на 50 мест каждые.
Смоленский облздравотдел уже получил значительное количество ме
дицинского оборудования. Сейчас в его распоряжение выделяются рент
геноаппаратура, принадлежности для зубоврачебных и физиотерапевтических кабинетов. Отгружаются также материал для больниц, поход
ные лаборатории, кипятильники и т. и.
В освобождённые районы Смоленской области направляются на два месяца 100 студентов 3 и 4-го курсов медицинских институтов. Выезжают также 100 врачей и 150 медицинских сестёр, фельдшеров и других работников.

16 героев

Фронтовая вахта

Коллектив завода «Калибр» отвечает на героическое наступление Красной Армии новым трудовым под’ёмом. Стахановцы стали на фронтовую вахту и с честью выполняют свои обязательства.
В цехе круглых калибров успешно соревнуются между собой три фронтовые бригады — тт. Макаро
вой, Суворовой и Октябрьской. В эти дни их сменная выработка не бывает ниже трёх с половиной
норм. В бригаде Суворовой шли фовщица Плюшина выполнила семь норм. В этом же цехе токарь Ме
дунов дал больше 550 процентов задания.
В цехе плоских калибров на уча. стке мастера Лисенковой многие фрезеровщики, обслуживая по два стайка, выполняют в смену до трёх норм.
Фронтовая вахта на заводе про
должается.
Вчера в Железнодорожном районе
В гостях у трудящихся Железнодорожного района столицы находится сейчас делегация подшефной 129-й Орловской стрелковой диви
зии. Ежедневно на предприятиях и в учреждениях района происходят радостные встречи фронтовиков— участников боёв за Орел с тружениками тыла.
Большой зал совещаний НКПС переполнен. Восторженно встретили вчера работники наркомата славных
представителей героической дивизии офицеров тт. Бурова и Молостюка.
— Вручая нашей дивизии знамя, — говорит тов. Буров, — трудящиеся Железнодорожного района давали нам наказ — бить беспощад
но фашистов. Этот наказ бойцы и комыгдиры дивизии с честью выполняют. За два месяца ожесточён
ных боёв мы уничтожили несколько тысяч гитлеровцев.
Еоворя о героических подвигах
бойцов и командиров славной Орловской дивизии тов. Буров рас
сказал о подвиге москвича майора Карпова, отец которого работает в наркомате. За мужество и умелые боевые действия тов. Карпов награждён двумя орденами.
Взволнованный поднялся на трибуну отец Карпова. Под бурные ап
лодисменты собравшихся он тепло приветствовал славных героев-орловцев.
Представители передовых коллективов наркомата, занявших первое место в соревновании, заверили представителей Орловской дивизии, что трудящиеся тыла на своих участках будут активно помогать советским воинам в борьбе с немецкими захватчиками.
Собрания-встречи с представителями 129-й Орловской стрелковой дивизии состоялись вчера и на других предприятиях и в учреждениях Железнодорожного района
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 27. (Спец. корр. ТАСС).
— Теперь эта высота наша г-навсегда, — твердо сказал двадцати
летний офицер комсомолец Василий Петрищев.
С потными почерневшими лицами бойцы деловито располагались в окопах. Но немцы вскоре почувст
вовали значение потери высоты. Их позиции оказались под фланговым огнём бойцов офицера Петрищева, и тогда началось единоборство горст
ки советских храбрецов с большими группами контратакующих немцев. В первую контратаку гитлеровцы бросили до роты автоматчиков, под
держанных двумя танками. Наши бойцы открыли по ним огонь. Из пулемётов, автоматов били по смотровым шелям танков и по идущим сзади немецким автоматчикам. Ослеплённые танки врага заметались пе
ред высотой и повернули обратно, в панике бежали остатки автоматчиков.
Успешно была отбита и вторая контратака. Немцы бросились в третью контратаку. Их танки со страшным грохотом подползли к окопам советскпх воинов.
— Сдавайся! — вопили гитлеровцы.
В фашистские танки полетели последние гранаты.
Бой продолжался. Раненые яе уходили из передних окопов. Но патроны подходили к концу. Обнаглевшие немцы подползли на расстояние броска гранаты. С Петрищевым оставалось только четверо здоровых.
— Дайте огонь на меня, — прокричал в телефон советский офи
цер. — На меня огонь скорее, не мешкайте!
Снаряды ложились на обратном окате, прямо среди опьянённых бли
зостью победы гитлеровцев. Лишь немногим из них удалось уйти назад.
А на высоте попрежнему гордо реял красный флаг. Отсюда на другой день был нанесён сокрушитель
ный удар по немцам, окопавшимся в селе. Огрызаясь, побитый враг уходил на запад.
Шестнадцать советских воинов выстояли и не отдали врагу кровью отвоёванный клочок советской земли.
Старший лейтенант И. Пантелеев.

