Вчера в Москве. На улице Горького в момент салюта в честь доблестных советских войск, освободивших город Ельню. Фото А. ГАРАНИНА.

От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 31 августа

На-днях войска Западного фронта перешли в наступление на Смоленском направлении и, прорвав сильно укреплённую оборону противника протяжени
ем по фронту более 50 километров, продвинулись вперёд от 15 до 30 километров. Вчера, 30 августа, наши войска овладели важным опорным пунктом
обороны Смоленского направления — городом ЕЛЬНЯ. Нашими войсками за 4 дня боёв занято свыше 170
населённых пунктов, в том числе железнодорожные станции ТЕРЕНИНО, КОРОБЕЦ, ЖЕГЛОВКА, КАЛО
ШИНО, ДОРОГОБУЖ (Северный), и укреплённые пункты БЕЛЫЙ ХОЛМ. МИТИШКИНО, ЮШКОВО, БЫВАЛКИ, ПЛОВЕЦ, ЖАБЬЕ. КАМЕНЕЦ, КОШЕЛЕ- ВО, ВАРАКСИНА, ПОРУБАНЬ. УВАРОВА и районный центр САФОНОВО.
На-днях войска Центрального фронта также прорвали сильно укреплённую оборонительную полосу противника в районе СЕВСКА протяжением по фрон
ту 100 километров и, стремительно развивая наступление, продвинулись вперёд до 60 километров, вступив в пределы Северной Украины. Вчера нашими войсками заняты города ГЛУХОВ и РЫЛЬСК. За 5 дней боёв наши войска освободили от немецких захватчиков свыше 200 населённых пунктов, в том чи
сле районный центр Сумской области ЧЕРВОННОЕ, районный центр Курской области КРУПЕЦ, железнодорожные станции ХОЛМОВКА, ЭСМАНЬ, КЛЕВЕНЬ.
Войска Южного фронта заканчивают ликвидацию окружённых частей противника в районе Таганрога.
Наши войска, наступающие западнее и юго-западнее ХАРЬКОВА, снова продвинулись вперёд и заняли несколько населённых пунктов.
В течение 30 августа наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 96 немецких, танков. В воз
душных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 44 самолёта противника.
На-днях войска Западного фронта перешли в наступление и в резуль
тате ожесточенных боев прорвали оборону противника протяжением по фронту более 50 километров. Разви
вая успех, наши войска подошли к новому оборонительному рубежу немцев, оборудованному по реке Утра. Решительным ударом наши пе
хотные, танковые и артиллерийские части сломили сопротивление немцев я овладели важнейшим опор
ным пунктом обороны Смоленского направления — городом Ельня. За несколько дней боёв освобождено от немецких оккупантов свыше 170 населённых пунктов. Противник понёс огромные потери. Только сегодня за день боёв уничтожено не менее 5.000 немецких солдат и офице
ров, 56 танков, 60 орудий н более 200 автомашин. Захвачены большие трофеи н пленные. Наступление наших войск продолжается.
Наша авиация активно поддерживает наступление наземных войск. Советские лётчики сегодня в воз
душных боях сбили 37 немецких самолётов.
На Центральном фронте наши войска, прорвав сильно укреплён
ную оборону противника в районе Севска, продолжали успешное наступление. Вчера наши войска за
няли города Глухов и Рыльск и вступили в Северную Украину. За пять дней боёв занято свыше 200 населённых пунктов Сумской и Курской областей. Отступая под ударами советских войск, противник не
сет большие потери. Только частями Н-ского соединения, действующими юго-западнее Севска, в течение дня уничтожено свыше 3.000 немецких солдат и офицеров, подбито и сож
жено 28 танков и 7 самоходных орудий противника. Захвачено у немцев 8 исправных танков, 26 по
левых и 4 самоходных орудия и несколько складов с боеприпасами а военным имуществом. Взято в плен 800 немецких солдат и офицеров.
На Южном фронте наши войска ликвидируют остатки разгромленной Таганрогской группировки против
ника. Бойцы Н-ского соединения заняли несколько населённых пунктов и уничтожили до полка немецкой пехоты. Захвачены большие
трофеи, в числе которых много орудий я автомашин. На другом участке советские кавалеристы стреми
тельно атаковали большую колонну немецкой пехоты и автомашин, пы
тавшихся вырваться из окружения. В результате боя гитлеровцы были в большей своей части уничтожены, а остальные взяты в плен. Автомашины противника с военными грузами захвачены нашими подразделениями.
В Азовском море наши катера потопили две самоходных баржи, ка
тер и захвалили тральщик, я катер противника вместе с их экипажами.
Западнее Харькова части Н-ского соединения продолжали наступление и заняли несколько населённых пунктов. Уничтожено до ба
тальона гитлеровцев, сожжено и подбито 7 немецких танков и 2 самоходных орудия.
Юго-западнее Харькова противник, опираясь на заранее подгото
вленный оборонительный рубеж, оказывает упорное сопротивление нашим наступающим войскам. В первой половине дня бойцы Н-ской части отбили несколько вражеских контратак. Измотав немцев, наши бойцы контрударом опрокинули противника, продвинулись вперёд и овладели шестью населёнными пунктами. В боях за эти пункты ист
реблено 600 гитлеровцев. Захвачены 2 бронемашины, 8 орудий, 39 пуле
мётов и склад боеприпасов. Взяты пленные.
На Ленинградском фропте наши снайперы истребили до 200 солдат и офицеров противника. Огнём артиллерии уничтожено 8 орудий и Е миномётных батареи противника, разрушено 42 ДЗОТ’а и 6 наблюдательных пунктов.
Наша авиация прямыми попаданиями бомб взорвала два железно
дорожных воинских эшелона и склад боеприпасов противника.
Партизанский отряд, действующий в одном из районов Киевской обла
сти, внезапно напал на немецкий гарнизон, расположенный в районном центре. В коротком и ожесточённом бою противник был раз
громлен. Немногие оставшиеся в живых немецкие солдаты разбежа
лись. Партизаны уничтожили 14 автомашин, 30 тягачей и сожгли склад противника с горючим. Через несколько дней отряд разгромил в другом селе еще один гарнизон про
тивника. Партизаны захватили я роздали населению 200 центнеров зерна и много скота, отобранного немцами у крестьян.
Германское информационное бюро передало 30 августа одно за другим следующие сообщения: «После то
го. как были разрушены все объекты военного значения, город Таганрог эвакуирован германскими войсками в порядке эластичной оборо
ны...> «В ходе проведения подготовлявшихся в течение продолжительного времени мероприятий по уко
рочению линии фронта, прошлой ночью германскими- войсками по плану эвакуирован город Таганрог».
Весь этот бред как нельзя лучше свидетельствует о замешательстве гитлеровцев, потерявших голову от неудач на советско-германском фрон
те. До самого последнего времени немецкие войска не помышляли об уходе из Таганрога. Напротив, они с каждым днём все более совершен
ствовали здесь свою оборону. Сме
лый маневр частей Красной Армии, в результате которого была окружена и разгромлена Таганрогская группировка немецких войск, был проведен настолько быстро, что про
тивник ничего не успел вывезти. Техника и военные материалы немцев, сосредоточенные на этом участке, уничтожаются либо захваты
ваются нашими войсками. Немецкие войска, очутившиеся в кольце наших войск, действительно хотели улизнуть. Но немцам, зажатым в этом районе в тиски, некуда боль
ше передвигаться даже в порядке
«эластичной обороны», т. е. некуда бежать. Красная Армия все теснее сжимает кольцо окружения и- уничтожает остатки разгромленной Таганрогской группировки противника.
Гитлеровцы продолжают сочинять сказки об «эластичной обороне». Однако никто уже не верит этой неуклюжей и грубой лжи битых гитлеровцев.

