Награждение орденами и медалями начальствующего, младшего командного и вольнонаемного состава
военно-воздушных сил Красной Армии
За образцовое выполнение заданий правительства и проявленные при этом доблесть и мужество Ука
зом Президиума Верховного Совета СССР награждены:
Орденом Красного Знамени—старшина Н. А. Дьяков, капитан Д. Г. Зорин, майор С. И. Тужик и другие, всего — 6 человек;
Орденом Отечественной войны Первой степени — капитан М. В. Болдырев, подполковник А. Г. Мель
ников, майор Ф. А. Твердохлебов и другие, всего — 6 человек;
Орденом Отечественной войны Второй степени — 4 человека;
Орденом Красной Звезды — 39 человек;
Орденом «Знак Почета» — 1 человек;
Медалью «За боевые заслуги» — 20 человек;
Медалью «За отвагу» — 3 человека;
Медалью «За трудовую доблесть— 1 человек.
(ТАСС).
Награждение орденами и медалями офицерского и сержантского состава 1-го отдельного запасного
полка связи
В ознаменование 25 годовщины 1-го отдельного запасного полка связи за выдающиеся успехи в подготовке бойцов, командиров связистов н боевые заслуги перед Роди
ной Указо1.ч Президиума Верховного Совета СССР награждены:
Орденом Красной Звезды — капитан А. А. Конторин;
Орденом «Знак Почета» — 12 человек;
Медалью «За отвагу»—1 человек; Медалью «За боевые заслуги» — 3 человека;
Медалью «За трудовую доблесть— 6 человек;
Медалью «За трудовое отличие» —
1 человек. (ТАСС). Указ Президиума Верховного Совета СССР
О награждении орденом Красного Знамени
Краснознаменного Военного Факультета имени
В. И. Ленина Государственного Института Физической
Культуры имени Сталина
В ознаменование 25 годовщины Краснознамённого Военного Факультета имени В. И. Ленина Государственного- Института Физической Культуры имени Сталина за выдающиеся успехи в подготовке кадров командировспеииалистов по физической подготовке Красной Армии и непосредствен
ное участие в боях за Родину — наградить Военный Факультет орденом Красного Знамени.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Москва, Кремль, 30 августа 1943 г. А. ГОРКИН.

