Выдающийся полководец

СЕГОДНЯ исполнилось 90 лет со
дня рождения Алексея Алексеевича Брусилова, одного из выдаю
щихся полководцев старой русской аршн, с именем которого связаны
блестящие победы наших войск в Кировой войне 1914—1918 годов.
А. А. Брусилов родился на Кавказе в семье генерала. Ещё ребен
ком он остался круглым сиротой и был взят на воопитание родствен
никами, у которых и провёл своё детство. 14 лет оп был определён в пажеский корпус в Петербурге. Во время учёбы Брусилов обнаружил большую склонность к военным наукам. В 1872 году юн окончил кор
пус и начал оною службу в армии
офицером. Брусилов пошёл не в гвардию, куда обычно определялись пажи, а в Тверской драгунский нож, стоявший в Закавказье. В этом попсу он прослужил офицером
десять лет и провёл всю войну 1877 — 78 гг. на Кавказском фронте
Долголетняя служба в полку дала Брусилову знание строевой службы, полковых порядков, наконец, — что самое главное, — он хорошо изу
чи русского солдата, полюбил и оленил его.
В начале 80-х годов Брусилов был командировав в офицерскую кавалерийскую школу в Петербурге. Окончив школу, он остался в ней к не вернулся в полк. Дальнейшая военная служба Брусилова на много лет связана с к ав а лори йоко й школой где он был помощником начальника.
Брусилов — кавалерист. Он воспитал офпцерокие кавалерийские вд^ы русской армии. Крупнейший знаток кавалерии,
Брусилов, однако, не учил
ся в Академия генерал ь- аого штаба. Отсутствие академической подготовки и успешно возместил упорпых трудам по изучению работ военных специали
стов. В течение многих пег Брусилов настойчиво готовил себя к войне, к руководству крупным войсковым соединением. Честноегь, трудолюбие, блестя, щее знание службы были оценены.
Брусилов назначается начальником 2-й гвардейкой кавалерийской дивипин. Командирами полков этой дивизии были генералы — представители пе
тербургской знати, люди со связями.
В 1908 году Брусилов получает назначение коман
диром 14-го армейского корпуса. На случай войны с Германией он намечается командующим 2-й армией.
Это выдвижение Брусилова -не результат протекции, а вполне заслужено им.
Брусилов всегда был сторонником строгой Ъисщи.тины. в которой он видел основу боеспособно
сти армии, но он настойчиво и решительно изгонял «зуботычину». Когда один из офицеров его корпуса ударил солдата, Брусилов .из
дал приказ: «Предписываю принять па будущее к -строгому руководству, по я не допущу кулачной рас
правы в войсках вверенного мне корпуса и не могу её оправдать ни в коем случае».
На посту командира корпуса Брусилов проявил себя ирекраеным во
спитателем войск. Он готовил их к войне настойчиво и терпеливо, яв
ляясь примером для офицерского состава. Особенное значение он при
давал тактической подготовке офидерав и солдат. В системе воспита
ния и тактической подготовки войск Брусилов являлся сторонником наступательной тактики, суворовских принципов военного искус
ства. Б разговорах с солдатами и’ офицерами он прививал им мысль об активных наступательных тенднциях, о частной инициативе бойцов и офицеров в бою. В приказе 1911 года о-н требует в тактической подготовке «проводить исклю
чительно наступательные тенден
ции, как наиболее обеспечивающие успех». Во время атаки он рекомен
дует большими силами ударить во
фланг противнику, «обходя его». Большую заботу проявлял Брусилов
о рядовом составе. Он неукоснителью требовал, чтобы солдат был хорошо одет и накормлен.
Перед войной Брусилов назначается помощником командующего войванн Варшавского военного округа. Но честный русский генерал пришел не ко двору немецкой пар
ка, и его скоро убирают, так как
во начальник — Скалой — бьгл «немец до мозга костей». Германское влияние в Варшаве находило
К 90-летию
со дня рождения А. А. Брусилова
свою опору при дворе в ближайшем окружении императрицы.
Брусилов ждал войну в 1915 году, но она разразилась на год раньше. Расчёты Брусилова основывались на том, чпо Германия не даст России закончить военную подготовку к 1917 году «и поспе
шит начать войну». В германском империализме и пруссачестве он видел врагов «моей родины и моего народа».
Началась мировая война, развязанная германскими империалистами. Брусилов был назначен коман
дующим 8-й армией, действовавшей на Юго-Западном фронте. На войне полностью развернулся талант Бру
силова как полководца. Армия под командованием Брусилова одерживала успехи. Австрийско-немецкие
войска были разбиты в августе 1914 г. Русские войска заняли Галицию. Успехи русских войск про
дев Австрии и успехи Брусилова, войска которого заняли Львов, — одна из причин поражения немцев на Марке. Успехи русского оружия в Галиции спасли Францию от разгрома. В этом — заслуга Брусилова.
Брусилов, как мы уже указывали, был сторонником наступательных действий, активных методов боевых
62 ГОДА
В БИБЛИОТЕКЕ
Научная общественность и дирекция Государственной ор
дена Трудового Красного Знамени публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина отмечает 85-летие старейшего библиотекаря, крупнейшего науч
ного работника, члена-норреслондента Академии наук СССР И. А. Бычкова, заведу
ющего рукописным отделом библиотеки. Сегодня Указом Президиума Верховного Совета СССР он награжден орденом Трудового Красного Знамени.
62 года непрерывно работает Иван Афанасьевич на по
сту заведующего рукописным отделом. Он является крупнейшим специалистом в обла
сти древнерусских рукописей.
Его перу принадлежит свыше 100 научных работ.
Под руководством И. А. Бычкова ведутся работы по изданию писем и документов Петра I. Этот труд был начат еще отцом Ивана Афанасьевича — видным русским исто
риком, директором Публичной библиотеки академиком Бычковым.
Несмотря на свой преклонный возраст, замечательный
ученый-патриот, крупнейший знаток славянских рукописей, продолжает неутомимо работать.
ЛЕНИНГРАД 1.
(По телефону. Наш корр.).