О присвоении воинских званий офицерскому составу Красной Армии

Постановление Совета Народных Комиссаров
Союза ССР
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
Присвоить нижепоименованным лицам воинские звания, установленные У казом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1940 года:
Звание ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА ТАНКОВЫХ ВОЙСК
Бурдейному Алексею Семеновичу
Рудченко Григорию Сергеевичу.
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР И. СТАЛИН. Управляющий Делами Совнаркома СССР
Я. ЧАДАЕВ.
Москва, Кремль. 31 августа 1943 г.
МОСКВА САЛЮТУЕТ ДОБЛЕСТНЫМ ВОЙСКАМ, ОСВОБОДИВШИМ
ЕЛЬНЮ, ГЛУХОВ, РЫЛЬСК
И СЕВСК
По приказу Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина вчера, 31 августа, Москва салютовала от имени Родины доблестным войскам,
одержавшим победу под городом Ельня.
В 19 часов грянул первый артиллерийский залп из 124 орудий. Салют продолжался 3 минуты. 12 артиллерийских залпов были произведены с интервалами в 15 секунд.
В 20 час. 30 мин. Москва салютовала доблестным войскам, освободившим города Глухов, Рыльс-и и Севск. Из 124 орудий были произ
ведены 12 артиллерийских залпов с интервалами в 15 секунд. В небо взвились сотни ракет.
Салюты столицы транслировались по радио. Вместе с Москвой их слушала вся страна.
(ТАСС).

