Художники Кукрыниксы — П. Крылов, М. Куприянов и Н. Соколов на выставке своих произведений в Государственной Третьяковской галлерее. Фото А. ГАРАНИНА.

Творчество Кукрыниксов

КУКРЫНИКСОВ знают все. Коллективный псевдоним трёх со
ветских художник^ широко извес
тен не только в СССР, но и за его пределами и неизменно вызывает чувство признания у наших друзей я неприкрытую ярость у врагов. Деятельность Кукрыниксов в изобразительном искусстве так много
гранна, что охватывает за весьма малыми исключениями все стороны и возможности профессионального мастерства художника, начиная от беглого, едкого наброска вплоть до капитальной живописи. На выставке в Третьяковской галлерее пока
чаны коллективные работы всем из-» вестных Кукрыниксов и их индивидуальные работы — произведения гораздо менее известных широкому зрителю художников М. Ку
приянова, П. Крылора и Н Сокоаова, творческий союз которых в искусстве — явление крайне любопытное.
Совместная работа Кукрыниксов имеет почти двадцатилетнюю давность (первый рисунок с подписью Кукрыниксов в печати поя
вился в январе 1925 г.), при чём сработанность их дала замечательные результаты. Каждый их совместный «удар» был целеустремлен
ным, монолитным и беспощадно точным.
Нужно сказать, что с точки зрения формальной Кукрыниксов, не
смотря на то, что они очень много работали и работают в области рисунка, никак нельзя назвать графи
ками в общепринятом смысле этого слова, так как каждый свой рису
нок независимо от назначения (для газеты, журнала, плакат, иллюстра
ция) они решают, как живописцы, в манере, где тональное решение пятна превалирует над всем остальным. Им чужда сухость, столь ча
сто свойственная «чистой» графике. При этом их работы характеризуйся одним общи^ признаком: вы
соким профессиональным качеством н художественным вкусом.
Говорить много о вещах Кукрыняксов, известных буквально каждому, значило бы повторять обще
признанное, но как обойти такие «Окна ТАСС», как: «5гбей его», «Долг платежом красен», «Клещи в клещи», «Громовый удар», «Под Орлом аукнулось — в Риме откликнулось», действенная сила которых
бесспорна. Множество политических

