СЕНТЯБРЯ 1943 Г.
СРЕДА
№ 206 (5954)
Цена 20 коп.

ПРИКАЗ

Верховного Главнокомандующего

Генералу армии СОКОЛОВСКОМУ
Войска Западного фронта на днях прорвали сильно укрепленную полосу обороны противника и, развивая наступление на Смоленском направлении, вчера 30 августа овладели оперативно-важным, крупным
узлом дорог и важнейшим опорным, пунктом обороны Смоленского направления — городом Ельня.
В боях под городом Ельня отличились гвардейцы-танкисты генерал-майора Бурдейного, войска генерал-лейтенанта Гордова, генералмайора Крылова, генерал-лейтенанта Трубникова, летчики маршала авиации Голованова и генерал-лейтенанта авиации Громова.
В ознаменование победы, одержанной нашими войсками под городом Ельня, 29 гвардейской краснознаменной стрелковой дивизии, 76 стрелко
вой дивизии, 25 гвардейской танковой бригаде, 26 гвардейской танковой бригаде, 23 гвардейской отдельной танковой бригаде и 119 отдельному танковому полку, отличившимся в боях под городом Ельня, присвоить наименование „Ельненских и впредь их именовать:
29 гвардейская Краснознаменная Ельненская стрелковая дивизия; 76 Ельненская стрелковая дивизия;
25 гвардейская Ельненская танковая бригада; 26 гвардейская Ельненская танковая бригада;
23 гвардейская Ельненская отдельная танковая бригада; 119 Ельненский отдельный танковый полк.
От имени Родины наша столица Москва сегодня, 31 августа в 19 часов будет салютовать нашим доблестным войскам, одержавшим победу под городом Ельня — двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий
За отличные боевые действия и умение маневрировать об‘являю о благодарность всем руководимым Вами войскам, участвующим в опе
рациях на Смоленском направлении. Особенно отмечаю умелые действия:
29-й гвардейской Краснознаменной Ельненской стрелковой дивизии генерал-майора Стученко,
76-й Ельненской стрелковой дивизии полковника Бабаян,
25- й гвардейской Ельненской танковой бригады полковника Шевченко, 26- й гвардейской Ельненской танковой бригады полковника Нестерова, 23-й гвардейской Ельненской отдельной танковой бригады полковника Калинина,
119-го Ельненского отдельного танкового полка подполковника Лосика,
63-й стрелковой дивизии полковника Ласкина.
Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и честь нашей Родины.
Смерть немецким захватчикам.

Верховный Главнокомандующий

31 августа 1943 г. Маршал Советского Союза И. СТАЛИН.
гор
Поздравляю офицерский, сержантский, рядовой и вольно-наемный состав первого Гвардейского Краснознаменного минометно-артиллерийского учи
лища имени Красина с 25-й годовщиной и желаю новых успехов в деле подготовки высококвалифи
Народный Комиссар Обороны
Маршал Советского Союза И. СТАЛИН. Маршалу Советского Союза товарищу СТАЛИНУ
ОТ ТРУДЯЩИХСЯ ГОРОДА ХАРЬКОВА
Дорогой Иосиф Виссарионович!
От имени трудящихся свободного советлого Харькова обращаемся к Вам с искренним словом привета и любви. Красная Арш освободила Харьков. Вс-е народы Со
ветского Союза во главе с великим рус
ла народом освобождают начну Украину. С 23 августа 1943 года над второй стоящей Украины снова гордо реет солнечное знамя Ленина—Сталина, знамя побе
га Красной птицей летит оно на запад. Его ждёт вся Украина, ждёт Киев и Львов.
Спасибо Вам, дорогой Маршал, за нашу свободу, за счастье детей, за жизнь! Изуродованный, обескровленный, разрушен
ный, сожженный город Харьков заявляег
Вал, дорогой отец, что о® жив. Волю в лизни вдохпула в него советская власть, биыпевистская партия. Никогда на про
тяжении долгих месяцев гитлеровской неволи яе теряли »ы светлой надежды.
Ми боролись, памятуя Ваши огненные шва: «Украина была и будет советской!»
Спасибо Вам, дорогой учитель!
Пусть расскажут люди, как счастливо Кы жили до нападения немецких банди
тов. Мирно цвела наша воссоединенная
украинская советская земля. Красовались г^ш * айвы, росла индустрия, цвела
наука и искусство, рождались в счастье в здоровье дети.
Да будет проклят немец и его потомство за чудовищные разрушения! Пусть падёт ненависть наша и наших детей на безум
ную голову фашиста! Смерть собачьим душам — немецким оккупантам!
Горько и больно вспоминать всё перенесенное горе и унижения, какие пережили харьковчане. Увечья и смерть, смерть и увечья — вот что принесли нам немцы!
Бигле на всем земном шаре нет таких зверей, таких дикарей, таких гадов, каких не превзошли бы немцы-людоеды.
Горе наше и наших детей, горе всех советских семей, временно очутившихся под немецким сапогом, взывает к мести! Трупы украинских людей из своих страш
ных могил взывают в возмездию! Пусть гршунгий международный суд пред’явит Германии и наш счёт за разрушения прекрасного Харькова!
Дорогой Иосиф Виссарионович! Осиянная солнцем Сталинской Конституции, свободная среди свободных, равная среди ран
ных, счастливая среди счастливых наяна Украина — неот’емлеиая составная часть Великого Союза Советских Социалистиче
ских Республик росла и богатела, создавав ла высокую культуру мира и прогресса.
Мы верим, что под Вашим мудрым водительством вернется счастливое довоенное время. Наше счастье будет глубоким, как море, широким, как наши запорожские -степи, высоким, как солнпе на небе.
Родной наш отеи!
Мечтая о будущем счастье, мы не забываем и войну. Врат еше пьёт кровь на
ших людей. Не жалея ничего в мире, мы будем работать для скорейшего разгрома врага.
Кошмарная ночь немецкого рабства, которая висела над городом, окончилась. Настал радостный советский день. Мы все приступаем к работе. Наша цель — победа! Наш девиз — Сталин!
Да здравствтет Красная Армия — наша сила и любовь, наша гордость и слана, наша освободительница!
Да здравствует наша Советская Родина! Да здравствуют наши народы-братья!
Пусть растёт и цветёт великий украинский надюд!
Да здравствует победа!
Великому Маршалу товарищу Сталину—
отпу побед всенародная слава!
1 Гвардейскому Краснознаменному минометно-артиллерийскому училищу имени Красина
цированных офицерских кадров для Гвардейских минометных частей.
(Принято 30 августа на общегородском митинге трудящихся города Харько
ва, на котором присутствовало более 25.000 человек).
Москва, Кремль