Указ Президиума Верховного Совета СССР

О награждении члена-корреспондента Академии наук СССР Бычкова Ивана Афанасьевича орденом

Трудового Красного Знамени

За выдающиеся заслуги в области археологии, славянорусской палеографии и библиотечного дела, в связи с 85-летием со дня рождения, наградить орденом Трудового Красного Знамени
Бычкова Ивана Афанасьевича,
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 30 августа 1943 г.

О награждении 1 Гвардейского Краснознаменного

минометно-артиллерийского училища имени Красина

орденом Красной Звезды

В ознаменование 25 годовщины 1 Гвардейского Краснознамённого артиллерийского училища имени Красина, переформированного впослед
ствии в артиллерийско-миномётное училище, за выдающиеся успехи в подготовке офицерских кадров для Гвардейских миномётных частей и боевые заслуги перед Родиной наградить —
1-е Гвардейское Краснознамённое миномётно-артиллерийское училище имени Красина орденом Красной Звезды.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН.

Награждение офицерского и вольнонаемного состава 1 Гвардейского Краснознаменного минометно

артиллерийского училища имени Красина

В ознаменование 25 годовщины 1 Гвардейского Краснознаменного ми. номелшо-артнллерийсжого училища имеин Красина, за выдающиеся успехе в подготовке офицерских кад
ров для Гвардейских минометных частей я боевые заслуги перед Родвгной Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены:
Орденом Красной Звезды — гвардии подполковник К. И. Безруков,
гвардии полковник Н. П. Гордейко, гвардии подполковник В. М. Лукомский, гвардии майор Д. Г. Шевченко и другие, всего — 10 человек;
Орденом «Знак Почета» — 8 человек;
Медалью «За трудовую доблесть— 2 человека;
Медалью «За трудовое отличие»— 1 человек.
(ТАСС).