Цикл концертов из произведений

Чайковского

К 40-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ СМЕРТИ
КОМПОЗИТОРА
Рядом мероприятий отмечают Копти по делам искусств, союз сомтеш композиторов, Всероссий
ское театральное общество и другие организации 50-летие со дня смери П. И. Чайковского.
Готовится цикл концертов из провведениД композитора, состоятся
научные конференции, посвящённые Чайковскому и советской музы- Шьяой культуре, в Большом зале консерватории подготовляется отхрыгне выставки.
Большой театр Союза ССР стап в эти дня «Евгения Онепша», «Пиковую даму», «Иоланту»,
«Щелкунчика», «Черевички», «Лебе
диное озеро». В фойе театра будет развёрнута выставка, показывающая едиическую историю произведений Чайковского.
Ленинградский государственный академический театр им. Кирова и Малый оперный театр возобновляют «Чародейку», «Лебединое озеро», «Евгения Онегина», «Пиковую даму», «Щелкунчика», «Иоланту». Театр Дм. Кирова покажет также новую постановку — балет «Спящая красавица».
Государственное музыкальное издательство подготовило к выпуску в ноябре текущего года очередной том ададемического издания произведе
ний Чайковского, в котором собраны музыкальные заметки и фельетоны П. И. Чайковского. Кроме того, из
даётся новая работа Б. Асафьева о Чайковском.
На выставке
в Третьяковской галлерее
рисунков, очень острых по теме, почти исключает возможность вы
делить что-нибудь,—настолько все они мастерски сделаны. Рисунки листовок на немецком языке для вражеского фронта и тала — по
чётный и большой труд Кукрьгниксов, доставляющий, нам думается, немало хлопот гитлеровским блюстителям нацистской «нравственности».
Особого внимания заслуживает последняя серия рисунков Кукрыниксов, состоящая из больших портретов Гитлера и его прихвостней. Нужно сказать^ что образы этих ры
царей большой дороги достаточно уже знакомы, заштамповались и приелись зрителю: пресловутая
прядь Гитлера и свинообразная туша Герилга за время войны полу
чили значение некоего зловещего символа, и сделать что-нибудь но
вое в этом направлении — задача далеко нелёгкая.
Кукрыниксы, на наш взгляд, прекрасно разрешили задачу. Вгляди
тесь в физиономию берлинского маниака с узко поставленными зелено
ватыми шакальими глазами, в его
позу палача, — и станет ясной вся его бандитская сущность. Геббельс в его шантанной «миловидностиомерзителен, Геринг — олицетворен
ная самовлюблённая, тупэя и страшная пошлость.
Убийца, лощёный дегенерат Гиммлер — страшен и отвратителен.
Больной манией величия Муссолини жалок и гнусен, . Маннергейм и Антонеску — холопы, подержанные, битые.
Портретная галлерея так выразительна, сделана с таким подлинным мастерством, что заслуживает хорошего репродуцирования и распространения
Переходя к иллюстрациям Кукрыниксов, особенно хочется отме
тить рисунки к «Городу Глупову». Гениальная сатира Щедрина нашла
достойных толкователей в лице Кукрыниксов. Гротескный стиль, глубина, характеристики целиком
совпадают с литературной задачей автора и органически сливаются в единое целое.
Другое дело — Чехов.
Казалось бы, простой по форме и доступный по содержанию писатель, но тончайший по филигранной чеканке характеров, Чехов сыграл в известной степени роль камня преткновения для Кукрыниксов.
Попыток иллюстрировать Чехова было не так уж много, и, в сущности говоря, их нельзя назвать успешными.
Прежде всего у Чехова действующие лица — живые люди, не типы, а , характеры, совершенно неот
делимые от места действия, будь то российский пейзаж или квартира обывателя. Задача художника — не нарушить целостности этой чеховской архитектоники. Разрешить такую задачу далеко не всем удавалось.
Кукрыниксам многое удалось. Удачны иллюстрации: «Белолобый», «Человек в футляре», «На подводе», «Надлежащие меры», «В ссылке».
Очень хороши красочные вещи Кукрыниксов: «Суд над Заломо
вым», «Иконы вместо патронов», «Локаут», прекрасно решённые и по форме и по содержанию.
Живописные работы Кукрыниксов — «Таня» и «Портрет Молодчего», известные по предыдущим выставкам, — сами по себе весьма различны и требуют особого рассмотре
ния. При всех своих живописных достоинствах «Таня» несколько грешит «многословием», разрозненностью действия в ущерб основно
му трагическому конфликту картины. Всё же эта картина живет, производит сильное впечатление и останется как документ о подлости врага и высоком героизме верной дочери родины Зои Космодемьянской.