Москва салютует

В связи с 25-летней годовщиной Краснознамённого Военного Факультета имени В. И. Ленина Государственного Института Физической Куль
туры имени Сталина и -за заслуга в области подготовки кадров командиров-специалистов по физической подготовке Красной Армии наградить:
ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ
1. Полковника медицинской службы Бункина Николая Александровича.
2. Полковника Гавричкова Алексея
Васильевича.
3. Полковника Калачева Григория Александровича.
4. Подполковника Касьянова Ива
на Андреевича.
5. Капитана Моподкина Владимира
Николаевича.
6. Подполковника Мордовина Юрия
Конста нтиновича.
7. Капитана Мусапитина Виктора
Евдокимовича.
8. Полковника Невкрытого Влади
мира Сергеевича.
9. Подполковника Нечаева Александра Борисовича.
10. Подполковника Соколова Нико
лая Арсеньевича, 11. Подполковника Темникова Александра Александровича.
12. Майора Харламова Николая Ивановича.
ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА
1. Подполковника Пулькина Нико
лая Васильевича.
2. Полковника интендантской службы Сокольникова Григория Васильевича.
3. Полковника медицинской службы Чиркина Митрофана Дмитриевича.
МЕДАЛЬЮ
«ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ
1. Майора Каверзнева Анатолия Сергеевича.
2. Капитана Калашникова Влади мира Григорьевича,
МЕДАЛЬЮ
«ЗА ТРУДОВУЮ ДОБЛЕСТЬ1. Кузнецову Ольгу Васильевну.
2. Степанову Надежду Алексеевну.
МЕДАЛЬЮ
«ЗА ТРУДОВОЕ ОТЛИЧИЕ1. Ибатулина Фихрислана.
2. Комарова Андрея Петровича.
Все знали: это новая победа Красной Армии. Но только, когда нача
лась передача но радио приказа Верховного Главнокомандующего, вся Москва, вся наша страна с ве
личайшей радостью произнесла это слово:
— Таганрог!
Таганрог, который двадцать два месяца стонал под кованым сапогом гитлеровских оккупантов, снова и навсегда стал советским. Взвились красные знамена над исстрадавшимся городом, над последними, осво
божденными только-что районами Ростовской области. Эти животворящие знамена принесли с собой геро
ические дивизии-освободительницы, наши славные воины, наши победители.
...Такие минуты запечатлеваются на всю жизнь. Их не стирает время. Разве может забыть Родина час, когда радио разнесло по всему миру слова приказа товарища Сталина! Радостная улыбка озарила миллионы лиц:
— Таганрог освобожден!
Где бы ни находились в этот миг советские люди — на заводах, на улицах или дома — они жадно вслушивались в эти слова и с волнением повторяли:
— Таганрог наш... Полностью освобождена Ростовская область...
Потом люди вышли на улицы. Они заполнили площади. Он-и заб
рались на крыши домов. И -ровно в
7.30 грянул первый залп в честь победы. Это Москва, столица нашей Родины, салютовала доблестным войскам, освободившим Таганрог.
Сумерки еще не начали спускаться над столицей. Было светло, но ракеты и разрывы залпов 124 орудий заполняли голубое небо. Гдето далеко наверху Москва опояса
лась изумрудно-зелеными точками и световыми нитями.
12 артиллерийских залпов одни за другим разрезали воздух, славя героев Таганрога. Большими и ма
лыми группами стояли москвичи под празднично освещённым небом салютующего города. Знакомые и незнакомые жали друг другу руки, поздравляли с радостной победой. Многие тысячи москвичей были в это время на Красной площади, на площади Свердлова, на площади Маяковского. Они наблюдали за этой (незабываемой картиной народ
ного торжества. Они видели, как кинооператоры запечатлевают яа кинопленку праздник победы.
Лучшие мастера кинодокумента— лауреаты Сталинской премии Доброницкий, Беляков и многие другие — снимали город, работу ар
тиллеристов, заряжавших орудия, небо этих минут.
Едва успели отзвучать залпы, как на заводах Москвы начались короткие митинги. Это были митинги во славу победителей. О чув
стве величайшей радости и гордости за нашу славную Красную Армию говорили московские стахановцы. Их первые слова были обращены к великому Сталину. Передовые люди фабрик и заводов ста
новились на вахты, посвященные героическим Таганрогским дивизиям. Под победный салют в этот вечер многие цехи завершали выполнение производственных планов.
На улицах еще продолжалось ликование, и радиорупоры разносили
звуки песен, как начали прибывать в Москву первые поздравительные телеграммы. На междугородной телефонной станции раздались звон
ки из Ростова. Вместе со всей страной ликовал Ростов. Он празд
новал очищение своей области от вражеских полчищ.
Были звонки и телеграммы из Баку, Свердловска, Сталинграда, Ленинграда. Страна делилась радостью победы.
Салют Москвы слышен был в далёких уголках Советского Союза.
Он призывал к новым победам на фронте и в тылу,-