Сегодня

в Ельне

Сегодня утром корреспондент «Вечерней Москвы» беседовал по телефону с секретарем Смоленского обкома ВКП(б) тов. Романовым.
— С восторгом трудящиеся освобожденных районов Смоленщины услышали весть,—говорит тов. Романов, — что доблестные всйска Западного фронта, развивая наступ
ление на Смоленском направлении, заняли город Ельню.
Первые сведения, которыми располагает обком ВКП(б), свидетель
ствуют о бесчеловечных злодеяниях немцев в этом городе. Немецкие изверги расстреливали стариков, женщин, детей.
О жутких фантах немецних зверств сообщают жители. Одного партизана гитлеровцы живьем сожгли на костре. На большаке в сторону Рославля, Спас-Деменска, Вязь
мы стояли виселицы. Вешали людей и в других районах города.
А что они сделали с городом! В Ельне было свыше 800 домов, а сейчас сохранились лишь деревянные здания на окраинах.
Красная Армия прорвала укрепления, созданные немцами у Ельни. Город снова стал советским.
Вместе с передовыми частями Красной Армии в Ельню прибыли руководители местных организаций. Уже начали работать райком ВКП(б) и райисполком. В Ельне сейчас на
ходятся представители Смоленского областного комитета партии и обл
исполкома. В освобождённый город, иуда понемногу начали собираться жители, ютившиеся в землянках,
прятавшиеся в лесу, направлено продовольствие, медикаменты, одежда, обувь и т. д.
Партия и правительство, весь народ помогают восстановлению освобожденных от врага районов и городов Смоленщины, Будет восстановлен и город Ельня.
На заводах заканчивали почетную вахту в честь освобождения Таганрога. Каждый час приносил фронтовым и стахановским бригадам новый успех, каждую минуту рождались в цехах снаряды, мины, бомбы, которым суждено завтра в на
ступательных боях уничтожать немецкую технику и живую силу врага.
И вдруг снова над городом из всех репродукторов прозвучал торжественный голос диктора:
— Приказ Верховного Главнокомандующего...
В это время утренняя смена еще не закончила работы, а вечерняя готовилась стать к станкам.
— Ельня взята! — разнеслась весть по цехам. — Слушайте сегод
ня салют в честь наших славных Ельненскнх дивизий.
В четвертом механическом цехе завода «Динамо» им. Кирова токарь Игнаткина с особенной радостью узнала об этом.
— Ельня — мой родной город,— сказала она подругам.
И уже в цехах и бригадах становились на вахту в честь освобо
дителей старинного русского города Ельни. И эту вахту передавали своим товарищам, пришедшим на работу вечером.
Вскоре новая радостная весть разнеслась по корпусам московских за
водов. Наши войска, перешедшие в наступление на севере Украины, за
няли города Глухов, Севск и Рыльск.
Двойная радость наполнила сердца москвичей. Два салюта слышали они в этот теплый августовский вечер. И, горя желанием вдвойне и втройне повысить выпуск продук
ции, достойно ответить на победы наших войск, они работали напряженно и самоотверженно.
Сегодня к утру уроженка города Ельни токарь тов. .Игнаткина выра
ботала 200 процентов нормы вместо 120 обычных.
Сталевар этого же завода тов. Лопухин выдал ночью три плавки
вместо двух. Литейщик Макаренко за первые три часа вечерней смены закончил задание.
Большинство московских предприятий досрочно окончило выполне
ние августовского ‘плана. Заводы «Красный пролетарий», »м. Влади
мира Ильича, 2-й ГПЗ, «Фрезер»,
«Стальмост», «Красный блок» и Карбюраторный дали стране и фронту немало продукции сверх плана.
В обеденные перерывы люди собирались на митинги. Речи их были короткими, но в нцх было стремле
ние достойно ответить на победы наших войск.
...На заводе «Станкоконструкцияу большой карты,, выставленной в главном пролете, толпится народ. Утром вышел специальный номер
заводской стенгазеты «За красное знамя». Он рассказывал о том, как бригадир фронтовой бригады токарей тов. Слепушкин, много раз вы
ходивший победителем соревнования на лучшего рабочего, став на стаха
новскую вахту, дал 350 процентов нормы. Газета сообщала о победе знатного строгальщика тов. Сахарова и многих друтих.
Московские заводы салютовали воинам, идущим вперед по Украине и Смоленщине, стахановским трудом.
Прошлая декада на этом заводе была отмечена высокой производительностью труда. В честь освобож
дения Таганрога стахановцы вегалн на вахту. Вчера десятки бригад решили отметить новые победы Крас
ной Армии. Глуховские, ельнинские, севскив вахты несли в эту ночь передовые стахановцы. В цехе, которым руководит тов. Чаун, была соз
дана новая брпгада. В нее вошли только те рабочие, которые в тече
ние прошлой декады давали самую высокую производительность труда. Среди них—фрезеровщица тов. Торжуткина, недавно награжденная ме
далью, автоматчица-орденоносец тов. Трофимова, шлифовщица тов. Заха
рова, револьверщица тов. Якимюк. Во главе бригады стал старый мастер тов. Шумилин.
Эта бригада показала высокую производительность труда. Тов. Захарова должна изготовлять одну де
таль в 4 34 минуты. В эту ночь она снимала со своего станка каждые две минуты готовую деталь.
Стахановка тов. Трофимова обычно обслуживает три станка. Теперь она перешла на шесть станков. За
смену Трофимова дала в четыре раза больше продукции, чем предусмотрено нормой.
Как прошла ночная смена, рассказал нашему сотруднику начальник одного из основных цехов оборонного предприятия столицы тов. Захаров:
— Трудно передать, с каким подъемом трудились стахановцы. Извес
тия о замечательных победах на многих фронтах всколыхнули новую волну энтузиазма. Мы выполнили августовскую программу на 115 про
центов. В ответ на замечательные победы берем обязательство—увели
ченный сентябрьский план выпуска снарядов закончить досрочно.
Сегодня ночью стахановцы этого цеха значительно перекрыли зада
ние, полученное на смену. Старый кадровик тов. Трофимов выполняет несколько операций на обработке снарядов. Вместо 6 снарядов он дал 21. Токарь старый кадровик тов. Черкасова за ночь выполнила норму трех токарей. Значительно выше нормы дала снарядов и молодая производственница тов. Романова.
С передовых предприятий столицы продолжают поступать сведения о значительном перевыполнении плана по выпусну оборонной продукции. Первый день сентября завод, где директором тов. Ядров, начал в строгом ритме. Все стахановцы в цехах значительно перевыполняют норму. Хорошо работает коллектив завода «Красный блок», высокую производительность труда да
ют рабочие и работницы завода имени Владимира Ильича. Они кля
нутся как можно больше выпустить грозных снарядов для наступающей Красной Армии.
Ельня, Глухов, Таганрог — города-предвестники победы! Вам салютуют труженики столицы.