Другая картина—«Портрет Молодчего», — не повторяя указанных выше промахов, является но праву настоящим вкладом в нашу пор
третную живопись. Волевой, реши
тельный и очень человечный Молодчий на суровом фоне заснежен
ного аэродрома с готовым к полёту самолётом — символ неукротимой воли к победе и страстной ненависти к врагу.
Эта работа — бесспорная победа Кукрыниксов и по психологической и по живописной тонкости.
На этом работы Кукрыниксов кончаются и выступают художники М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов.
Нам думается, что в экспозиции выставки была допущеяа ошибка,
когда трёх авторов перемешали друг с другом. Если творческий оплав Кукрыниксов ценен и нужен, то механическая смесь из произведений Куприянова, Крылова и Со
колова ничего никому не говорят. Странное стремление затушевать индивидуальность каждого из авто
ров ничем не обосновано и только затрудняет ос-отр, так как самобыт
ные черты художников совершенно не нуждаются в маскировке.
Разве не отличны друг от друга портрет жены Крылова и портрет Арутючевой работы Соколова? Раз
ве можно спутать превосходные шаржи Соколова с отличными ри
сунками Куприянова — «За кяигой», «За лампой»?
Очень хороший автопортрет Крылова с подвязанной щекой нисколь
ко не проиграл бы в окружении работ того же автора. То же можно сказать и о Куприянове и Соколове.
Хочется, чтобы художники каждый в отдельности больше работали над собой, смелее экспериментировали, забыв на это время Кукры
никсов: будет только польза для их коллективного творчества.
П. Шухмин, лауреат Сталинской премии
В ЧАСТЯХ КРАСНОЙ АРМИИ И ВОЕННО
МОРСКОГО ФЛОТА
Работники советского искусства считают важным и почётным делом выступления перед доблестными защитниками нашей родины. С нача
ла отечественной войны в частях Красной Армии и Военно-Морского Флота, в госпиталях и на агитпунктах состоялось около 400 тысяч кон
цертов. Из них овыше 100 тысяч выступлений состоялось непосредственно на фронте.
В действующей армии и Военно- Морском Флоте за время войны по
бывало 1.600 артистических бригад, в состав которых входило более 20.000 исполнителей различных жанров драматических актёров, вокали
стов, инструменталистов, мастеров эстрады и цирка.
В художественном обслуживании Красной Армии принимают участие
работники иекусств всего Советского Союза.
Большую концертную деятельность ведут фронтовые бригады
крупнейших театров страны — Большого, Малого, МХАТ, ленинградских, киевских театров.
Лучшие мастера искусств побывали за это время в действующей армии. Среди них — лауреаты Ста
линской премии, народные артисты
СССР А. Остужев, М. Михайлов, И. Козловский, В. Барсова, А. Тарасова, Л. Александровская, Хали
ма Насырова, народные артисты РСФСР Е. Турчанинова, Н. Черкасов, народные артисты УССР И. Паторжинский, А. Бучма.
Перед бойцами и офицерами выступали также народные артисты СССР М. Литвиненко-Вольгемут,
Гнат Юра, Бголь-Бюль Мамедов, Куляш Байсеитова, Абдылас Малдыбаев, народные артисты РСФСР А. Зуева, П. Журавленко, М. Гольдина, В. Ершов, М. Ленин, народная артистка Киргизской ССР Сай
ра Киизбаева, народная артистка Казахской ССР Шара Жандарбекова н многие другие.
Выступления артистов в действующей армии неизменно пользуются огромным успехом. Один из командиров оставил артистам украинского театра им. Ивана Франко следующий отзыв: «Мастера художественного слова — наши народные таланты — никогда не были в сторо
не от событий, которыми жила страна. В период мирного строительства мы встречали артистов на предприятиях, (фабриках, заводах, новостройках. Сейчас, в дни отечествен
ной войны, они вместе с нами на фронте, на передовых позициях. Смелым и острым художественным
словом бейте по врагу, вдохновляйте и зовите бойцов на новые героические подвиги!».
Сейчас в действующей армии и Военно-Морском Флоте выступают 110 артистических бригад.
СПЕКТАКЛИ В ХАРЬКОВЕ
БРИГАДА ТЕАТРА
ИМ. ФРАНКО
Из Москвы в Харьков выехала бригада артистов Киевского ордена Ленина академического украинского драматического театра нм. Ив. Франко. В её составе — народный артист УССР А. Ватуля, Е. Кохан, П. Пастушков, И. Маркевич, П. Самойленко, И. Поляков, В. Кобржицкий и др.
В репе<ртуарв бригады — спектакль «Наталка-Полтавка» и большая концертная программа.

Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы

Полтава, Волковаха, Рославль и на аэродромы противника

В детской библиотеке им. Пушкина Бауманского района столицы — око
ло 35 тысяч юных читателей. На снимке: библиотекарь А. Смеляаская
выдает детям книги.
Фото З. НЕВЕРОВОЙ (ТАСС).

В театре

им. Ленинского

комсомола

СОВЕЩАНИЕ АКЫНОВ, ПОЭТОВ
И ПИСАТЕЛЕЙ
СЕМИПАЛАТИНСК, 20. (ТАСС). Состоялось областное совещание писателей, поэтов и народных акынов. О до
кладом о задачах писателей, народных акынов и поэтов в дни войны высту
пил заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации обкома ВКП(б) тов. Блеубаев. О творческой работе писателей, поэтов и акынов области сде
лал доклад уполномоченный союза писателей Казахстана Мухаметханов. Пи
сатель Мухтар Ауээов сделал доклад на тему: «Великий по»т и просветитель Кунанбаев».
Поэты и акыны выступили на слете со своими новыми произведениями. Народный акын Кунанбаев прочёл по
эму о Герое Советского Союза Малике Габдуллине. О боевых подвигах Героя Советского Союза Тохтарове спели свои произведения народные акыны Алимбеков и Кубдиков. Молодой поэт Беля
ков прочёл стихотворение «Сталинград».\
ПРИКАЗ КОМИТЕТА
ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ
Комитет по делам искусств при СНК СССР, отметив в специальном приказе большую работу театра им. Ленинского комсомола в Узбеки
стане, указал и на существенные недостатки, затрудняющие его дальнейший творческий рост.
Спектакли, показанные театром после возвращения в Москву, оказались на недостаточно высоком художественном уровне.
Театр первым в нашей стране показал пьесу «Парень из нашего города» К. Симонова, за которую дра
матургу была присуждена в 1942 году Сталинская премия. Этот спек
такль считался одним из лучших в репертуаре театра и пользовался заслуженной любовью москвичей. Сейчас художественные достоинства постановки значительно снизились.
В труппе есть группа ведущих мастеров — заслуженный деятель искусств И. Берсенев, заслуженные артистки РСФСР С. Гиацинтова, С. Бирман и ряд других актеров. Наряду о ними в коллективе есть п слабые работники. В результате зритель, отдавая должное актерско му мастерству ведущих исполните
лей, остается неудовлетворенным другими участниками спектаклей.
Само название театра определяет его основные задачи в области драматургии — создание пьес и спек
таклей, способствующих воспитанию у молодежи патриотических чувств. Однако театр им. Ленинского комсомола, выбирая репертуар, не про
явил должного внимания к пробле
мам, волнующим сейчас советскую молодежь.
Отрицательно сказываются на творческой жизни коллектива и недостаточное пополнение его талантливыми молодыми актерами, а также отсутствие учебно-воспитательной работы в труппе.
Комитет по делам искусств наметил мероприятия для улучшения работы театра.
Театру предложено поставить ряд произведений классической драматургии, привлечь советских драматургов для создания пьес, отвечаю
щих задачам идейно-воспитательной работы среди молодежи.
При театре создается актерская студия. Ведущие творческие работники московских театров привлека
ются к учебным занятиям с молодыми артистами. Особо рекомендовано
выдвигать имеющихся в коллективе молодых режиссеров. Им будут по
ручены самостоятельные постановки и режиссерско-ассистентская работа. Труппа пополнится несколькими крупными актерами. Создается фронтовой филиал театра им. Ленинского комсомола.
До конца текущего года театр должен показать москвичам четыре новых спектакля.
В ночь на 28 августа наша авиация произвела налёты на железно
дорожные узлы Полтава, Волноваха и Рославль. Прямыми попаданиями бомб разбито несколько воинских эшелонов с боеприпасами, горючим и техникой противника. В результате взрывов возникли пожары, кото
рые охватили большое число соста
вов, находившихся на этих железнодорожных узлах.
В ту же ночь наша авиация бомбардировала несколько аэродромов противника. Возникли многочисленные пожары в местах стоянки немецких самолётов. Наблюдением отмечено несколько сильных взрывов.
Два наших самолёта не вернулись
е боевого задания.