М. Макаров. Бойцам славных дивизий

Мощь

советского

оружия

Еще одна радостная и знаменательная победа Красной Армии.
Таганрог освобождён от немецких захватчиков!
Новая успешная боевая операция, осуществленная нашими войсками, еще раз продемонстрировала перед всем миром мощь советского ору
жия, высокое мастерство генералов и офицеров Красной Армии, отвагу наших воинов. В этот день народы
Советского Союза и всё передовое человечество обращают свои мысли
и чувства к героям—освободителям исстрадавшегося города. Я думаю о величии и растущем могуществе советской военной техники. Рождён
ная сталинской заботой и вниманием, она возмужала, окрепла за время великой отечественной войны и ста
ла страшной для врага. Не устояли перед техникой и мастерством Красной Армия бронированные укрепле
ния немцев, воздвигавшиеся яа протяжении почти двух лет вокруг Таганрога. Вместе с вражескими ДОТ ами разгромлена Таганрогская группировка врага, уничтожены крупные узлы сопротивления, осво
бождены из неволи десятки тысяч советских людей.
Победа Красной Армии вдохновляет советский народ на новые героические дела, на новые усилия, направленные к окончательно
му разгрому гитлеровской орды. И вместе со всем нашим народом будем стремиться к дальнейшему прогрессу во имя победы и мы, конструкторы вооружения.
Красная Армия. Родина могут быть спокойны: советские воины получат всё, что им понадобится и сколько им понадобится для уничтожения немецко-фашистских за
хватчиков и достижения полной победы над врагом.
Б. Шпитальный,
Герой Социалистического Труда.
Указ Президиума Верховного Совета СССР
О награждении орденом Красной Звезды Ташкентского Краснознаменного пехотного училища имени В. И. Ленина
В ознаменование 25 годовщины Ташкентского Краснознамённого пехотного училища имени В. И. Ленина за выдающиеся успехи в подготовке командных кадров Красной Армии и непосредственное участие в боях за родину — наградить училище орденом Красной Звезды.
Председатель Президиума Верховного Совета С()СР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Москва, Кремль, 35 августа 1943 г. А. ГОРКИН.
Орёл... Белгород... Харьков... Таганрог...
Всё это последнее время с огромной радостью мы следили за тем, как развёртываются события на фронтах. Сердца наши наполнялись гордостью за доблестных бойцов и офицеров Красной Армии. И гор
дость эта сочеталась одновременно с радостным удовлетворением: во всех победах есть доля и нашего труда. б
Мы точно не знаем, на какой участок широкого фронта наступления идут снаряды, изготовленные на
шим заводом. Но с уверенностью можно сказать, что не один десяток «Тигров» в эти летние месяцы под
бит изделиями, сделанными нашим коллективом.
В короткий срок заводу поручили освоить новую продукцию. Я ра
ботал тогда начальником одного из
основных цехов. Помню, как ночи и дни проводили мы у станков, за чертежными столами, стремясь как можно лучше и быстрее запустить в массовое производство этот тип снаряда.
Теперь, когда по потоку движутся нескончаемые партии грозного оружия, чувство радости и гордости ох
ватывает нас. Когда немцы пытались начать наступление на Орлов
ском направлении, в цехах у нас говорили:
— Это нашими «гостинцами» перемалывают теперь «Тигров» и «Фердинандов».
И всё это время мы работали крепко. Разрешите сегодня рапорто
вать вам трудовым салютом, бойцы наших славных дивизий — Харь
ковских, Орловских, Белгородских, Таганрогских. С апреля наш завод держит первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании. Вот уже четыре месяца нам присужда
ют переходящее Красное Знамя ЦК ВКП(б). В августе, делом отвечая на победы Красной Армии, мы вы
полнили увеличенный месячный план на 115 процентов.
Ежедневно из заводских ворот выезжают грузовики с партиями наших снарядов. От удара этих снаря
дов разлетаются хвалёные немецкие танки, летят на воздух бетонированные ДОТ’ы. Энергия тыла и геро
изм фронта принесут лам скорую и желанную победу.
Д. Панов, дважды орденоносец, начальник производства Н-ского завода.

Митинг участников салюта

О награждении орденами и медалями офицерского
и вольнонаемного состава Ташкентского
Краснознаменного пехотного училища имени В. И. Ленина
В связи с 25-летней годовщиной Ташкентского Краснознамённого пе
хотного училища имени В. И. Ленина и за заслуги в.области под
готовки командных кадров Красной Армии наградить:
ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ 1. Полковника Ильянцева Никифора
Алексеевича. 2. Подполковника Колдасова Михаи
ла Васильевича. 3. Капитана Тимофеева Григория Петровича.
ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА
1. Подполковника административной
службы Карпова Александра Кузьмича.
2. Старшего лейтенанта Черкасова
Виктора Михайловича. 3 Капитана Шириненко Константина Григорьевича.
МЕДАЛЬЮ
«ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ
1. Капитана Гавеля Антона Максимовича.
2. Лейтенанта Дунаева Владимира Васильевича.
МЕДАЛЬЮ
«ЗА ТРУДОВОЕ ОТЛИЧИЕ1. Шагаидулина Шагияна.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30. (Спец. корр. ТАСС). Только что отгремел орудийный салют в честь взятия Таганрога и полного освобождения Ростовской области от немец
ких оккупантов. На площадке около ещё не остывших орудий собрался
митинг. Артиллеристы приветствуют
отважных воинов таганрогских ди- ви-зий, чьим победам в этот вечер советская столица — Москва салютовала от имени родины.
На импровизированную трибуну поднимается сержант Власенко:
— Снова радость наполнила наши сердца, — говорит он, — освобож

Сегодня в Ростовской области

Разговор по телефону с Ростовом-на-Дону
Таганрог наш! Ростовская область освобождена от немецких захватчиков! Весть об этой новой победе советских войск с радостью встречена всем советским народом.
Редакция «Вечерней Москвы» связалась сегодня утром по телефону с Ростовским обкомом ВКП(б). Наш корреспондент попросил ответить на несколько вопросов.
дён город Таганрог. Очищена от гитлеровских мерзавцев Ростовская об
ласть. Красная Армия под водительством великого Сталина с честью выполняет свою священную миссию, освобождает нашу землю от немец
ких захватчиков. Так отдадим же все свои силы, всё своё боевое мастерство на окончательный разгром фашистских банд.
На трибуну один за другим поднимаются бойцы и офицеры. В их по-военному кратких речах звучит уверенность в силе советского оружия, готовность итти в решитель
ный бой с фашистскими ордами за освобождение своей отчизны.