Индийские газеты

о наступлении Красной Армии

ДЕЛИ, 28. (ТАСС). Индийская печать широко комментирует насту
пленив Красной Армии. Газета «Хиндустан стандард»,’ касаясь ос
вобождения Харькова от немецкофашистских захватчиков, пишет: «Героическая оборона и освобожде
ние Сталинграда, а также взятие Харькова представляют собой па
мятную главу в военной истории Советского Союза. Бесчисленные дру
зья и поклонники этой республики твердо верят в то, что эти события
являются прелюдией к еще большим достижениям».
По мнению газеты «Бомбей кроникл», занятие Харькова представ
ляет собой победу, которая должна праздноваться не только в России, но также и во всем лагере Об’едп
ненных наций. После Сталинграда и Туниса это — самый сильный удар, который когда-либо наносился Гит
леру. «Успех этой победы, — пишет газета, — огромен с точки зрения тактической, стратегической и моральной».

Пессимизм и отчаяние охватывают немцев

Причитания гитлеровского главаря Лея
Сегодня в школах столицы начался новый учебный год. На снимке: первый день занятий в 1-м классе «В» Школы ,М 635 Свердловского района. В первом ряду (слева направо): Юлия Фетисова н Лия Косенко. В центре — преподавательница Е. Коренева проводит урок русского языка.