События в Дании

ЛОНДОН, 80. (ТАСС). Как передаёт стокгольмский корреспондент агентства Рейтер, в Стокгольме ста
ло известно, что в Копенгагенском порту произошли ожесточённые бои. Датские моряки выступили против немцев, чтобы сковать их силы, по
ка другие отряды моряков топили датский флот. Датские моряки взорвали также склады с боеприпасами и некоторые портовые сооружения.
ЛОНДОН, 29. (ТАСС). По сообщению агентства Рейтер из Стокголь
ма, в Мальме (Швеция) прибыли сегодня 6 датских военных кораб
лей, в том числе канонерки и тор
педные катеры, команды которых пе захотели сдаться немцам. Остальные датские корабли затоплены своими командами в Копенгагенском порту рано утром 29 августа.
СТОКГОЛЬМ, 29. (ТАСС). Шведское радио передало, что связь ме
жду Швецией и Данией прервана 28 августа.
СТОКГОЛЬМ, 30. (ТАСС). Шведское радио сообщило вчера ве
чером, что в датском порту Эресунд в результате взрыва уничтожен гер
манский крейсер и 6 более мелких военных судов.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

* В СЕРИИ «Беседы о воинском воспитании» в издательстве «Молодая гвардия* под редакцией генерал-майора Н. Пронина вышла массовым тиражом книга Вл. Веньяминова «Честь мунди
ра», рассказывающая о немеркнущей славе и воинской чести русского воен
ного мундира. (Тираж 50.000 экз., стр. 62, цена 60 коп.)
Потери германской
авиации
ЛОНДОН, 30. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт опубликованное се
годня американским авиационным командованием сообщение о том, что во время налета американской авиация 17 августа на Регенсбурга Швейнфурт было уничтожено 307 германских истребителей.

Партизанское движение

во Франции

ЛОНДОН, 29. (ТАСС). Швейцарский журнал «Вельтвохе» поместил статью, в которой приводятся данные о росте партизанского движения во Франции. В статье говорит
ся, что, даже судя по официальным донесениям властей Виши, партизанские отряды во Франции насчиты
вают 40—50 тыс. человек. В эту цифру власти Винга включают только хорошо организованные и вооружённые партизанские группы, которые имели столкновения с полицией Виши и оккупантами. Факти
чески число партизан значительно больше, особенно если учесть, что многие молодые французы, уклоняющиеся от мобилизации на принудительные работы в Германия, присоединяются к партизанам. В общем, по сведениям журнала «Вельтвохе», подпольная французская ар
мия вместе с теми французскими патриотами, которые оказывают организованное сопротивление оккупантам и влайгям Ваши, насчиты
вает около 250 тыо. человек. Эта подпольная армия пользуется со
чувствием и поддержкой широких масс французского народа. Этим об ясняетея учащение актов саботажа и диверсий в стране, вооружён
ных столкновений с полицией, нападений на лавалевеких чиновни
ков, сотрудничающих с оккупантами.
Журнал указывает, что в 1942 году население и французские солдаты и офицеры укрыли большое ко
личество оружия, в том числе винтовок, револьверов, автоматов и даже орудий малого калибра и мино
мётов, а также боеприпасов. Этим оружием сейчас снабжаются партизанские отряды.
О немецком транзите
через Швецию
СТОКГОЛЬМ, 29. (ТАСС). Как пишет газета «Социалдемократен», «обращает на себя внимание то обстоятельство, что немецкие почтовые вагоны, которые всё ещё проходят через Швецию в Норвегию и Финляндию, сопровождаются немецким лич
ным составом». Газета отмечает, что эти почтовые вагоны, как видно,
могут быть использованы также и для перевозки военных материалов. По словам газеты, общественное мнение Швеции относится о подо
зрением к тому, что скрывается за договоренностью о Германией по вопросу о немецком транзите через Швецию.
ДНЕВНИК