Наш рапорт фронту

С волнением мы узнали: города Таганрог, Ельня, Севск, Глухов и Рыльск освобождены от немецких оккупантов.
Радостно сознавать, что в этом успехе доблестных советских вои
нов есть и скромная доля участия нас, работников тыла.
В дни летнего наступления Красной Армии наше предприятие по
лучило правительственное задание: освоить высококачественные твердые сплавы.
Нет слов, много было трудностей. До войны всякие открытия, осо
бенно в качественной металлургии, считались большими событиями. ’В нынешнее время технические усовершенствования стали органиче
ской необходимостью. Мы призваны служить фронту. Поэтому наши хи
мики и металлурги подчинили свою волю и энергию поставленной запаче. Нужные сплавы были найде
ны. Они уже прошли экзамен. На-днях на совещании в наркомате новые сплав г,[ получили высокую оценку наших потребителей — двух машиностроительных заводов столицы.
Теперь стоит другая задача — производить этих сплавов столько, сколько потребуется.
В этом отношении уже достигнуты определенные успехи. В августе комбинат работал по суточному графику, 27 числа была досрочно завершена месячная программа. Предприятие выпустило немало
сверхплановой продукции, ибо ежедневно перекрывало суточное задание на 15—20 процентов.
На новые славные победы Красной Армии коллектив предприятия отвечает новыми творческими дерзаниями, упорным производительным трудом.
А. Андрюшин, директор ордена Трудового Крас
ного Знамени Комбината таврдых сплавов.

В эти вечерние

часы...

Радостные вести о новых победах Красной Армии встречены нашим народом с великим энтузиазмом. Этн глубокие, идущие от самого сардца чувства вызваны любовью к ро
дине и гневной ненавистью к врагу. Я о особым волнением пережи
вал вечерние часы, когда Москва двумя салютами славила героев Ельни и героев Севска, Глухова
Рыльска. В этот день вспоминаются боевые вылеты цо направлению к
Ельне, которая была ещё тогда, у немцев. Мне приходилось бомбить скопление войск противника. Это
был важнейший опорный пункт гитлеровцев на пути к Смоленску,
Нам, лётчикам, которые вели своя боевые машину далеко в тыл врага, особенно радостно ощущать велико
лепные победы наземных войск Красной Армии, наступающих на западе и на юге, освобождающих го
рода и сёла Украины. Советски* л&тчпки, взаимодействуя с нашей пехотой, танковыми и артиллерийскими частями, будут ещё активнее помогать пм в славном продвижении вперед.
Гвардии капитан
Б. Тихомолов,
Герой Советского Союза.
Рисунок художника Д. МООР.