Смелые действия разведчиков

БРЯНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 27. (Спец. корр. ТАСС). Западнее Кара
чева наши гвардейские части вела усиленную разведку.
Группа разведчиков под командованием гвардии лейтенанта Иванова прорвалась ночью в тыл противни
ка и устроила засаду. На дороге вскоре послышался скрип колес. К месту засады, ничего не подозревая, приближался отряд гитлеровцев с сбозом. Разведчики пропустили нем
цев немного вперёд и открыли огонь из автоматов. Ошеломлённые неожиданностью нападения, фаши
сты заметались, часть же солдат пыталась оказать сопротивление.
Тогда гвардии сержант Зуйков забросал переднюю повозку гранатами. Гвардии красноармеец Бурурин оче
редью автомата уничтожил шесть немцев.
Одновременно гвардии красноармейцы Колесников и Шарафулин подскочили ко второй повозке. На
ходившиеся на ней трое гитлеровцев тотчас подняли руки вверх и сдались в плен. В этой ночной вылазке гвардейцы-разведчики истребили свыше двадцати немцев и захватили трёх пленных и три повозки с военным имуществом.

Н. Кузовкин. Стахановские вахты в честь

освободителей Харькова

ТУЛА, 27. (ТАСС). Трудовыми подвигами славят шахтеры комбината «Тулауголь» доблестных воинов, освободивших родной Харь
ков. 25 августа комбинат выполнил
план на 102 процента, а передовой крест «Щекинуголь» — на 107,1.
Опускаясь в шахту 25 августа, горняки смены мастера Шопога из
Бегачевокой шахты-новостройки № 2 обязались пройти за омелу 10
погонных метров штрека — в два раза больше нормы. Шахтёры перевыполнили своё обязательство. Осо
бенного успеха добился проходчик Карабин. Его выработка составила 380 процентов. Проходчик Терехов
выполнил задание на 300 процен
тов. Медведев — на 265 процентов. Все горняки в этой смене выполнили нормы.

Азербайджан помогает освобожденным районам

восстанавливать хозяйство

БАКУ, 27. (ТАСС). Партийные и советские организации Азербайджана принимают активное участие в восстановлении хозяйства районов, освобождённых от немецких окку
пантов.- Совнарком республики и ЦК ШТ(б) Азербайджана разработали конкретные меры помощи.
В Начмаоском, Куса роком и Кубинском районах ведётся подготовка к возвращению колхозам Ростовской области я Ставропольское
края эвакуированного сюда окота. Формируются бригады гонщиков на лучших гуртоправов, устак:.вливаются маршруты перегона.
Для ветеринарно-лечебной и профилактической обработки отправляе
мого окота и наблюдения за ним во время перегона Наркомзем рес
публики командировал в районы большую группу ветеринарных врачей и зоотехник».

Встреча с героями Орловской дивизии

Фото И. ОЗЕРСКОГО (ТАСС).
Район Харькова. Самоходные орудия большой мощности на огневой позиции.
НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Для освобожденных районов

Смоленщины