ПРИКАЗ

Верховного Главнокомандующего

Генералу армии РОКОССОВСКОМУ
Войска Центрального фронта, прорвав сильно укрепленную полосу обороны противника в районе Севск, стремительным наступлением 30 августа овладели городами Глухов и Рыльск и вступили в Северную Украину.
В боях за освобождение городов Севск, Глухов и Рыльск от немецких захватчиков отличились гвардейцы-танкисты генерал-лейте
нанта танковых войск Корчагина, танкисты генерал-майора Рудченко, войска генерал-лейтенанта Черняховского, генерал-лейтенанта Батова,
генерал-лейтенанта танковых войск Богданова и летчики генераллейтенанта авиации Руденко.
В ознаменование одержанной победы дивизиям, танковым и артиллерийским соединениям, наиболее отличившимся в боях под Глуховом, Рыльском и Севском, присвоить наименования:
„Глуховских“:
70-й гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии; 226-й стрелковой дивизии; 23-й танковой бригаде;
1-й гвардейской артиллерийской дивизии. „Рыльских“:
121-й стрелковой дивизии; 112-й стрелковой дивизии. „Севских“:
69- й Краснознаменной стрелковой дивизии; 60-й стрелковой дивизии; 103-й танковой бригаде;
43-й механизированной бригаде;
255 отдельному танковому полку;
68 пушечной артиллерийской бригаде;
100-й Краснознаменной артиллерийской бригаде большой мощности и впредь эти соединения именовать:
70- я гвардейская Краснознаменная Глуховская стрелковая дивизия; 226 Глуховская стрелковая дивизия; 23-я Глуховская танковая бригада;
1-я гвардейская Глуховская артиллерийская дивизия; 121-я Рыльская стрелковая дивизия;
112-я Рыльская стрелковая дивизия;
69-я Краснознаменная Севская стрелковая дивизия; 60-я Севская стрелковая дивизия; 103 Севская танковая бригада;
43-я Севская механизированная бригада;
255-й Севский отдельный танковый полк;
68-я Севская пушечная артиллерийская бригада;
100-я Краснознаменная Севская артиллерийская бригада большой мощности.
От имени Родины наша столица Москва сегодня—31 августа в 20 час. 30 мин. салютует нашим доблестным войскам, освободившим города: Глухов, Рыльск и Севск,— двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий.
За отличные боевые действия и умение маневрировать об являю благодарность всем руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях под Севском, Глуховом и Рыльском, и в первую очередь:
70-й гвардейской Краснознаменной Глуховской стрелковой дивизии полковника Гусева;
226-й Глуховской стрелковой дивизии полковника Петренко;
1-й гвардейской Глуховской артиллерийской дивизии генерал-майора артиллерии Година;
23-й Глуховской танковой бригаде полковника Демидова; 121 Рыльской стрелковой дивизии генерал-майора Ладыгина; 112 Рыльской стрелковой дивизии полковника Гладкова;
69-й Краснознаменной Севской стрелковой дивизии полковника Кузовкова;
60-й Севской стрелковой дивизии полковника Богоявленского; 103-й Севской танковой бригаде подполковника Халаева;
43-й Севской механизированной бригаде генерал-майора Баринова; 255-му Севскому отдельному танковому полку подполковника Мухина;
68-й Севской пушечной артиллерийской бригаде полковника Васильева;
100-й Краснознаменной Севской артиллерийской бригаде большой мощности полковника Кузнецова;
6 й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Онуприенко; 322-й стрелковой дивизии полковника Лащенко;
150-й отдельной танковой бригаде подполковника Угрюмова;
1178-му истребительному противотанковому артиллерийскому полку полковника Пегова,
и летчикам авиасоединений генерал-майора авиации Денисова, генерал-майора авиации Антошина, генерал-майора авиации Каравацкого, полковника Комарова и полковника Бугелева.
Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.
Смерть немецким захватчикам.
Верховный Главнокомандующий
31 августа 1943 г. Маршал Советского Союза И. СТАЛИН