ИСКУССТВ

* КОМПОЗИТОР И. Шишов законам цикл из 18 песен, посвященных Ивочич-шахтерам Подмосковного уголь- Вого бассейна. Цикл атот явился результатом творческой командировки, предпринятой по заданию Народного Юнисе» риата угольной промышленно, ств в порядке культурного шефства » д шахтерами Подмосковного уголь«ого бассейна. Характер песен очень разнообразен: героическая песня —
Иризьтв к шахтерам Кузбасса. песни лирические, шуточные. частушки и
л. Текст песен принадлежит В. Ле«еву-Кумачу. П. Слетову и другим.
* В ЦЕНТРАЛЬНОМ доме работни
ке искусств состоялся вечер молодых «споляителей — студентов-днпломнико» Косковской государственной консерватории и солистов Большого театра.
КОГДА гитлеровские войска, тай
ком привезенные в Данию в трюмах угольных барж, неожидан
но высадились 9 апреля 1940 года в Копенгагенском порту и захвата
ли все важнейшие пункты столицы, датский король и правительство капитулировали в установленный немцами десятиминутный срок. Пра
вители Дании убеждали свой народ не вестп никакой борьбы, «соблю
дать абсолютно безукоризненное и достойное поведение».
Как же отнеслись датчане к вероломному нападению немцев?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо представить себе психологию народа. В течение почти 80 лет — с 1864 года — Дания не участво
вала ни в каких войнах. Это была страна высокоразвитого сельского хозяйства, поставлявшая на миро
вой рынок и особенно в Англию первоклассное масло, маргарин, яйца. бэкон, ветчину. И хотя после
военный кризис больно ударил по датской экономике, вызвав продол
жительный застой и безработицу, всё же страна отделалась зна
чительно меньшими потрясениями, чем другие государства Европы.
На всей жизни Дании лежал отпечаток спокойсшня. провинциализма. Благодушие, протравленное не
которой дозой юмора, любовь к шутке и миролюбие были типичны
ми чертами характера рядового датчанина.
Когда на Данию обрушился сокрушительный удар гитлеровской оккупация, далеко не все датчане сразу поняли смысл и значение на
циональной катастрофы. Немецкие оккупанты и датские правящие
круги приложили все усилия к тому, чтобы усыпить обществен