Фото Л. СМИРНОВА. Дети пришли в школу

Первый урок
все лучшие традиции старой русской армии, но и в огромной степени их обогатила.
90-летие со дня рождения выдающегося русского полководца А. А. Брусилова мы отмечаем в дни оже
сточённой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Красная Ар
мия, глубоко впитавшая в себя и умножившая боевые традиции русского оружия, наносит врагу удар за ударом, приближая час окончательного разгрома гитлеровских оккупантов.
Проф. А. Сидоров.
Дети пришли в школу под впечатлением светлого чувства радости. Таганрог, Ельня, Рыльск, Глухов, Севск. Как радостно бились сердца детей, как веныхивали шиза, когда вечернее небо Москвы сверкало и грохотало в победных салютах. Нет, мно
гое забудется в жизни, но эти дни не забудутся никогда. Они вошли в душу ребёнка, эти яркие, овеянные всеобщим волнением и радостью дни, полные также маленьких и го
рячих хлопот, приготовлений к первым урокам, к встрече со школой.
А вот и школа. Сбор учеников назначен на 8.30 утра. Но ребята пришли раньше. В 8 часов на площадке перед зданием: 529-й муж
ской школы Кировского района со
брались родители и ученики. Они знакомятся друг с другом, с нетер
пением ожидая, когда им разрешат войти в помещение.
И школа, и дети выглядят сегодня особенно празднично. В больших, с-ветлых классах много воз
духа, солнца и цветов. При школе отличная библиотека и читальня, оборудованы военный н методический кабинеты.
Директор Елена Александровна Золотова и педагоги знакомятся с ребятами. Военный руководитель лейтенант-фронтовик Петр Федоро
вич Канунников выстраивает ребят. Мальчики хорошо понимают и исполняют команду, отлично равняются, маршируют. Даже малыши, при
тихшие и серьёзные, старательно равняются один на другого.
Первыми входят в школу самые маленькие — ученики 1-го класса
*) А. Брусилов. «Мои воспоминания»,
стр. 237—238.
действий. Он сам являлся творцом своей военной славы и популярности в армии. Даже отступая от наседавших полчищ врага, армия Брусилова часто контратаковала противника, нанося ему серьёзные потери.
За время войны 8-я армия под командованием Брусилова взяла в плен 312 тыс. солдат, 4.000 офице
ров, 350 орудий и 600 пулемётов. Немногие командующие армиями могут похвалиться таким итогом.
В марте 1916 г. Брусилов, несмотря на. противодействия царицы, был назначен главнокомандующим войсками Юго-Западного фронта.
Под его начальством оказались 4 армии, свыше 500,000 солдат.
В организации летнего наступления 1916 года проявились все блестящие качества этого выдающего
ся полководца. На фронте протяжением в 500 километров он сумел обеспечить момент неожиданности наступления для противника.
рол.реки сложившейся традиции и опыту германской армии Брусилов дал новое решение вопроса
прорыва сильно укреплённого района противника. Выдвигая свой
план наступления, он ставил на ка-рту весь свой авторитет, так как не встречал поддержки даже со стороны начальника штаба Верхов
ного главнокомандующего генерала М. В. Алексеева. Несмотря на это, он упорно и настойчиво отстаивал намеченный план и сумел не только отстоять его, но и на прак
тике доказать его целесообразность Луцким прорывом и разгромом авопро-немецких армий, в июне—июле 1916 года. Достаточно ознако
миться с подготовкой наступления в 1916 году и с методом руководст
ва войсками во время наступления, чтобы видеть н оценить в лице Брусилова блестящего полководца, строившего свои -планы не только на данных теории, но и на внима
тельном и глубоком изучен ни и обобщении практики войны.
Помимо новых военно-тактических идей, развитых Брусиловым во вре
мя этого наступления, огромное значение имеет тот факт, что он сумел вселить в армию веру в ус
пех русского оружия. Не секрет, что перед наступленйем значитель
ная часть руководящих генералов и среди них командующие фронта
ми Эверт и Куропаткин не верили в способность русской армии к на
ступлению. Своей убеждённостью, настойчивостью, твёрдой верой в солдата и «знанием духа армия Бру