Снова наш!

Вчера радио известило о новой победе нашей героической Красной Армии. Таганрог снова наш! Сколь
ко волнующих чувств охватывает меня при воспоминании о моём род
ном городе, с его очаровательными улицами, бесконечными аллеями с белой акацией.
Я вспоминаю музыкальное училище, гимназию, где я учился, ту са
мую, где учился Антон Павлович Чехов, его дом, в советское время превращённый в музей Чехова, изу
мительный Таганрогский городской сад, посаженный Петром Великим, и самый памятник Негру работы
Антокольского — чудо, сокровище, мировой скульптуры.
•3а годы советской власти город вырос, покрылся асфальтом. В Та
ганроге появился водопровод, город слал промышленным центром с заводами, фабриками, и в то же время Таганрог всегда оставался тихим, уютным полукурортным городком, утопающим в чудесных садах.
Варвары, не пощадившие ни Орла, ни Белгорода, ни Харькова, не пощадили и Таганрога. Но час рас
платы придёт! Мы отомстим нм за
всё. За поруганную нашу землю, за искалеченные города, за изуродованные памятники искусства.
Государственный хор им. Пятпицкого должен выехать на-днях в большую поездку по южным областям Советского Союза. Наш кол
лектив горит желанием посетить также и освобождённый Таганрог, жители которого еще в мирное вре
мя не раз просили нас приехать. И мы приедем. Мы принесем своим соотечественникам. испытавшим ужас фашистской неволи, замечательные песни нашей родины, дорогие и близкие сердцу каждого русского человека.
Лауреат Сталинской премии композитор
В. Захаров.
РЕДАКЦИЯ: Как встретили ростовчане сообщение о взятии Таган
рога и полном освобождении от немцев всей области?
РОСТОВ: Наш город ликует. Когда радио донесло слова приказа Верховного Главнокомандующего
Маршала Советского Союза товарища Сталина о новой блестящей победе
Красной Армии, радости .ростовчан не было предела. Тысячи жителей города собрались у репродукторов на улицах и площадях. Вместе с москвичами мы слушали, как столица нашей Родины салютовала до
блестным войскам. Повсюду дарит небывалый под’ём. Город украшен Красными флагами. На предприятиях и стройках состоялись многолюдные митинги. Рабочие возрождён
ных заводов ш фабрик Ростова, строители, занятые на восстановительных работах, также решили отсалютовать самоотверженным стахановским трудом освободителям род
ной области. Повсеместно приняты новые социалистические обязатель
ства. Так. колхозники, занятые на строительных работах рервого строительного участка, единодушно отказались от отдыха и решили про
должать работу, пока не будет за
кончена стройка. Втрое превышать установленную норму обязались рабочие железнодорожного депо.
Сообщения о всенародном ликовании поступают из казачьих станиц Дона, из всех других городов. Трудящиеся Ростовской области по
сылают слова, пламенно го привета н любви товарищу Сталину, доблестным войскам Южного фронта.
РЕДАКЦИЯ: Какая помощь оказывается Таганрогу?
РОСТОВ: Вчера днём в освобождённый город из Ростова отправле
но продовольствие — мука, сахар, рис,-, печеный хлеб, сухари и т. д. Выехали руководители таганрогских организаций, представители
обкома ВКП(б) и облисполкома. Они помогут восстановлению нормальной жизни в городе. В Таганрог на
правлены также врачи, медицинские сестры, необходимые медикаменты.
Сейчас известно, что прекрасный зелёный советский город в резуль
тате -22-месячного хозяйничанья гитлеров-ских разбойников представляет страшную картину разруше
ния. Но город будет восстановлен. Сейчас в Ростове проходит пленум обкома ВКП(б), который обсуждает зоцрос о задачах областной партийной организации в связи с по
становлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в райо
нах, освобождённых от немецки оккупантов».
РЕДАКЦИЯ: Какие другие наиболее важные события из жизни об
ласти отмечает сегодня ваша областная газета?
РОСТОВ: Газета «Молот» печатает сообщения об успешном ходе уборки урожая и озимого сева * области. Завтра у нас, как и во всей стране, начинается учебный год в школах. Школы .отремонтированы. Восстановлено оборудование. Вчера закончилось городское совещание школьных работников. Из Москвы мы получили большую партию тетрадей и учебников.
РЕДАКЦИЯ: Что можно передать москвичам?
РОСТОВ: Жители освобождённой Ростовской области, казаки я казач