Положение в Дании

ное мнение страны. Немецкий генерал, командующий оккупацион
ными войсками в Дании, заявил журналистам: «Мы не находимся во враждебной стране, наб окру
жают друзья, мы пришли сюда не для того, чтобы убивать датчан, а для того, чтобы защищать их». Эти лицемерные заявления немцы подкрепили тем, что оставили у «вла
сти» короля и правительство, не разогнали датский парламент, не закрыли датских газет, выходящих я ныне под прежними заголовками. Поэтому в первое время многие жи
тели не смогли разобраться в том, что произошло, не увидели достаточно отчетливо, что их правительство превратилось в марионеток ок
купантов, что страна потеряла свою независимость, что в экономиче
ском и политическом отношении
она стала колонией гитлеровской- Германии.
Немцы лихорадочно выкачивали нз Дании всё продовольствие, все товары, всё, что можно было захватить и отправить в Гщ манию. Выво
зились десятки тысяч тонн масла, свинины, сотни тысяч голов скота, все имевшиеся в стране запасы ме
таллов, горючего. В то же время в Данию, сельское хозяйство которой всегда нуждалось в импортных кормах и удобрениях, а промышленность — в угле, ввоз этих това ров резко сократился.
В результате начался катастрофический у палок датского сельского хозяйства. Его продукция сократилась, по официальным данным, наполовину. Поголовье птицы соста
вило к началу 1943 года одну треть довоенного, поголовье свиней — 38 процентов. В Дании достать сейчас масло и мясо труднее даже, чем в Германии. Датское население голодает в буквальном смысле слова.
Гитлеровские разбойники применяли хитроумную механику грабежа. Они расплачиваются с владель
цами товаров датскими деньгами. Эти деньги они получают из На
ционального банка Дании якобы на содержание немецких оккупацион
ных войск. А Национальный банк Дании добывает требуемые с него немцами колоссальные суммы глав
ным образом тем, что увеличивает выпуск бумажных денег. В резуль
тате неудержимо растет инфляция, быстро скачут вверх цены на товары в стране, растёт государственный долг.
Экономическое закабаление Дании сопровождалось и усилением политического гнёта. Датская печать была подвергнута строжайшей цензуре. Страду наводнили агенты гестапо, начались аресты. Марионе
точные правительства Стаунимга, Буля * нынешнее «правительство» Скавениуса всячески помогали немецким властям. Произвол и хули
ганские выходки немецких солдат и датских фашистов сделались повседневным явлением.
До сознания широких масс датского народа стал постепенно до
ходить весь ужас того положения, в котором очутилась страна, лишённая своей независимости, экономически опустошённая, Политически униженная и опозоренная.
Мирные датчане начали протесто вать. Протест в первое время был довольно робкий и имел своеобраз
ный отпечаток. Женщины носили красно-белые береты, под цвет национального флага Данин, а муж
чины — национальные флажки в петлицах. Огромные толпы собира
лись на улицах городов и распева
ли национальные песни. Иногда происходили столкновения с местными фашистами и немецкими сол
датами, не принимавшие, однако, характера активных патриотических выступлений.
Но постепенно протест датского на пода приобретал более активные формы. На заводах, выполняющих военные заказы для Германии, начались забастовки. Стали учащаться случаи саботажа, диверсий. Ко
личество актишых выступлений против гитлеровцев особенно возросло за последние полгода. В августе в портовом городе Эсбьерге разразилась всеобщая забастовка. Не
давно в Оденсе (на острове Фюн) произошли кровавые столкновения между датскими рабочими и германскими солдатами. Диверсии уве
личились в огромных размерах.
Только в последние дни датскими патриотами произведены разрушения на 60 промышленных пред
приятиях, в том числе на крупном алюминиевом заводе и на фабрике маскировочных сетей в Копенгаге
не. На датских железных дорогах участились взрывы и крушения, особенно на железнодорожной ли
нии, ведущей от датско-германской границы до Ольборга.
Таковы лишь отдельные факты, иллюстрирующие быстрое нарастание активной борьбы датских патриотов против гитлеровской оккупации.
Немецкие оккупанты чрезвычайно встревожены обострившимся поло
жением в Далии. В начале августа германский посланник в Дании Вернер Бест потребовал, чтобы датчан, обвиняемых в саботаже и диверси
ях, выдавали немецким властям для предания военному суду в Гамбурге. Это означало выдачу датчан на смертную казнь в Германии. Всякая видимость датского сувере
нитета таким образом исчезала, «Правительство» Скавениуса, не
смотря на его марионеточный, кви
с.ткнговский характер, не могло пойти на выполнение этого требования гитлеровских оккупантов. Обстановка в стране создалась до такой степени напряжённая, что подобная уступка гитлеровцам грозила восстанием народа против Скавениуса и его германских хозяев.
Опасаясь дальнейших осложнений, германские власти вызвали в Копенгаген танковые части и пехоту.
В стране об’явлено военное положение.
Так развиваются события в маленькой Дании. Мирный датский народ познал за три с лишним го
ла гитлеровского владычества всю горечь унижения, всю остроту скорби по утраченной независимости. Он .научился презирать и ненави
деть своих врагов — гитлеровцев, научился бороться с нимп с оружием в руках. И развитие этой бо
рьбы лишний раз показывает всю шаткость и непрочность гитлеровского «нового порядка» в Европе.
Проф. Я. Сегал.
Действия авиации
союзников
ЛОНДОН, 29. (ТАСС). Штаб войск союзников в Северной Африке сооб
щает, что вчера авиация союзников подвергла бомбардировке железнодо
рожные склады в Канчелло, Аверса и в Терпни (Южная Италия). Был совершён также налёт на радио-, станцию на острове Вентотене, у западного побережья Италия.
Другие соединения авиации союзников атаковали промышленные об - екты на острове Сардиния.
Во время этих операций было сбито 28 самолётов противника. 8 самолётов союзников не вернулись на свои базы.

Бомбардировка железных дорог

в Южной Италии

ЛОНДОН, 29. (ТАСС). Алжирское радио передало следующее сообще
ние: «Главный штаб союзников официально заявил о том, что все же
лезнодорожные линии в Южной Италии перерезаны в результате налётов союзников.
Налет на территорию оккупированной
Франции
ЛОНДОН, 30. (ТАСС). Как сообщает агентство Рейтер, 29 августа английские самолёты совершили налёт на железнодорожные коммуни
кации и военно-морские об’екты противника во Франции и Северо- Западной Германии. Один англий
ский самолет не вернулся на свою базу.

Изыскание новых ископаемых

в Японии

ТОКИО, 29. (ТАСС). Как сообщает агентство Домей Цусин, японское правительство утвердило «чрезвы
чайный план геолого-разведыватель
ных работ по изысканию залежей полезных ископаемых». Согласно этому плану будет проведено широкое исследование залежей всевоз
можных металлов н минералов как в ныне действующих шахтах, так и в заброшенных. В проведении этих мероприятий примут участие правительственные эксперты, а также студенты горных училищ. Гео
логоразведывательные работы будут сосредоточены, главным образом, в северных и центральных областях острова Хоккайдо.
Война на Тихом

океане

ЛОНДОН, 29. (ТАСС). Штаб об’еди пённого командования вооружёнными силами союзников в юго-западной части Тихого океана сообщает, что авиа
ция союзников продолжала активные операции над обширным пространством. Сильной бомбардировке подверглись японские военные об’екты в рай
оне залива Реката (остров Изабель). Авиация союзников произвела налёт на японские суда у острова Коломбангара. Отмечены прямые попадания. У Кавиенга (остров Новая Ирландия) повреждено японское грузовое судно водоиз
мещением в 2.5 тыс. тонн. У острова Новая Британия бомбардировщика союзников уничтожили несколько бо
лее мелких судов. На острове Новая Гвинея авиация союзников подвергла бомбардировке важный речной мост. Отмечены три прямых попаданпя. Бомбардировке подвергся также остров Тимор.
ЛОНДОН, 29. (ТАСС). Штаб английской авиации в Индии сообщает, что ночью 28 августа английские бомбарди
ровщики произвели налёт на Акьяб /западное побережье Бирмы). Возникли крупные пожары. Истребители «Харрякейн» потоппли или повредили 26 японских судов на реке Ирравади. Все анг
лийские самолёты вернулись на свои базы.
Вынужденная посадка
американского самолета
на Камчатке
ХАБАРОВСК, 28. (ТАСС). 12 августа на территории Камчатки приземлился американский военный самолёт. По заявлению экипажа само
лёта, последний участвовал в этот день в налёте американской авиации на японские военные базы, находящиеся в районе Курильских островов, и из-за неисправности моторов совершил вынужденную посадку на советской территории
На основании норм международного права, американский самолёт и его экипаж интернированы советскими властями.

400 ТЫСЯЧ концертов

Телеграммы из-за границы