Письмо населения города Харькова

к красным воинам-освободителям

Бойцам, офицерам и генералам 89 гвардейской Белгородско-Харьковской стрелковой дивизии;
252 Харьковской стрелковой дивизии;
84 Харьковской стрелковой дивизии;
299 Харьковской стрелковой дивизии;
116 Харьковской стрелковой дивизии;
375 Харьковской стрелковой дивизии;
183 Харьковской стрелковой дивизии;
15 гвардейской Харьковской стрелковой дивизии;
28 гвардейской Харьковёкой стрелковой дивизии;
93 гвардейской Харьковской стрелковой дивизии.
Ваша кровь освятила землю нашего родного Харькова. Ваши са
моотверженные подвиги вернули нам свободу, жизнь и честь.
Слава вам, орлам советской земли. Слава вам, наши освободители н защитники.
В ваших сердцах—любовь к родному народу и ненависть к врагу.
В ваших рука1 — грозное и могу
щественное оружие. Солнце победы озаряет сталь ваших штыков, дула ваших орудий, броню ваших танков, крылья ваших самолётов. Освобож
дение нашего Харькова — второй столицы Украины — светлая и ве
ликая победа в венце тех побед,
которыми лето 1943 года увенчало оружие советских воинов. Под стенами Белгорода, на крутых берегах Донца, на полях Сумщины, в харьковских лесах нашли себе от вашего оружия гибель сотни •Тысяч немецких палачей, более 2 тысяч тан
ков, около 3 тысяч немецких самолётов.
Вы хорошо ведете счет мести немецким палачам. Пусть реками сво
ей черной кроВп отплатят они за кровь замученных ими советских людей, за руины нашего города, за пепелища паших сел.
В истории человечества не было палачей более жестоких, чем гитлеровцы. Это они сожгли наш прекрасный город, это они его ограби
ли, вывезли в свою Германию все, что могли: заводское оборудование и трамвайные провода, мебель из квартир, ценности музеев и игруш
ки детей. Они замучили тысячи харьковчан — расстреляли, повеср
ли, сгноили в застенках гестапо. Юношей и девушек, женщин и мужчин довили они, отрывали от род
ных мест и угоняли в Германию на каторжные работы. Они издевались над ними на каждом шагу, веля себя о ними, как со своими рабами.
Но палачи просчитались. Харьков был, есть и всегда будет городож свободолюбивого, гордого и неустрашимого украинского народа. Никогда в самые страшные минуты гитлеровского террора он не становился городом бессловесных рабов. Никогда ни в каких реках крови ж гасла у нао ненависть к поработителям. Никогда не угасала в на
светлая вера в ваш приход, наш родные герои.
В летописи Харькова вечно будя спять дата 23 августа 1943 года — день вашей славной победы, дел освобождения Харькова, день воз
вращения нашей радости, свободы и жизни.
Нет таких слов, которыми можно было бы высказать всю глубину нашей радости, любовь и благодарность вам, нашим славным витязям
Мы своей повседневной помощью вам, заботой и лаской, самоотверженной работой постараемся отпла
тить вам. В измученном, изможденном теле харьковчанина горит дух борца за дальнейшее освобождение всей Украины? всей нашей Родины от немецкой неволи.
Мы беремся за работу. Мы отдалим все свои силы в помощь Кр&о-
ной Армии. Мы ничего не пожалеем для дета окончательного разгрома озверевших фашистских орд. Харьков начинает жить и строить, тво
рить. Харьков, как раненый в бое воин, залечивает раны и становится в ряды борцов за свободу народа, за независимость нашей Родины, 8а честь своей земли.
Под водительством партии большевиков, под водительством велико
го Сталина мы идем вперед на 88- пал, вперед к окончательному нашему торжеству над немецких
зверьрм!
Слава вам. красные вошш-освобелители.
Вечная память и честь тому, кто смертью героя пал в борьбе за нашу волю и жизнь.
Слава советским народам-побезителям.
Великому вождю, победоносному полководцу нашему Иосифу Сталину слава.
Принято на общегородском митинге, посвященном освобождению города Харькова от немецко-фашистских оккупантов, 30 августа 1943 г.

Слава

героям!

Каждый рал, когда я приезжаю в Москву, меня встречает всё новая и новая радость. Нет предела моей любви к этому городу человеческой славы и народной мудрости:
О, Москва моя! Вечно живая
заря,
Ты живешь, сердцу вдохновены даря.
Да, Москва вдохновляет нас, окрыляет нашу душу, поднимает нас на цершины науки, С.прогреоса, куль
туры. Она внушает нам добрые и благородные чувства, присущие великому русскому народу,
Чей разум свободный, как море,
глубок В бессмертном сиянии
пушкинских строк.
В эти днп я впервые слышал в столице нашей родины пушечные салюты в честь освободителей городов Таганрога, Ельни, Севска, Глухова и Рыльска. В громе этих пушек я чувствовал гордость и радость народа-победителя, его призыв к новым подвигам во славу нашего отечества. Моя радость усиливалась ещё тем, что в семье доблестных освободителей Таганрога героически сражалась и 416-я Азер
байджанская стрелковая дивизия. Счастлив поэт,- видевший на своём веку исторические подвиги своего родного народа!
Недавно я прочёл в «Красной Звезде», что славный сын азербайд
жанской земли Аждаров Гуссейн первым водрузил красное знамя над освобождённым Орлом. И сего
дня в Москве я закончил новую балладу под названном «Орёл над Орлом» — во славу моего земляка и соотечественника Ажоарова. На
деюсь, что скоро прочтут эту балладу русские читатели в русском переводе.
Привет от солнечного Азербайджана освободителям земли советской от немецких людоедов!
В стальных рядах, товарищи,
вперёд!
Отчизны честь на подвиги зовет, Мы прав своих не отдадим врагу, Тому порукой храбрый наш
народ. Цвети и пой советская земля
Под звёздами родимого Кремля!
Самед Вургун,
лауреат Сталинской премии.

Радость побед