ки Дона передают братский привет трудящимся столицы нашей Родины — Москвы. Ростовская область, пол
ностью очищенная от гитлеровских бандитов, восстановит свою промышленность, сельское хозяйство, культурные учреждения. Трудящие
ся области не покладая рук будут работать для великого дела победы над врагом.
Указ Президиума Верховного Совета СССР О награждении 35-й Краснознаменной Сибирской
стрелковой дивизии орденом Красной Звезды
В ознаменование 25-й годовщины 35-й Краснознамённой Сибирской стрелковой дивизии за выдающиеся успехи в боевой и политической под.
готовке и непосредственное участие в боях за Родину — наградить З5-ю Краснознамённую Сибирскую стрелковую дивизию орденом Красной Звезды.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН. Москва, Кремль. 30 августа 1943 г.
Орденом Красной Звезды — капитан Г. Г. Бугайцов, старшина Н. Г. Красный. майор Г. Д. Мурзин и другие, всего — 8 человек;
Орденом «Знак Почета» — 2 человека.
(ТАСС).
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Москва, Кремль, 30 августа 1943 Г. А. ГОРКИН.
Рисунок художника Дени.
НАШИ войска с ожесточёнными
боями приближались к Таганрогу. Этот город немцы превратили
в свой важнейший узел обороны. Он имел особое значение для противника. С центром Донбасса Таган
рог соединяет железная дорога, от побережья Азовского моря на север идёт разветвлённая сеть шоссейных дорог. Из Таганрога немцы от
правляли эшелоны с горючим и
продовольствием, отсюда же шли в Германию богатства, награбленные оккупантами в Донбассе и Приазовье. Не удивительно, что, удер
живая в обоих руках более 22 месяцев таганрогский плацдарм, немцы укрепили его по последнему слову техники. Но все эти укрепления яе
спасли немцев. В результате блестящей операции город Таганрог был взят нашими войсками. Красное знамя онова взвилось на,^ одним из прекраснейших портовых го
родов нашего юга. Об этом пишет в статье «Победа на юге» военный корреспондент «Правды» М. Шур.
НА ПЛОЩАДИ у памятника Та
раса Григорьевича Шевченко собрались на митинг тысячи жите
лей Харькова. чтобы отблагодарить
Красную Армию, великого Сталина ва освобождение второй столицы Советской Украины от немецко-фашистских оккупантов. Среди участников митинга — лучшие представители украинской интеллигенции: поэты Тычина, Рыльский, Бажан, а&адеышц Булахов ский, писатель
Довженко, народные артисты СССР. Литвиненко-Вольгемут, Козловский,
народный артист Украинской ССР Паторжинский, заслуженные дея
тели искусств Украинской ССР Петрицкий, Козицкий. Бурными рукоплесканиями, радостными возгласа
ми встречает площадь появление яа трибуне Никиты Сергеевича Хрущева, Маршала Советского Сегед гов. Жукова, генерала армии тов. Конева, тт. Гречухш, Коротченхо. На
трибуне руководители Советской Украины, представители партийных и еоветоких организаций Харькова,
украинской интеллигенции, рабочих . заводов, командиры Красной Армии. На митинге, открытом секрета
рем Харьковского горкома КП(б)У тов. Нуриевым. выступили: команду
ющий Степным фронтом генерал армии тов. Конев, командир 89-й Гвардейшсой Белгородско-Харьков
ской стрелковой дивизии гвардия полковник товарищ Серюгин, про
фессор А. В Терещенко, инженер завода «Серп и молот» тов. Борзый, секретарь ЦК КП(б)У тов. Хрущев, встреченный возгласами «ура» и долго несмолннющнми аплодисмен
тами. От имени участников митинга заслуженный деятель искусств тов. Прохоров зачитывает письмо товарищу Сталину. Приветствие принимается единогласно. Гремят «Интернационал». С большим подымем принимает митинг приветствен
ное письмо бойцам—освободителям Харькова. На митинге присутствовало свыше 25.000 человек.
На улицах и площадях Москвы в момент салюта в честь доблестных войск, освободивших Ростовскую область и город Таганрог от немецких захватчиков. Фото А. ГАРАНИНА и Л. СМИРНОВА.
-

О награждении орденами и медалями офицерского и вольнонаемного состава Краснознаменного Военного Факультета имени В. И. Ленина Государственного
Института Физической Культуры имени Сталина
Награждение орденами офицерского и сержантского состава 35 Краснознаменной Сибирской стрелковой дивизии
В связи с 25-летней годовщиной 35 Краснознаменной Сибирской стрелковой дивизии и за успехи в боевой и политической подготовке Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены: