На Кузнецком металлургическом комбинате имени Сталина.
Фото А. ГАРАНИНА. Заметки главного инженера

На первых уроках

День в школах Железнодорожного района
шая и деятельная подготовка определила это ровное начало.
Никогда в прежние годы шефы школы не проявляли такого горя
чего интереса к первому учебному дню. Сейчас они не только приготовили подарки для первоклассников, но пришли в школу и с волнением встречали учеников. Они хотели опять, какое впечатление производит школа на малышей. В этом году шефы вместе с коллективом школьников и пеаярогов ста
рались сделать помещение как можно более чистым, уютным и нарядным. В этот день побывали на уроках во всех школах района и представители райкома партии, райисполкома, отдела народного образования, райкома комсомола. -
Черев два часа после ко-ниа занятий- директора школ обсуждали в райкоме партия итоги первого спя учебы. Первый день занятий во всех классах нропгёл организован
но. Ученикам был ва.дая нужный тон отношения к школе, поведения на уроках н на пёремочах. Теперь перед педагогами и родителями стоит задача: сохранить топ первого дня на весь учебный год, позаботиться о том, чтобы правила по
ведения стали железным законом для каждого учащегося.
Никогда прежде в школах так заботливо не готовились к приёму новых учеников, как в третий год войны. Эту заботу наши дети должны оправдать примерным поведением и хорошей учебой.
Л. Белецкая.

Итоги первого дня

В городской детской библиотеке

района, 349 и 353 Бауманского района, 47 Фрунзенсного, 602 Тимиря
зевского и другие. Многим школам оказали помощь в подготовке к учебному году шефы — предприятия и учреждения столицы.
Первый день занятий в школах прошёл в обстановке живейшего внимания общественности столицы. Перед началом занятий в шнолы пришли представители райисполкомов, райкомов комсомола и шефст
вующих предприятий. К концу дня во всех районах состоялись совещания учителей и директоров школ.
Прошлую зиму наш завод встретил неподготовленным. Отопительная система главного корпуса была заморожена, крыши и окна неисправны. Все это отражалось на про
изводстве. Между тем летом завод ежемесячно давал продукция 18—20 процентов сверх плана и был отмечен во Всесоюзном социалистическом соревновании.
К наступающему зимнему сезону мы начали подготовку заранее.
В июне был разработан специальный план, осмотрены все цехи, котельные, сделаны необходимые обмеры, выявлены дефекты в отопле
нии. Составили подробную опись ремонта, а весь план конкретизиро
вали с точным указамием сроков окончания работ.
Трудностей встретилось немало. В отделе главного механика завода нет своего ремонтно-строительного цеха, нет кровельщиков, маляров, плотников и т. Д. Для того, чтобы обеспечить ремонтные работы всем необходимым, мы предварительно
нашли в цехах и отделах завода людей, имевших в прошлом строительную специальность. Все они бы
ли направлены в распоряжение главного механика завода. К опытным специалистам прикрепили учеников. Бригаду ремонтников усилили подсобными рабочими.
За лето отремонтировали 2.000 кв. метров кровля, несмотря на то, что на заводе не было ни одного специалиста-кровелыцика. На этом деле отличилась бригада старого кадровика-пенсионера тов. Старико
ва. Вместе со слесарями Грачёвым и Семёновым он сумел организовать кровельные работы, быстро обучил молодых рабочих.
Сейчас полностью закончен и ремонт центральной отопительной системы. Большое участие в этих работах принял тов. Порошин^ инва
лид отечественной войны, недавно вернувшийся на завод. Учепш; тов. Сефии л другие подсобные рабочие быстро освоили профессию ремонт
ников^ и работали самостоятельно. Сейчас мы проверяем состояние всей отопительной системы. Результаты неплохие.
CЛАВНЫМ победам Красной Ар
мии посвящена передовая «Известий». «...Таганрог, Ельня, Глу
хов и Рыльск, — пишет газета, — означают прорыв немецкой оборо
ны на трёх новых участках уже после того, кал; разгромлены Орловская, Белгородская и Харьков
ская системы немецкой обороны. Под ударами Красной Армия трещит и ломается немецкая оборона, гитлеровские захватчики вы
шибаются стремительным натиском советских войск. Западнее Харь
кова и южнее Брянска наши части продолжают планомерно продвигаться с боями вперёд. За попыт
ки сдержать наступательный натиск наших частей немцы расплачиваются тысячами трупов, огром
ными потерями в живой силе и технике. Воины Красной Армии бьют немцев в Приазовье, в Дон
бассе, на Харьковщине, на Сумщине, под Брин оком, на Смоленщине. Удар за ударом обрушивается на опину врага. Победные знамена Таганрогских. Ельненскях, Глуховских, Рылыжих, Севоких дивизий идут вперёд и вперёд».

В

СЕ газеты печатают корреспонденции из освобождённых городов. Евгений Кригер («Известия») пишет, что только на крыльях авиации можно поспеть за военными событиями этого лета. Расска
зывая о стремительности штурма наших войок, он подчеркивает, что катастрофа настигла врага врасплох. На бегу был пойман за го
родом бургомистр, Таганрога. В другом месте цопался его помощник. Не успел даже убежать начальник полиции...

„...

ОТ Глухова недалеко до
железнодорожного узла Конотоп и еше большего узла — Бах
ман. В 1918 году Щорс со своими вогуяцаая этим путём пришёл в
Наши котельные не удовлетворяли по мощности разросшееся за последнее время производство. Поэтому решили спроектировать индивидуальные выносные топки, ко
торые позволят более эффективно использовать в виде топлива дрова и повысить давление пара от 0,7 до 2 атмосфер. Кроме того главный механик тов. Нлешко предложил на котел системы Шухова поставить сухопарник, позволяющий увеличить парос’&м с котла на 25 процентов и иметь устойчивое давление до двух атмосфер. Предложение это было
Приемлемо ещё и потому, что мы могли использовать в качестве су
хопарника имеющийся сварной бак (ресивер).
Но мы ставим перед собой задачу — все зимние месяцы поддерживать в цехах нужную температуру. Этоглавное условие нормальной работы предприятия зимой. Чтобы обеспечить ремонт производственных помещений, мы привлекли старого заводского столяр а-пенсионера тов.
Климова. К нему также были прикреплены неквалифицированные ра
бочие. Вместе с ними тов. Климов отремонтировал окна, рамы, двери. Сейчас осталось только застеклить некоторые проёмы.
Мелкие работы по утеплению цеха (ремонт фрамуг, прокладка войлоком отдельных перекрытий) поручены начальникам цехов произвести своими силами. Эти работы уже закончил цех, где начальником тов. Дорохин.
Подготовка завода к зиме не ограничивается только производствен
ными цехами. Мы решили своими силами оборудовать овощехранилище и расширить столовую, использовав для этого подсобные помеще
ния. Сейчас бригада тов. Климова усиленно трудится над оборудованием овощехранилища.
Разумеется, сейчас сделало не всё. Надо ещё много поработать нашим цехам и отделам, чтобы во всеоружии встретить третью военную зиму. С этим делом мы спра
вимся успешно, во-время закончим все намеченные работы.
Д. Каллистратов,
главный инженер завода.
победоносно вступил в Киев, изгнав оттуда немцев. Основной удар тогда был нанесен с севера частя
ми под командованием Миколы Щорса и батьки Боженко, ставших потом народными героями. Именно с севера началось тогда освобожде
ние от немецкой неволи украинской земли. Вот почему радостно бьётся наше сердце от известия о начавшемся освобождении Северной Украины. Это наступление готовит
немецким мерзавцам, пришедшим за лёгким хлебом, ту же участь,
что и их отцам в 1918 году» (из статьи Петро Панча «Путь к освобождению», «Известия»).
ГОРЕ невольниц». Так называет
ся статья Ильи Эренбурга в «Красной Звезде». Он пишет: «Пе
редо мной — десяток открыток. Это — письма украинских девушек, насильно увезенных в Гер
манию. Из Франкфурта, из Берлина, из Кюстрина — из лагерей. Письма адресованы в села Запад
ной Украины. Они прошли через немецкую цензуру. В них многого не окажешь, но в них столько горя, что я не могу их спокойно чи
тать: горькими слезами плачет Ук
раина. Девушку Ярину Р. забрали. На её груди печатный ярлык е но
мером — для дороги. Еще недавно она была Яриной. У нее были мамочка и тетя и друг Она нас. Те
перь она невольница — номер 558271. Полмиллиона украинских девушек уже проследовали в нево
лю. Куда её веэут? Во Франкфуртна-Майне. Там на военном заводе украинские девушки должны из
готовлять снаряды. Может быть один из этих снарядов убьёт Опанаоа...». Газета приводит портрет Ярины Р. с ярлыком и номером. На трёх языках — немецком, русском и украинском — на нем на
писано: этот номер надевать на себя!
В 318-й школе Железнодорожного района этим летом у кого и хо
рошо поработали и Педагоги и учащиеся. Школе вручили переходящее красное знамя района.
— Учиться мы должны только хорошо и отлитато,—говорила в своем вступительном слове на ми
тинге учащихся директор школы Н. С. Исакова.
Ребята тихо входили в помещение школы и с любопытством раз
глядывали просторные коридоры, украшенные иллюстрациями. В пер
вом этаже, где размещены классы младших школьников, новые ученики восхищенно встречали зна
комые персонажи детских сказок и басен. ,
В 318-й школе легко можно об’- ясиять новым ученикам, как нужно работать, чтобы добиться успе
ха. Здесь каждый утолок комнаты, коридора свидетельствует о трудо
любии учеников старших классов и педагогов. Большие работы были осуществлены своими силами.
В классе царило торжественное настроение. И моя;ет быть поэтому девочка, которая писала на доске фразу «Фе.ля и Ваня вдут в шко
лу», написала слово «школа» с большой буквы. Но грамматического правила для того, чтобы оправдать заглавную букву в этом случае, нет, с какой бы любовью ни думала о школе девочка. Ученицы сразу же указали на ошибку, единственную за весь урок.
Во всех классах первый школьный д«н$> проходил организованно, как нормальный день учебы. Боль
Вчера вечером в городском отделе народного образования состоялось
совещание по итогам первого дня занятий в школах. Выступавшие инспектора отметили, что в Совет
ском, Куйбышевском, Красногвардейском, Бауманском, Тимирязев
ском и других районах Москвы женские и мужские школы хорошо подготовились к приёму учащихся
и первый день занятий прошел организованно.
Среди передовых были названы школы №№ 126 и 127 Советского
Большую работу по подготовке к началу занятий в школах провала Центральная городская детская библиотека.
Помещение библиотеки отремонтировано. Сделано веб. чтобы создать для юных читателей уютную, располагающую к занятиям обстановку.
В читальном зале на трёх больших щитах устраивается книжная под
борка на тему: «Начинаем учебный год». В первом разделе «Готовлюсь стать бойцом» выставляется литература по начальной военной подготовке. Вто
ПРОФЕССОР Н. А. Богораз спра
ведливо считается одним из пионеров восстановительной хирургии. Его клиника в Ростове-на-Дону, стя
жала мировую славу сделанными там пластическими операциями. Методы проф. Ботораза получили боль
шое распространение, и сейчас его многочисленные ученики и последователи широко применяют восстано
вительную хирургию в госпиталях и больницах.
Немцы подвергли разрушению клинику учёного в Ростове-на-Дону. Проф. Богораз переехал в Ташкент. Здесь в течение двадцати месяцев он занимался интенсивной научяоиоследовательокой деятельностью и практической хирургией, которой отдач больше 45 лет своей жизни.
Можно привести сотни случаев, когда люди, считавшиеся бепча лож
но больными. возвращались к трудовой деятельности после хирур
гического вмешательства профессора Богораза.
Заслуженный деятель науки РСФСР и УзССР проф. Богораз является автором получившего большое распространение метода сегментарной остеотомии. Сейчас этот метод особенно ценен в. арсенале дру
гих средств воостановнтёличой хирургии.
Вот пример, раскрывающий существо этого метода. Командир Б. был ранен миной в бедро. При этом произошло смещение обломков бедрен
ной кости, и раненая нога приняла дугообразную форму, которую хирурги называют «галифе». Вследствие такого прогиба нога укоротилась да десять сантиметров, и раненый с
рой раздел посвящается истории нашей великой родины и третий — родной классической литературе.
К новому учебному году библиотека значительно пополнила свои фонды.
Приобретено 3.(МЮ новых книг. Теперь библиотека насчитывает свыше 82 тысяч томов. Здесь немало и учебников.
Работники библиотеки обслуживают также около 50 передвижных пунктов, созданных в детских производственных мастерских, школах, при домоуправлениях.
трудом мог передвигаться. Проф. Богораз применил сегментарную остеотомию. Бедренная кость была рассе
чена на косые сегменты, которые под влиянием груза постепенно отошли друг от друга. Благодаря этому кость выпрямилась. Командир перестал хромать.
Более поразительный эффект дало применение этого метода в дру
гом случае. У бойца С. ^вследствие ранения бедра нога укоротилась на 14 ом. и также приняла формул «га
лифе». Это огромное укорочение сильно затрудняло передвижение больного. Рассечение на косые сег
менты повреждённой кости привело к тому, что раненый перестал хромать. Этот случай, по мнению специалистов, является редким в практике подобных операций.
Пластические операции проф. Богораз применял и до войны. В пе
чати об этом достаточно писалось. Пластическая хирургия сейчас получила большое распространение.
После частичной ампутации стопы рана у бойца О. долго не заживала.
Это происходило из-за того, что в месте, где произведена ампутация, не было мягких тканей. Казалось, что единственный путь — вторич
ная ампутация. А это настолько укоротило бы ногу, что раненый вы
нужден был бы носить сложный протез. Проф. Богораз взял стебельчатый лоскут кожи и пересадил его на руку. Примерно через месяц сте
бель кожи хорошо прижился. После этого лоскут кожи перенесли на незаживавшую рану стопы. Пересадка дала нужный результат, ра

В мужской

школе № 110

С раннего утра на улицах можно было встретить шедших группа
ми и в одиночку школьников. Они спешили в свои школы. Многие шли сюда впервые. Первоклассников сопровождали родители.
По-праздшгчному и в то же время строго по-деловому прошел первый день занятий.
Ученики второго, третьего и четвертого классов 110-й школы Красснопресненского района собрались на школьном дворе еще задолго до начала занятий. Несмотря на то, что многие ребята оказались здесь впервые, знакомство состоялось бы
стро. Построившись поклассно, они прошли в зал. Здесь Директор шко
лы И. К. Новиков принимал рапорт. В зале собрались и родители. Тов. Новиков1 обратился к школь
никам с небольшим напутственным словом. Он говорил о предстоящей учебе, о серьезных требованиях школы, о внутреннем распорядке, дисциплине, правилах поведения школьников. 110-я школа стала те
перь мужской. Своими силами мальчики в этом году убирали шко
лу и к учебному году привели ее в нарядный вид. Директор выразил надежду, что вновь пришедшие ре
бята будут поддерживать пор.ядок, тот же нарядный вид, бережно относиться к своей школе, к ее имуществу.
Ребята дружно выразили готовность сделать все, чтобы школа была отличной.
Прозвучал звонок. Возглавляемые преподавателями ученики разошлись по своим светлым, чистым классам.
Но поручению шефов директор школы тов. Новиков лично вручил каждому первокласснику подарок — портфел с вложенными в него букварем, ручкой, карандашом, точилкой. Несколько минут в зале третьего этажа, где собрались новички, среди полной тишпкы раздавалось лишь щелканье портфельных замков. Детские готовы скло
нились над под-арками. А затем взоры вновь обратились к директору
«Торжественная часть» кончается. Родители уходят. Теперь надо про
верить знания ребят и разбить ах на Два параллельных класса. И здесь найдена хорошая, спокойная форма. В то время как преподавательницы первых классов вызы
вают ребят по-трое в соседний класс и экзаменуют их, работник школьной библиотеки и массовик
тов. Шестакова рассказывает детям сказки, показывает школьную биб
лиотеку, демонстрирует книжную витрину для маленьких, учит лю
бить книгу и бережно относиться к ней. В промежутке ребята завтракают. Так, за разговором и сказками проходит первое знакомство.
Полдень. Педагоги незаметно для детей проэкзаменовали их и распределили по классам.
Сегодня уже каждый из них пришел в свой класс.
Б. Горская.
на зажила, и больной обходится без протеза.
В практике проф. Богораза нередки такие операции, как восстанов
ление локтевого или тазобедренного сустава.
В настоящее время проф. Богораз переехал в Москву. Он работает в
одном из столичных госпиталей и руководит клиникой 2-го Московского медицинского института.
Говоря о обоих планах, проф. Богораз отмечает, что наряду с обыч
ными операциями иссстановятель-ного характера он собирается .снова вер
нуться к операциям по пересадке различных органов. Сюда входят пе
ресадка желез эндокринной системы, что необходимо для возобновления приостановившегося роста организма, операции в области половой системы и т. д.
Незадолго до войны был выпущен первый том «Восстановительной хи
рургии» проф. Н. А Богораза. Недопечатанный второй том труда профессора в одной из ростовских типографий был сожжён немцами.
— Сейчас, — сказал. Николай Алексеевич,—я работаю над восста
новлением этого тома. Надеюсь, что мне удастся в недалёком будущем завершить эту «восстановительную операцию» нау’ччо-литературного ха
рактера. К сожалению, безвозвратно погибли иллюстрации, которые, я го
товил в течение многих лет. Клише и оригиналы фотографий сгорели в типографии во время пожара.
Э. Ф.

Пробная топка прошла успешно

ВСЕ РАБОТЫ ПРОВЕДЕНЫ
С ПОМОЩЬЮ ЖИЛЬЦОВ
В осенние погожие дни во дворе можно увидеть многих жильцов с колуном или с пилой в руках.
Инженер Тер-Марторосян, слесарь Лагутин, жена фронтовика Маньковская, домашняя хозяйка Локушонкова и другие вместе с дворниками и истопниками пилят и колют дрова. Благодаря активно
сти жильцов, хозяйскому глазу и инициативе управляющей Белковой
дома ЛёЛа 4 и 6 по Трубниковскому переулку давно уже готовы к зи
ме. Даже почти все дрова (а их завезено около 80 процентов годо
вой нормы) переколоты, высушены,
уложены. На дворе остался лишь небольшой штабель.
Помощь жильцов домоуправлению обеспечила своевременный ремонт. Все делалось здесь своими силами. Жильцы — хозяйственник Ко
валь. инженер Наумов и тот же Тер-Марторосян — заранее точно определили плохо прогреваемые ра
диаторы, установили места, где
отопительные трубы нуждались в починке, составили программу работ в котельных. Нод их наблюдением был выполнен и самый ре
монт. Показательны в этом смысле котельные. Все пять котельных побелены, чисто убраны, металличе
ские части топок начищены до блеска, тщательно выверены манометры, термометры и другие при
боры. Котлы отлично обмурованы, дымоходы и газоходы исправлены.
В главной котельной устроен спе
циальный уголок, где истопники в свободную минуту могут отдохнуть.
Точно так же с _ помощью жильцов отремонтированы крыши.
Недавно взялись за утепление зданий. Лестничные клетки, места общего пользования, чердаки уже полностью утеплены. На-днях в обоих домах была удачно проведена пробная топка.
Вот другой пример умелой подготовки дома к зиме, осуществлен
ной благодаря дружной работе жилъцов-обществеяников и аппара
та домоуправления. В доме № 1-а по улице Чаплыгина население принимает живейшее участие во всех начинаниях управляющего той. Биргера. Профессор Жеребов, например, составил чертежи на пере
оборудование тонки, переводимой на твердое топливо Другой жилец — профессор Квятковский — разработал схему устройства специального люка со двора в котель
ную. По этому люку топливо попадает непосредственно к самым котлам. Теперь истопникам и под
собным рабочим уже не нужно на руках перетаскивать дрова.
Директор Н-ского завода Семенов активно участвует в общественной жизни дома, привлекая население к перевозке дров и т. д. Управля
ющему домом Биргеру с помощью актива жильцов удалось обеспечить котельные дровами на весь отопительный сезон. Сейчас домоуправление устанавливает циркулярную пилу, с помощью которой истоп
никам и дворникам легко будет быстро распилить вЪе дрова. Как и в домах по Трубниковскому пе
реулку, здесь тоже пробная топка, дала прекрасные результаты.
БОЙЦАМ И ОФИЦЕРАМ ГЕРОИЧЕСКИХ
ДИВИЗИИ
«Офицеру Орловской дивизии» — такую надпись читаем мы на аккуратно упакованной посылке. Это одна из многих посылок, какие посылает сей
час Главвоенторг офицерам, сержантам и рядовому составу Орловской, Белгородской, Харьковской и других слав
ных советских дивизий, освободивших многие советские города от немецких оккупантов.
Уже отправлены наборы для Орловских и Белгородских дивизий. В каж
дой посылке книга товарища Сталина «О великой отечественной войне Советского Союза», а также художественная и военная литература.
В посылки вложены также письменно-почтовые принадлежности, предметы туалета, папиросы, носовые платки, воротнички, пуговицы, бритвеппые приборы и т. д.
Сейчас заканчивается комплектование посылок для Харьковских и Карачевских дивизий.
В ЧЕСТЬ СЛАВНЫХ
ПОБЕД
На всех предприятиях треста местной промышленности Кировского района в честь славных побед героической Крас
ной армии — освобождения Таганрога,
Ельни, Рыльска и Глухова — были установлены стахановские вахты. Всюду эти дни отмечены перевыполнени
ем производственных планов. Авгувтовскую программу выпуска товаров широкого потребления выполнило каждое предприятие треста. Досрочно закончена девятимесячная программа. Освоено свыше 90 новых видов товаров.
ВСТРЕЧА НА ВОЕННО-УЧЕБНОМ
ПУНКТЕ
Военно-учебный пункт Первомайского райвоенкомата провёл на-днях встречу бойцов всевобуча со знатным снайпе
рам трижды орденоносцем гвардяк старшим сержантом тов. Калашниковым. На встрече гцшсутствовало свыше 3<Ю бойцов.
Тов. Калашников рассказал о своих боевых делах и о том, как он истребил из снайперской винтовки несколько сот гитлеровцев.
Бойцы задали снайперу много вопросов. Молодёжь интересовалась всеми подробностями искусства меткой стрельбы.
ТРАМВАЙ ВЕДЕТ
БРИГАДА МОЛОДЕЖИ
Вагонные молодежные бригады Е. Киселёвой и М. Ерошиной (Октябрьское депо), работающие на трамвайном поезде линии № 15, завоевали переходящее Красное «Знамя МГК ВЛКСМ.
За последнее время в этом депо создано ещё два комсомольско-молодежных поезда — линий ЛКК» 36 и 46.
Начинает работать молодёжный трамвайный поезд и па линии Л» 24; он бу
дет обслуживаться бригадой Апаковского трамвайного парка.
Всего сейчас по Москве курсирует 18 комсомольско-молодежных поездов. Линию Л- 32 обслуживают полностью молодежно-комсомольские бригады Русаковского депо.
в гостях у школьников
К ученицам 235-й женской школы Дзержинского района столицы после уроков первого дня занятий приехал в
гости лауреат Сталинской премии поэт Сергей Михалков. По просьбе своих юных друзей он прочитал ряд стихо
творений и рассказал о своей работе па фронте.
РОСТ
ВКЛАДОВ
В сберегательных кассах Москворецкого района наблюдается значительный рост вкладов. Только во втором квар
тале вклады увеличились на 1.284.000 рублей, главным образом за счет но
вых вкладчиков. В июле и августе рост сбережений продолжался. К концу августа сберкассы района привлекли новых вкладов почти на 1.<Ю0.(Ю0 рублей.
ЗАБОТА О ДЕТЯХ
ФРОНТОВИКОВ
Столовая при Московском комбинате твёрдых сплавов хорошо наладила обслуживание детей Фронтовиков и стахановцев. Ежедневно 350 детей получа
ют здесь горячие завтраки и обеды. За хорошее качество питания коллектив столовой получил много благодарностей от родителей.
КОМПОЗИТОР
И ПЕДАГОГ
На последнем заседании Высшей аттестационной комиссии рассматривал
ся вопрос о присуждении учёной сте- пени композитору-пскусствоведу. Миха
илу Фабиановнчу Гнесину. В комиссию были представлены материалы о мно
голетней деятельности М. Ф. Гнесина, имеющего 28-летний педагогический и более чем 15-летний стаж научнопрактической работы.
Профессор Гнесин является автором свыше 70 работ (оперных и камерных). Ученик Римского-Корсакова, он, по от
зыву специалистов. следует в своём творчестве лучшим традициям этого великого русского композитора. М. Ф. Гнесин не только талантливый композитор, но и автор ценного курса преподавания композиции. Труды проф. Гнесина, его курсы и отдельные лекции оказали глубокое влияние на работу многих советских музыкантов.
Высшая аттестационная комиссия присудила М. Ф. Гнесину учёную степень доктора искусствоведения без зашиты диссертации.
Выступление академика И. В. Якушкина
Вчера в редакции «Вечерней Москвы» состоялось совещание огородников столицы. Кроме представителей огородных коллективов фа
брик, заводов, учреждений и ннтивидуальных огородников-опытннклв,
на нем присутствовали районные агрономы, председатели огородных комиссий и т. д.
На совещании были обсужлены вопросы организации труда на кол
лективных и индивидуальных огородах, уборки урожая, зимнего хранения, подготовки семенного материала я участков для посева будущего года.
Выступивший в конце соцещання лауреат Сталинской премии’академик И. В. Якушкнн ответил на мно
гочисленные вопросы огородников и поставил перед ними ряд задач, указав конкретные пути получения высоких урожаев.
Академик Якушкин особо, остановился на сроках уборки картофеля.
— Научными наблюдениями установлено, — говорит академик. — что суточный прирост клубней
картофеля достигает в эту пору 20 граммов на куст. Следовательно, надо не торопиться с преждевременной уборкой картофеля на коплен.
тивных и индивидуальных огородах москвичей.
— Мне нажется, — говорит И. В. Якушкнн, — что скорей можно ми
риться о уборной даже во влажную погоду, нежели убрать нартофепь преждевременно.
Меня не-днях спросили: стоит пи выкапывать картофель в вос
кресенье 12 сентября или отложить копку? Я ответил, что, конечно, луч
ше отложить. Ка это мне возразили, что в следующее воскресенье может быть дождь. Но ведь и 19 сентября не последний срок копки картофеля!
Надо до конца использовать огромную массу зеленой ботвы, которая сейчас накапливает на огоро
дах москвичей урожай клубней. Ведь, чем раньше будет остановлена жизнедеятельность растения, т. е. раньше времени срезана ботва, тем меньший урожай будет получен. Ес
ли и могут неожиданно наступить ранние заморозки, то и они не окажут никакого влияния на клубни.
Академик Якушкнн затронул также ряд других вопросов, имев
ших большое значение для сонготовкм огородных участков зосле снятия урожая, для сушки овощей и картофеля, для подготовки семенников и т. д.
В ГОСТЯХ У РАНЕНОГО
ОФИЦЕРА
Москвичи с большой любовью ухаживают за бойцами и офицерами Красной Армии, находящимися на излечении в госпиталях столицы. Наш фотокорреспондент за
снял момент, когда работницы одной из фабрик Ленинского района Моск
вы Аня Киселёва ц Зоя Емельянова преподносят цветы
старшему лейтенан
ту Иосифу Лозу в. раненному осколка
ми мины во время штурма одного на
селённого пункта на Орловском направлении.
Фото
А. СЕРГЕЕВА.

Вчера начался учебный год в 1—4 классах школ Высокая организованность

Как только радио разнесло радостную весть об освобождении доблест
ными частями Красной Армии го
родов Ельни, Глухова, Рыльска и Оевска, комсомолка-стахановка за
вода, где директором тов. Ядров, Клавдия Носкова встала на фронтовую стахановскую вахту. К. Носкова обязалась выполнять произ
водственные задания не ниже чем па 200 процентов. В первый же день она выполнила план на 263 про
цента.
Фото О. ЛАРИЧЕВА.

Завод готовится к зиме

Совещание в горОНО

Операции профессора Н. А. Богораза

Совещание огородников