силов сломил эти настроения и завоевал блестящую победу, в ре
зультате которой была окончательно подорвана боевая мощь австрий
ской армии, были разбиты десятки немецких, болгарских и турецких дивизий. Почти полмиллиона пленных и два миллиона убитых и ра
неных солдат и офицеров врага — вот результаты блестящей операции Брусилова, которая началась как наступление на второстепенном фронте. II ес т наступление Бруси
лова не сумело решить исхода всей войны, то в этом не была его вина. Положительные итоги наступления Брусилова были использова
ны союзниками. Победы русской армии сорвали германское наступ
ление на Верден, спасли Италию от разгрома и дали возможность Англии закончить создание сухопутной армии.
В ореоле своей воеиной славы Брусилов встретил Февральскую ре
РАДИОФИКАЦИЯ ОСВОБОЖДЕННЫХ ГОРОДОВ
300 новых
РАДИОУЗЛОВ
Наркомат связи приступил к большим восстановительным работам в городах и районах, освобож
денных от немецких захватчиков. Заместитель наркома тов. Фортушенко сообщил корреспонденту ТАСС:
—После вступления Красной Армии в города, которые были временно оккупированы немцами, нами немед
ленно устанавливаются радиоузлы, чтобы население могло слушать голос родной Москвы и местное вещание. В Орле уже действует вре
менный узел. 6 Харьков послано оборудование для центрального и районного радиоузлов. Они будут обслуживать свыше 15.000 радиоточек. Кроме того, направлено 50 ди
намиков для организации вещания на улицах. В Воронеже - действует трансляционная есть на 3.000 точек, в Сталинграде—4 узла по 500 ватт.
В этом году в ос®обо_жденных городах и районах наркомат уже восстановил около 300 радиоузлов.
во главе со «воей учительницей Анной Васильевной Баясовой. За ними идут ученики 2, 3 и 4-го клас
сов. Спокойно л чётко, соблюдая порядок, ребята входят в свою школу.
Звонок. Первый долгожданный звонок. В коридорах наступает тишина. Первый урок. Он всюду начинается сегодня со знакомства преподавателей с учениками и учеников с новыми правилами поведения.
Вот второй класс «А». Здесь — 35 ученпков-мальчиков. Учитель
ница Людмила Васильевна Кипариеова коротко рассказала о задачах учебного года, о том, как ребята должны держать себя и учиться в условиях ’ великой отечественной войны.
— В прошлом году, г— сказала учительница, — мой класс был лучшим в школе. Он завоевал крас
ное знамя. Все мои ученики были только отличниками. Я думаю, что и в этом году мы с вами завоюем школьное знамя.
Этот призыв учительницы находит горячее и единодушное одобре
ние учеников. Учиться только на «отлично» — в этом они дают слово классной руководительнице.
И так всюду, во всех классах. Ребята сидят на уроках тихо, внимательно слушают преподавателя.
И это не случайно. Учиться на «отлично», быть дисциплинирован
ными, достойными своих отцов, — таково искреннее и горячее желание ребят.
А. Северный,
СТОКГОЛЬМ, 1. (ТАСС). Гитлеровская газета «Ангрифф» опубликовала статью одного из видных главарей гитлеровской банды Лея, полную жалоб на отсутствие у не.мцев стойкости и на распространение в стране панических настроений.
«Сейчас мы, немцы, — пишет Лей, -г- переживаем тяжелые месяцы и недели. Часто наши нервы быва
ют напряжены до крайности». Лей заявляет, что появилось немало нем
цев, которые думают, что «придётся пасть на колени» и что «то там, то здесь призрачные образы политического прошлого пытаются вынырнуть на поверхность».
Что же порождает в Германии подобные настроения недовольства, бесперспективности и отчаяния? Лей отвечает на этот вопрос признанием в том, что главной причиной роста пессимизма в Германии являются поражения, наносимые нынешним летом германской армии на советско-германском фронте. Лей за
являет, что СССГ ввёл в действие значительные людские ресурсы и военную технику, «не дожидаясь зимы
своего надёжного союзника».
Будучи не в состоянии сказать что-либо в утешение немцам, Лей делает смехотворизгю попытку изобразить провал немецкого летнего

Учебный год начался

В школе пахнет свежей краской. Здесь недавно был полный ремонт. Еще вчера снова мылись полы, протирались парты, ученики 4-го класса принесли зеленые растения, что
бы украсить школу , а сегодня все радует мальчиков: цветы в вестибюле и классных комнатах, красные флаги на лестницах и торжествен
ный лозунг «Добро пожаловать!», приветствующий их приход.
Первый звонок.
Учеников колоннами поклассно вводят в школьный зал. Директор 583-й школы Варвара Федоровна Сараева говорит приветственное и напутственное слово. Начинаются уро
ки. Наверху — урок арифметики, в классе налево — география. Учени
ки старательно решают задачи, начинают изучать карту.
Во всех классах, в том числе и в первом, учеников ознакомили с пра
вилами поведения. Как вести себя в школе, на улице, как обратиться к педагогу — всё это новое в текущем учебном году.
На первом уроке дети знакомятся со школой, а педагог Е. М. Ивано
ва — с детьми. Потом Евфросиния Михайловна Иванова спрашивает — у кого папа на фронте? — и ребятишки отвечают.
— Я получил вчера письмо от папы, — говорит Вова Голованов. — Пала пишет, чтобы я учился на «хорошо» и «отлично».
II все первоклассники дают слово учиться на «хорошо» и «отлично», а папе Вовы Голованова написать от 1-го класса коллективное письмо.
Н. Королева.
наступления, развернувшееся наступление советских войск, а также из
гнание войск держав оси с острова Сицилия как «немецкий успех».
АНКАРА, 1. (ТАСС). Турецкая газета «Тюрк Сезю» высмеивает жалкие потуги немецкой пропаганды, стремящейся изобразить как «успехи Германии» те военные пораже
ния, какие она понесла на советскогерманском фронте и на острове Си
цилия. Газета пишет, что успешное наступление Красной Армии и заня
тие войсками союзников Сицилии имеют, кроме военного, и большое политическое значение, так как они вызвали падение Муссолини, разби
ли все надежды немцев на победу и сломили моральный дух населения Германии.
Газета «Ватан» поместила редакционную статью о положении в Германии, написанную на основе фактов, приведенных лицами, прибывшими из Германии, а также в прис
ланных оттуда частных письмах. Жизнь в Германии, говорится в
статье, превратилась в настоящий ад. Немцы страдают от террора эс
эсовцев, от материальных лишений, от воздушных бомбардировок. Нем
цев мучают, в дополнение ко всему этому, мрачные мысли о будущем. Немецкий народ объят ужасом. В стране царит всеобщее недовольство.
Подробности потопления датских судов их экипажами. Арест
лидеров датских профсоюзов
ЛОНДОН, 1. (ТАСС). Как передаёт специальный корреспондент агентства Рейтер в Стокгольме, по сообщению находящихся в Швеции официальных датских лиц, все датские военные корабли, находившиеся ,в порту Копенгагена, были по
топлены их экипажами прежде, чем немцы сумели помешать этому. Ра
но утром 30 августа, как только
стало известно, что командующий германскими войсками в Дании генерал Ганнекен ввёл в стране воен
ное положение, командующий военно-морскими силами Дании пере
дал датским кораблям приказ . выполнить «маневр А» 3». Это означа
ло, что каждый командир имел право действовать по своей собст
венной инициативе. Немедлеино по
сле этого все датские патрульные суда, находившиеся вне копенгаген
ского порта, вышли в море. Все суда, находившиеся в порту, были по
топлены. На суше датские моряки взорвали фактически все склады о боеприпасами и все береговые ук
репления, за исключением порта Миддельфарт. Среди потопленных кораблей находятся броненосец «Педер Скрам» водоизмещением в 3.5 тыс. тонн, 2 эсминца, 4 минонос
ца, 9 подводных лодок и много минных тральщиков и других мелких кораблей.
По словам прибывших в Швецию беженцев, датский король Хри
стиан интернирован в замке Моргенфри под сильной немецкой охраной.
ЛОНДОН, 1. (ТАСС), Агентство Рейтер передает из Стокгольма, что арестованы лидеры датских профсоюзов.
На наших московских детишек С улыбкой гляжу в эти дни.
Под вечер встречают на крышах Хорошие вести они.
Сидят малыши-эабияки
На вышках, откуда видней,
Как в небо взвиваются знаки Весёлых победных огней...
Им кажется гладкой дорога Идущих на запад боёв.
Пусть путают свет Таганрога Со светом смоленских краёв!
Пусть путают! Утром учитель Ребятам пути назовет,
Какими народ-победитель Шагает вперёд и вперёд.
Но дома наверно к любому Сегодня наклонится мать
И скажет: такого же грома На завтра хочу пожелать.
А я ребятишкам сказал бы, Прервав и раздумье и стих,
О том, что вечерние залпы
Звучат первым делом для них.
Александр Жаров.

Е

ЛЬНЯ. С именем этого неболь
шого городка на Смоленщине связаны первые страницы истории великой отечественной войны — страницы доблести, героизма и сла
вы русской армии. Именно здесь, под Ельней, на безлесном кусочно Смоленской земли, советские воины в августе—сентябре 1941 года на
несли потомкам немецких пеов-рыцарей первые поражения, разгромив и потеснив ряд вражеских дивизий». Так начинает свой подроб
ный рассказ о том, как была взята Ельня, военный корреспондент «Правды».
ЕЛЬНЯ освобождена. Почти два го
да здесь пробыли немцы Это были самые мрачные месяцы в истории города. В одной из корреспонденций, на
печатанной в «Известиях», рассказано, как .в Ельне трагически погибла от ру
ки немецких палачей семья педагога городской школы-десятилетки Капитанова. Долгие годы он преподавал ельнинским ребятам историю России. Нем
цы убили его за любовь к родине.
Дом Каиптанова был сожжён, и в огне погибли двое его детей. Жена и свояченица попытались скрыться от преследований, но были настигнуты и повешены.
ТАГАНРОГ. Здесь так же, как в
Ельне, Харькове, других городах, где ступал немецкий сапог, где побывали эти утонченные бандиты, — разрушения, насилия, смерть. До оккупации в городе Таганроге, сооб
щают «Известия», было около 190 тысяч человек, сейчас не осталось и трети. «Поредел городской сад. Нем
цы рубили прекрасные деревья на дрова, на кресты для своих убитых.
А убитых было очень много! Уничтожена загородная роща «Дубки», посаженная еще в петровские времена. Украдены и вывезены ценности из городского музея и библиотеки. Дымят остатки здания технику
ма. Безобразной кучей громоздятся обломки мельницы. Пустыми пере
плетами окон глядят корпуса заво
дов. В одном из них представители фирмы «Юнкере» сняли все двер
ные ручки, вынули все стекла и т д.».
„ПРАВДА», «Известия» и «Крас
ная Звезда» помещают корреспонденции из лагеря первой польской дивизии имени Тадеуша Костюшко. Дивизия уходит на фронт. Растут новые польские ча
сти. В составе первого Польского корпуса уже создана 2-я Польская дивизия. Ей присвоено имя поль
ского полководца и сподвижника Тадеуша Костюшко генерала Яна
Генриха Домбровского. К окончанию учебных маневров и выходу диви
зии им. Тадеуша Костюшко на фронт был приурочен торжественный выпуск офицеров и подофицеров. В глубокой торжественной ти
шине совершался церемониал по
священия в офицеры. Вечером того же дня перед офицерами и подофи
церами с горячей, зажигающей речью выступила председатель Союза польских патриотов Ванда Василевская.
ТАГАНРОГ. Население радостно приветствует части Красной Армии, проходящие по улицам города.
Снимок фотокорреспондента «Красной Звезды, капитана Ф. Левшина (доставлен на самолете летчиком лейтенантом А. Захаровым).
Прием у Народного Комиссара
Иностранных Дел
тов. В. М. Молотова
31 августа у Народного Комиссара Иностранных Дел ..тов. В. М. Молотова состоялся приём по слу
чаю -возвращения в Москву Дипломатического Корпуса.
На приеме присутствовали главы иностранных Посольств и Миссий, а
также тт. А. И. Микоян, А. Я. Вышинский, В. Г. Деганозов, С. А. Лозовский, М. М. Литвинов, А. Е. Корнейчук, А. Д. Крутиков, ответственные ебтрудннки Народного Комиссариата Иностранных Дел, Народных Комиссариатов Обороны п Во
енно-Морского Флота п Народного Комиссариата Внешней Торговли.

Телеграммы из-за границы

Положение в Дании

Московские дети

волюцию. Он был сторонником монархии, но никогда не был карье
ристом, царедворцем. Поэтому о-н ранее других видел неизбежность революции, неизбежность падения царизма. Брусилов находился в весной связи с лидерами буржуа
зии, видевшими в нём достойного кандидата на пост Верховного главнокомандующего вооружёнными си
лами России. Брусилов боялся наступавшей революции. Ему хотелось отсрочить революцию, чтобы она разразилась по окончании войны.
Однако революция произошла, и Временное правительство сделало попытку сохранить старую армию и участие России в войне при помощи Брусилова, используя его ав
торитет и популярность. Но и это не удалось. Старый генералитет был недоволен Брусиловым за его
мягкость и уступчивость Советам. С другой стороны, и авторитета Брусилова было недостаточно, чтобы заставить страну и армию воевать за чуждые интересы. Керенский отстранил Брусилова, ибо хо
тел иметь на посту главковерха диктатора, использующего армию против народа.
Великая Октябрьская социалистическая революция вызвала кризис всего мировоззрения Брусилова. Не
доверчиво и отрицательно относясь вначале к большевикам, он был, однако, большим патриотом, любив
шим родину, и не хотел порвать с народом. Поэтому Брусилов отка
зался эмигрировать, остался в России.
Пережив время колебаний и раздумий, пересмотрев своё мировоззрение, отказавшись от многих кастовых предрассудков, Брусилов стал честным совет
ским патриотом, отдавшим свои огромные и недюжин
ные способности и талант строительству Красной Армии. Брусилов работал ин
спектором кавалерии РККА, а в, дни борьбы с белополяками и Врангелем его голос патриота призывал русских офицеров спло
титься вокруг советской власти для отпора врагу.
Брусилов любил русского солдата и считал его прекрасным воином. «Утверж
даю, — писал он, — что русский солдат — отлич
ный воин и, как только разумные начала войсковой дисциплины и законы, управляющие войсками, бу
дут восстановлены, этот самый солдат вновь окажется на высоте своего во
инского долга, тем более, если он воодушевится по
нятными и дорогими для него лозунгами!»*).
Эта уверенность и оптимизм Брусилова целиком оправдались. Краевая Армия Л1е только сохранила

Хроника

Президиум Верховного Совета СССР назначил тов. Михайлова Константина Александровича Чрез
вычайным и Полномочным Послом СССР в Иране, освободив его от обязанностей Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР в Афганистане.
Президиум Верховного Совета СССР освободил тов. Смирнова Ан
дрея Андреевича от обязанностей Чрезвычайного и Полномочного Пос
ла СССР в Иране, «в связи с его переходом на другую работу.